Лефт.Ру |
Версия для печати |
Проклятия Буша возвращаются к нему самому. Саммит лидеров полушария, на котором он присутствовал в Аргентине, был полным поражением, показавшим, что король – голый. Бушу удалось избежать рукопожатия со своим главным противником на саммите, Уго Чавесом. Но президент Венесуэлы отобрал все внимание, собрав тридцать пять тысяч слушателей на переполненном стадионе. Единственным комментарием, который Буш сделал в отношении массовых демонстраций против его присутствия в Аргентине, была плоская шутка, который он поделился с президентом страны Нестором Киршнером: «Пожалуй, меня не так уж легко приютить».
Заявив, что в присутствии Чавеса он будет сдержаным, Буш подождал, пока он улетит в Бразилию, чтобы начать свою атаку на лидера Боливарианской Республики Венесуэла: «Обеспечение социальной справедливости в Америках требует выбора между двумя соревнующимися видениями», - провозгласил он на банкете. – «Одно из видение – видение надежды. Оно основывается на представительском правлении, интеграции в мировое сообщество и вере в преобразующую силу свободы в жизни каждого человека. Другое – стремится повернуть вспять прогресс демократии, …опираясь на страх, стравливая друг с другом соседей и обвинении других в своих собственных неудачах».
Эта оруэлловская декларация поставила с ног на голову реальность Венесуэлы Чавеса и Америки Буша. Избранный в президенты в 1998 г., Чавес получил 56 % голосов, в то время как всем известно, что в 2000 г.. Буш уступил в количестве голосов своим оппоненту из Демократической партии.
За семь лет правления Чавеса, Венесуэла стала самой демократической страной в новейшей истории Америк. Были проведены восемь выборов или референдумов, включая выборы Учредительного собрания, утвердившего новую Боливарианскую конституцию, установившую принципы демократии участия. В каждом из этих случаев, 56 – 60 % избирателей поддерживали Чавеса или его инициативы, включая его переизбрание на президентский пост по новой конституции в 2000 г. Нужно отметить, что Буш был переизбран в 2004 г. при поддержке лишь 51 %, это самый низкий показатель со времен Вудро Вильсона в 1916 г. Никто из международных наблюдателей не смог раскрыть случаи фальсификаций при голосовании в Венесуэле, в то время, как в США до сих пор остаются серьезные сомнения в честности 2000 и 2004 г.
Самым бесчестным покушением на администрации Буша на новый демократический дух в Венесуэле стала попытка переворота в апреле 2002 г. После предварительной встречи с заговорщиками в Вашингтоне, американское правительство стало первым и единственным в полушарии, признавшим "golpistas", возглавляемых Педро Кармоной, президентом Ассоциации бизнеса Венесуэлы. Чавес восстановил свою власть через 48 часов, благодаря массовым народным демонстрациям и поддержке военных, главным образом среди младшего офицерского состава и простых солдат.
Готовясь к войне в Ираке, американские СМИ, включая либеральную прессу, точно отражали позицию Буша в отношении Чавеса. Когда переворот был в процессе, редакционная статья New York Times гласила: «Венесуэльской демократии больше не грозит потенциальный диктатор». Times, также отражая позицию венесуэльских элит, настаивали на том, что Чавес – «демагог».
Демагогия – это, без сомнения, ярлык, который стремится улучшить положение народных классов за счет богатых. В 25-миллионной стране, неграмотность была ликвидирована, когда 1,4 миллиона научились читать и писать в первые годы правления Чавеса. Три миллиона взрослых венесуэльцев, ранее не имевших доступа к системе образования из-за бедности, теперь осваивают школьную программу.
Когда Чавес пришел к власти, 80 % населения не имели доступа к прибылям богатой нефтяной отрасли. Немногие имели доступ даже к минимальному уровню здравоохранения. Сегодня, в значительной мере благодаря программе «Нефть в обмен на врачей», которая принесла Венесуэле двадцать тысяч кубинских врачей, 70 % получили доступ к бесплатной медицине. Недоедание и голод были искоренены, так как теперь 3/5 населения получает продовольственную помощь через кооперативы, специальные продовольственные программы и правительственные распределительные центры.
В противовес голословным утверждениям Буша о том, что Чавес «стравливает соседа с соседом», президент Венесуэлы с гордостью отмечает свои попытки к формированию сотрудничества в полушария, в то же время выступая против «ужасающей неолиберальной глобализации», воплощенной в бушевском призыве к Зоне свободной торговли обеих Америк. В августе Чавес провозгласил PetroCaribe, программу снабжения Карибских стран венесуэльской нефтью с долгосрочным займом под 1 %. В противовес неолиберальной программе Буша, Чавес призывает к Боливарианской альтернативе для Америк, включающей в себя политическую и экономическую интеграцию Южной и Латинской Америки.
Лживость последнего утверждения в прокламации Буша – того, что он выступает за усовершенствованные международные отношения, в то время как Чавес борется со «свободой в жизни каждого человека» - проявилась во время последней остановке Буша в Панаме. Там, стремясь подавить международную критику системы секретных американских тюрем за рубежом, в которых содержатся и подвергаются пыткам подозреваемые в терроризме, Буш заявил, что он продолжит «агрессивно преследовать» подозреваемых в терроризме и настоял на том, что «любая наша деятельность законна». Неудивительно, что Чавес называет режим Буша «террористической администрацией» и «угрозой человечеству».
Оригинал текста находится по адресу: http://counterpunch.org/burbach11082005.html.
Перевод Юрия Дергунова
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |