Лефт.Ру |
Версия для печати |
(предыдущая публикация см.http://left.ru/2005/9/vandepitte126.phtml)
"Если я даю бедным пищу, меня именуют святым; если я осмеливаюсь задавать вопрос о том, почему у бедных нет пищи, то меня вдруг объявляют "коммунистом"
(Дом Холдер Камара).
Врачи Без Границ (ВБГ) за 14 лет превратились в наиболее крупную неправительственную организацию (НГО) в Бельгии. Многие работники ВБГ бескорыстно в течение долгих лет работают, оказывая помощь населению стран Третьего Мира. "Почему же эти люди покидают Европу для работы в нашей организации?" - пишет ВБГ в своем информационном издании:
"На это в действительности есть столько же причин, сколько существует врачей без границ. У каждого есть свои личные мотивы, но большинство делает это потому, что они хотят принести пользу людям, сделать что-то полезное в своей жизни. Также они стремятся к приключениям, к новому жизненному опыту, к посещению далеких стран. Благородная цель не является преградой для эгоистичных личных амбиций. Ты включаешься в работу нашей организации не для самопожертвования, не для избавления от чувства вины, а потому, что тебе хочется отправиться в путь… (…)(1)
Добровольцы ВБГ сталкиваются с трагическими ситуациями во многих странах Третьего Мира, но часто даже не задаются вопросами по поводу более глубоких причин происходящего на их глазах. В данной главе мы намереваемся проанализировать феномен Врачей Без Границ и ситуаций, с которыми сталкивается эта организация, - проанализировать это на макро-уровне, при помощи увеличительного стекла, вместо того, чтобы ограничиться только рассмотрением ситуации на месте, через стекло обыкновенное.
За последние годы ВБГ подвергается все более и более суровой критике за свою агрессивную кампанию по сбору средств (2). Андре Геенс, бывший бельгийский министр по сотрудничеству с развивающимися странами, даже был вынужден обратиться с открытым письмом по поводу многочисленных кампаний ВБГ в СМИ под названием Africa Is Beautiful (Африка прекрасна). Геенс охарактеризовал действия ВБГ как "перевод на десять лет назад стрелок часов чувствительности… Прославление насквозь проржавевшего образа богатого добренького белого, который добровольно отказывается от частицы собственного богатства ради замученного молчаливого "негритенка", что, по моему мнению, может привести только к сохранению и усилению традиционных предрассудков, существующих в отношении Черной Африки…. " (3)
Он характеризует большинство кампаний ВБГ как "чисто патерналистские, грубо упрощающие" (4). Уже прошло много дискуссий по поводу того, какой имидж создает ВБГ проблематике развивающихся стран. Многие признают справедливость критики в адрес "сафари-стиля" в работе этой организации (5). Мон Вандеростин, журналист газеты Стандаард и сотрудник ВБГ, который в теченый вот уже 14 лет ведет репортажи о работе этой организации на местах, пишет в вызвавшей бурные реакции статье: " Для определенных кругов в ВБГ это движение превратилось в самоцель, с раздачей лекарств и медицинской аппаратуры как рожественских подарков, - финансируемых бездонным колодцем Европейского Союза" (6).
Мы не намереваемся стучаться в открытую дверь, но хотим ещё раз хорошенько проанализировать идеологию, лежащую в основе деятельности ВБГ- антитьермондизм (от франц. Tierre Monde - Третий Мир). Хотя сами ВБГ заявляют о том, что "включают целую мозаику различных политических взглядов" (7), мы проанализируем то, какому давлению подвергается эта организация для следования антитьермондистской идеологии. Прогрессивные работники ВБГ, которые в профессиональной области часто достигают позитивных результатов, тоже не могут избежать этого анализа. Какими бы ни были личные идеалистические намерения отдельного доктора без границ, сама организация во все большей и большей степени представляет собой составную часть международной игры в борьбе за власть между различными крупными державами. Даже если "над командой ВБГ и веет новый ветер" (8), это ничего не меняет в основной идеологии организации, которая делает её крайне уязвимой в сфере представления интересов её богатых северных финансистов.
Марк Ван Хеес в своей книге "Это не мы, это они" (9) описывает идеолигический фундамент антитьермондизма, называемого так во Франции, откуда он ведет свое происхождение. Антитьермондизм - это иделогия, которая в качестве обьяснения причин проблем стран Третьего Мира на первый план выдвигает внутреннее насилие в этих странах, природные бедствия, плохое управление и коррумпированных лидеров. Тьермондистов, которые главные причины видят в эксплуатации и угнетения Юга Севером, обвиняют в "больном комплексе собственной вины" (10). Известный специалист по Африке в ВБГ, Ян Ван Эрпс, так выражает это в одном из своих интервью: " Я убежден в том, что существует иерархия цивилизаций. Африка отстала (…) Главным препятствием для развития являются менталитет и традиции. В африканском обществе по-прежнему большое значение играет клан (…) Кланизм подавляет любую личную инициативу" (11)
В том же самом интервью особым нападкам он подвергает тьермондистов: "Усталость широкой публики от обсуждения проблем Африки - это в основном вина тьермондистов. Они представляют всю проблематику развития ненужно сложной и безнадежной. (...) Они пытаются навязать публике чувство вины. (…) Анализ тьермондистов безнадежно устарел. Вот что получается, когда не прислушиваются к людям на местах, и делают выводы на основании взглядов академиков из башен из слоновой кости” (12)
Как будто бы сам этот врач без границ набрался своих колониалистских идей, послушав рядовых африканцев1 Идеи, высказываемые Ван Эрпсом, - вовсе не спонтанные жалобы фрустрированного работника на месте. Антитьермондизм исходит не от "людей на местах", как предполагает Ван Эрпс, а является продуктом мысли правых интеллектуалов и академических кругов . Он не является и лишь взглядами одиночек внутри ВБГ, а преставляет собой действительную основную идеологию этой благотворительной организации. Во Франции антитьермондистские взгляды получили развитие в 80е годы - именно в ВБГ, создавшего правый по взглядам кружок Liberte Sans Frontiers - Свобода Без Границ (СБГ) (13). Данная организация так предстсавляет себя в своей классической работе "Tiers Mondes: controverses et realites”: "Организация Свобода Без Границ была создана благотоворительной организацией Врачи Без Границ. Её цели: поощрение исследований и иноформации о развитии прав человека в духе, лишенном всякого догматизма" (14). Это течение во Франции получило поддержку различных организаций, а его международные связи были нацелены против тьермондизма.
Клод Малюре, тогдашний директор французского отделения ВБГ, был первым председателем Свободы Без Границ. В правом правительстве Ширака он стал секретарем по правам человека, но он ни словом не обмолвился о нарушениях прав человека во французских колониях или на территории Франции (15).
Другой видный антитьермондист из Франции, но в более тонкой, рафинированной форме, - Бернар Кушнер. Этот человек - бывший сторонник тьермондизма в 1968 году, один из создателей ВБГ, который позднее откололся и создал другую "аполитическую" медицинскую гуманитарную организацию, Врачи Мира. Кушнер стал гос. секретарем по гуманитарным действиям во французских социал-демократических правительствах. Он - вдохновитель идеи "долга гуманитарной интервенции". А в качестве государственного секретаря французского правительства он в рамках своих идей не побоялся выставить на первый план французские геостратегические интересы (16).
Важно отметить, что бельгийское отделение ВГБ дистанцировалось от поворота вправо во французском отделении в 1985 году, когда там была создана СБГ. Бельгийская ВБГ даже начала судебный процесс по этому поводу против французской (17).Но аполитизм Врачей Без Границ- это механизм, которым пользуются антитьермондисты для осуществления поворота вправо: формальная деидеологизация гуманитарной помощи в действительности является её фактической правой идеологизацией. В самой бельгийской ВБГ позднее, в 1991 году, Свобода Без Границ будет описываться как "организация-хранитель коллективной памяти и мыслей ВБГ" (18)
Тем временем СБГ вышла на сцену в качестве самостоятельной организации, выполнив тем самым свою задачу. Антитьермондистская идеология глубоко укоренилась в мир НГО, хотя зачастую и в мягкой, размытой форме. Образ Третьего Мира в глазах широкой публики эвалюировал в антитьермондистском направлении (19). Эта эволюция была усилена при помощи антикоммунизма, который обрабатывал мозги масс не только до, но и после крушения Восточного Блока.(20).
Кроме того, важнейшие интеллектуальные кадры СБГ продолжали занимать важные позиции в ВБГ. (…)
Ван Хеес описывает, как СБГ в международном плане тесно связана с экстремистскими правыми сетями, такими, как CIEL (Комитет интеллектуалов за Европу Свобод), Internationale De Resistance, Chicago Boys Мильтона Фридмана, Heritage Foundation рейганомики, VACL (Всемирная Антикоммунистическая Лига)… (21)
В Белгии антитьермондизм тоже является идеологией, близкой фашистским партиям, - таким, как Фламандский Блок, - для выражения их видения помощи развивающимся странам. В молодежном издании Фламандского Блока читаем: "Тьермондисты возлагают на нас (европейцев) ответственность за голод и бедность Третьего Мира. Они пытаются навязать нам чувство вины. Однако очевидно, что подлинные причины данной ситуации связаны не с нами, а с плохим управлением черными диктаторами " (22).
А разве нижеследующее заявление Яна Ван Эрпса не может служить в качестве подписи к карикатуре, приводимой здесь для иллюсртрации той же статьи Блока? (На карикатуре изображается поп-певец / миссионер в Африке, вещающий перед местным населкением: "… И снова будет еда, и велосипеды будут ездить, и будет бесплатное медицинское обслуживание, и не будет банд на дорогах…" На что африканцы переглядываются между собой: " Бвана, он говорит, что все будет как раньше, до независимости!") : "Не случайно повсюду возникает сейчас ностальгия по колониальным временам. И не только в кругах голодных масс, которые помнят полные ящики с продовольствием. (???!) Лидеры, которые боролись за эмансипацию своих стран, тоже с тоской вспоминают о тех временах, когда белые и черные вместе создавали новую Африку" (23).
Заявляя о том, что причины проблем стран Третьего Мира связаны только с ними самими, антитьермондизм пытается скрыть ответственность Севера за эксплуатацию и незравитость Юга. Таким образом антитьермондизм возлагает вину на жертву за ту ситуацию, в которой она оказалась. На социологическом жаргоне это называется "виктим блейминг". В качестве спасительного средства для проблем Третьего Мира антитьермондизм предлагает в первую очередь интервенции со стороны богатого Севера, в качестве необходимой помощи или для стабилизации конфликтных ситуаций. Идеология эта обладает широким спектром "точек зрения", предложений и альтернатив для поддержания своей стратегии (24). Здесь мы органичимся самым главным из того, что использует ВБГ для обработки общественного мнения. Мы также остановимся на том, о чем. умалчивает антитьермондизм и что он скрывает.
В информационной газете ВБГ читаем о ситуации в странах Африканского Рога: " 750.000 кочевников потеряли почти все свое поголовье скота в результате продолжающейся в этом регионе засухи. Год за годом они были вынуждены отступать на все менее и менее плодородные почвы, а сегодня они стали главными жертвами: из-за отсутствия безопасности и уровня бандитизма им, кроме того, приходится прятаться в менее доступных районах. Что будет с миллионами умурающих от голода людей , спасающихся от кровожадных и бессовестных лидеров? (…) Ряды миллионов страдающих жителей стран Африканского Рога постоянно пополняются за счёт бедности, гражданской войны и засухи." (25)
"Природные бедствия, гражданские войны и этническое насилие ответственны за их проблемы. " Этот припев повторяется снова и снова, - до тех пор, пока публика не начнет подпевать… Но о чем. умалчивает здесь антитьермондизм? О том, что уязвимость перед лицом природных бедствий в первую очередь зависит от уровня бедности. И что эта самая бедность главным образом является последствием империалистической эксплуатации и зависимости.
В многочисленной литературе, выпускаемой в свет ВБГ, посвященной гражданским войнам в странах Африканского Рога, вы не найдете и упоминания о том факте, что кочевников лишила их скота в первую очередь навязанная данным странам МВФ "структурная программа приспособления" (26), что население сгоняется на неплодородные земли в первую очередь здешними крупными землевладельцами при активной помощи "нашего" агробизнеса (27), что бандитизм является прямым последствием неоколонизации, вооружающей данные страны для использования их в своей борьбе за геостратегические интересы (28), что сельскохозяйственная политика Евросоюза , путем демпинга мяса, зерна и избытков молока на африканский рынок, уничтижает местное сельское хозяйство (29).
Другой пример: наводнения в Бангладеш в 1992 году.
"28 апреля, в то время, когда весь мира наблюдал в прямом эфире за спасением курдского населения в горах, циклон и последовавшее за ним наводнение за несколько часов убивают в Бангладеш 130.000 человек." (30) Так пишет ВБГ в своем информационном издании. О чем. они молчат, - так это о том, что миллионы бедных крестьян в этой стране вытеснены крупными землевладельцами на весьма уязвимые для наводнений маленькие островки, на которых они пытаются выжить за счёт натурального хозяйства, что миллиарды долларов, предназначавшиеся для улучшения инфраструктуры, были растрачены ТНК и местной "элитой" на престижные проекты, оботагившие только их самих.
Третий пример. В 1992 году в Южной Африке началась засуха. Её послествием стал массовый голод. В июле 1992 года ВБГ пишет: " Засуха в Южной Африке: хроника обьявленного голода." (31) После почти лирического описания последствий засухи в Зимбабве мы читаем о том, что миллионам людей нужна помощь для избежания катастрофы. Статья заканчивается планом действий ВБГ в регионе. О чем. не пишет ВБГ, - так это о том, что Зимбабве, несмотря на все, продолжала быть главным производителем зерновых для региона, где незадолго до засухи имелись крупные стратегические запасы зерна, которых хватило бы на рациональное питание в течение 3 лет, но что МВФ и США заставили эту страну продать данные стратегические запасы на международном рынке для получения средств для выплаты им её долга, что по той же самой причине местных крестьян стали заставлять переходить на выращивание экспортных культур, таких, как табак и цветы, - вместо кукурузы для собственного пропитания. Когда в таких условиях разражается засуха, стране приходится за бешеную цену покупать и ввозить продовольствие из Соединенных Штатов (32).
Гражданские войны в странах Третьего Мира не являются какими-то природным феноменом. Они вызваны беспросветной бедностью и экономическим крахом, которые, в свою очередь, являются последствиями эксплуатации, которой подвергается население этих стран. И за многими "гражданскими войнами" прячется "стратегия конфликта низкой интенсивности" , - грязной войны, развязываемой империализмом во всех странах Третьего Мира, в которых возникает народное сопротивление эксплуатации и угнетению (33).
Направлять все внимание на одни только гражданские войны скрывает интересы и механизм структурного насилия. Ведь наибольшее число жертв в странах Третьего Мира уносят не пули и не бомбы, а насилие над основными правами человека: правом на питание, на питьевую воду, на жилье, образование, доход и работу. Директор ЮНИСЕФ Джеймс Грант говорит о том, что число жертв в странах Третьего Мира, напрямую вызванных политикой "санирования" МВФ, ежегодно превышает полмиллиона человек. (34). Во время первой войны в Персидском заливе безо всяких колебаний было выделено 60 миллиардов долларов для уничтожения Ирака. Но мир не ищет никаких средств для спасения 800 миллионов голодающих на нашей планете. Цена одного дня в той войне была бы достаточна для избавления 20 миллионов африканцев от голода в течение пяти месяцев (35). Признать наличые структирного насилия означает в первую очередь, что вместо того, чтобы кричать "Африка умирает!"(36), нам придется осмелиться кричать:" Африку убивают!"
Ян Ван Эрпс (ВБГ) заявляет в "Мир завтра": "Если наши врачи сталкиваются с другого сорта проблемами, они осмеливаются назвать их и взяться и за них тоже - например, нарушения прав человека. С проблемами иностранных долгов и другими международными вопросами дела обстоят по-другому - решения по этим вопросам принимаются на слишком высоком для нас уровне. Как НГО мы можем, конечно, заявить что-нибудь в прессе, но у нас нет ни власти, ни компетенции для того, чтобы что-нибудь действительно предпринять в данной сфере." (37).
Ни в одном из изданий, выпущенных ВБГ за последние десять лет,- ни в публикациях, предназначенных для получения донаций от широкой публики, ни в более серьезных книгах, таких как "Народы в нужде"- не затрагивается, например, катастрофическое влияние на здравоохранение и на политическую стабильность в странах Третьего Мира навязываемых им МВФ и Всемирным Банком структурных программ. Нет в профессиональной медицинской литературе и достаточного изучения влияния структурного насилия, ответственность за которое несут группы, защищающие различные интересы из наших богатых северных стран (38). В своем годовом докладе даже ЮНИСЕФ пишет: "Бедность является главной причиной смертности, болезней и замедленного роста такого большого количества детей в мире (…) Структурные изменения в нациях, включая земельные реформы, перераспределение доходов и экономическую политику, поощряющую участие в экономике бедных и их продуктивность, имеют фундаментальное значение для прогресса. Также и структурные изменения отношений между наций, включая честные и более стабильные рыночные цены, увеличение рынка сбыта обработанных продуктов из развивающихся стран, реформу международной денежной системы и увеличение иностранной помощи , являются фундаментом для создания условий, при которых подавляющее большинство семей сможет достаточно зарабатывать благодаря собственным усилиям, для улучшения качества своей жизни." (39)
Но, как Пилат, ВБГ умывает руки в невинности, когда речь заходит о том, чтобы бороться с этими подлинными причинами: " У нас нет власти для того, чтобы что-то сделать ".
Однако давайте вернемся к цитате из ВБГ по поводу Африканского Рога, в частности, к абзацу о "кровожадных бессовестных лидерах" в этих странах. Это тоже - любимая песенка антитьермондизма. Однако что не вкллючено в её припев? Что большинство коррумпированных лидеров в странах Третьего Мира приведены к власти и пользуются поддержкой Запада. И что подлинные народные лидеры, - такие, как Лумумба, - в этих странах уничтожаются при помощи Запада. (40). Именно западные банки и ТНК получают наибольшие прибыли от престижных проектов, от продажи оружия, от бегства капитала из развивающихся стран. Дамба Инга и электропровод Инга-Шаба в Заире, на которые приходится 1/4 иностранного долга этой страны, и которые действуют на менее чем. 20% своей запланированной мощности, были построены и профинансированы французскими, итальянскими, немецкими, американскими, бельгийскими корпорациями . Но рядовые заирцы - которые по-прежнему не имеют электричества, - теперь должны платить за нее этот долг. (41).
Десять лет назад в Бельгии тамошним НГО запрещалось критиковать таких диктаторов, как Мобуту. Тогдашний министр иностранных дел Лео Тиндеманс даже угрожал прекратить субсидирование НГО, осмелившихся выступить с подобной критикой практики Мобуту и роли бельгийских корпораций в его поддержке. (…) Сегодня критиковать Мобуту, конечно, можно, - по крайней мере, если не подвергать слишком резким нападкам его связи с империализмом. Сегодня империалистическим интересам выгоднее в данном регионе "мульти-мобутизм". Новое поколение политиков, которые в состоянии успешно претворить в жизнь программы МВФ, пропихивают на первый план. Антитьермондизм прекрасно к этому подходит. Он позволяет "выпукать пар" в адрес бывших диктаторов, скрывая при этом связи нынешних правителей этот же стран с империализмом.
(продолжение - в следующем номере)
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |