Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Гэйл Дайнес, Роберт Дженсен
Порнография – взгляд слева

Феминисты, выступающие против порнографии, привыкли к оскорблениям слева. Снова и снова нам сообщают, что мы – против секса, ханжи, упрощающие, политически наивные, что мы отвлекаем внимание от серьезных вопросов и узколобы. Самые грубые из наших критиков не стесняются предложить нам исцеление от всех этих недугов через, как бы поделикатнее выразиться, здоровый сексуальный опыт.

Вдобавок ко всем этим обвинениям, нам постоянно задают вопрос: Почему мы «тратим даром» наше время на проблему порнографии? Поскольку мы против капитализма и против империализма, а не только феминисты, не стоит ли нам сосредоточиться на многочисленных политических, экономических и экологических кризисах (война, бедность, всемирное потепление и т.п.)? Почему уже двадцать лет мы тратим часть наших умственных и организационных сил, занимаясь феминистской критикой порнографии и индустрии сексуальной эксплуатации?

Ответ прост: Мы против порнографии именно потому, что мы не только феминисты, но и левые.

Мы левые, и поэтому мы против сексизма и расизма, которым пропитана совеременная коммерческая порнография. Мы левые, и поэтому мы против капиталистического превращения в товар одной из основ нашей человеческой сущности. Мы левые, и поэтому мы против корпоративного господства в СМИ и культуре. Антипорнографические феминисты не предлагают левым отвергнуть их мировоззрение, а только настаивают на последовательности в анализе и применении левых принципов.

Нам всегда казался странным упорный отказ многих левых заняться основательной и глубокой критикой порнографии. Все это особенно досадно в то время, когда левые изо всех сил пытаются привлечь внимание широкой публики; критика порнографии на основе радикально-феминистского и левого анализа, противостоящая морализаторству правых, может оказаться полезной для организации масс.

Левый анализ СМИ

Левые рассматривают СМИ как область, где господствующие классы пытаются сформулировать и навязать свои определения и обьяснения мира. Мы знаем, что новости не нейтральны, что развлекательные программы – нечто большее, чем только веселье и игры. Там происходит навязывание идеологии, там выражается точка зрения сильных мира сего. Это всегда борьба, в которой попытки господствующего класса определять картину мира могут, и на самом деле встречают сопротивление. Термин «гегемония» обычно используется для описания этого процесса, в котором господствующие классы пытаются обеспечить полный контроль за созданием смыслов.

Феминистcкая критика порнографии вполне совместима – и, для многих из наз, вырастает из – общепринятого анализа левых касательно идеологии, гегемонии и СМИ, приводя к выводу, что порнография относится к патриархату, как коммерческое телевидение - к капитализму. Однако, когда темой обсуждения становится порнография, многие левые как будто забывают теорию Грамши о гегемонии и принимают доводы порнографов о том, что порнография – только фантазия.

Очевидно, обычное левое положение, что образы в СМИ могут быть орудиями оправдания неравенства, применяется к анализу телевизионных новостей, но улетучивается, когда образ – женщина, которой сунули в глотку член с такой силой, что она давится. В этом случае, по неясным причинам, от нас не ждут серьезного рассмотрения порнографических представлений, или оценки их как тщательно спроектированного товара в рамках системы полового, расового и классового неравенства. Ценные труды критиков СМИ о политике производства образов как будто не имеют отношения к порнографии.

Порнография это фантазия, так сказать. Точно так же, как сериалы про полицейских, которые прославляют природное благородство полиции и прокуроров как защитников народа – тоже фантазия. Как романы Горация Олджера о награде за усердный труд при капитализме – фантазия. Как фильмы, в которых арабы – только террористы – фантазия.

Все эти продукты СМИ критикуются левыми именно потому, что фантастический мир, созданный ими – искажение реального мира в котором мы живем. Полиция и прокуроры иногда и в самом деле хотят свершения правосудия, но они также – опора властей. Отдельные личности при капитализме иногда процветают в результате своей тяжелой работы, но эта система не обеспечивает всякому, кто тяжко трудится, достойной жизни. Некоторые арабы – террористы, но это оставляет в тени как терроризм властей – белых американцев, так и человечность большинства арабов.

Такие фантазии часто отражают то, как власти желают от своих подданных видеть мир. Образы счастливых негров на плантациях давали белым ощущения безопасности и правоты в их рабовладении. Образы довольных рабочих смягчают страх капиталистов перед революцией. И мужчины пытаются справиться со своими сложными ощущениями современной мужественности – ядовитой смеси секса и агрессии – поглощая образы женщин, наслаждающихся болью и унижением.

Почему так многие левые как будто уверены, что индустрия порнографии существует в ином мире, чем остальные капиталистические предприятия? Почему порнография оказывается единственной формой представлений, распространяемых корпорациями, которая не служит для оправдания неравенства? Почему порнографы оказываются единственными капиталистам-владельцами СМИ, которые бунтуют против гегемонии?

Почему порнографы выходят сухими из воды у левых?

Многие годы в печати и публично левые выражали нам свою враждебность, и мы уверены, что ответ очевиден: сексуальные желания могут притуплять способность к критическому мышлению – особенно у мужчин при патриархате, где секс – это не только удовольствие, но и власть.

Левым – особенно мужчинам – стоит покончить с зацикленностью на сексуальном удовлетворении.

Давайте-ка проанализируем порнографию не как секс, а как СМИ. Куда это нас приведет?

КорпоративныеСМИ

Левые критики могущества коммерческих корпоративных СМИ единодушны. Левые самых разных течений могут найти общий язык, понося контроль конгломератов над программами новостей и развлекательными передачами. Из-за структуры этой системы, само собой разумеется, что эти корпорации создают программы, отвечающие запросам рекламодателей и элит, а не рядовых граждан.

Однако, при обсуждении порнографии, весь анализ вылетает в окно. Слушая, как многие левые защищают порнографию, можно подумать, что ее создают мужественные художники, неустанно трудящиеся на одиноких чердаках, дабы помочь нам осознать мистерии сексуальности. Ничто не может быть дальше от истины; порнографическая индустрия – именно индустрия, где господствуют компании, производящие порнографию, которые создают весь этот материал, и «нормальные» корпорации получают прибыль от его распространения.

Узнать мысли порнографов немудрено – у них есть профессиональный журнал «Новости взрослого видео». И обсуждения там не сосредоточены на трансцедентальном потенциале порнографии или полисемичности откровенных текстов. Речь идет о – вот так сюрприз! – прибылях. Статьи не выражают критическое сознание касательно чего-либо, особенно полов, рас и секса.

Эндрю Эдмонд – председатель и главный управляющий «Летающего крокодила» - порно-интернет компании, стоимостью в 20 миллионов долларов – выражается без обиняков: «Многих отвлекает от сути – бизнеса – секс. На самом деле это так же утонченно и многослойно, как любая торговля. Мы действуем как любая другая компания, в том числе из списка «Пятисот» журнала Форбс».

Производители – от крупных вроде Ларри Флинт Продакшионс до всякой мелюзги – действуют, как и полагается при капитализме, пытаясь максимизировать свою долю на рынке и прибыль. Им не важны потребности людей или результаты примения их продукции, не больше, чем всем прочим капиталистам. Романтизировать порнографов все равно, что видеть романтику в менеджерах Виаком или Дисней.

И все в большей степени на этом наживаются «нормальные» корпоративные СМИ. Хью Хефнеру и Флинту пришлось попотеть, чтобы добиться «респектабельности» среди капиталистов, но сейчас многие, получающие прибыль от порно – крупные корпорации. Через владение кабельными телесетями и интернет-компаниями, те же фирмы, что продают порнографию, продают и обычные СМИ. Один пример – «Ньюс Корп» Руперта Мердока.

Ньюс Корп – главный совладелец «Дирек ТВ», продающего больше порнофильмов, чем Флинт. В 2000 году Нью-Йорк Таймс сообщила, что 8 700 000 подписчиков Дирек ТВ платят почти 200 миллионов долларов в год. Среди других владений Ньюс Корп – ТВ Фокс и кабельное телевидение, кинокампания «Твенти Сенчюри Фокс», газета «Нью-Йорк Пост», и «ТВ Гид». Добро пожаловать в симбиоз: Мердоку также принадлежит издательство Харпер Коллинз, которое публикует бестселлер порнозвезды Дженны Джексон «Как заниматься любовью словно порнозвезда».

Когда Пол Томас получал награду за лучшую режиссуру в порнографии в 2005 году, он прокомментировал корпоратизацию своей отрасли такой шуткой: «Раньше мне платили наличными итальянцы. А теперь я получаю чеки от еврея» (Томас работает в основном на Вивид, глава которого – еврей). Смысл этой расовой шуточки в том, что когда-то индустрия финансировалась мафией, а теперь это – солидное корпоративное дело.

Как левые относятся к корпорациям? Хотим ли мы, чтобы жадные до прибыли корпоративные менеджеры создавали нашу культуру?

Превращение в товар

Левые давно поняли, что один из наиболее всепроникающих аспектов капитализма – превращение всего в товар. Нет ничего, что нельзя продать в капиталистической погоне за бесконечным накоплением.

В порнографии ставки еще выше – превращается в товар нечто крайне важное для нашего самосознания. Будь это сама секусальность или взгляды на сексуальность, почти каждый согласен, что это очень важно для его личности. В порнографии, и в целом в секс-индустрии, сексуальность – только еще одна вещь для упаковки и продажи.

На это про-порнографические левые часто спешат обьяснить, что женщины в порноиндустрии сами выбрали такую работу. Хотя всякие разговоры о выборе должны принять во внимание условия, при которых выбирают, мы не спорим, что эти женщины и впрямь сделали такой выбор, и как феминисты мы уважаем их выбор и пытаемся его понять.

Но, насколько нам известно, ни один левый не защищает капиталистические СМИ – или любое другое капиталистическое предприятие – указывая на то, что рабочие согласились на эту работу. Те, кто производят содержание СМИ, или любую другую продукцию, согласились на эту работу, при различных ограничениях и возможностях. Ну и что? Мы критикуем не рабочих, а хозяев и структуру.

Взгляните не суперзвезду порноиндустрии Дженну Джексон, которая, по-видимому, контролирует свою жизнь в бизнесе. Однако в своей книге он сообщает, что подростком была изнасилована, и описывает, как разные мужчины продавали ее тело. Она так отчаянно нуждалась в деньгах, что, когда пыталась получить работу стриптизерши, но выглядела слишком юной, пошла в уборную и щипцами выдернула изо рта пластинки для выпрямления зубов. Она описывает массовую наркоманию и жалуется, скольких друзей-«коллег» потеряла из-за наркотиков. И это – женщина, которая, как говорят, обладает наибольшим влиянием в порноиндустрии.

Мы понимаем левый анализ не как сосредоточение на индивидуальных решениях о выживании в системе, которая все превращает в товар и отнимает у нас реальные возможности управлять своей жизнью. Речьидетоборьбессистемой.

Расизм

Хотя самые неприкрытые и отвратительные формы расизма исчезли из обычных СМИ, левые продолжают указывать на то, что более «тонкий» расизм продолжается, и что его непрестанное воспроизведение в СМИ остается проблемой. Расовое неравенство значимо, и изображение рас в СМИ значимо.

Порнография – один из жанров СМИ, где неприкрытый расизм все еще «принят». Не утонченный, зашифрованный расизм, но старомодный американский расизм – стереотипное изображение черного жеребца, черной самки, горячей мексиканки, притворно застенчивой азиатской гейши. Торговцы порнографией выделяют в своем товаре специальный сорт: «межрасовый секс», который позволяет потребителям использовать разные сочетания стереотипных расовых персонажей и расистских сценариев.

Расизм порноидустрии настолько вездесущ, что его по большей части просто не замечают. В интервью с продюсером фильма «Черные пацаны и азиатские шлюхи», один из нас спросил, критиковали ли его когда-нибудь за расизм подобных сценариев. Он ответил: Нет, они пользуются большим спросом. Мы повторили вопрос: Да, спрос, но кто-нибудь критиковал их за расизм? Он посмотрел на нас в изумлении – ясно, что подобного вопроса он никогда не ожидал.

Однако, загляните в порномагазин, и станет ясно, что расовое равенство не принадлежит к главным заботам порноиндустрии. Вот типичная цитата из «Банды Черных Насильников»: «Моя цель – находить белых милашек для банды крутых нигеров с большими шлангами!» Было бы любопытно посмотреть, как пропорнографические левые будут утверждать перед небелой аудиторией, что такие фильмы не имеют ничего общего с политикой расизма и белого превосходства.

Производители порно для «элиты» используют в основном белых женщин, официальное лицо порнографии – белое. Однако существуют и более грубые формы, в которых цветные женщины появляются чаще. Как одна черная женщина из порноиндустрии сказала нам: «Это расистский бизнес», начиная с обращения с ней, до разницы в оплате и разговоров, которые она слышит каждый день на сьемках.

Сексизм

Современная порнография массового производства для гетеросексуалов – большая часть товара на этом рынке – одно из мест, где создается и распространяется весьма своеобразное понимание секса и отношения полов. Основу идеологии порно не трудно понять: женщины существуют для сексуального удовольствия мужчин, в любой форме, в которой мужчина этого желает, при этом последствия для женщин не важны. Дело даже не в том, что женщины существуют для секса, а в том, что они существуют для секса, которого хотят мужчины.

Несмотря на наивные (или лицемерные) утверждения, что порнография служит сексуальному освобождению женщин, основная часть массово-производимой порнографии - невообразимо сексистская. От грязного языка, которым описывают женщин, до подчиненного положения и сексуальных актов как таковых – порнография пропитана женоненавистничеством. Индустрия становится более «зрелой», самый распространенный жанр - «гонзо» - продолжает раздвигать границы деградации и жестокости по отношению к женщинам. Режиссеры признают, что не знают, куда эта дорожка их заведет.

Женоненавистничество – не нечто, исключительно присущее нескольким маргинальным фильмам. Основываясь на трех исследованиях содержания массово продающихся видеопорнофильмов за последние десять лет, мы сделали вывод, что ненависть к женщинам – основа современной порнографии. Уберите с полок каждый фильм, где женщину называют сукой, шлюхой, п..., и полки почти опустеют. Уберите каждый фильм, в котором мужчины пренебрежительно относятся к женщинам, и мало что останется. Массовая порнопродукция не славит женщин и их сексуальность, а выражает презрение к женщинам и славит выражение этой презрительной сексуальности.

Левые, как правило, отвергают грубо-биологические обьяснения неравенства. Но изображение отношения полов в порнографии определяется биологическим детерминизмом. Главная тема порнографии – женщины отличаются от мужчин и наслаждаются болью, унижением, деградацией; они не заслуживают гуманного обращения, как мужчины, потому, что они - создания другого сорта. В порнографии, дело не в том, что женщин трахают унизительным образом, но в том, что они этого хотят. Порнография всегда рассказывает о том, где место женщины – под мужчиной.

Большинство левых критикуют патриархат и выступают против системы господства мужчин. Отношения полов – одна из областей борьбы против господства, и поэтому – идеологической борьбы. Соедините понимание СМИ с феминистскими доводами за равенство полов, и вы получите доводы против порнографии.

Необходимость последовательного анализа власти

Левые, которые в других случаях гордятся своим умением анализировать систему и структуры власти, могут обернуться крайними либертарианцами-индивидуалистами, как только дело коснется порнографии. Глубокое, критическое мышление уступает место упрощенному, политически наивному и ложному анализу, который превращает слишком многих левых в горячих защитников этого эксплуатирующего производства. В таком анализе нам не предлагают рассмотреть идеологию, и как она формирует представление людей об их выборе, и мы не должны обращать внимания на условия жизни людей, все оказывается связано только с личным выбором.

Критика порнографии не подразумевает, что свобода личного выбора не важна, но утверждает, что проблема не может сводиться к единому моменту личного выбора. Взамен, мы должны спросить: Что значит свобода в рамках сексистской и расистской капиталистической системы?

Левые всегда бросали вызов утверждению сильных мира сего, что свобода означает согласие со своим местом в иерархии. Феминисты подчеркивали, что одна из систем власти, угнетающей нас, связана с ролью пола.

Мы утверждаем, что левые, которые серьезно относятся к феминизму, должны понять, что порнография, как и другие формы сексуальной эксплуатации – особенно женщин, девочек и мальчиков, мужчинами – при капитализме, несовместима с миром, в котором простые люди могут быть хозяевами своей судьбы.

А это – обещание левых, феминистов, антирасистов, радикальных гуманистов – каждого освободительного движения современности.

Оригинал опубликован на http://stangoff.com/?p=190

Перевод Аллы Никоновой



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100