Лефт.Ру |
Версия для печати |
Азия Таймс
5 декабря 2005 года
Армия США платит иракским газетам за публикацию статей, сочиненных солдатами "информационных войск", на тему как замечательно идут дела на этой войне. Новости такого рода не должны бы никого особенно поразить.
Еще до вторжения в Ирак Пентагон планировал создать собственный отдел пропаганды и дезинформации, под названием "Отдел стратегического влияния". Эти задумки предположиельно отменили, когда критики указали на то, как легко фальшивки могут просочиться обратно в местные американские СМИ.
Тем не менее, оккупация привела к буйному расцвету пентагоновских "стратегических влияний", с собственным телеканалом (Пентагон канал), ранее контролируемой коалицией "Ираки ТВ" и радиостанцией (сейчас номинально в руках иракского правительства, но до сих пор финансируемых на деньги Пентагона и под руководством американского подрядчика) и миллионами долларов, потраченными на пиар-фирмы и консультантов, чтобы преподносить пентагоновскую пропаганду иракцам.
В конце концов, скупка иракских СМИ для публикации "хороших новостей" не отличается от того, что правительство Буша проделывает дома.
Например, в прошлом году открылось, что они заплатили почти четверть миллиона долларов влиятельному консервативному журналисту Армстронгу Уильмсу, для рекламы нового закона об образовании, который Буш поддерживал всеми силами. Министрество образования заплатило пиар-фирме за видеофильм, который поддерживал этот закон и при этом выглядел как новости, при этом не сообщив, что репортер в кадре был нанят на этот случай.
Или история о том, как журналист на полставки и по совместительству гомосексуальная проститутка (200 долларов в час) Джеймс Гаккерт (он же Джефф Гэннон) нарушил запрет на "фальшивые" новости, слово в слово перепечатывая пресс-релизы Белого дома. (Этот скандал доставил особое удовльствие противникам Буша и его команды, потому, что те выставляют себя ярыми христианами и защитниками традиционной семьи - а, стало быть, ненавистниками гомосексуализма и проституции пер.).
Суть самого последнего дела в этом роде такова: с этого года как часть информационного наступления в Ираке, армия США тайком платила иракским газетам за публикацию статей, сочиненных американскими солдатами с целью прикрасить образ американской оккупации.
В ответ на растущее возмущение в результате такого разоблачения, комиссия Сената по вооруженным силам вызвала чинов министерства обороны для информации. "Я озабочен любыми действиями, которые могут подорвать доверие к США в то время, как мы помогаем иракскому народу установить демократию", -сказал председатель комиссии Джон Уорнер.
Белый дом также заявил, что крайне озабочен и ищет дополнительную информацию. Статьи, написанные американскими солдатами, переводили на арабский и помещали в багдадских газетах как непредвзятые новости с помощью Линкольн Груп - вашингтонской пиар фирмы, оплаченной Пентагоном. У ЛГ был контракт с пентагоновским спецотделом пропагады JPOSE.
Но все не ограничивалось тем, что газетам платили за печатанье пропаганды. ЛГ также платила приблизительно десяти иракским журналистам по нескольку сот долларов в месяц на нос. Их отобрали потому, что в своих предыдущих статьях они не проявляли враждебности к США. Чиновники в Вашингтоне сообщили, что платежи проходили через багдадский пресс-клуб, который более года назад организовали американские офицеры. Членам этого клуба платили до 200 долларов в месяц, согласно количеству сочиенных хороших новостей. Пресс-секретарь американской армии в Багдаде генерал-майор Рик Линч обьяснил, что "в Ираке идет пропагандистская война", и что партизаны тоже используют СМИ. "Все эти похищения, эти обезглавливания, эти взрывы проводят для того, чтобы получить освещение в международных СМИ, чтобы выглядить более сильным, чем на самом деле", сказал Линч.
"Он врет иракскому народу. Мы не врем. Нам нет нужды лгать", - добавил Линч.
Самое смешное, что, по сообщениям, ЛГ также платил газете Чалаби "Аль-Мутамар" за перепечатку американской пропаганды. Сотни миллионов долларов были выплачены Чалаби и ему подобным за время подготовки к нападению на Ирак. Чалаби сейчас - заместитель премьер-министра. Он основательно помог Бушу раздуть "дело", обвиняющее Саддама Хуссейна в создании ОМП.
Особено примечательна в тех платных статьях их крайняя бессодержательность. Одна из них озаглавлена " Иракцы настаивают на том, что жизнь продолжается, несмотря на терроризм". Это из разряда новостей о том,что солнце заходит на западе, и что приливы и отливы приливают и отливают. Ясно, почему за ее публикацию заплатили всего 50 долларов. Иногда военные просто копировали слово в слово чужие статьи и публиковали их без указания источника. В любом случае, такие статьи - часть продолжающихся и долгосрочных усилий по формированию общественного мнения, более точно будет назвать их психологическими военными действиями.
Статья в интернет-дневнике AmericanProspect отмечает, что в феврале пара сотрудников аппарата президента и вице-перзидента США отправились в Ирак работать на Iraqex, фирму, которая в марте сменила имя на Линкольн Груп, соответствующее названию своей корпоративной "матери" - "Ликольн Альянс Корпорэйшн" (федеральный округ Колумбия), со специализаций "бизнес-расследования". И знаменитый рекламщик из Нью-Йорка Джерри Делла Фемина - один из советников ЛГ. Но в конце 2003 или начале 2004 Ликольн Альянс Корп стала Iraqex. В октябре 2004 года она получила контракт на 8 миллионов долларов от Multi-NationalCorps-Iraq (ранее известен как CombinedJointTaskForce-7, командующий всеми войсками в Ираке) сочинить и применить "агрессивную рекламную кампанию, которая точно проинформирует иракский народ о целях коалиции (оккупантов-пер.) и завоюет их поддержку", как написано в условиях контракта от августа 2004 года.
Президент ЛГ Кристиан Бэйли - английский инвестор - связан с Lead21 (республиканская бизнес-организация, зарегистрированная в налоговом управлении в разряде организаций, занимающихся политикой и освобожденных от налогов). Окончив Оксфорд в 90-е годы, Бэйли перехал в Сан-Франциско приблизительно в 1998 году и в 1999 году основал фирму по торговле в интернете ExpressAction, которую, по-видимомоу, потом продал. В 2002 году Бэйли именовали основателем и председателем нью-йоркского хеджфонда под названием Линкольн Ассет Мененджмент. 1 марта 2003 года было сообщено, что фонд собрал 100 миллионов долларов на покупку оборонных и расследовательских фирм.
ЛГ - не единственная, замешанная в психологической войне. В июне Вашингтон Пост сообщила, что Пентагон заключил три контракта, возможной стоимостью в 300 миллионов за 5 лет, с компаниями, которые, как он надеется, добавя правдоподобия психологическим операциям по улучшению мнения иностранной публики о США, особенно об американской армии. SYColemanInc, LincolnGroup и ScienceApplicationsInternationalCorp должны помочь идеями и планами радио и телепрограмм, доукментальных фильмов или даже рекламных обьявлений в интернете, интернет-фильмов, рекламных щитов и модных новинок.
Стоит подчеркнуть, что из-за ситуации в Ираке американские корреспонденты часто не могут даже выехать из Зеленой Зоны или других военных баз США, чтобы писать о положении на местах, и поэтому должны полагаться, частично, на публикации иракцев в иракских СМИ. Но сообщение, что некоторые из этих СМИ - просто проводники американской пропаганды - подрывает даже этот источник информации.
Как сообщают, высшее командование американской армии, включая генерала Питера Пэйса, председателя обьединенного комитетов начальника штабов, не знало о контракте с ЛГ пока о нем не написсали в Лос-Анжелес Таймс. Пентагоновсеи представители заявили, что Пэйс и прочие высшие чины обеспокоены и требуют обьяснений от военного командования в Ираке.
Суть же в том, что иракские СМИ не только не свободны - они даже не иракские. (Кроме платы газетам постатейно, Пентагон попросту организовал еще некоторые СМИ, чьи названия не сообщаются "по соображениям безопасности" -пер.).
Оригинал опубликован на http://www.atimes.com/atimes/Middle_East/GL03Ak02.html.
Перевод с английского Аллы Никоновой
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |