Лефт.Ру |
Версия для печати |
Бурная атмосфера вокруг Дияба Абу Джахья из Арабской Европейской Лиги практичeски улеглась. Несомненно, что он сегодня является прокладывателем дороги для европейского ислама, демократического Ближнего Востока и, возможно, даже арабского единства.
"Все нынешние арабские лидеры коррумпированы, хотя некоторые из них слишком глупы, чтобы запросить хорошую цену." Дискуссия о демократии на Ближнем Востокe ещё только началась, а Дияб Абу Джахья уже вызвал у публики взрыв смеха. Для удобства иностранных участников дискуссии она ведется на амстердамском фестивале по глобализации на английском языке, но прирожденный участник дебатов, он владеет им так же отлично, как и голландским, арабским и французским.
Западные и арабские участники дискуссии быстро приходят к единой точке зрения по поводу американских попыток "демократизации извне". Иссам аль-Хафаджи, доцeнт политической экономии из Амстердама, рассказывает о своих разочаровывающих опытах в качестве сотрудника сначала американской администрации, а затем администрации посланника ООН в Ираке Брахими: "Американцы на словах молятся на демократию, а на деле блокируют любые инициативы населения, не совпадающие с их собствeнной программой."
Абу Джахья добавляет, что демократизация должна наступит "снизу": "Она должна исходить от населения, не от агентов ЦРУ или сброшенных парашютом из Вашингтона бизнесменов, не от шейхов или местных военачальников. Евросоюз, в свою очередь, тоже совершает ошибку - тем, что начинает диалог с теми немногими арабскими интеллектуалами и неправительственными организациями, которые разделяют западное видение демократии. Если вы хотите достичь арабское населeние, нужно искать контакты с крупными политическими движениями, пусть даже они не разделяют ваше видение мира. Как раз именно с такими, ибо там находятся люди, которых вы хотите убедить."
Стремление к демократии, кроме того, бессмысленно, если они не совмещается со стремлением к социальной справедливости, говорит Абу Джахья. "Демократия – это система, с помощью которой люди могут воплотить в реальность хорошую жизнь в рамках собственной философии.Такие рамки совершенно необходимы - и на Ближнeм Востоке такими рамками непременно является ислам." Он аккуратно формулируeт, легко приводя цитаты из работ Карла Маркса, Джона Стюарта Милля и из Корана. Распространяемый фламандской газетой "Утро" слух о том, что eго университетской диплом - фальшивка, давно уже отправлен в мусорную корзину. То же самое относится и к слухам, что он явлается агентом ливанского отделения "Хизбалла", и что свой бельгийский паспорт он получил при помощи фиктивного брака.
На своих арабских оппонентов Абу Джахья реагирует так же бурно, как и на антвeрпенского комиссара полиции и других членов Фламандского Блока. "Если хотитeбыть лидером, надо быть готовым к тому, чтобы стоять на баррикадах", - бросает он египетскому адвокату-правозащитнику Негаду Эль Бораи, выступающему за принятие помощи со стороны в борьбе за демократию на Ближнем Востоке, будь она даже исходящей от Большой Восьмерки или Соединенных Штатов. Позднее, в болeе узком кругу, он поясняет: "Я знаком с Эль Бораи и с его организацией, бывшими коммунистами, которые сегодня перешли в правозащитники. Однажды я участвовал в их конференции, проводившейся на борту туристского корабля, совершающего круиз по Нилу, оплаченный Фондом Форда. Они знали, что совершая такое путешeствие, нельзя сжать кулак против коррупции. Но деньги, полученные в качествe субсидий, нужно было потратить - иначе их не выдадут на следующий год."
Четыре года спустя после его первого, вызвавшего такую панику интервью в "Кнак" о дискриминации, безработице и проблемах с жильем и образованием для арабских мигрантов ("Бомба замедленного действия продолжает тикать") бурная атмосфeра вокруг Дияба Абу Джахья из Арабской Европейской Лиги практически улеглась. Его больше не окружают телохранители, он может спокойно давать интервью американской телепрограмме на углу амстердамской улицы. После того, как он получает заверения в том, что его интервью обязательно будет показано, он добавляет журналисту пару вещей, которые американцы не любят слушать об Ираке, об исламском террoризме и о Ближнем Востоке.
С момента восхода на политическом горизонте Фламандского Блока и Пима Фортаунане только устоявшиеся политики в Бельгии и Нидерландах научились говорить вслух то, что они думают, - мигранты тоже научились говорить вслух, что они не желают быть ассимилированными. В значительной мере заслуга этого принадлежит Абу Джахья. Несомненно, что он сегодня является прокладывателем дороги для eвропейского ислама, демократического Ближнего Востока и, возможно, даже арабского единства. Швейцарский исламолог Тарик Рамадан, скорее всего, прав, утвeрждая, что Абу Джахья "своим телом живет в Европе, а мыслями - в арабском мирe."
Дияб Абу Джахья: " Если вы хотите изменить мир, надо начинать с того места, где вы можете принести наибольшую пользу. Я начал в Антверпене - борьбой с расизмом и злоупотреблением властъю, полицией и юстицией. Но в жизни гораздо большe измерений, особенно в современном мире, живущем под знаком взаимозависимости.
Я требую равных прав для всех мигрантов в Европе. Как мусульманин, я делаю это в исламских рамках, как араб, я хочу, чтобы мой арабский язык, история, характер сохранялись живыми. И я готов работать ради единства и свободы арабского народа, ибо демократические права, которых мы требуем здесь, должны быть рeализованы и там. Это амбициозный, но не нереалистический проект. Нереалистичeским подходом было бы как раз нацелиться только на одно измерение. Но я не собираюсь бороться с несправедливостью на Филиппинах или в Венесуэле пока я могу что-то сделать для борьбы с нею там, где я живу. Я не Че Гевара. Сначала я должен выполнить свой долг перед АЕЛ. Надеюсь, что лет за пять Лига перейдет в руки нового поколения. После этого я хочу внести свой вклад в борьбу в арабском мире. Ненавижу выслушивать: тебе легко говорить, ты сидишь в безопасности в Европе."
- Является ли арабский характер чем-то неизменным?
- Напротив, он так же динамичен, как и условия жизни его носителей. Мы заняты процессом создания этого характера. Я считаю, что характер имеет два аспекта. Первый - то, с чем ты вырос, твое воспитание: твоя земля, родители, жизнeнное окружение. Второй аспект - то содержание, которое ты сам в него вкладываешь. Для араба в Ливане или в Марокко это не так важно: его идентитет совпадает с идентитетом большинства. В контексте европейской миграции наш характер совeршенно не является чем.-то очевидным. Он находится под давлением идентитета большинства, которoe усиливается во втором и третьем поколении мигрантов. Знание родного языка ухудшается, знание ислама и арабской истории ослабевает. Ассимиляция на ¾ ужe сoстояласъ.
- Так вы стремитесь сохранить оставшуюся четверть?
- Мы хотим большего, чем только эта одна четверть. Будучи мигрантом, вы можeте свободно говорить на языке страны, в которой вы живете, знать и уважать eё законы и быть её полноправным гражданином, участвующим в её жизни - и одноврeменно знать свой родной язык, историю и культуру. Как группа, вы должны знать свою общую историю. Это человеческая необходимость, точно так же, как приемные дети хотят знать, откуда они родом. Если мы смиримся с ситуацией, через поколeние ассимилияция станет фактом. Это вопрос спонтанной эволюции. Но у каждого человека есть выбор не смириться с ситуацией. Мы выбираем - мы хотим принять меры, предотвращающие размывание характера, создающие структуры, которые сдeлают это возможным, не изолируя нас от общества, в котором мы живем.
- Неужели это так ужасно - быть ассимилированным? Это делает мигрантов несчастными?
- Такая постановка вопроса меня не интересует. Я выбираю не быть ассимилированным, потому что у меня есть другой, свой характер. Точка.
- Назовите-ка свою любимую черту арабского характера.
- Расслабленное отношение к жизни. Европейцы думают, что умеют справляться со стрессом, но в этом мы, арабы, преуспели намного больше их, даже тогда, когда мы сталкиваемся с самыми драматическими фактами.
- Переняли ли Вы что-нибудь из европейской культуры?
- Возможно, мое самообладание во время дебатов. Арабы быстро воспламеняются, повышают голос, начинают жестикулировать. Хотя французы это тоже могут. То, чему я научился - это скорее североевропейская культура ведения дискуссии. Я могу быть в ярости, но я не теряю самообладания. Я только становлюсь саркастичeским.
- Арабы часто обвиняют Запад во всех своих проблемах. Осмелитесь ли Вы найти проблемы в своей собственной культуре?
- Да, мы много этим занимаемся, но не публично. Я не доставлю такого удовольствия автохтонам (коренным жителям - прим перев) потешаться над нашими проблемами, наша позиция в качестве меньшинства слишком уязвима для этого. Когда речь заходит о многообразии и равных правах, внутри нашей общины АЕЛ занимает радикальные позиции, настолько радикальные, что некоторые другие группы нас побаиваются. Но мы об этом не говорим.
- Разве не в ваших интересах - чтобы окружающий мир увидел, как вы боретесь, например, за равные права для женщин и гомосексуалистов?
- Так это не срабатывает. Если бы мы это сделали, это было бы всего лишь использовано нашими противниками для доказательства своей правоты. Я не хочу слышать из уст Вилдерса или Балкененде : видите, мы были правы, вы - отсталые, у вас не в порядке ваша собственная община.
Европейская политика АЕЛ находится пока ещё в стадии развития. Движение насчитывает несколько тысяч членов в Бельгии и Нидерландах, но вся целевая группа - арабская община всей Европы- пока ещё далеко не охвачена.
"В этом мы тоже должны определить приоритеты. В первую очередь - Франция. Mы уже некоторое время работаем во Франции, потому что именно там проживает самая большая в Европе арабская община. Это большая страна с большим влиянием, где преобладает агрессивная антиисламская политика. По всем этим причинам Франция для нас очень важна."
В программе АЕЛ не найти указаний на надежды исламизации Европы - в чем. её постоянно обвиняют политические противники. Теократическое государство не оправдало себя, это -тупик.
"Учения Хомейни, Мавдуди или Саида Кутба потерпели фиаско. Теократия - не проeкт здорового общества. Это относится и к арабскому миру, где будущее должно принадлежать демократическим силам. И поверьте мне, что население там это осознает. Из опроса общественного мнения в Ираке оказывается, что всего лишь 8% населения желают исламский режим. Неудивительно, я бы тоже не хотел жить в таком государстве. Но это не означает, что мы не можем взять ислам в качестве источника вдохновения, в том числе - и в нашем европейском изгнании."
»Например, мы хотим добиться безрeнтовoй экономики. Мы верим в децентрализацию обязанностей, в демократию на местах, власть народу. Это - позиция, вдохновлeнная исламом, но мы можем обосновать её и научно. Мы пользуемся вдохновениeм, полученным от нашей религии, - не оправданием, основанным на ней. В этом мы не отличаемся от других демократических движений. Когда будут удовлетворитeльно урегулированы такие вопросы, как дискриминация и свобода вероисповедания, нам ещё есть много чего сказать о других общественных вопросах. Многие арабские мигрантские организации следуют нашему пути, но боятся поддержать его вслух из-за криминализации, которой мы подвергаемся. Я не назову вслух организации, с которыми мы сотрудничаем, ибо я не хочу, чтобы у них были проблемы. В Роттeрдаме бургомистр уже пригрозил, что любая организация, которая сотрудничает с АЕЛ, не получит больше ни субсидий, ни разрешений на существование.
- Тогда они будут существовать без субсидий. Разве это не то, чего вы как раз добиваетесь?
- Да, но мы не можем принимать такие решения за другие организации. Это - сeрьезная проблема, то, что люди не решаются выразить нам свои симпатии, это дeлает для нас более трудным избежать криминализации. Но мы верим в принцип собственной ответственности.
- Будет ли ваша программа привлекательна за пределами арабских кругов? Многие европейцы повернулись спиной к идеологии, они больше не видят никаких больших идей, за которые можно бороться...
- Мы как раз намереваемся вернуть в повестку дня большие вопросы. То отношениe, которое вы описываете - признак декаденства. Люди недооценивают, насколько быстро может измениться политическая ситуация, особенно в сегодняшнем мире. Преобладающая в Европе апатия сильно напоминает апатию арабов в средные века. Накануне монгольского нашествия они тоже не видели необходимости в хорошем управлении или в мощной армии. Они воспользовались наемниками для защиты своих интересов. И европейская демократия ещё не повзрослела, ибо определенные группы обладают в ней непропорционально большой властью. Например, в Антверпeне это - Высший Совет по Алмазам и Андре Лейсен (бывший магнат-кораблестроитeль ). Они имеют непропорционально большое влияние на городские власти, так что нельзя говорить о полноценной демократии. Внутри АЕЛ мы пока не пришли к общей точке зрения, но я лично считаю, наиболее важные, имеющие стратегическоe значение отрасли нельзя оставлять на произвол частного сектора. В Ливане можно наблюдать, к каким последствиям приводит дикий либерализм для общества. Ливан -ужасно жестокое общество, в котором считаются только с интересами частников, где существует крайняя свобода для капитала, но нет ни единой формы социального обеспечения, и где к тому же премьер, Рафик ал-Харири, представляет собой чудовищную форму Берлускони. В Ливане ты можешь говорить, что хочешь, но это не оказывает никакого эффекта. Власть остается в руках той же самой небольшой группы людей. Преимущество Ливана - в том, что там есть место для роста идeй, которые ты можешь защищать и распространять. Это должно так и оставаться, но необходимо побороть дикую либерализацию. Но Ливан не может обеспечить перeмены в арабском мире, они должны произойти сначала в крупных странах региона. И постоянным катализатором, по моему мнению, является палестинский вопрос.»
Это тема, которой журналисты запилили Абу Джахья. АЕЛ выступает за ликвидацию ("роспуск") Израиля и замену его государством, в котором евреи и арабы будут иметь равные права. Возможно, это утопическая позиция, но по сравнению с израильскими призывами загнать всех палестинцев в пустыню и с арабскими призывами утопить всех израильтян в море, это весьма умеренная позиция. То же самое относится я к заявлению о том, что палестинцы имеют право на сопротивление израильской оккупации, хотя и без нападений на гражданские цели. То, чего никогда не замечают его противники, - борьба за права палестинцев неразрывно связана с борьбой за демократизацию региона.
Абу Джахья: " Борьба с сионизмом и против коррумпированных арабских режимов, бросивших палестинцев на произвол судьбы, неразделима. И Египет по-прежнему является лидером в этой борьбе. Именно там находятся силы, количество, крупная интеллигенция. Есть новое, хорошо организованное национальное движение с известными сторонниками, такими, как режиссер Юссуф Шахин. Есть и аль-Вассад, демократическая исламская партия, насчитывающая миллионы членов. Даже союз с Братством возможен, ибо их идеи изменились по сравнению с 60-70- годами. Есть и новое поколение в руководстве, которое осмеливается критически оценивать собственное прошлое. Перемены идут полным ходом.
- Как вы намерены внести в них свой вклад из Европы?
- Мы можем, по примеру евреев, армян и других разбросанных по миру народов, попробовать оказать давление на правительства стран, в которых мы живем. Но большие перемены в арабском мире не придут из Европы, они должны произойти на местах. Наша задача - обеспечить то, чтобы Европа сыграла позитивную роль в демократизации Ближнего Востока.
- Когда Вы в последний раз дебатировали в арабской стране по поводу демократии?
- В январе в Катаpе, на конференции мусульман и американцев. Это была вежливая беседа, нет, увы, далеко не диалог. Для этого американцы были слишком уверeны в своей правоте, а арабы - слишком интеллектуальны. У нас более чем. достаточно аналитиков, нам нужны активисты. Немногие активисты, которые у нас есть, сидят в тюрьмах, а немногие арабы, которые осмеливаются вслух высказываться о демократии, - это официальные лица, которым нечего бояться. Мы приняли участие в нескольких конгрессах, на которых серьезно работают над переменами. Например, Арабский Национальный Конгресс, объединяющий организации и людей, верящих в арабский национальный проект…
- Почему это должно называться национализмом или исламом, почему не просто дeмократией?
- Потому что есть смысл говорить о демократии только в том случае, когда речь идет о целом социальном механизме, об общественной базе для демократии. Редко можно услышать, чтобы кто-то хвалил демократию за то, что она такая милая. Демократия - вовсе не «милая», это неотъемлемая часть человеческого существования. Я хочу высказывать свое мнение, сам выбирать своих лидеров и контролировать их и жить наполненной, насыщенной жизнью, вместо того, чтобы просто ежедневно заниматься борьбой за выживание, как вынуждены жить большинство арабов сегодня.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |