Лефт.Ру |
Версия для печати |
22 февраля 2005
1 февраля радиопередача Би-Би-Си «Fileon 4» описала подробности грабежа иракской нефти правительством США, его союзниками и большим бизнесом. Деньги, которые предполагалось использовать на восстановление инфраструктуры страны и обеспечение населения страны предметами первой необходимости, были попросту украдены.
Передача также сообщила об опубликованном в прошлом месяце отчете о проверке распоряжением доходов от иракской нефти Временным коалиционным правительством (CPA). Проверка правительства США, обнаружила ошеломляющие цифры: 8,8 милиардов долларов иракских денег делись неизвестно куда. Американские СМИ практически замолчали эту историю.
«Fileon 4» расследовала как она выразилась «небрежность, растраты, сомнительные контракты и неприкрытое жульничество» CPA, руководимого США, который управлял Ираком до назначения временного правительства Ияда Аллави в июне прошлого года.
Доктор Рено Линдерс из Международной кризисной группы прямо заявил в начале передачи: «Можно лишь гадать, сколько исчезло в частных карманах. Я очень опасаюсь, что восстановление Ирака окажется одним из самых крупных коррупционных скандалов в истории».
Полковник Чарлз Крон, бывший представитель CPA, рассказал, какие огромные суммы были присвоены оккупантами. Описывая ситуацию как «нечто вроде случая на Диком Западе», он заявил, что ещё в начале войны была захвачена сумма в 700-800 миллионов долларов, и никто не сделал никакого отчета.
Когда Крон начал задавать вопросы об этом «недостаточном учете», ему сказали, что подсчет собранных и розданных денег займет слишком много времени. Никто не знает, что случилось со средствами, которые, как считает полковник, были даны местным командирам для распространения в своих районах. Никаких записей о том, как эти командиры распорядились деньгами, не сохранилось.
Джинджер Круз, один из американских правительственных аудиторов, которым было поручено проверить финансы коалиции, сообщил Би-би-си, что в одном случае 1,4 миллиарда долларов – которые весили 14 тонн и были упакованы в пачки стодолларовых банкнот – были увезены вертолетом из Багдада в Ирбил (курдский Ирак) в последние дни правления CPA. Потом деньги были отправлены в Центральный банк и вклад был сделан без каких-либо квитанций.
Курдское региональное правительство сообщило «Fileon 4», что деньги должны были быть потрачены на поддержку местной экономики. После статьи в газете FinancialTimes о том, что курдские лидеры перевели средства на счет в швейцарском банке, курдский премьер-министр признал, что «возможно, были проведены переговоры».
Передача указывала, что одним из самых больных вопросов было распределение контрактов на реконструкции. Доктор Исам аль Хафаджи, работавший с американским Госдепартаментом до войны, рассказал, как фирмы, получавшие контракты, заключали до 6 субподрядов с другими фирмами – позволяя каждому уровню получать свою долю. Во многих случаях, ни одна из фирм даже и не начинали свою работу по контракту.
«Fileon 4» сосредоточился на случае с частной американской компанией CusterBattles, получившей за 13 месяцев контракты по охране общей стоимостью в 100 миллионов долларов. Один из полученных компанией контрактов был направлен на обеспечение безопасности для распространения новой иракской валюты. Двое разоблачителей утверждают, что CusterBattles заключила субподряд на работу, а затем представила поддельные документы с раздутыми затратами. По словам бывшего адвоката служащих, Алана Грэйсона, CusterBattles для этого учредила холдинг-компании на Каймановых островах.
Грэйсон также рассказал Би-би-си, что компания отыскала списанные автопогрузчики, принадлежащие Иракской авиакомпании в Международном аэропорту Багдада. Автопогрузчики были перекрашены и арендованы холдинг-компанией, созданной CusterBattles. Американскому правительству затем был выставлен счет за эти транспортные средства. Грэйсон утверждал, что компания обманным путем получила в Ираке до 50 миллионов долларов.
По словам Грэйсона американские власти знали о коррупции. Два партнера, господа Кастер и Бэттлз, встретились с представителями Коалиции для обсуждения возникших проблем. Один из партнеров неосторожно забыл смету в зале заседания. Грэйсон рассказал следующее: из сметы было видно, что хотя CusterBattles истратили около 3,5 миллионов долларов, они выставили счет правительству США на 10 миллионов. Компания продолжала получать контракты вплоть до сентября 2004, то есть спустя год после обнаружения сметы.
Департамент юстиции США отказался присоединиться к иску бывших сотрудников против компании. Грэйсон объяснил, что решения ожидают еще 30 подобных дел, многие еще большего масштаба. Некоторые из этих дел находятся «под грифом секретности» и не могут быть оглашены. Грэйсон считает, что Департамент юстиции США будет рад, если дело будет проиграно. Он сказал, что если бы оно «оказалось под сукном…большая часть замешанных в этих делах людей только выиграют, так как, если уж CusterBattles отделаются этим, то они и подавно».
Передача разъяснила, что существуют два основных аспекта контрактов Коалиции, позволявшие свободно разграбить иракскую нефть – раздутые счета и обман. Большинство ранних контрактов было распределено без конкуренции и многие на основе «расходы плюс» - компании платят их расходы плюс процент, то есть чем выше расходы, тем больше прибыль.
Передача обратилась к Мари де Янг, работавшей специалистом по снабжению для Halliburton. Это одна из компаний, наиболее любимых правительством Буша, ранее возглавляемая вице-президентом Диком Чейни. Де Янг тсала разоблачителем, описывая темные дела, свидетелем которых она была в Ираке.
Де Янг велели «прекратить, остановиться и отказаться» от попыток приоткрыть завесу над тем, что происходит. Она сказала, что было «сопротивление при написании документов, подтверждающих превышение стоимости или раздутые расходы». Де Янг также отметила отсутствие надлежащего контроля платежей субподрядчикам. «Я ужаснулась, углубившись в детали, когда обнаружила, что они требовали от нас подписать не наши контрактов».
В книге «Ирак инкорпорейтед. Прибыльная оккупация» Пратап Чаттерерджи цитирует де Янг: «Копроративные правила Halliburton – запугивание и утсрашение. Субподрядчики, больше не работающие с фирмой, расказали мне, что служащих, подбиравшихся слишком близко к истине, переводили. Я лично наблюдала это и выяснила, что в компании это обычная практика. Как ни смешно, прежние управляющие, закрывающие на это глаза, были выдвинуты на более высоко оплачиваемые должности в Ираке, или Хьюстоне, или Иордании.»
Передача потребовала от Halliburton комментариев. Компания отказалась и официально заявила, что отрицает, что подобное имело место.
Без сомнений, некоторые члены американского правительства обеспокоены разоблачением Halliburton. Пытаясь выглядеть порядочными, Комитет конгресса по правительственной реформе выпустил в свет мнение меньшинства, где заключалось, что Halliburton раздуло цены на горючее в Ираке на 167 миллионов долларов, то есть на 90%. Один из энергетических экспертов сказал, что это похоже на «грабеж на большой дороге». Но ни в одном случае завышенные цены не были возмещены,также как и с Halliburton ни разу не были удержаны деньги. Армия США не настаивала на необходимости документации от Halliburton, и все «вернулась к обычному образу действия».
Би-би-си указывает, что наиболее серьезные обвинения против Halliburton касаются взяток. Документ, направленный Госдепартаментом посольству США в Кувейте передает жалобы от ведущей компании по нефтяным контрактам. Там отмечается: «Общеизвестно в Кувейте, что чиновники Halliburton продажны; что они открыто требуют взяток; что у любого, посетившего их приморские виллы в Кувейт Хилтон и предложившего свои услуги, будет запрошена взятка».
Обвинения во взяточничестве также были предъявлены чиновникам CPA. Клод Хэнкс-Дрилсма, английский советник Правящего Совета Ирака, рассказал передаче, что некоторые чиновники CPA требовали заплатить до 300 тысяч долларов за получение контракта.
Когда в передаче задали вопрос насколько высоко по иерархической лестнице Коалиции зашли «проступки», начальник отдела кадров Джинджер Круз ответил, что они достигли вершины, шефа CPA Пола Бремера. Бремер отказался от интервью “Fileon 4”, а отправил письмо аудиторам, в котором настаивал на том, что невозможно придерживаться нормального ведения процедур расчетов в ходе войны.
Порядки, освещенные передачей, показывают только малую частицу коррупции и воровства, продолжающихся в Ираке. Такие действия со стороны оккупационных сил являются неизбежным следствием противозаконной и хищнической войны. Империалистическая атака на Ирак была преступным действием, из которого проистекли все последующие преступления.
Перевод Сергея Машненко
Оригинал опубликован на http://www.wsws.org/articles/2005/feb2005/oil-f22.shtml
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |