Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Ирина Маленко
Нарывы в горле, или медицина по Юлиану Семенову
(предисловие к статье Марка Вандепитте "Здравоохранение на продажу")

… В разгаре перестройки, когда я была студенткой старших курсов, в руки мне попал новый, так сказать, ещё тепленький, свежеиспеченный романчик знаменитого нашего автора политических детективов Юлиана Семенова. Названия его я сейчас не помню, но было это в те времена, когда книги подобных авторов ещё было трудно купить, и помню, как я радовалась, когда мне это удалось.

В этом романе, среди прочих "демократических истин", высказываемых автором, запомнилась мне такая: медицинские работники в СССР такие грубые потому, что им мало платят (кто же будет вежливым, внимательным и заботливым по отношению к пациентам за такие гроши?) Автор устами одного из своих героев совершенно всерьез уверял, что вот стоит только начать платить нашим врачам и нянечкам так, как "там", - и все наладится само собой.

И это взрослый, вроде бы образованный человек говорил. Кумир, так сказать, широкой публики, властитель её дум, ещё со времен Штирлица (который, в соответствии с духом времени, в те годы тут же моментально превратился в "жертву сталинских репрессий". Да, господин Семенов всегда жил под девизом "Куй железо, не отходя от кассы"…)

Честно говоря, даже тогда, ещё не зная западной медицины, как-то не могла я в это поверить. Если доктор - хам или недоучка, то сколько ему ни плати, он от этого лучше не станет. Ну, а теперь, после собственного опыта лечения "докторами, которым хорошо платят", жалею я только об одном: что г-н Семенов на себе не изведал всех его (для рядового западного гражданина с обычной медицинской страховкой, а не для Сороса или Бэкхейма, конечно) прелестей.

… В первый раз я столкнулась с замечательными западными медиками в Нидерландах, когда после работы в МакДональдсе (видимо, от химикатов, которыми там пользуются для уборки) в горле у меня образовался страшный нарыв. Такой, что я не могла не только глотать, но даже и рот раскрыть было больно. Голландский врач попытался было мне это сделать, глянул одним глазом туда и безапелляционно заявил: "Я ничего не вижу". Конечно, ты ничего не видишь, если мне так больно, что я даже рта не могу раскрыть…. Никаких вопросов, подобно тому как это делают наши "недооплачиваемые грубияны"-врачи ("Где болит?", "Когда это началось?" и тому подобное...) он даже не удосужился мне задавать - это его не интересовало. Говоря словами Высоцкого, а зачем - "ведь денежки идут? Ой, какие крупные деньжищи…" Разозлившись, я пришла домой, приготовила себе по старому бабушкиному рецепту отвратительный на вкус, но такой действенный напиток: горячее молоко с медом, маслом и содой, - и через два дня всю боль как рукой сняло. Как же так, г-н Семенов, ведь бабушка моя не только большой зарплаты не получала, а и медиком профессиональным не была?

К слову говоря, не пытайтесь получить от западного врача советы по лечению какими бы то ни было травами или другими народными средствами: в них он, как говорится, ни бэ, ни мэ, ни ку-ка-реку. Доходит до того, что в Англии только что "открыли", что рыбий жир полезен для здоровья, а медицинские банки, которые у нас за вот так, просто ставят в любом процедурном кабинете, на Западе - модное средство для кинозвезд, которые щеголяют потом своими синяками от банок на декольтированных спинах, на разных там званых вечерах…

Вспоминался мне уважаемый автор Штирлица и потом: когда в горячем бреду, в конвульсиях, с пеной у рта умирала моя дочка, а вызванный по телефону "семейный", как у нас говорят врач, который якобы настолько лучше наших терапевтов и педиатров, прежде чем даже осматривать её, не говоря уже о том, чтобы предпринимать какие-то меры к спасению ребенка, начал выяснять, кто же будет платить за вызов (потому что хотя страховка у меня и была, но там, где мы тогда оказались, страхового полиса у меня с собой, по не зависящим от меня причинам, не было). Речь шла всего-навсего о ста голландских гульденах, и даже голландская дежурная, которая его для нас вызвала, возмутилась и со слезами на глазах закричала на него, чтобы он не мешкал: если надо, даже она за нас заплатит… К несчастью, было поздно, и к тому времени, когда он, наконец, сделал девочке укол, она впала в кому. И хотя и осталась жива, на всю жизнь осталась инвалидом. Действительно, г-н Семенов, я понимаю, что я сама виновата: вот заплатила бы я тому врачу наличными , тогда бы он сразу стал добреньким и внимательным….

Ну, а через некоторое время мы оказались в Ирландии - где полгода только добивались приема к врачу-специалисту (здесь на прием к ним не только нужно сначала направление "семейного врача", который сам дальше обыкновенной простуды после 7 лет университета не петрит, но и приходится записываться для этого в многомесячную очередь- это вам не какая-нибудь задрипанная советская поликлиника, в которой любой, понимаш, проходимец с улицы может зайти на прием, например, к хирургу и быть осмотренным в тот же день!) , а потом ещё полгода бродили из одной ревалидационной клиники в другую, и везде нам давали от ворот поворот: "Ой, мы таких не лечим! Вот если бы у вас спина болела, или нога была сломана, то другое дело…" К слову, г-н Семенов, жаль, что Вы не видели, какие обшарпанные, грязные стены в главной детской больнице цивилизованного Дублина…

Ну, а как дела обстоят в замечательной, цивилизованной Британии, где, в отличии от Ирландии, хотя бы не надо платить "семейному" доктору наличными, а для некоторых категорий населения даже лекарства можно получать бесплатно?

А все так же. Такие же многомесячные очереди на прием к специалистам и на операции. Такие же "знающие" семейные врачи (один, например, выписал мне как-то одновременно и антидепрессант, и снотворное, хотя в инструкции к ним ясно сказано, что их ни в коем случае нельзя употреблять вместе - так, что я чуть не заснула вечным сном прямо за рабочим столом в офисе), к которым не всегда даже можно попасть на прием в тот же день ("Мы можем вам предложить прием только послезавтра"). Такие же "внимательные и заботливые": зашла я как-то к такому врачу расспросить про лечение в здешних краях для моей дочки, а в ответ услышала целую тираду: ездят здесь всякие, почему-то это у нас её должны лечить (хотя я была исправным налогоплательщиком в данной стране и имела полное право на медицинское в ней обслуживание). Такие же "специалисты" с "узкой специализацией" подобно портным из скетча Аркадия Райкина, - ведущий на всю провинцию невропатолог, к которому так трудно попасть на прием, который работал в Париже и в Лондоне, не знает элементарных лекарственных средств, в том числе и западного производства, известных любому его коллеге в провинциальном российском городе, а оправдывает это так: "У меня специализация только по эпилепсии"…

… Как-то поднялось у меня давление. Где-то 100 - нижнее. Не смертельно. Но "семейный" врач испугался - ибо ни за что не хотел нести ответственности. Ложитесь, говорит, в больницу, пусть вам там меряют давление каждые полчаса. Для того, чтобы мне выписали элементарное лекарство от давления (здесь даже пенициллин без рецептов не продают!), пришлось зарегистрироваться у другого семейного врача, попрощавшись с этим, хотя никаких особых трудностей выдача подобного рецепта для врача не представляла. Первое выписанное новым врачом лекарство не подействовало. И тогда она выписала второе и велела мне пить его одновременно с первым - что, как я потом сама уже вычитала в тех же вкладышах в коробки с ними, тоже противопоказывалось. Через некоторое время у меня началась страшная боль в ногах, так что подобно андерсоновской Русалочке, ходить мне было все равно, что ступать по лезвию ножа. Боль эта не унималась, что бы я ни делала. Мой новый "семейный" врач обьяснила это очень просто: заявила мне, что у меня лишний вес, и что мне надо больше упражняться и сесть на диету. Как ни пыталась я ей втолковать, что упражняться -то я как раз не могу, потому что мне даже ходить больно, и что сколько бы раньше я не имела лишнего веса, а такой боли при ходьбе у меня никогда ещё не было, она не слушала. Через ещё некоторое время "сжалилась" и выписала мне что-то дорогое от боли в ногах. Но боль все не унималась, и я пошла к врачу снова. Моя милосердная докторша оказалась в декрете, а вместо нее был молодой доктор, который, услышав, в чем дело, тут же достал медицинский справочник и вычитал в нем, что наблюдаемые у меня симптомы характерны в качестве побочных эффектов от употребления одного из выписанных мне ранее лекарств от давления. И посоветовал просто перестать его принимать. И действительно, через несколько дней боли, мучившей меня много месяцев, - как ни бывало. Хотя я за это время и нисколько не похудела…

Оказывается, западные фармацевтические компании специально так разрабатывают лекарства: чтобы те имели как можно больше побочных эффектов. Чтобы врачи выписывали своим пациентам все новые лекарства, - на этот раз уже от этих побочных эффектов… Касса!!

Ну, а что уж и говорить о родильных домах, где всем роженицам выдают обезболивающие, на которых черным по белому значится "Не употреблять в период беременности и кормления грудью", где по ночам в палатах горит яркий, режущий глаза, как в камере Слободана Милошевича, дневной свет, где еда приносится остывшей или черствой, а медсестры в ночном дежурстве, когда кто-то из пациенток их подзывает, не подходят по полчаса и больше - потому что они заняты обсуждением столовских гамбургеров, и где врач появляется уже не каждый день, а всего только раз в неделю, во время выписки?…. Тоже, наверно, потому что им мало платят?

"Представьте себе, что кто-нибудь сказал бы нашим бабушкам и дедушкам, что болезни станут средством получения прибылей, и что в сфере здравоохранения будет поощряться конкуренция. Велик шанс, что они отослали бы такого человека за помощью к психиатру."- пишет бельгиец Марк Вандепитте. Вероятно, туда же надо было в свое время отослать и нашего Юлиана Семенова заодно с другими "пророками перестройки" (некоторые из которых, как г-жа Новодворская, кстати, только недавно от него вышли). К слову, кубинские врачи и медсестры, работающие за очень небольшую зарплату, полны внимания к больным , почти нежной заботы о них, а знают свое дело так, что на их фоне все западные "специалисты" - обычные недоучки-троечники. Как же так, а, г-н Семенов?

…Как хотите, а я после этого даже "17 мгновений весны" смотреть не могу. Тошно. Слушая, как Штирлиц в самой первой серии читает нотации допрашиваемому антифашисту, понимаешь теперь, в 2005 году, что это вовсе не немцы того времени, что речь идет вовсе не о фашизме, - нет, это Штирлиц несет на самом деле своими устами авторские, семеновские мысли о "сталинизме". Но насколько можно верить авторским взглядам / суждениям о нашей с вами истории, если он оказался полным профаном даже в своих шариковских рецептах того, как нам решить частные и небольшие проблемы в области качества медицинского обслуживания? Думается, ответ напрашивается сам собой. И ведь такие «специалисты» они все, эти вот самые “пророки”...



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100