Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Антон Кантомирский
О продолжительности рабочего дня в России

Социальная библиотека: «Прочитал сам, передай дальше…!»

В современной России происходит странное явление, когда так называемая интеллектуальная элита, оппозиция говорит о чем угодно абстрактном: национальной идее, мировом величии страны, но ни о чем конкретном и подающемся непосредственному анализу и изменению. Начнем с общего: большая часть трудоспособного населения России является наемными рабочими, которые трудятся от «звонка до звонка» и даже после звонка в надежде улучшить свое материальное положение и худо – бедно, но стать потребителями всех основных товаров предлагаемых рынком. И вроде бы всех такое положение дел устраивает. Население к такому образу жизни привыкло и не замечает, что их жизнь может быть иной. Какой? Об этом ниже.

Основной наш тезис будет вращаться вокруг конкретики, которая известна каждому, так сказать испытана на «своей собственной шкуре»: в России фактически введен для большинства населения ненормированный, удлиненный рабочий день. Не знаю как вам, но мне, историку по образованию, сразу вспоминаются призывы рабочих середины 19 – начала 20 века, требовавших сократить их рабочий день до восьми часов. Но это было сто лет назад, с тех пор многое изменилось в жизни трудящихся, или нет?

Сколько же сейчас времени уходит у обычного вольнонаемного человека на работу?

Возьмем усредненный вариант: менеджер «среднего звена» или любой специалист, служащий начинает свой рабочий день в 8 утра. Однако, чтобы встать, собраться и доехать до места трудовой деятельности требуется в среднем 1.5 - 2 часа. Таким образом, чтобы попасть на работу вовремя, специалист вынужден подниматься в 6:00 или 6:30 утра. Рабочий день длится по трудовому кодексу 8 часов, однако на многих предприятиях признаком дурного тона или даже производственным преступлением является, если человек уходит сразу после своих законных 8-ти часов нахождения на рабочем месте. Смеем уточнить, что обед (1ч.+8 ч.=9 ч.) это также время, затраченное на работу, и требуется для поддержания жизнеспособности организма и вычитать его из рабочего дня, как это делают ныне не логично.

В среднем, закончить рабочий день, таким образом, можно только в 18:00, то есть после 10 часов пребывания на рабочем месте. Суммируем к этому, что проезд до дома займет еще один час. Таким образом, в среднем человек на труд тратит 13 часов в день.

Однако надо заметить, что после работы необходимо прийти в себя, отдохнуть, поужинать, на это также уходит в среднем час.

Подытожим, время, прямо или косвенно связанное с трудовой деятельностью приближается к 14 часам. Почти 60% суточного времени человек тратит на работу. Если вычесть из этого времени период сна – 8 часов, то получится, что индивид тратит на работу и сон – 22 часа из 24 суточных!

Надо отметить, что в настоящее время на многих производствах, рабочий день, начавшись рано утром, заканчивается и в 20:00, и в 21:00 и позже, а также осуществляется трудовая деятельность в выходные дни. В этом случае, свободного времени совсем не остается. Я не знаю, как вообще живут люди, и какие интересы у них остаются, фактическое время работы которых приближается к 12-14 часам в сутки. Свою работу они осуществляют почти как в условиях второй мировой войны. В то время тоже также работали. Правда, цели тогда были другие….

Итак, при усредненном варианте, то есть работе в 9 (+1 час обеда) часов на личные потребности, от суток, в лучшем случае, остается только 2 часа. Например, с 20:00 до 22:00. Можно конечно удлинять это время, укорачивая сон, тем самым, сокращая себе жизнь измотанностью и стрессами из-за постоянной хронической усталости… Однако, ложиться будем вовремя и черт с ним, два часа, так два часа.

Рассмотрим, что за это время можно сделать? Можно немного пообщаться с семьей или друзьями, наспех провести романтическое свидание, почитать и т.д. Что ни возьми, времени на культурное развитие или общение с людьми просто не остается.

Единственным аргументом, который может быть выдвинут защитниками такого образа жизни может быть только то, что работа, мол, любимая, и предполагает развитие. Так - то оно так, но, как правило, работа не всегда связана вообще с каким – либо развитием. Например, торговля в магазине или водитель. Объективные условия не способствуют здесь развитию интеллекта.

Действительно интеллектуальным трудом заняты только в отраслях, связанных с наукой (вузы, научно-исследовательские институты и т.д.). Мы же считаем, что достижения науки должны быть известны как можно большему числу людей, особенно таких, которые непосредственно влияют на восприятие жизни и отношение к материальному миру и обществу: психология, философия, социология. Независимо от профессии эти дисциплины необходимо знать, только для того, чтобы лучше ориентироваться в межличностном общении. Кстати, после революции 1917 года в основу советской педагогики был положен один из законов материалистической диалектики – принцип всеобщности связи и развития. На практике это означало то, что индивид должен был знать как можно больше наук, постоянно учиться и в первую очередь понимать глобальные процессы, происходящие в природе, обществе и в мышлении. Разносторонне развитый индивид это исключительно достижение советской власти, вожди которой были помешаны на науке и требовали такого «помешательства» от каждого человека.

Конечно, «высокие» фразы о том, что человек живет, чтобы работать – несостоятельны. Человек живет, чтобы комплексно развиваться, разумно осваивать природу, понимать процессы мышления, возникновение своих эмоций, грамотно воспитывать детей, обладая знаниями возрастной психологии и педагогики.

Помимо работы любой человек должен развивать в себе еще массу других потребностей, которые и выделяют всесторонне развитую и творческую личность от серости большинства. Хорошо, если работа интересна или связана с интеллектуальным развитием. А если нет? Что тогда делать тому человеку, как ему понимать этот мир и свое место, ведь он не имеет чисто физического времени для чтения книг по философии, психологии, социологии, естественным наукам и т.д. Только изучение этих дисциплин сделает жизнь в обществе себе подобных более осознанной, только так можно будет избежать проблем и многих конфликтов в общении.

Важно учитывать, что культурные запросы индивида также должны удовлетворяться. К таковым мы отнесем изучение фундаментальных наук, общение с людьми вне работы, налаживание отношений в семье, изучение различных видов искусств, спорт и т.д. Другое дело, что в современном обществе возможностей для осуществления всей этой культурной деятельности фактически нет. Право, наивно полагать, что всю эту деятельность можно осуществить за 2 свободных часа вечером. Ведь времени должно хватать и на семью, и на интеллектуальное развитие. А иначе для чего жить?

Следствием такого чудовищного образа жизни является низкий уровень современной российской массовой культуры. Из-за глобального недостатка времени на культурное просвещение возникает страсть народа к дешевым сериалам и реалити-шоу, которые отражают жизнь обычных, посредственных людей. Ибо человеку, проводящему на работе внушительную часть своей жизни некогда развивать ни эстетический, ни любой другой вкус. Это объективные условия и пока у подавляющей части населения не возникнет желание что-либо изменить, все останется на своих местах. Поэтому любая примитивная идея, воплощенная в реалити-шоу, показывающего бездельников и людей с ограниченным интеллектом пройдет на «ура». По этой же причине становится актуальна дешевая, с позиций классического музыкального искусства, примитивная поп-музыка, созданная специально для человека без музыкального и в целом без эстетического вкуса, банальная художественная литература (романы, детективы и т.д.), содержание которой забывается на следующий же день после прочтения, примитивный кинематограф с совершенно глупым сюжетом, рассчитанным на наитупейшего обывателя. Причем цель у такого искусства одна – создание максимальной прибыли, без учета развития культурных потребностей человека. Такое искусство не заставляет людей совершенствоваться. Эффект от такого времяпрепровождения один – убить время и только. Важно понимать, что поглощение продуктов массовой культуры это самое настоящее уничтожение своего свободного времени, без какой – либо пользы.

Важно понимать, что современный российский наемный рабочий – это тягловая «лошадь», а для «животного», любое удовольствие будет в радость, ведь в своей реальной трудовой жизни таких удовольствий - минимум. Отнюдь не случайно некоторые говорят, что работа у них последняя отдушина, здесь они общаются, и хоть как-то, но личностно развиваются. Все это следствие отсутствия потребностей в саморазвитии и культурном обогащении, которые в силу целого ряда объективных причин не были сформированы. В первую очередь, вина за это лежит на государстве. Почему читайте в моей статье «Как надо понимать Федеральный закон «О Федеральном бюджете» (принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ).

Отсутствие свободного времени также является одной из причин в целом нездорового состояния российского населения. При большой интенсивности труда и продолжительном рабочем дне и работе в выходные, на спорт и что немаловажно, на профилактику заболеваний – просто не остается времени. Поздние вечерние занятия спортом, после целого дня стресса также не всегда приносят пользу, так как изматывают и без того, уставший за день организм.

Не для кого не секрет, что на некоторых производствах, человек не имеет даже права заболеть, таковы негласные правила, на временной недуг смотрят как на преступление. Хотя конечно, причина многих заболеваний – это невозможность проведения профилактических мер для предупреждения заболеваний и изнуряющая интенсивность труда. Только глупый человек может искренне удивляться, мол, почему такая нездоровая нация? Для начала задайтесь вопросом, сколько часов в день работает эта нация, в каких условиях работает, сколько платят за труд и может ли рабочий по негласным правилам предприятия (часто антизаконным) уходить на больничный?

Отсюда главный вывод: поддерживать хорошее состояние здоровья в современных условиях продолжительного трудового дня весьма проблематично, надеяться можно только на сильную иммунную систему и крепкие нервы. Предвижу возражения, что мол, в Японии тоже продолжительный рабочий день и большая интенсивность труда, но одна из самых здоровых наций. Понятно, что сравнения здесь неуместны, так как условия труда, заработная плата, социальная защищенность и медицинское обслуживание населения, а также массовые меры по профилактике заболеваний не сравнятся с российскими. Кстати, в США также один из самых продолжительных рабочих дней и степень измотанности рабочих также высока.

Другой проблемой продолжительного рабочего дня является отсутствие возможности привития полноценного эстетического вкуса и настоящих интеллектуальных потребностей. Поэтому сейчас в России появляется и будет появляться большое число псевдорелигиозных, псевдонаучных идеологий, которые также рассчитаны на человека, не владеющего информацией о возникновении различных мировоззрений, не знакомого с традиционными формами религиозности. Много проявлений и так называемого псевдоискусства, когда любая бездарность может заявить о себе как о гении, а средства массовой информации поощрять этот бред.

Все это следствия одного – современный российский человек очень неразборчив и хватается за все, что ему предложат, ведь критериев, позволяющих ему отличать ценные вещи от примитива, фактически нет. А главное то, что нет физического времени для научения. Чтобы сформировать в себе потребности интеллектуального развития, классических форм искусства недостаточно высшего образования, необходимо постоянное развитие, которое как раз и невозможно из-за отсутствия физического времени. Работа не позволяет развиваться. А что самое главное, даже при продолжительном рабочем дне материальный достаток не увеличивается. Дополнительный труд, как правило, не оплачивается. Поэтому у большинства Россиян нет ни достатка, ни возможности культурного обогащения. Правда, есть работа…

Современного человека в сфере идеологии проще простого обмануть, так как нет «стержня», необходимой интеллектуальной подготовки, позволяющей человеку отличать «бред сивой кобылы» от фундаментальных научных достижений. Только в безграмотном обществе получат широкое распространение разные дикие поверья, шарлатаны от науки, бабушки – предсказательницы, извращенная религиозная отсебятина, дилетантское понимание традиционных религий и тому подобное.

Конечно, государству выгодно иметь такого человека, так как его проще запутать, при этом в обыденное сознание внедряется стереотип о необходимости плюрализма мнений, когда откровенная фальшь и дикий маразм уважается только потому, что в стране плюрализм мнений. Однако плюрализм как раз и предполагает критику всего абсурдного и несостоятельного с позиций науки и диалектического понимания действительности.

Важно осознавать, что человека, имеющего минимум культурных потребностей и возможностей для дополнительного образования можно безмерно эксплуатировать. Затрат фактически никаких, социальная защищенность на нулевом уровне, почти нулевом, а человек работает, чем не благодать для правящих мира сего? Увы, человек для современного российского государства интересен только как недорогая рабочая сила, налогоплательщик и в целом, как потребитель разных дорогостоящих услуг, предоставляемых государством и различными частными предприятиями.

При таком раскладе становится понятным, почему культурный досуг российского человека сводится обычно к распитию напитков и чревоугодию, ведь он не в состоянии придумать что-то еще, воображение ограничено и свободного времени на иное нет. А ведь раньше столько кружков интеллектуальных существовало по интересам, где люди могли собираться и обсуждать многие из волновавших их вопросов.

На наш взгляд, современное общество должно комплексно развивать индивида, а не делать из него культурное чудовище, физически неполноценного, изможденного стрессами и с ослабленным иммунитетом – ведь это следствия рабского 9-ти часового рабочего дня (включая час обеда). Только зомби или односторонне развитая личность может утверждать о необходимости труда по 14 часов в день! Это антикультурно, антисоциально, это деградация.

Действительно, труд развил человека, сделал его человеком. Но всему должно быть время и место. Нельзя доводить до крайности какой – либо один аспект человеческого существования. Жизнь многогранна, и ее нельзя ограничить удовольствием или только работой, что и происходит сейчас в России.

И в том и в другом случае, однобокость обедняет человека, делает его ограниченным, фактически «наркоманом». Следствия тотального смещения интересов человека только к работе можно наблюдать на примере современных пенсионеров, которые без работы, самой грубой, физической не могут провести и часа. Это только потому, что им не были привиты потребности к культурному обогащению, ведь столько интересного можно узнать на пенсии даже в нашей стране, где у пенсионеров, как правило, нет денег. Но есть библиотеки, где за небольшую ежегодную плату можно просвещаться. А чем еще заниматься в старости, если здоровье позволяет еще что-либо осуществлять?

Очевидно, что человек, «зажатый» сейчас только в работу, не сформировав в себе потребности и при отсутствии возможностей для интеллектуального обогащения, выйдя на пенсию, также будет думать только о тупом отдыхе, перед телевизором, так как на путешествия дальние, увы, в нашей стране не заработать, а интеллектуальное развитие ему в принципе незнакомо.

Неудивительно, что люди сейчас совсем не понимают, что качество их жизни напрямую зависит от степени осознания себя в этом мире и в обществе. Чем выше степень осознанности, тем полноценнее индивид во всех смыслах.

Весьма интересные наблюдения мне удалось сделать тогда, когда я опросил некоторых из людей, работающих на предприятии с 8:00 до 17:00. Было высказано мнение, что если уходить с работы ровно в 17:00, то времени якобы на личные нужды вполне хватит. Почему люди думают так? Только потому, что потребности при таком рабочем дне изначально резко занижены, хочется только отдохнуть от работы и приготовиться на день следующий, а для этого времени действительно хватит. Надо осознавать, что при 8-ти часовом рабочем дне и если с работы можно уходить вовремя, свободного времени (за вычетом проезда и необходимого отдыха и ужина) остается только три часа (с 19:00 до 22:00). Что можно сделать за это время? Если честно, только самое минимальное. Для культурного просвещения этого недостаточно.

По факту, человек в нашем обществе спит намного меньше необходимого, домашние дела, заботы не позволяют рано ложиться, а с работы возвращаются поздно. Вот и замкнутый круг, одно порождает другое. Ночной образ жизни, соответствующий индустрии развлечений – следствие продолжительного рабочего дня.

А если у трудящихся есть дети, достаточно ли побыть с ними 2-3 часа вечером? Для осуществления задач по воспитанию этого явно не хватит, об этом знает каждая мать.

Образ жизни человека поглощенного только работой удручает. К чему стремится такой человек? Заработать много, якобы стать «независимым», расширить число своих материальных потребностей? Однако помимо потребления вещей и денег, есть и чисто культурные потребности человека в интеллектуальном развитии, эмоциональном и т.д. о которых такой человек часто не ведает. Он не понимает, что такое важное применительно к его жизни может сказать Платон, Кант, Гегель или Маркс. А ведь многому может научить история философии и современная научная литература. Важно научиться правильно применять эти знания, особенно при общении с другими людьми.

Российский человек ныне - это «человек-стресс», это патология, это отход от нормы высококультурного человека (попросим не путать культуру с этикетом). Нельзя делать образцом для подражания односторонне развитых людей в любых смыслах. Полноценное развитие предполагает комплексное развитие, где есть место и труду, и отдыху и интеллектуальному и иному обогащению.

Просто тупо зарабатывать деньги слишком однобоко, много сил уходит в никуда. Все равно все предметы не потребить в этой жизни. Жалко тех людей, которые живут только для того, чтобы потреблять и эпохальными событиями их жизни являются не какие – то интеллектуальные или иные открытия, а покупка автомобиля, телевизора, пылесоса. При таком мировоззрении человек понимается как придаток к товарам массового использования.

Делу время – потехе час, тоже не совсем верный тезис. Время должно быть и потехе, и труду и интеллектуальному развитию. Труд обязателен, но человек может и должен ограничивать его. Кстати, самообразование такой же труд. Никто не будет отрицать ценность самообразования и изучения различных фундаментальных наук. Важно знать о процессах мышления, законах развития природы и общества.

8-и часовой рабочий день (+1 ч. обеда) и отсутствие времени на полноценный досуг создает человека, который не понимает необходимость интеллектуального и в целом культурного развития.

Имея опыт преподавательской работы в вузе, неоднократно приходилось слышать от студентов о том, что, например, те или иные знания им не пригодятся в их профессиональной деятельности и поэтому предмет изучать они не хотят и не будут. Складывается такое впечатление, что человек живет для таких людей только профессиональным поприщем. Им не приходит в голову, что интеллектуальное обогащение может быть ценным само по себе, оно обогатит их сознание и понимание жизни. Ан нет, им хочется знать только то, что относится к их специальности и будущей профессии. Типичная психология раба, который должен знать только то, что делает непосредственно. А зачем ему знать иное, ведь его место только здесь. В свое время такая позиция людей меня просто «убивала» и только теперь я понимаю корни такого ограниченного интеллектуального развития. Некогда молодежи думать о смысле жизни, основе отношений между мужчиной и женщиной и т.д.

Вот вам следствие жизни только ради работы, вот вам ограниченность мышления, которое не выходит дальше профессиональной деятельности и обеспечения человека жизненно-необходимым минимумом вещей и пищи.

При таком распорядке дня ежегодно будет уменьшаться интеллектуальный уровень человека, он будет все больше осваивать современных технологий, но все больше будет проигрывать в изучении гуманитарных, обществоведческих и естественных дисциплин. Живя в мире науки, человек не понимает, для чего ему изучать научные достижения гуманитарных, обществоведческих и естественных дисциплин, ему кажется, что он и так много знает, имеет жизненный опыт.

Важно понимать, что жизненный опыт современного человека всего лишь отпечаток современных средств массовой коммуникации, это опыт человека, зацикленного на работе. Кстати, такое противоречие порождает и много тунеядцев, лентяев, которые не хотят трудиться. Это тоже следствие продолжительности рабочего дня и чрезмерной интенсификации труда.

По нашему мнению, для полноценного развития интеллектуального, эмоционального необходим как минимум 7 часовой рабочий день, включая в эти семь часов - час обеда.

Таким образом, начиная деятельность в 8:00, рабочий день будет заканчиваться в 15:00. Прибавляем час на проезд – 16:00, час на отдых и подготовку к следующему дню, получаем 17:00.Есть целых пять часов до 22:00, за которые можно будет почитать книгу, сходить в театр, без спешки и животной похоти провести романтическое свидание, ибо время на ухаживание есть.

Осознание необходимости рабочего дня в 7 часов является важнейшим условием гармоничного и сбалансированного развития личности. В век науки необходимо грамотно подходить и к работе, и к отдыху и к интеллектуальному развитию, то есть к самостоятельному изучению фундаментальных наук.

И пусть вас не удивляет типичный ответ, мол, «что я не знаю, что буду делать, сократи мне рабочий день» или «мне все равно надо будет работать» и т.д. Такие ответы показывают одно: силу воистину (!) рабской идеология в сознании населения, когда личных интересов индивида не существует, а есть только одна работа. Чудовищное мировоззрение, напоминает безграмотных рабочих начала 19 века.

Конечно, в настоящее время нет пока явных социальных предпосылок для перехода законодательным путем на 7 часовой рабочий день, тем не менее, это не освобождает нас от размышлений на тему более эффективного развития российского общества. По нашему мнению, требования у оппозиции должны быть конкретными и отражать чаяния конкретной части населения, в данном случае наше обращение ко всем наемным рабочим, трудящимся от «звонка и до звонка» и позже.

И в данном случае, нам нет смысла ориентироваться на образ жизни других государств, необходимо четко осознавать, что мы живем в этой стране, здесь и сейчас, у нас есть определенные интересы и у нас есть полное право отстаивать рациональный распорядок дня исходя из глубинного понимания потребностей человека.

Потребность в комплексном развитии должна развиваться у населения средствами пропаганды. Например, сюжет художественных фильмов строится не на основе дебильных историй, но на примере жизни обычных людей, которые по мере своего развития узнавали все новые и новые грани жизни. При этом необходимо показывать, как меняется качество их жизни по мере научного просвещения. Весьма интересно, но такой опыт в кинематографе был реализован в советское время.

Как мы считаем, наиболее грамотную часть населения, должна вдохновить информация о том, что Россия имеет беспрецедентный для остального мира пример безудержного стремления народа к знаниям, и прежде всего к философии.

Речь идет о первых годах Советской власти, когда образованность и необходимость обучения была поставлена на первое место, в том числе и самообразование. Вот как пишет Анастасия Цветаева о первых годах советской власти: «Москва тех лет! Полусытые люди, рвущиеся слушать стихи, бегущие на концерты, ломящиеся на доклады, диспуты, лекции – чудесный русский народ!». Или вот что написано было в эмигрантском журнале «Смена вех»: Чрезвычайно интересно просматривать афиши в Москве. Что преобладает? Афиши о лекциях на научные и общественно-литературные темы и концертах. Страну охватила огромная жажда положительных знаний; не десятками, не сотнями, а тысячами насчитывается количество общедоступных лекций в месяц. Все эти лекции не только усиленно посещаются, но на многих из этих лекций зал не может вместить всех желающих».



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100