Лефт.Ру |
Версия для печати |
(выборочный перевод с голландского)
Инфекционные болезни остаются одним из главных убийц в мировом масштабе. Большая часть из них достаточно легко предотвратима и излечима. Но в руках фармацевтических корпораций, для которых единственным священным принципом является получение прибыли, лекарства первой необходимости превратились в товар, ничем не отличающийся от других. Акционеры этих корпораций, а не пациенты определяют производство и цены на лекарства. Таким путем фарма-мафия ежегодно убивает миллионы людей (1).
Ежегодно инфекционные болезни убивают 17 миллионов человек. 90% этих людей умирают в развивающихся странах. Смертность и болезни, вызванные инфекциями, составляют всего 5% в странах с высокими доходами, но в странах со средними и с низкими доходами - 28%. 1/3 мирового населения не имеет никакого доступа к наиболее элементарным лекарствам. В беднейших районах Африки и Азии число таких людей составляет даже больше половины населения (2). В бедных странах крайне не хватает эффективных, доступных по цене и простых к употреблению лекарств для лечения наиболее распространенных болезней. В этом играют роль различные факторы. В отношении старых лекарств возникает все возрастающее привыкание: возбудители болезней приспособились к медикаменту, который из-за этого перестает быть действенным. Такая картина наблюдается в отношении большинства широко используемых лекарств против малярии или сонной болезни, которым сегодня уже больше 50 лет.
Производство определенных наиболее эффективных лекарств прекращено фирмами-производителями из-за того, что они приносят недостаточно прибыли. Наиболее известный пример этого - эфлорнитин, используемый для лечения сонной болезни. Сонная болезнь сегодня снова поражает целые районы Центральной Африки и убивает каждого 20-го заболевшего ею пациента. В июле 2000 года франко-немецкая фирма Авентис прекратила производство эфлорнитина, потому что оказалось, что он не помогает лечению от рака. Если бы он был полезен для лечения рака, фирме были бы обспечены миллиардные доходы, но судьба бедных африканцев, умирающих от сонной болезни, которых можно было бы этим лекатство вылечить, корпорацию не волнует. Однако возможно, что производство эфлонитина будет скоро возобновлено: оказалось, что он уменьшает рост волос на женских ногах. Представитель Авентис: "Мы не будем отрицать, что мы сосредотачиваем наши усилия на главных рынках. Мы взяли на себя обязательства перед нашими акционерами и обязаны показать хорошие результаты." (3).
Существующие или новые лекарства от инфекционных болезней зачастую слишком дороги для пациентов в странах Третьего Мира. Это касается в первую очередь антиретровиральных стредств, используемых против СПИДа, но также и более новых лекарств, предназначенных для лечения туберкулеза и малярии. Новые лекарства для лечения инфекционных болезней почти не разрабатываются, несмотря на важные шаги в научном и технологическим прогрессе..
Расходы в США на исследования и научные разработки в сфере здравоохранения (они составляют более 60% всемирных расходов в этой сфере) (5) (в миллиардах долларов). Regering = правительство. Industrie = индустрия (то есть коммерческий сектор) |
С 1975 по 1997 годы на фармацевтическом рынке появились 1233 новых лекарственных препаратов. Лишь 179 из них были подлинными терапевтическими новинками, означающими новый шаг в лечении. Не более 11 из них предназначались для того, что именуется "тропическими болезнями", на самом деле речь здесь идет о болезнях экономической неразвитости (4): малярии (Arthemeter, Atovaquone, Halofantrine, Mefloquine), болезни Чагаса ((Benznidazole, Nifurtimox), шистосимиаза(Oxamniquine,Praziquantel), червей-паразитов (Albendazole) и онкоцерсиаза (Ivermectin).
Всемирные расходы на научные исследования и разработки в области здравоохранения растут. Общая сумма, затрачиваемая на нее, на сегодняшний день оценивается в от 55 до 60 миллиардов долларов в год. Коммерческий сектор инвестирует больше всего в исследования и разработки в данном секторе.
Разработка и выпуск лекарств почти полностью находится в руках фармацевтической промышленности. Благодаря слияниям и переходам мелких фирм в руки крупных транснациональная фармацевтика все больше и больше сосредотачивается в нескольких руках и является на сегодняшний день наиболее подверженной конкуренции сферой на всемирном рынке. Фармацевтическая индустрия принадлежит к приносящим наибольшие прибыли секторам. Ежегодно её прибыль растет на около 15%.
Перспективы рынка не совпадают с нуждами здравоохранения Всемирный рынок лекарственных средств (в %) (337 миллиарда долларов в 1999 году) |
97% мировых разработок новых лекарств фармацевтическими компаниями производится в развитых странах. Наиболее индустриализированные страны Третьего Мира (Южна Корея, Индия, Индонезия, Южная Африка иТайвань) производят все вместе менее 1% новых лекарств. И менее 5% всемирных исследований в этой области отводится для лечения болезней, наиболее распространенных в развивающихся странах..
Силы рынка направляют исследования и разработки лекарственных средств к болезням и пациентам (или вернее, покупателям), которые способны обеспечить наивысшие прибыли. Для того, чтобы вы могли составить себе представление, что это означает на практике, - о том, какой невероятный разрыв существует между расходами на здравоохранение в наиболее богатых и наиболее бедных странах: в США одна больничная койка в реанимации стоит 6000 долларов в день, а в наиболее бедных странах ежегодно расходуется на каждого жителя во всей сфере здравоохранения менее десяти долларов!
Мировое население ( в %)(6 миллиардов человек в 1999 году) |
До тех пор, пока решение финансировать новые исследования в этой сфере будет основываться на чисто экономических факторах, есть мало надежды на то, что будут разрабатываться лекарства, предназначенные для лечения болезней бедняков. Эти болезни иногда называют "заброшенными болезнями" :малярия, сонная болезнь, туберкулез, СПИД…. "Заброшенные болезни" обладают 3 общими чертами: 1. Они широко распространены и приносят людям много страданий и высокую смертность; 2. Они в особенности распространены в развивающихся странах. 3. Почти не существует доступных по ценам и хорошо излечивающих от них лекарственных средств.
Государство стимулирует инвестиции частного сектора в разработку новых лекарств и гарантирует доходы для частных инвестиций путем употребления различных финансовых механизмов. Система патентов приносит разработчикам новых лекарств - а ими почти всегда являются ТНК- в течении многих лет монополию на их коммерческое использование, а таким образом- и на цену на них и на прибыль от их продажи. ВТО накладывает режим патентов на 20 лет. Таким образом национальные правительства и международные организации усиливают жажду получения прибылей в сфере здравоохранения.
Государство предоставляет невероятные налоговые привилегии фармацевтическим фирмам и выдает жирные субсидии для исследования и разработок.Большая часть из них предоставляется субсидированным частным или государственным университетам. Но прибыль от их разработок уплывает в карманы частных фирм.
Всемирный рынок лекарственных средств (7) |
Медицинский аппарат, которым пользуются фармацевтические компании для навязывания своих продуктов, большей частью субсидируется государством, либо оплачивается пациентами по каналам медицинского страхования.
В то время, как наука и технология на сегодняшний день достаточно развиты для получения полного контроля над инфекционными болезнями в мире, миллионы людей умирают из-за преступной деятельности рынка и буржуажных правительств.
Существует большая потребность в новых лекарствах против этих болезней. Во многой степени благодаря субсидям государства разрабатываются новые лекарства, но проблема в том, что по большей части эти разработки находятся в руках фармацевтической промышленности. Она решает, что производить, на основе ожидаемых прибылей, а не на основе нужд здравоохранения.
Если исходить из того, что здравоохранение и наиболее элементарные лекарства не являются обычным рыночным товаром, политика в сфере фармацевтики должна основываться на других приоритетах. Это требует в первую очередь политической воли и большой вовлеченности государства, которое заставило бы рассматривать ужды здраоохранения в качестве более важных, чем. экономические интересы. .
Учитывая то, что рыночная система в этой сфере поглощает такое количество госуарственных субсидий, что без них она бы не существовала, сам собой встает вопрос необходимости разработки стратегии производства лекарственных средств, не основанного на стратегии получения наибольшей прибыли. Внутри государственного сектора прекрасно могут быть созданы необходимые условия для научных исследованый и разработки новых лекарств. Государство обязано положить конец монополии фармацевтической промышлености на производство и коомерциализацию лекарственных препаратов. Государство может создать собственную промышленность, производящую лекарства, которая выпускала бы на рынок наиболее необходимые лекарства гарантированного качества и умеренных цен, доступных для каждого. Но подлинный ключ к производству безопасных и доступных по ценам для любого человека лекарств лежит в национализации фармацевтической промышленности без возмещения убытков.
В конечном итоге политика в сфере фармацевтики, которая поставила бы нужды людей выше жажды получения прибылей, может быть реализована по-настоящему только лишь в рамках общественной системы, для которой главным является не прибыль для некоторых, а нужды всего населения. Это прекрасно показывает пример таких стран, как Китай и Куба.
2. Wereldgezondheidsorganisatie, Wereldgezondheidsrapport 1999. 3. BUKO Pharma-News nr.2/2000. 4. Trouiller & Olliaro, Int. J. Infectious Diseases 1999, 2, 61-63. 5. PhARMA 2000 en National Science Foundation 1999. 6. IMS Health 1999 en UNDP, World Population Report 1998. 7. IMS Health 1999, www.ims-global.com.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |