Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Николь Матерне
Дойче Пост: государственная служба, ставшая транснациональной корпорацией

Приватизированная в 90-е годы, Дойче Пост превратилась на сегодняшний день в транснациональную курьерскую службу, которая во что бы то ни стало стремится занять первое место в мире. В области  прибыли все идет преотлично. Но как обстоят дела у её клиентов и ее работников? Стало ли им от этого лучше?

Дойче Пост с начала 90х годов постепенно приватизируется. Согласно её управляющему, Цумвинкелю, к 2007 году германское государство продаст свои последние акции бывшей государственной почтовой службы (1). С 1995 года Дойче Пост ежегодно получает значительные прибыли. В 2004 её чистая прибыль составила 1,5 миллиарда евро (из которых 556 миллионов были выплачены в качестве дивидендов акционерам), в 2005 ожидается, что прибыль составит более двух миллиардов евро (2).

Эта приватизация сделала для Дойче Пост возможным проводить агрессивную политику поглощения различных других фирм в мире. Капитал, необходимый для данной экспансии, Дойче Пост получала из карманов своих клиентов (3). Пример: так как она по-прежнему временно обладает монополией на предоставление простых почтовых услуг на территории Германии, она довела цены на почтовые марки в этой стране до самого высокого уровня в Европе. С 1997 года по 2002 год почтовые марки в Германии  стоили 56 евроцентов (4).

Данная проблема, кстати, затрагивалась во Францую во время дебатов в Сенате о конкурентоспособности французской почты. Она запросила в начале октября 2004 года "разрешения у соответствующего министра на повышение цен на почтовые марки с 50 евроцентов до 55 евроцентов, в то время, как уже в июне 2003 года цена марок выросла с 46 до 50 евроцентов." (5) В конечном итоге с 1 марта 2005 года цены на почтовые марки во Франции на внутреннюю почту были подняты до 53 евроцентов. (6).

Короче говоря, в противоположность тому, что уверяют сторонники приватизации, европейская политика приватизации и либерализации ведет только лишь к росту цен для потребителей. А деньги эти используются новыми частными компаниями для своей экспансии на рынке, как это делает и французская почта: она сейчас пытается, например, скупить почтовую службу Бельгии, а также войти в альянс с почтой Нидерландов для совместного расширения сферы деятельности на международном рынке.

За 11 лет уволено 135.000 человек.

Приходится платить за приватизацию и германским почтовым работникам. Были закрыты тысячи почтовых отделений. Вопрос для Дойче Пост теперь стоит не "как улучшить качество наших услуг населению?", но - "как повысить продуктивность (эксплуатацию) персонала с целью повышения прибыли?"

С 1991 по 2001 годы Дойче Пост выставила на улицу 135.000 человек - более 1/3 своего персонала, занимавшегося обработкой и доставкой почты. (7) В том же 2001 году Дойче Пост приобрела курьерскую службу доставки DHL . Под этим именем сегодня скрываются все купленные Дойче Пост фирмы, за исключением Постбанка, и традиционные почтовые отделения. На благо работников этих поглощенных ею фирм? Вовсе нет! С 2002 года Дойче Пост начинает внутреннюю "переструктуризацию" для реализации экономии средств во вновь приобретенных ею фирмах. Это так называемый "Звездный план": он предусматривает рост экономических показателей фирмы (полученной ею прибыли без учета финансовых реазультатов и исключительных доходов) в 700 миллионов евро за три года. Эта цель была достигнута в 2004 году, на год раньше запланированного.

Как это было осуществлено? Опять-таки путем массовых увольнений. Более ста "звездных проектов" были осуществлены практически повсеместно. Каждый из них предусматривал повышение продуктивности работников путем уменьшения их количества. Во Франции, где Дойче Пост тоже активна, "Звездный проект" стоил рабочих мест более 10% из её 12.000 работников, в основном шоферов (8).

1 L'Expansion.com, 20/08/2003. · 2 http://www.liberation.fr/page.php?Article=284249 · 3. http://www.libres.org/francais/archives/economie/archi/economie_062002 /commission_europeenne_e264.htm · 4 http://www.senat.fr/rap/r02-344/r02-34424.htm · 5 http://www.senat.fr/rap/a04-076-21/a04-076-216.html · 6 http://www.laposte.fr/article_actu_part.php3?id_article=1201 · 7 http://www.dhl.fr/pages_html/presse/Dossiers/HistoireDPWN240303.pdf , p.9. · 8 http://www.humanite.presse.fr/popup_print.php3?id_article=388349

В этом и заключается модель. навязываемая всей Европе Европейской Конституцией.

Согласно сторонникам Европейской Конституции, она будет защищать государственные, неприватизированные службы. Они забыли один важный нюанс: конституция эта гарантирует "экономические службы, имеющие общегосударственное значение" Такие, как Дойче Пост. И вот из чего состоят ингридиенты этой "гарантии." - Закон рынка. Пример Дойче Пост хорошо показывает, что Европейская Конституция на самом деле подразумевает под "экономическими службами, имеющими общегосударственное значение, подчиненными интересам рынка". Государственная служба приватизируется, превращается в ТНК и осуществляет экономическую политику в ущерб интересам потребителей (закрытие отделений, повышение цен.) - Частная монополия. Дойче Пост обьявляет новую важную волну скупки других фирм, для чего она воспользуется биржевым капиталом. Она не стала беспокоить себя покупкой бельгийской, австрийской и датской почты, которые показались ей слишком маленькими и незначительными, но зато положила глаз на английскую форму перевозок Эксел (74.000 работников). Она также объявила, что держит под прицелом почтовые службы Японии и Италии, приватизация которых была недавно объявлена. Она намеревается инвестировать 1,2 миллиарда евро в долговременные проекты в  США, что, согласно Цумвинкелю, является для нее "самой сложной и большой задачей" - и все это несмотря на потери в 495 миллионов евро американскими почтовыми службами в 2004 году. Цель Дойче Пост - стать номером один в мире в своей сфере деятельности. Это осуществляется в борьбе с американскими гигантами UPS и FedEx. Европейская либерализация прозвонила в колокола по национальным государственным монополиям, но создала взамен им международные частные монополии, поглощающие наибольшее возможное количество конкурентов. Борьба за прибыль. Цель данной агрессивной политики? Дивиденты акцинеров должны ещё вырасти. И это осуществляется не только за счёт пользователей/ клиентов, но и за счёт работников самой корпорации. Эксплуатация работников. Для повышения прибылей у капиталистов всего мира имеется действительно универсальный рецепт: усиление эксплуатации работников. Например, тем, что их заставляют производить все больше все меньшим количеством рабочей силы. Чем "амбициознее" их стратегия, тем выше цена, которую приходится платить за нее работникам.

Но другие крупные ТНК данного сектора проводят такую же амбициозную политику, настолько же уничтожительную для рабочих мест. К чему ведет эта бпрьба между акционерами таких монополий, как Дойче Пост, TPG, La Poste Francaise, FedEx, UPS? В любом случае, не к улучшению положения населения. Так не пора ли начать борьбу за Европу людей вместо Европы прибыли?



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100