Лефт.Ру |
Версия для печати |
Последний отчёт по Сьерра-Леоне и Либерии показывает, что обе западноафриканские страны по-прежнему находятся в катастрофическом состоянии после вмешательства Объединённых Наций, которое предположительно принесло мир и восстановило демократию. В Сьерра-Леоне в 2000 г. британские войска вошли с целью сокрушить повстанческое движение, и на протяжении 5 лет страна была оккупирована наиболее крупным из когда-либо существовавших контингентом сил ООН, максимальная численность которого превышала 17 000 солдат. С 2000 г. Британия эффективно контролировала гражданскую и военную администрацию страны.
Либерия, после вторжения американских морских пехотинцев летом 2003 г. и смещения президента Чарльза Тейлора, ныне оккупирована войсками ООН численностью более
15 000 человек под командой отставного американского авиационного генерала Жак-Поля Клейна.
Отчёт указывает, что средняя ожидаемая продолжительность жизни для новорожденных в Сьерра-Леоне составляет 34 года, и что четвертая часть детей в стране умирают до достижения 5-летнего возраста. Несмотря на такое состояние здравоохранения, только 5 процентов медикаментов в государственной системе здравоохранения направляется по назначению, согласно исследованию Всемирного Банка. Коррупция среди политической элиты и отсутствие всякого контроля над экономической деятельностью объясняют, что происходит с остальными 95 процентов лекарств - их перепродают по цене, которую большинство не могут себе позволить.
Согласно оценкам ООН (UNDP Human Development Index), Сьерра-Леоне ныне является самой бедной страной мира. Хотя Сьерра-Леоне богата алмазами, действующее по указке Британии правительство оказалось неспособно собирать основную часть положенных экспортных пошлин на алмазы. В прошлом году, после предположительного улучшения дел, было собрано от 15 до 30 процентов общей суммы пошлин. В этом тоже виновата коррупция. Типичный случай: в 2003 г. министр транспорта и коммуникаций был признан виновным в незаконном владении алмазами на сумму 26 000 $. Его приговорили к двум годам тюремного заключения, но он успешно обжаловал приговор.
Отчёт указывает, что именно такой уровень коррупции и плохого управления экономикой в сочетании с наивысшим уровнем бедности в мире привели к гражданской войне. Один западный дипломат цинично заявил, что за годы, прошедшие с достижения мирного соглашения «все ресурсы ушли на воссоздание условий, явившихся причиной конфликта».
В то время как три четверти рабочей силы в Сьерра-Леоне занято в сельском хозяйстве, и оно даёт 45 процентов ВВП, страна остаётся импортёром риса. И в Сьерра-Леоне, и в Либерии владение землёй находится в руках сельских старейшин, и для молодых мужчин и женщин, возвращающихся домой после войны, её получение не гарантировано. с Недостаток инвестиций и отсутствием инфраструктуры – основные проблемы, но правительство Сьерра-Леоне и его западные покровители не обращают серьезного внимания на сельское хозяйство.
Дороги, повреждённые во время войны, остаются без ремонта. Путешествие по дороге от города Бо на востоке Сьерра-Леоне до столицы Фритауна раньше занимало два часа. Теперь же это испытание, продолжающееся от пяти до восьми часов.
В Либерии ситуация ещё хуже – нигде в стране нет электричества, телефонной связи или канализации. Питьевая вода транспортируется в более богатые кварталы в цистернах, где ею наполняют баки на крышах, в то время как бедное население покупает её в бидонах с ручных тележек.
В обеих странах, Сьерра-Леоне и Либерии, многие функции, которые в нормальных условиях выполнялись бы государством, сейчас финансируются неправительственными организациями (Non-GovernmentOrganization, NGO). В Либерии сектор здравоохранения целиком осуществляется NGO.
В отчёте рассматривается имеющий место процесс разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших участников конфликта в гражданской войне в Либерии. Хотя разоружено более 100 000 человек, Представительство ООН в Либерии (United Nations Mission in Liberia, UNMIL) собрало менее чем одну единицу оружия с каждых трёх человек. Это - несмотря на то, что среднее количество оружия у каждого участника конфликта до начала процесса разоружения оценивалось в три единицы.
Хотя разоружение было задумано как процесс продолжительностью в три недели работы с бывшими участниками конфликта, но психологические, социальные и медицинские потребности превратили его в сделку «оружие в обмен на деньги» - за единицу оружия платят 150 долл. Большинство из сдающих оружие регистрируются как «другие» участники конфликта и не являются принимавшими участие в гражданской войне членами вооружённых формирований мятежников или сторонниками правительства Чарльза Тейлора. Отчёт заключает, что настоящие боевики не сложили оружие. Только 3,3 процента сдаваемого вооружения - тяжёлое, несмотря на то, что оно широко применялось во время войны. Вряд ли можно сомневаться, что вооружённые формирования держат в резерве бойцов и оружие, ожидая будущих сражений в Либерии или переноса войны в соседние Гвинею и Берег Слоновой Кости.
Нынешняя политическая элита, управляющая страной под руководством США, ответственна за изнасилования, убийства, искалеченных людей и другие злодеяния. Даже кандидаты на предстоящих выборах будут по большей части ставленниками этих военных предводителей и их пособников. По настоянию США выборы назначены на октябрь 2005 г., хотя будет невозможно как полагается зарегистрировать избирателей.
В отчёте приводится свидетельство коррупционной природы правительства президента Ахмада Каббаха – несмотря на факт, что Каббах был выбран на прошедших под покровительством Запада выборах в 2002 г. Каббах посадил в тюрьму на два года журналиста Пола Камара за его бунтарский язык. Камара в 2003 г. написал серию статей об обнаружении следственной комиссией 1967 года случаев мошенничества в Sierra Leone Marketing Board - организации, руководимой Каббахом, в то время – министром финансов. Выпуск газеты, опубликовавшей статьи, был приостановлен на шесть месяцев. В отчёте говорится, что люди в Сьерра-Леоне часто описывают политическую эволюцию страны фразой «та же машина, другой водитель».
Отчёт составлен организацией InternationalCrisisGroup – ключевой консультативной организацией для западных правительств, которая полностью поддерживает действия ООН в Африке. Они соглашаются с тем, что «пять лет вмешательства в Сьерра-Леоне не привели к обеспечению устойчивой безопасности», и что «в лучшем случае Либерия находится на том же пути, на который Сьерра-Леоне вступила несколько лет назад».
Их совет западным правительствам, как добиться большей стабильности и эффективности эксплуатации минеральных ресурсов этих стран, прост – более последовательный неоколониализм. Единственный путь для Запада принести стабильность Сьерра-Леоне и Либерии, согласно их предложению, это экономическое вмешательство на протяжении следующих 15-25 лет. Западные правительства должны в течение значительного периода времени руководить сбором доходов в Либерии потому, что порты, аэропорты, таможни и другие сектора были источником доходов для коррумпированных элит, контролирующих страну. Они согласны, что на это можно смотреть как на лишение Либерии её суверенитета, но говорят, что это может быть оправдано в терминах предотвращения дальнейшего краха. Сьерра-Леоне, как они утверждают, могла бы выиграть от подобной схемы, особенно если бы они увидели, как она работает в Либерии.
Столь откровенный возврат к неоколониализму – только следующий логический шаг в «миротворческом» процессе, инициированном Британией, США и Объединёнными Нациями, который очевидным образом оказался неспособным принести какое-либо экономическое развитие и реальную безопасность людям Западной Африки.
Оригинал: http://www.wsws.org/articles/2005/jan2005/sier-j14.shtml
Перевод Михаила Беланова
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |