Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Дмитрий Якушев
Забастовка на «Дон-строе» и состояние рабочего движения в России

События на «Дон-строе», где на стихийную акцию протеста поднялись водители Управления механизации, которым задолжали деньги почти за 6 месяцев, напомнили 98-й год, когда причиной массовых акций протеста были как раз многомесячные задержки зарплаты. Благодаря решимости водителей, перекрывших подъездную дорогу к МКАД и помощи активистов левых групп, конфликт на «Дон-строе» получил широкую огласку. Вскрылись и стали предметом рассмотрения прокуратуры факты царивших в компании самых диких трудовых отношений, когда с людьми не заключалось никаких договоров, никаких страховок, по существу не было понятий о технике безопасности и рабочем дне, что также характерно для второй половины 90-х годов. Как будто ничего и не изменилось с тех пор? Это, конечно, не так.

В целом из боев конца прошлого века рабочий класс России вышел более организованным. Повсеместно просыпались ставшие формальными в СССР (по объективным причинам) профсоюзы. Там, где хозяева и дирекция не давали рабочим защищать свои права на базе старого профсоюза, возникали новые профсоюзные организации. В результате рабочий класс России сегодня не так беспомощен. Сильные и боевые профсоюзы есть у докеров и авиадиспетчеров, местами у шахтеров и металлургов, врачей и учителей. Профсоюзы, с которыми нельзя не считаться, появились на многих машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях. Таким образом, налицо разрыв, когда часть класса, наиболее квалифицированные рабочие уже добились для себя относительно цивилизованных условий труда, в то время как менее квалифицированные или приезжие рабочие продолжают находиться в условиях самого дикого рынка. Учитывая общий характер российской экономики, большое количество депрессивных территорий на пространствах бывшего СССР, откуда люди готовы ехать работать на любых условиях, можно предположить, что дикие трудовые отношения в любом случае будут играть заметную роль. Особенно в мелкой торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве, а также в строительстве.

Тут стоит сказать, что этот вопрос не решен и в самых богатых капиталистических странах с развитыми социальными институтами. Там тоже всегда можно найти свой «Дон-строй», варварски эксплуатирующий труд гастарбайтеров. Мировая капиталистическая система, сколько ее не улучшай, всегда будет держать сотни миллионов людей в положении почти рабов. И в этом неминуемом разделении рабочего класса на привилегированную и бесправную части – тоже заключается сила капитала. Преодолеть этот раскол между разными отрядами рабочих можно только с коммунистических позиций, когда на первое место ставятся общие интересы всего класса, а не узко экономические интересы какой-то его части, из чего почти всегда исходят профсоюзы (и национал - коммунисты, ставящие на первый план выгоды рабочих «своей» национальности). В среде левых радикалов вообще часто фетишизируют профсоюзы, считая создание профсоюзов чуть ли не главной своей задачей. При этом здесь любят поговорить о классовых и не продажных профсоюзах. Очевидно, такие леваки забывают о двойственной природе профсоюза, когда с одной стороны – это организация рабочих, направленная против капиталистов, а с другой – это организация, созданная для торга, для переговоров об условиях труда, в процессе которых у профсоюза и группы рабочих, в нем объединенных, появляются свои интересы, отличные от общих интересов класса. В конце - концов профсоюз всегда и создается для решения частных групповых интересов. Поэтому для профсоюза странно и неестественно быть не “продажным” по отношению к общим историческим интересам класса..

Как в современной российской левой журналистике пишут о рабочем движении и о событиях, подобным забастовке в Управлении механизации «Дон-строя»? Сначала обычно подробно и с красками описывается бедственное положение рабочих и преступность хозяев, а потом делаются правильные нравоучительные выводы, что только борьбой можно чего-то добиться. Такие материалы, в общем, нужны всегда, но просто описаний и нравоучений, на мой взгляд, сегодня уже мало. Тем более, что в значительной мере за левых эту необходимую работу делают буржуазные СМИ, включая государственные телеканалы, как это было в случае с забастовкой на «Дон-строе». Ведь после того, как в вечерних «Вестях» перед многомиллионной аудиторией показали сюжет, где рассказали о полугодовой задержке заработной платы у водителей «Дон-строя», кому нужна статья об этом же на левом сайте или в небольшой газетке. Буржуазные СМИ регулярно и довольно объективно показывают разные последствия капитализма: замерзших в квартирах стариков, голодающих рабочих, беспризорных детей и так далее.

А вот о чем, наверное, стоило бы написать, так это об опыте создания профсоюзов на строительных предприятиях, и предприятиях с большим числом приезжих рабочих. Здесь, увы, все очень не просто. Например, в 98 году в Москве было создано с десяток профсоюзов «Защита», реально же прижилась и сегодня работает только профсоюзная организация на шарикоподшипниковом заводе, которая держится на квалифицированных кадровых рабочих с московской пропиской. На предприятиях с большим числом приезжих рабочих профсоюз, как правило, с ходу на волне рабочего протеста решал вопрос о выплате долгов по зарплате или их части, а потом просто испарялся вместе с профсоюзным активом. И это, в общем-то, вполне объясняется самой психологией приезжего рабочего, который более подвижен и легко меняет места работы. Особенно это касается водителей и строителей. Подвернулась хорошая шабашка – он плюнул на все и ушел. В силу своего положения представители этих профессий меньше организованны и больше подвержены разного рода мелкобуржуазным иллюзиям. Поэтому наиболее передовым, развитым и подготовленным к борьбе отрядом рабочего класса, его элитой являются рабочие больших машиностроительных заводов, станочники, а также шахтеры и металлурги. И, конечно, едва ли стоит сравнивать выступление водителей «Дон-строя» с выступлениями рабочих путиловцев, которые в свое время действительно были передовым отрядом рабочего класса. Рабочие путиловцы участвовали в организации первой революционной маевки в 1891 году, поддерживали забастовку бакинских рабочих, выступали против ленских расстрелов. Рабочие же с «Дон-строя» только-только выступили за свои самые элементарные экономические права. И совсем не факт, что, выбив сегодня зарплату, они завтра не разойдутся. Об этом, кстати, говорит и член СКМ Сергей Довгаль, принимавший активное участие в организации поддержки рабочих «Дон-строя». В статье «Человек с рулем», опубликованной на сайте www.pravda.info Анатолий Баранов приводит слова Сергея Довгаля: «Сейчас администрация выдаст долги всему составу профсоюза, и весь профсоюз может исчезнуть. На таком основании что-то серьезное строить очень трудно». Какие же это путиловцы?

Еще один интересный и важный вопрос: как сделать, чтобы профсоюз расширялся. Вот создали сегодня профсоюз в Управлении механизации «Дон-строя», но других подразделений этого большого холдинга дело пока не коснулось, и не факт, что сами рабочие из Управления механизации захотят расширять профсоюз. Ведь и внутри самого «Дон-строя» между рабочими существует дифференциация, прежде всего по гражданству и национальности. В самом низу этой лестницы находятся рабочие из Средней Азии, и очень часто у русских и украинских рабочих присутствует к ним пренебрежительное отношение. Тем более что азиаты в большинстве являются неквалифицированными рабочими, которых на стройке всегда нужно довольно много, значительно больше, чем на заводе. Ситуации, когда рабочие верхи объединяются в профсоюз и с полным равнодушием взирают на неквалифицированных рабочих, оберегая свое особое положение, в истории рабочего движение совсем не редкость.

Но самое главное, как в сегодняшних условиях вносить коммунистическое сознание в среду рабочих, как вводить рабочих в политическую борьбу, в борьбу за наиболее общие интересы пролетариата, выразителями которых являются коммунисты. Большевики умели это делать, но в известной степени тогда это было легче. Тогда был насквозь прогнивший царизм, а сейчас - различные группировки буржуазии, разобраться в различиях между которыми люди, называющие себя коммунистами, сами часто не в состоянии. То что, в конечном счете, коммунисты против них всех – это понятно, но какая нужна тактика, кого бить первым, чтобы победить? Тут сами рабочие сегодня, похоже, больше понимают, чем все наши профессиональные леваки. Так автору этих строк рабочий активист с шарикоподшипникового завода хорошо объяснял, что сейчас при Путине заработала оборонка и у них много заказов, а потому менять Путина на какого-нибудь Касьянова или Рыжкова совсем не стоит. Тогда придут американцы, оставят только добычу и перекачку сырья, а остальное все закроют к чертовой матери, как излишнее. При этом этот рабочий вовсе не путинист, а убежденный социалист, выступающий против Путина слева. Эх, такой бы ясности во взглядах и политических позициях всем нашим левым.

Рабочие, тем более квалифицированные рабочие с больших металлообрабатывающих заводов умеют широко смотреть на вещи, разбираться в политике и видеть в ней свой интерес.

А вот радикальные леваки, люди часто честные и самоотверженные, готовые идти на жертвы, сплошь и рядом мыслят очень узко, не умеют увидеть общего классового интереса. По- моему, фраза Биеца из опубликованной на сайте www.rwp.ru статьи «Первая победа Гастарбайтеров» немного объясняет причину этой узости:

«Да, - добавляет к этому Сергей Биец, - то, что в такой компании-монстре, как "ДОН-Строй", рабочие заставили администрацию заключить трудовые соглашения - это концептуальная победа. В этой компании работает 40 тыс. человек, а в строительном комплексе Москвы в целом - миллионы.»

В «Дон-строе» 40 тыс. рабочих, в Москве миллионы, что ему до остальной России, до «большой политики». Ему одной жизни не хватит, чтобы московских рабочих обойти. Мельчат ребята. Группа погрязает в борьбе, которая оказывается движением на месте, работает с опущенной головой, потом отчаивается и распадается. Вот сейчас водители с «Дон-строя» хватанут деньги и разбегутся кто куда. Водители они и есть водители, у них жизнь такая.

На мой взгляд, первым делом коммунисты должны уметь выдвигать политические задачи, привязанные к жизни, которые рабочие понимали бы и воспринимали как свои собственные. Тогда между рабочими и коммунистами будет возникать куда более надежная и сознательная связь, чем та, которая возникает в экономической борьбе. Например, рабочий класс Украины услышал и поддержал призыв не допустить к власти Ющенко. Но рабочие проиграли этот бой оранжевым, потому как оказались под руководством продажной буржуазии, не готовой по настоящему драться с Ющенко. А если бы рабочими руководила своя настоящая коммунистическая партия? Результат, конечно, мог бы быть другим. Хотелось бы, чтобы коммунистами России этот опыт был максимально учтен. Именно в рабочем классе сегодня нужно искать основу для защиты России от империалистического рабства. А если рабочий класс, да еще под руководством коммунистов, встанет против империализма и компрадоров, против всяких оранжевых путчей и лжедемократической демагогии, то он уже не остановится, не добившись своей власти и социализма. Вот в чем здесь фокус.

И если напуганная империализмом путинская бюрократия поможет поднять и организовать рабочий класс, как это делала в период выборов украинская бюрократия, то коммунистам нужно по полной программе воспользоваться такой возможностью. Нужно будет быть на площадях с рабочими, радикализировать их, говорить, что выступать против империализма нужно не для того, чтобы старая бюрократия осталась у власти, а чтобы решительно двинуться к социализму.

Есть некоторые показания к тому, что власть может искать союза у рабочих перед неминуемо приближающейся схваткой с империализмом и компрадорами. Во время забастовки на «Дон-строе» прокуратура явно выступила на стороне рабочих. Репортажи в пользу бастующих дали центральные государственные телевизионные каналы, что само по себе более чем показательно. И это не частный случай. Зайдя на сайт Генеральной прокуратуры можно обнаружить огромное количество сообщений о возбуждении уголовных дел по фактам задержки заработной платы. Буквально по всей стране директоров и хозяев штрафуют и даже изредка сажают в тюрьмы. Очевидно, что речь идет о команде сверху, потому как раньше такой любви к рабочим за прокуратурой не наблюдалось. Генеральный прокурор Устинов в интервью «Московскому Комсомольцу» за 22 февраля заявил: «Что касается прокуратуры в этом вопросе, я прямо потребовал, чтобы прокуроры встали на защиту населения. И если где-то не исполняется закон и от этого страдают люди, то прокуратура должна принимать меры. Прокуратура не должна быть орудием подавления тех справедливых требований, с которыми выступают люди».

Не правда ли, весьма странное направление мысли для Генерального прокурора в буржуазном государстве. Тем более, что все последние 15 лет прокуратура уверенно двигалась в противоположную сторону, т.е. всячески подавляла справедливые требования людей.

Власть явно готовится собирать свой майдан против майдана оранжевого, а значит, ей придется обращаться за поддержкой к трудовым коллективам.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100