Лефт.Ру |
Версия для печати |
«Том Диспеч», 17 марта 2005 года
США размахивают флагом демократии на Ближнем Востоке только тогда, когда это выгодно им с экономической, военной или стратегической точки зрения. История последних 60 лет показывает, что как только поддержка демократия в регионе становилась поперек дороги американским интересам, власти США неизменно выбирали второе. Более того, когда свободные и честные выборы на Ближнем Востоке приводили к результатам, угрожающим стратегическим планам Вашингтона, их либо игнорировали, или пытались предотвратить повторение подобных неприятностей.
Постоянное вмешательство США в дела региона началось в 1933 году, когда «Стандард Ойл» (Калифорния) предложила в десять раз больше, чем английская «Иракская Нефтяная компания» за исключительные права на нефтедобычу в восточной провинции Саудовской Аравии Хаса.
Как ведущий участник антигитлеровской коалиции США получили доступ в Иран после введения в эту страну английских и советских войск в августе 1941. Восемь месяцев спустя, президент Рузвельт принял решение, что Иран имеет право на получение ленд-лиза. В августе 1943 года госсекретарь Кордел Халл сказал: «В наших интересах, чтобы ни одна сверхдержава не укрепилась в Персидском Заливе против важных американских нефтяных проектов в Саудовской Аравии.»
Учреждение Израиля в 1948 году добавило еще один аспект. После немедленного признания Израиля, Вашингтон создал военно-дипломатическую стратегию для региона, основанную на тройке: Саудовская Аравия, Иран и Израиль, с общей целью сдерживать советское влияние на Ближнем Востоке. Хотя все лошади тройки были тесно привязаны к США, связи между США и Израилем становились все крепче, а Саудовская Аравия и Израиль, хотя и ярые антикоммунисты, оставались весьма далеки друг от друга. Тем не менее, вся схема держалась вплоть до исламской революции в Иране в 1979 году.
Кроме общей цели – препятствию влиянию СССР в регионе явно и тайно, каждый член тройки выполнял специальную задачу. Гранича с СССР, шахский Иран помогал Пентагону, предоставляя военные базы. Молниеносно разгромив Египет и Сирию (тогдашних союзников Москвы) в июне 1967 года, Израиль доказал свою военную ценность для США. Усилившаяся решимость США заставить арабских соседей Израиля признать его была продолжением политики, выработанной Вашингтоном еще в 1948 году и примененой вскоре, хотя это и означало уничтожение демократии в Сирии.
В марте 1949 года, после того, как бригадный генерал Хусни Заим пообещал заключить мир с Израилем, ЦРУ помогло ему организовать переворот против демократически избранного правительства Сирии. После подписания перемирия с Израилем 20 июля, Заим пытался заключить мирный договор через американских посредников. Однако месяц спустя его свергла и казнила группа офицеров. Военное правление, организованное США, длилось 5 лет, хотя и при других генералах.
Как владелец крупнейших запасов нефти в регионе, Саудовская Аравия помогала США и их западным союзникам, удерживая низкие цены на нефть. Более того, монархическая власть Саудовской Аравии играла важную роль, помогая подавлению демократических движений в богатых нефтью небольших государствах Персидского залива.
Американское влияние усилилось, когда Англия – главная иностранная сила в регионе за предыдущие полтора века – ушла из залива в 1971 году. Это позволило США укрепить свою позицию в четырех новоиспеченных «независимых» государствах – Бахрейне, Катаре, ОАЭ и Омане. Вместо того, чтобы убеждать княжества ввести демократию, Вашингтон или предложил им секретные договоры о взаимообороне, или позволил монархам Саудовской Аравии беспрепятственно проводить в регионе антидемократические меры.
В 1962 году во время серьезного кризиса царствующего дома, наследный принц Файсал пообещал политические реформы, особенно написание конституции, с созданием Консультативного Совета, с 2/3 избранных членов. Но, взойдя на трон два года спустя, он нарушил свое обещание.
Вашингтон не сказал ничего. Он также молчал, когда Рияд помогал подавлять демократию в соседних странах.
После получения независимости от Англии в 1961 году, конституция Кувейта предусматривала Национальное Собрание, права выбора в которое было ограничено мужчинами из семей, влиятельных в Кувейте с 1921 года – другими словами, около 20% граждан. Несмотря на эти ограничения, Собрание превратилось в популярную трибуну для выражения надежд и обид нескольких важных групп избирателей. Раздраженный критикой своей политики и поощренный саудовской монархией, эмир Кувейта Сабах ибн Салим аль Сабах приостановил деятельность Собрания в 1976 году, обвинив его в «злонамеренности» и затем распустил его. Восстановленное в 1981 году, Собрание продержалось всего 5 лет.
Ни разу Вашингтон не покритиковал недемократические действия правителя.
С 1992 года, когда возобновились ограниченные парламентские выборы, избранными оказывались больше исламистов, чем прозападных либералов. Попытка эмира распространить права голоса на женщин провалилась – но он даже не пытался дать это право оставшимся 4/5 мужчин. И США не предлагали ему этого. И он, и американцы, без сомнения, боятся, что всеобщие выборы среди мужчин усилят исламистский блок в Собрании.
В Бахрейне антидемократические задачи Саудовской Аравии сочетались с планами американских военных. Бахрейн стал независимым в августе 1971 года. Его конституция, составленная конституционной ассамблеей (наполовину назначенной, наполовину избранной при ограниченном избирательном праве) предполагала Национальное Собрание из 42 депутатов, 30 из которых были бы избраны при ограниченном избирательном праве. Первое заседание состоялось в декабре 1972 года. Саудовская Аравия наблюдала с тревогой.
Как и в Кувейте, избранные депутаты критиковали правительство, рассердив правителя шейха Ису аль Налифа. Это – в сочетании с нажимом Риада – привело к тому, что эмир распустил Собрание в августе 1975 года и приостановил действие конституции.
И снова Вашингтон не сказал ничего о подавлении ограниченной демократии в Бахрейне. Почему? В 1974 году Пентагон взял в аренду военно-морские базы, ранее использовавшиеся Англией. Бахрейн стал штаб-квартирой американских сил на Ближнем Востоке. В 1977 году правитель продлил соглашение между США и Бахрейном, и в 1995 году Бахрейн стал базой 5-го флота США.
Иордания – еще один поучительный пример того, как американские власти обращаются с демократией на Ближнем Востоке. Во время необычно свободных и честных выборов в ноябре 1989 года Фронт Исламского Действия (ФИД), политическое крыло Мусульманского Братства, завоевал 32 мандата из 80 в Палалте Представителей. ФИД вошел в праительство и получил 5 министерских постов.
Во время кувейтского кризиса 1990 года, вылившегося в войну в Персидском Заливе (1991) король Иордании прислушался к общественному мнению, как внутри, так и вне парламента, выступавшему против присоединения к США в войне против Ирака, и предложил переговоры для разрешения кризиса. Таким образом он действовал как конституционный монарх (следует ли из этого, что правители «демократических» стран вопреки общественному мнению поддержавшие нападение США на Ирак в 2003 году действовали как абсолютные монархи? –пер.)
Вместо похвал такому демократическому поведению, правительство Джорджа Буша-старшего осудило Хуссейна как «карликового короля». Неспособный сопротивляться нажиму, король приполз на коленках обратно в вашингтонский хлев после войны 1991 года. Дабы предотвратить возможность победы ФИД , он изменил избирательное законодательство своим указом. Невозмутимо похвалив такие действия, правительсвто Буша-старшего показало циничное презрение к демократии.
Король Хуссейн манипулировал политической системой Иордании для своих целей, а вот президент Египта Анвар Саддат попросту использовал правительственный аппарт и государственные СМИ для получения заранее намеченного результата, чтобы поддержать подписание организованного США двустороннего мирного договора с Израилем в 1978-79 году, после разрыва с Арабской Лигой.
Сила и глубина общественного мнения против мира с Израилем, продолжавшего оккупировать палестинские территории, хорошо видна из того, что спустя четверть века отношения между двумя странами остаются прохладными. Хотя и покорный слуга США, президент Хосни Мубарак продолжает отвергать предложения нанести визит в Тель-Авив.
Как и в Иордании, Мусульманское Братство, старейшая политическая партия на Ближнем Востоке, давно запрещенная в Египте, представляет серьезный вызов полудиктатауре Мубарака (у власти с 1981года). Его режим остается вторым по величине после Израиля получателем американской помощи как при демократах, так и республиканцах в Белом доме.
Несколько месяцев назад Мубарак открыл, что демократия в Египте будет означать власть Мусульманского Братства. Вопрос стоит так: будет ли Мубарак –который недавно согласился провести президентские выборы в сентябре путем «прямого тайного голосования» вместо штампованного одобрения единственного кандидата на «организованном» референдум – позволить Братству бросить ему вызов?
Ответ будет дан в виде поправки к статье 76 конституции, которую должен принять парламент, где господствует Национальная Демократическая партия Мубарака. Сейчас там предусмотрен единственный кандидат на президентский пост, поддержанный не менее, чем 2/3 депутатов, предложенный гражданам для одобрения на референдуме.
Еще одна жертва подхода американских властей к демократии на Ближнем Востоке – Йемен. С создания Республики Йемен, в результате объединения Южного и Северного Йемена в 1991 году, в стране существует многопартийная система. Поскольку на Севере правил Всеобщий Народный Конгресс и на Юге – Йеменская Социалистическая партия, единственный путь мирного объединения был через многопартийность.
В 1993 году правительство организовало первые всеобщие выборы на Арабском полуострове на основе всеобщего избирательного права. Выборы были парламентские - 301 место и президентские. Это событие осталось незамеченным в США, где правительство Клинтона продолжало клеймить Йемен за то, что его власти настаивали на внутриарабском решении кувейтского кризиса 1990-1991 года и голосовали против резолюции Совбеза ООН № 678, дающей зеленый свет войне против Ирака.
Воодушевленные примером Йемена, 6 саудовских правозащитников – профессора, судьи и высшие чиновники – организовали Комитет Защиты Законных Прав (КЗЗП) в Саудовской Аравии. Они потребовали политических реформ, включая всеобщего избирательного права. Последовали государственные репрессии, включая увольнения и аресты. Профессор Мухаммад аль Масаари, глава КЗЗП, сумел убежать сначала в Йемен а потом в Англию.
Вашингтон и не подумал протестовать.
Теперь Джордж Буш-младший громко восхваляет местные выборы, проведенные недавно в Саудовской Аравии. При этом он не обращает внимания на то, что выборам подлежали только половина депутатов, и что саудовские граждане настолько не доверяли обещаниям своего правительства, что только четверть имеющих право голоса вообще зарегистрировалась для голосования. Женщинам, разумеется, голосовать запрещено (то есть, по Бушу, когда 1/8 граждан голосует за половину депутатов – это демократия – пер.)
Однако Буш без конца оплакивает отсутствие свободы у народа Ирана, которое госсекретарь Кондолиза Райс недавно провозгласила «тоталитарным государством». Такие заявления противоречат фактам. С революции 1979 года исламский режим провел семь парламентских, восемь президентских и 2 местных выборов – все с многими кандидатами и на основе всеобщего избирательного права с 15 лет.
Как обьяснить такую близорукость? Исламский вариант демократии не считается таковой, поскольку Иран активно противостоит экономическим, военным и стратегическим целям США в регионе.
На самом деле политика США в отношении демократии на Ближнем Востоке - вполне в духе деятельности США в Центральной и Южной Америке в течении еще более долгого срока – то, чего в США практически не замечают.
Перевод Аллы Никоновой
Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=22&ItemID=7456
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |