Лефт.Ру |
Версия для печати |
Гаарец, 25.08.05
"Мы можем поговорить с вами, как два еврея?" - с такими словами обратился ко мне несколько дней назад молодой человек. В эти дни подобное вступление ведет к одной из тех бесед, в которых мы барахтаемся уже несколько недель. Их тема - определение понятия "евреи" - уникальной общности людей, отличных от остальных представителей рода человеческого, и стоящих над ними. Иногда ее символом становится еврейский мальчик из Варшавского гетто с поднятыми руками, иногда девушка с девизом "Не забудем, не простим" на оранжевой футболке, а иногда - солдат, который отказывается эвакуировать еврея. Кровь, вера, земля.
"Как евреи", - повторил молодой человек, оказавшийся туристом из Латинской Америки.
У него в Израиле родня, и он понимает иврит. Дело происходило на КПП Эрез - ряды колючей проволоки, запертые ворота, калитки-турникеты, наводящие страх сторожевые вышки, камеры наблюдения, и рявкающие громкоговорители, через которые солдаты выкрикивают на иврите команды женщинам, простоявшим долгие часы на жаре, в ожидании того, что их, наконец, пропустят и они смогут навестить своих сыновей в Беер-Шевской тюрьме.
"Как может быть, что израильтяне, такие славные и милые люди - я это хорошо знаю, потому что тут живут мои родные - не имеют представления о том, какие несправедливости тут творятся?" Картины разрушения, которые оставил после себя Израиль в палестинской части Газы, потрясли его. "Я еврей, мой отец пережил Катастрофу, и я вырос на совершенно иных ценностях иудаизма - социальная справедливость, равенство, забота о ближнем".
Как бы ни наивно звучали его слова, они были как глоток свежего воздуха. Передо мной стоял еврей, который был обеспокоен судьбой 1.300.000 человек, в то время как внимание всего мира, казалось, было приковано к буквально каждому из 8.000 евреев, переезжавших на новую квартиру. Передо мной стоял еврей, которого поразило то, что обычно воспринимается как сухие цифры: с сентября 2000 года в Газе было убито 1.719 палестинцев, и, согласно оценкам, две трети из них не были вооружены и не были убиты в боях или в ходе нападений на военные объекты или поселения.
Согласно данным Палестинского ЦСУ, 379 из них не исполнилось 18 лет, а 236 были младше 16. 96 - женщины, 102 были объектами точечных уничтожений, произведенных ЦАХАЛом, во время которых погибло еще 95 "ни в чем не повинных прохожих" - последнее уже согласно армейским источникам.
Около 9.000 жителей Газы получили ранения, 2.704 дома, в которых проживали около 20.000 человек, были снесены бульдозерами или боевыми вертолетами ЦАХАЛа, и еще 2.187 разрушены частично. Около 31.650 дунамов сельскохозяйственных земель выжжены.
Стандартная реакция среднего израильтянина на эти данные известна: они сами это на себя накликали, или - а чего они ожидали, когда стреляли <касамами> по детям, или когда пытались пробраться в поселения и убить мирных жителей в их собственных домах - они что, думали, армия не придет на защиту?
Прямая линия соединяет эти вопросы, выражающие поддержку общества политике Израиля, и глубокое сочувствие к печалям эвакуированных поселенцев, восхищение "величественной главой" истории сионизма - прямая линия глубокой веры в сверх-права евреев, живущих на этой земле. Действительно, можно только подивиться как поселенцам вообще, так и поселенцам из Газы в частности.
Каким талантом нужно обладать, чтобы 35 лет жить в цветущем парке и роскошных виллах в каких-то 20 метрах от перенаселенных, задыхающихся от скученности лагерей беженцев? Каким талантом нужно обладать, чтобы включать дождевальные машины на своих зеленых лужайках, когда буквально через дорогу существование 20.000 человек зависит от питьевой воды, которую распределяют из цистерн? И при этом осознавать, что тебе это положено, что твое правительство проложило для тебя великолепные дороги, а палестинскую инфраструктуру (до соглашений Осло, т.е. до 1994 года) оставило на произвол судьбы, так что она приходит в запустение. Каким даром нужно обладать, чтобы, выйдя из своей ухоженной теплицы, с полным безразличием пройти мимо поверженного фигового дерева, которое росло тут 60 лет и было выкорчевано ради тебя? Чтобы воспринимать как должное, что дороги перекрывают - ради тебя, дома сносят - ради тебя, что детей с танков и вертолетов убивают - ради тебя, во имя безопасности твоих детей и сохранения твоих сверх-прав.
Во имя половины процента населения Газы - еврейского населения - жизни остальных 99.5 процентов были полностью разрушены - действительно, этот факт достоин изумления. Столь же поразителен тот факт, что большинство израильтян, которые сами не отправились заселять родину, жили и страдали в этой реальности и не требовали от своего правительства положить этому конец - покуда не начались обстрелы "касамами".
Большого упитанного козла вывели на прошлой неделе из Газы. И потому чувство облегчения, которое испытали многие из 99.5% жителей Газы понятно - хотя то, что там происходит очень далеко от невероятно поверхностных сообщений прессы, концентрирующей свое внимание на ликовании Хамаса и администрации Палестинской автономии. Как заметил обитатель лагеря беженцев Хан-Юнис, в прошлом - рабочий в одном из поселений: "Раньше поселения делили Газу на три-четыре тюрьмы. Теперь мы будем жить в одной тюрьме - значительно более комфортабельной, но по-прежнему - тюрьме".
Перевел М.Рейдер
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |