Лефт.ру __________________________________________________________________________

Антон Баумгартен

Национальные квартиры или воссоединение?

(K 125-летию со дня рождения И. В. Сталина)

«Период контрреволюции в России принес не только "гром и молнию", но и разочарование в движении, неверие в общие силы. Верили в "светлое будущее", - и люди боролись вместе, независимо от национальности: общие вопросы прежде всего! Закралось в душу сомнение, - люди начали расходиться по национальным квартирам: пусть каждый рассчитывает только на себя! "Национальная проблема" прежде всего!»

Так в 1913 г. начинал Сталин свою, ставшую для большевиков классической, брошюру "Марксизм и национальный вопрос". Глубокая тревога за будущее революционного движения в России перед лицом поднявшейся националистической волны пронизывает эту работу с начала до конца. Не обязательно во всем соглашаться с ее выводами. Наш исторический опыт и последующий опыт самого Сталина раскрыли много того, чего нельзя было предугадать на пороге Первой мировой войны. Но нельзя не признать трагической актуальности этих слов Сталина перед лицом пережитой нами советской катастрофы и надвигающейся опасности ее еще более страшных последствий. 

Коммунисты разошлись по национальным квартирам - вот один из итогов гибели СССР и капиталистической реставрации. Как следствие этого начал расти национал-коммунизм. Это новое политическое явление, оно вырастает на иной почве, чем национал-коммунизм 1920х гг. Его еще никто не описал и не изучил. Его даже мало кто заметил. Это неудивительно. Новому национал-коммунизму не нужны манифесты. Вместо манифестов у него есть государственная “независимость”. Он уже национальный в силу этой “независимости”. Настолько национальный, что стал самым пламенным интернационалистом. Давайте присмотримся к этому явлению.

1. Что такое национал-коммунизм сегодня, в странах бывшего СССР?

- Национал-коммунизм в странах бывшего СССР есть идеологическое и организационное течение, которое выступает - на деле, открыто или по умолчанию - против борьбы за воссоединение наших народов как неотъемлемую составную часть борьбы за реставрацию социализма.
- В политическом отношении, национал-коммунизм это оппортунизм, заключающийся в смычке с националистической буржуазией и мелко-буржуазными и пролетарскими слоями идеологически зависимыми от нее. Национал-коммунизм это капитуляция перед волной разнузданной шовинистической пропаганды, которую правящие классы бывших республик СССР обрушили на массы, чтобы вытравить их советский интернационализм, сделать их воссоединение невозможным.
- Социально-психологической основой организованного национал-коммунизма служит не этнический, а бюрократический национализм. Это классовое течение мелкобуржуазного характера.
- В международном плане национал-коммунизм в бывшем СССР неизбежно принимает антироссийскую направленность.

Исторически, основой организованного национал-коммунизма стали национальные обломки КПСС и партноменклатуры, которая нашла себя в роли легальной “оппозиции” внутри буржуазно-демократической системы власти. В контексте новообразованных государств бывшего СССР, легальная означала прежде всего безусловную лояльность государственному суверенитету, своей национальной “независимости”. За 15 лет эта лояльность стала прочной пуповиной, соединяющей партбюрократию с правящим классом своей страны. Национал-коммунизм сжился и сросся со своим государством, со своей нацией. Он стал “своим”, успешно “национализировался”. Его отличительный признак - это благоговейное отношение к национальной “независимости” (от России) - эта несокрушимая скала и символ веры его “интернационализма”.

Его ритуальные проклятия (правда, повторяемые все реже и реже) “преступному Беловежскому сговору” и не менее ритуальные излияния в своей любви к дорогому покойнику – СССР, не должны вводить в заблуждение ни одного сознательного рабочего, ни одного пролетраского интернационалиста.  Национал-коммунизм божится Лениным и Марксом, но молится он на Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Ведь это они, а не Ленин и Сталин, подарили им “независимость”! Национал-коммунисты как с пасхой бегают с “интернационализмом”. Но тайком причащаются Госдепом и НАТО. Ведь это западные империалисты помогают защищать их “независимость” от “русского империализма”. Национал-коммунисты кричат о “классовой борьбе”, а занимаются классовым сотрудничеством, потому что, как писал Сталин, классовая борьба по “национальным квартирам” означает:  "Национальная проблема" прежде всего!

Что такое наши “национальные квартиры”? Это разрубленный на куски мировой реакцией рабочий класс, советский народ. Порубили, освятили нарубленное “суверенитетами”, “парламентами” , “президентами” и “коммунистическими партиями”, покадили расистской, русофобской гарью, выгнули спину перед империалистами и – кушать подано: "Национальная проблема" прежде всего!

Читаю программу КПУ – эталонной партии национал-коммунизма.

Компартия Украины — партия пролетарского, социалистического интернационализма, неотъемлемая составная часть международного коммунистического движения. Интернационализм нашей партии воплощен в ее идеологии, политике, многонациональном составе и равенстве прав коммунистов всех национальностей, в принципах ее организации и деятельности, в сотрудничестве с другими партиями, входящими в СКП—КПСС, в солидарности с коммунистами, сторонниками социализма в других странах.


Чувство безнадежности охватывает с первого абзаца. Знакомый партийный жаргон - гладкий, обтекаемый, склизкий – попробуй, возьми ее за жабры, КПУ эту. Все вроде ясно и в тоже время ничего не ясно. Черт, как известно, в деталях сидит, а деталей-то кот наплакал в программе. Скажем, в чем же конкретно состоит этот “социалистический интернационализм”? Не для компартии Мадагаскара или Бельгии, не в 1849 г. или 1914 г., а на Украине в начале 21 века? Каково конкретное содержание “сотрудничества” КПУ с компартиями СКП—КПСС?
Посмотрим, разъяснится ли это ниже. Поищем конкретного.

Коммунисты выступают против любых проявлений и пропаганды национализма, шовинизма, сионизма и антисемитизма; поддерживают предложение о предоставлении русскому языку, наряду с украинским, статуса государственного.

Почему только “поддерживают”? Почему не требуют? Почему тогда не поддержали Януковича, который обещал дать этот статус русскому? Вот тебе, бабушка, их "интернационализм". Слова, слова, слова... Нет, они не националисты. Тех, настоящих украинских этно-националистов можно уважать.  Они борятся за то, во что истово верят. У них слова с делом не расходятся.  С таким противником приятно иметь дело. Здесь идет правда на правду.  Но как быть с этими - склизкими, обтекаемыми, с неверящими ни во что, кроме своих партийных и парламентских мест? Вот, что пишут "одесские коммунисты" в лице секретаря одесского обкома Александра Парадовского за неделю до “третьего тура”.


Одесские коммунисты убеждены, что оптимальный вариант разрешения политического кризиса в стране - отказ Виктора Януковича от участия 26 декабря в «президентской гонке».

«Если бы Виктор Янукович отказался от предвыборной гонки, коммунисты области и всей Украины начали бы масштабную акцию против Виктора Ющенко. Он бы не сумел набрать 51 % голосов, и по Конституции выборы в Украине были бы признаны несостоявшимися», - подчеркнул Александр Парадовский.

Он также отметил, что в подобной ситуации в течение 90 дней в Украине прошли бы повторные выбора президента, и тогда «у украинского народа появился бы шанс избрать достойного главу государства».

«Сейчас идет война между двумя политическими кланами, лидеров которых интересует не будущее Украины, а то, удастся ли им получить власть», - отметил Парадовский.


Но почему они призывают отказаться от выборов победившего в них Януковича, а не Ющенко? На каком основании этот функционер обанкротившейся партии обещает, что Ющенко не наберет 51% голосов? На кого, кроме самых темных масс, рассчитаны его обещания найти “достойного главу государства” за три месяца, когда они не смогли найти его за 15 лет? Януковича и Ющенко не интересует “будущее Украины”? Какой Украины? Будущее буржуазной Украины их очень даже интересует и видят они его весьма по разному. И если бы одесских национал-коммунистов интересовало социалистическое будущее Украины, они бы под микроскопом рассмотрели различия между ними, чтобы решить, какое из этих буржуазных будущих будет легче превратить в социалистическое. Какое из них оставит просвет, в который можно будет сунуть ногу, а какое наглухо захлопнет для него дверь. Но украинских национал-коммунистов социалистическая Украина интересует только во вторую очередь. “Национальная проблема" прежде всего! И поэтому вместо того, чтобы просунуть ногу (а потом и плечо) в дверь, которую, благодаря острейшим противоречиям внутри национальной бюрократии и буржуазии, а также между империализмом и Россией, открыли для них Янукович с Ющенко – национал-коммунисты помогли захлопнуть ее и запереть на замок! А ведь будь на их месте Коммунистическая партия, и Янукович сейчас бы формировал правительство с коммунистами. И вся ситуация в Евразии начала бы разворачиваться туда, куда ей следует.

Я уже отметил, что национал-коммунисты запирают двери между нами под лозунгами “интернационализма”. Не может быть, скажете вы. Как же это возможно? А очень просто, вот один маленький пример. Корреспондент КПУ  берет интервью  у бельгийского коммуниста, который был свидетелем оранжевого путча в Киеве. Бельгиец этот весьма здравомыслящий человек, советую прочитать его интервью целиком. Вот какой вопрос задает ему украинский коммунист:


Корр.: Мы, коммунисты Украины, говоря о лозунге “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” в первую очередь делаем акцент на необходимости объединения усилий пролетариата Украины и России. Будучи бельгийским коммунистом, не считаете ли Вы, что такой акцент несет в себе отход от принципа пролетарского интернационализма?

Ж.Б.: Вряд ли бельгийский пролетариат спасет вас от Ющенко. Вполне логично, что у пролетариата Украины и России исторически сложились связи, так как было одно государство, один пролетариат, есть организационные и культурные связи между вами. Мы же на практике больше сотрудничаем с немецкими, французскими соседями, с которыми имеем очень много совместных предприятий.



Поразительный вопрос украинца иллюстрирует, что я имею в виду под интернационалистической маской, которую надевает на себя национал-коммунизм, чтобы оправдать свое противодействие любому движению, объективно способствующему объединению рабочих классов Украины и России, как это было в случае с истерической кампании части КПУ против ЕЭП. Я не берусь проникнуть в мистические тайны “принципа пролетарского интернационализма” как его понимает КПУ. Но с полной очевидностью можно сделать вывод, что он не имеет ничего общего с живым чувством интернационализма среди рабочих Украины, которые отвернулись от КПУ. Ни одна национальная компартия бывшего СССР не терпела такого обвального падения между двумя выборами как украинские национал-коммунисты. И этот удар им нанес инстинктивный пролетарский интернационализм рабочего класса Украины!

А вот еще один пример “интернационализма” национал-коммунистов. Письмо мне из Мариуполя.


я понимаю разногласия между нами так: вы за реставрацию СССР, вы Патриоты, Родину любите. А я за Мировую Революцию, у меня нет Родины, мне всё равно украинец ты, или русский, или еврей, или американец, француз, немец, египтянин... Сам я по национальности непонятно кто. Я уважаю чужую точку зрения, взгляды на жизнь других людей. Но! Любит человек Россию, или Украину, или Зимбабве - я отношусь к этому терпимо. Есть же ещё и аборигены на земле, разве они виноваты в том что застряли на стадии дикости или варварства? Точно также любит Ющенко Украину - ну что тут сделаешь? Или Якушев Россию - у каждого свои недостатки. Я тоже не во всём идеален. Я даже допускаю, что я в главном вопросе ошибаюсь и прав на самом деле не я а Ющенко и Якушев - они для меня, по большому счёту, одинаковы - оба слишком сильно Родину любят - может быть я ошибаюсь. Но лучше бы нам, как марксистам не спорить опираясь на чувства (любит-нелюбит), а приводить доводы разума с точки интересов рабочего класса. И рабочий класс брать в конечном итоге не как рабочий класс России или Украины, а как мировой рабочий класс. РСДРП в первых своих документах заявляла, что является частью мирового коммунистического движения лишь одним из отрядов Мировой армии рабочих. И исходить мы должны из интересов мирового комдвижения, Мировой Революции. Иначе мы не марксисты. Так или нет? Если не так, то возразите. Может я и не прав. Возразите. (разрядка моя – А. Б.)

Возражаю. 
“Доводы разума”, “интересы мирового комдвижения, Мировой Революции”... Оставим в покое “Разум”, у которого на один конец палки всегда другой найдется. А вот аборигенов Маркса и Энгельса, как мы уже видели, очень даже интересовали национальности, нации, государства, патриотизм, шовинизм и т.п.. Потому что они не по мещански пытались понять эти исторические феномены, а как ученые. Для М/Э, нации и соответствующий, неотделимый от них идеальный мир чувств и мыслей были конкретной плотью истории, из которой надо было лепить ее революционное будущее. Этот молодой человек, довольно распространенный у нас тип, чем-то напоминает мне российского “лишнего человека” 19 века. Но только как его фарс. Тот лишний человек искал спасения в расплывчатом мечтательном идеале “человечества”, потому что в условиях николаевщины для него только и оставалось, что лежать на диване и мечтать. Наши “лишние коммунисты” ищут спасения в фразах о “мировой революции”, чтобы прикрыть свой оппортунизм, потому что на деле, на практике их провинциальный космополитизм оборачивается смычкой с империализмом. Они как бы не замечают, что “человечество”, “мировой пролетариат” и “мировое комдвижение” попрежнему существует только в национальных формах, в конкретной исторической плоти. И эта плоть не объединена, а разъединена империализмом, который один только и достоин эпитета “мировой”. Поэтому, говорить о мировой революции, о мировом пролетариате, о мировом комдвижении и не объяснять, что только в борьбе против империализма сейчас и здесь эти понятия могут приобрести действительность есть либо поразительная слепота, для любого называющего себя марксистом, либо лицемерие национал-коммуниста. 

[И еще. Лишний человек - а это всегда интеллигент - воображает себя общечеловеком, им движет не живое непосредственное человеческое чувство по отношению к людям вокруг него, а “интересы рабочего класса” и даже только “мирового”. Я не верю этому. Это психологически невозможно. А вот любить себя через свой образ борца за эти интересы или другую “всемирную” цель – это не только возможно, но и типично. А иначе откуда берется у наших лишних людей психическая энергия хотя бы просто “быть за Мировую Революцию”, не говоря уж о то, чтобы что-то делать для нее? Нет, как хотите, а не верю я этим лишним интернационалистам. Не верю в любовь к “мировому рабочему классу” того, кто не заплачет при виде бедствий своего народа, в ком не вспыхнет жажда мести при мысли об украинских девушках, продающих себя в заморских борделях, русских стариков с протянутой рукой, молдавских детей с голодными глазами. Это вода должна быть жилах вместо крови. Но народы с водой вместо крови революций не делают. ]

Интернационализм вообще, если это не пошлая болтовня, есть борьба сейчас и здесь против империализма, бюрократии и буржуазии, разъединяющих рабочих, коммунистическое движение, человечество. Интернационализм коммунистов бывшего СССР в частности это, когда они встают утром и их первая мысль: нас, рабочий класс, советский народ разъединили по национальным квартирам классовые враги. И каждый новый день разъединения разделяет нас все больше и больше. Значит, наш первый и десятый интернациональный долг это воссоединиться.

Но вернемся к программе КПУ.
Вот “главные цели Компартии Украины на нынешнем этапе”.
- отстранение от власти буржуазно-националистических, антисоциалистических сил и переход всей полноты власти в государстве к Советам депутатов трудящихся;
- решительное изменение политического курса страны, восстановление государственного регулирования экономических и социальных процессов, в интересах народа и прекращение капитализации общества;

Оставим два первых пункта - мещанских, трусливых и невразумительных. . Покопаемся в третьем.
- возрождение на новой основе союза равноправных братских народов как добровольного объединения суверенных социалистических государств, вхождение в который, отвечает высшим интересам народа Украины.

Кто эти братские народы? Австралийский? Американский? Французский?  Польский? Что это за новая основа? Понятно одно: новая, значит, не старая, на которой стоял СССР. Ну не должны ли мы и вправду благодарить Ельцина и пр. за то, что избавил нас от старой!
Что это за высшие интересы народа?
Слова, слова, слова...

И главное из этих лукавых слов - это слово "суверенных социалистических государств". О, это преважнейшее слово! С этим словом можно спать спокойно! Как спит спокойно англиканский пастор после проповеди на тему второго пришествия и Страшного суда. В этом лукавом слове спрятано столько метафизических хитростей, что о них можно было бы написать второй Капитал на тему политической экономии надстройки. Но нам на это отвлекаться никак нельзя. Нам необходимо раскрыть самый практически-важный смысл этих слов немедленно, потому что изобрели их люди в высшей степени практические и для своих практических надобностей. Для шкурных надобностей.

Социалистические интернационалисты из КПУ хотят объединить Украину в некий союз с братскими народами (Юго-Восточной Азии? Центральной Америки?) на новой основе только  после того, как суверенное украинское государство станет социалистическим.

Представим только как изменился бы весь смысл работы Сталина на прямо противоположный, если бы он вставил одно только это словцо в свою брошюру. Тогда, вместо критики национал-ликвидаторства, она стала бы его проповедью. Сначала, писал бы Сталин, все будут бороться за светлое будущее в своих национальных квартирах, а когда каждый завоюет его для своей квартиры, мы их объединим и получится целый дом со светлым будущим. Так что, давайте сейчас разъединимся, а потом объединимся.
Таким образом, национал-коммунисты снимают с повестки дня центральный вопрос реставрации социализма в Евразии: воссоединение Украины, России и Беларуссии.


2. К Единой Коммунистической партии стран бывшего СССР

Но разве вы не защищаете независимость буржуазной России? - возражают национал-коммунисты - почему же мы не можем защищать свою? 

Мы защищаем независимость России от западного империализма, а не от Украины, Беларуси или Казахстана. От вас нам независимость совсем не нужна, мы ее не хотим, мы хотим зависить от вас, быть вместе с вами, потому что вместе и только вместе мы сможем разбить империализм и наши национальные бюрократии и буржуазии. Для нас воссоединение имеет революционное значение. У нашего национализма интернациональное пролетарское содержание, потому что он направлен на объединение насильно расчлененного контрреволюцией рабочего класса и народов СССР, против угрозы их окончательной фрагментации и натравливания друг против друга, против нашего общего порабощения империализмом. Ваш национализм, наоборот, стремится закрепить это расчленение на "национальные квартиры", а значит услужить империализму, своей бюрократии, своей буржуазии. Нет, на словах вы – "интернационалисты"! За этим словом вы в карман не лезете. Но в чем состоит конкретное, актуальное для всех нас, живущих в России и Украине коммунистов, значение этого слова вы не торопитесь объяснить.
Его значение объясняет украинский интернационалист Б. Неупокоев в статье опубликованной в прошлом номере Лефт.ру.


Возвращаясь к проблеме единства Украины и России, следует отметить, что существует мнение, будто объединение буржуазных государств пойдёт на пользу только буржуазии и прежде всего российской буржуазии. Но это утверждение – или следствие невежества, или преднамеренный обман. Буржуазия просто не может объединяться, не объединяя при этом пролетариат, а следовательно – увеличивая его потенциальную силу. Нужно только не ждать, пока пролетариат по знамению свыше сам осознает свою силу, а неустанной работой воспитывать в нём это сознание. И не играть на руку буржуазии, опасаясь обвинений в антигосударственной деятельности и отсутствии патриотизма, а уяснить себе и разъяснять другим, что первым шагом в достижении пролетарского интернационализма может быть только борьба за единство украинского и российского пролетариата.


Я уверен, что под этими словами подпишется абсолютное большинство российских и украинских коммунистов. Победа национал-коммунизма в КПУ стала возможной только благодаря большей организованности этого течения. Бюрократический национализм поразил верхушку партии, которая находится в повседневном контакте с политическим классом националистического режима. В широких партийных низах у него не может быть почвы. Но на примере российского комдвижения мы знаем и то, что эти низы не способны противостоять партийной бюрократии, не могут вдохнуть новую жизнь в матрицу, унаследованную от КПСС. Для нового вина нужны новые меха. Надо выйти из партийных национальных квартир и построить общий Дом. Интернационалистам дела, а не слова нужна Единая Коммунистическая партия, объединенная ясным пониманием того, что дело Социализма и дело Воссоединения наших народов – нераздельны! Только такая партия сможет стать движущей силой и первым камнем в создании будущего социалистического Отечества. Эту партию придется строить голыми руками на пустом месте. Но нет непреодолимых преград для тех, кто воодушевлен великой, истинно народной целью. Наши народы ждут такую партию, значит – они буду с нами.

Вот в чем, по-моему, заключается главный урок, который дала нам Украина в год 125-летия со дня рождения одного из основателей Советского Союза, революционного патриота и пролетарского интернационалиста И. В. Сталина.

Долой национальные квартиры! Даешь Единую Коммунистическую Партию! Даешь Воссоединение!


Антон Баумгартен
декабрь 2004г. -январь 2005 г.



Ваше мнение

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100 Service