Лефт.Ру |
Версия для печати |
Год назад я попросил нашего автора и товарища из США Бобби Саммерса рассказать о том, как он и его друзья пришли к коммунистическим убеждениям. Бобби Саммерс не его настоящее имя. Я попросил его взять себе псевдоним, когда он начал публиковаться в Лефт.ру. В течение многих лет Бобби работает профсоюзным организатором. Это трудная и, временами, опасная работа. Еще раньше мне стало известно, что Лефт.ру был в “черном” списке некоторых ультра-правых организаций США, которые занимаются мониторингом лево-радикальной прессы и я решил, что береженного бог бережет. Свой рассказ Бобби прислал мне довольно быстро, но за делами я затерял его и прошло много месяцев, прежде чем я смог вернуться к этой теме и попросить его найти свое старое письмо. Наша переписка возобновилась и кое-что из нее я планирую перевести для российского читателя как представляющее некоторый интерес.
Публикуемый ниже рассказ Бобби о себе – это, прежде всего, человеческий документ и в этом мне видится его главная ценность. Два обстоятельства придают его жизни своего рода теоретическую иронию. Одно из этих обстоятельств – биографическое. Бобби пришел к коммунизму не из-за нужды и опыта капиталистической эксплуатации, а из богатой среды, из чувства протеста против человеческого убожества буржуазной семьи. Другое заключается в том, что “работая на острие классовой борьбы”, коммунист Саммерс видит вокруг себя глубоко аполитичных рабочих и антикоммунистическую профсоюзную среду. Быть может, точнее было бы сказать, что он работает в тупике классовой борьбы. Его вины в этом нет. Скорее можно удивляться тому, что такие люди, как Бобби Саммерс и его товарищи, еще могут существовать в стране, где рабочий класс вот уже более полувека не показывает никакого желания стать политической силой, противостоящей империалистическому государству и буржуазному обществу.
Антон Баумгартен
Антон! Надо сказать, что меня очень заинтересовал твой вопрос относительно меня, моих друзей и того, как наше мышление развивалось в сторону классового. Но это и непростой вопрос. Чтобы серьезно ответить на него, человек должен увидеть свою собственную жизнь и развитие в их социально-историческом контексте. Я – марксист, и для меня это единственный способ осмысления своей жизни.
Мне нужно время, чтобы подумать о твоем вопросе и поговорить с некоторыми из тех моих друзей, чье классовое сознание наиболее развито. Пока же я расскажу немного о самом себе, как я стал тем, кто я есть в отношении моих убеждений.
Мой случай не совсем типичный. Я происхожу не из рабочего класса, а, по сути дела, из противоположного ему. Вырос в семье, которую можно отнести к “высшему среднему классу”. Или точнее, к “низшему высшему”. Мои родители были состоятельными людьми, хотя и не богачами. Отец сначала служил в руководстве одной корпорации, потом стал биржевым брокером. Мать, как большинство состоятельных женщин, не работала пока я был ребенком, а когда я подрос, стала заниматься недвижимостью.
И мать и отец выросли в семьях, у которых были слуги. Семья отца нанимала повара и шофера (конечно, афро-американца). В доме родителей матери жила служанка (тоже негритянка). У обоих родителей отцы были управляющими крупных компаний. Дед со стороны отца работал в железнодорожной корпорации, а дед по матери управлял компанией по производству игрушек, велосипедов, детских колясок и т.п.
Мои родители, а за ними и я, выросли в богатых районах, где на многие мили вокруг нельзя было найти ни одного рабочего, негра, иммигранта, католика или еврея.
Поэтому мое развитие в направлении классового анализа имело весьма субъективные и психологические истоки. Зародыш моего движения марксизму лежал в маленьких грязных тайнах класса, в котором я рос. Попросту говоря, в своем огромном большинстве это злые, мерзкие, корыстные люди. Я не хочу долго останавливаться на моем несчастном детстве. Но взрослые, среди которых я вырос, были невероятно эгоистичны и жестоки. Они использовали даже своих детей. Были абсолютно неспособны увидеть в другом человеческое существо. Другие люди были для них не больше, чем предметами, которые они могли использовать в своих эгоистических интересах. В своем абсолютном себялюбии и готовности к злобе, если не получали, чего хотели, они напоминали детей. В общем, это были дурные люди.
Я думаю, что тебе и твоим товарищам хорошо известно хищническое поведение правящего класса США в мире. Если ты попробуешь представить, какого типа люди могут вести себя таким образом и делать то, что они делали и продолжают делать по отношению к остальному миру, то ты сможешь составить человеческий портрет нашего правящего класса.
Как бы то ни было, по личным обстоятельствам я очень рано узнал, что из себя представляют эти люди. Конечно, о марксизме я тогда не имел никакого представления. Но уже тогда я почувствовал, что людям из этого класса нельзя доверять, что они себялюбцы и очень много лгут….все время.
С тех пор мое становление моего классового мировоззрения было результатом нескольких факторов.
1. Я интересовался тем, что происходило в мире. И то же самый эгоизм, корысть и высокомерие, которые я наблюдал в своей повседневной жизни, я видел теперь в огромных масштабах в истребительной войне США во Вьетнаме, в попытках класса, из которого я происходил, подавить движение за гражданские права и освободительное движение черных американцев. Я видел все эти черты в истерической оппозиции всему, что имело отношение к социализму и коммунизму. Кстати, борьба этого класса против СССР и социализма вообще никогда не основывалась на вере в “демократические права” и ”свободу самовыражения”. Их истерический страх перед “коммунизмом” (именно, истерический!) выражал их страх перед жизнью, основанной на равенстве и коллективизме, в которой накопление личного богатства и власти было бы социально неприемлемо.
2. Так или иначе, я сохранил способность мыслить. Я искал ответа на вопрос: почему мир находится в таком жалком состоянии. Много читал, обдумывал, снова читал. Когда мне было, наверное, лет 14, я стал читать “классику” марксизма (Манифест, Капитал). У меня развился интерес к истории революционных движений (должен же существовать какой-то выход из этого жалкого положения, думал я)
3. Мне посчастливилось встретить несколько очень хороших учителей. Моим первым “революционным” наставником стал учитель старших классов в моей школе. Он был одним из лидеров антивоенного и правозащитного движения в Чикаго во второй половине 1960х годов. Этот человек научил меня, что означает быть “радикалом” и дал мне первые уроки политической борьбы. Позднее, когда я учился в аспирантуре, у меня был профессор, научивший меня, как использовать марксизм для понимания и анализа классовой идеологии, стоявшей за политикой и действиями правительства, и той методологии, которую использовал правящий для, чтобы содействовать и продвигать эту политику.
4. И была просто жизнь. Я не мог быть частью класса, к которому принадлежал по рождению, не мог принять его условия существования. Мы с женой были аспирантами и чуть ли не голодали. Поэтому я пошел работать в профсоюзе, меня избрали цеховым профсоюзным представителем, потом, в 1987, весь ушел в организаторскую работу и занимаюсь этим по сей день. Конечно, быть на профсоюзной работе –это быть на острие классовой борьбы, такая работа усиливает классовое сознание… даже если это сознание не является частью профсоюзной культуры и менталитета.
Но так обстоит дело только со мной. Мой очень хороший друг и товарищ, сын шахтера из Западной Вирджинии. Он из семьи итальянских иммигрантов. И хотя он по убеждениям коммунист, свой радикализм он унаследовал от своего дяди, с корнями в итальянском анархизме. А другой товарищ – из еврейской семьи, с длинной традицией коммунистической и левой политики в Америке. Его дядя был комиссаром Интернациональной бригады в Испании!
Что касается второй стороны твоего вопроса: Почему у американских рабочих отсутствует классовое самосознание? – то самое смешное состоит в том, что у нас в Америке были моменты, даже десятилетия интенсивной классовой борьбы… но от них не осталось и следа. Я бы хотел разобраться с этим вопросом тоже. Но для этого мне нужно время. Это важный вопрос.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |