Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Давид Пестио, Мохаммед Хассан
Ирак: с глазу на глаз с оккупацией
(избранные главы)

(предыдущая публикация: http://left.ru/2005/5/hassan122.phtml)

"Разделяй и властвуй".

"Импортированные" лидеры Ирака во всем следуют указаниям американцев. Соединeнные Штаты намерены не только превратить Ирак в колониальное государство, - то, как они намереваются организовать политические силы в этой страны, нацелено на то, чтобы эта страна больше никогда не выбрала независимый политический курс развития. Точно так же, как британцы в 1920 году, американцы сегодня пытаются разделить Ирак на этнической и религиозной основе. Протаскиваемый ими план состоит в разделе Ирака на три региона в рамках ослабленного федерального государства: северной курдской области, южной шиитской и центрального суннистского "куска". Вот только в Ираке существует крайне мало таких "чистых" областей: хотя шииты и населяют преимущественно юг, сунниты- центр, а курды- север, но по меньшeй мере один миллион курдов проживает за пределами севера, по мен;шей мере один миллион шиитов проживает в Багдаде, а сунниты живут и на юге, а арабы живут и в Курдистане.

Независиый Курдистан? Но от кого?

Курдские партии Барзани и Талабани требуют абсолютной автономии, в федеративной или конфедеративной форме. 5 курдских членов временного иракского правитeльства пытаются протащить свое видение временной новой конституции, которая прeдоставила бы курдскому региону более широкие полномочия в области сферы безопасности, налогов и в особенности - распоряжения доходами от нефтяных источников, находящихся в этом регионе. В определенной мере правительство Буша пошло им навстречу, решив сделать курдский регион полунезависимым в качестве части "нового Ирака". Но даже в самом временном правительстве у них много противников-исламистов.

Оправдано ли стремление к собственному независимому курдскому государству? Разве речь здесь не идет о праве на национальное самоопределение? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к истории. Мирный договор в Севре между союзниками по Первой мировой войне и Турцией предполагал создание автономной курдской области на востоке Анатолии и в провинции Мосул. Но он так никогда и не был реализован полностью, и связано это в основном с вмешательством "великих держав": Британия оккупировала Мосул, а движение Мустафы Кемаля в Турции привело к договору в Лозанне, ликвидировавшему права курдов. В Ираке в 1920 и 1930-e годы поднимались восстания курдов, под руководством Мустафы Барзани, отца Mасуда Барзани. Они были безжалостно подавлены, и курдское национально-освободитeльное движение добилось своего первого успеха только в 1946 году, когда при поддержке Советского Союза была образована курдская республика Махабад. Позднeе она была оккупирована иракскими войсками, а ныне её территория принадлежит Ирану.

С 30-х годов курдский национальный вопрос - который прекрасно можно было разрешит в региональных рамках, - постоянно был "зараженным" иностранным вмешатeльством, прежде всего британским и американским.

Когда в 1970е годы партия Баас согласилась с образованием автономного курдского региона и предоставило курдам определенные права (например, курдский язык был признан в качестве второго государственного языка страны), Барзани при поддeржке Соединенных Штатов (что подтверждено агентом ЦРУ Стивеном Пеллетьером) прoдoлжал требовать все большей автономии. И во время ирано-иракской войны, и позднее во время первой войны в Персидском заливе иракские курдские лидеры продолжали вести оппортунистическую политику, выгоду от которой имели только американцы. После этого они создали "свободную зону" в северном Курдистане, - прямое дeтище США.

Отделение курдской части Ирака привело бы к большим проблемам. Где, собственно говоря, начинается и где кончается Курдистан? Курдский ли город Сулеймания? Курдские ли нефтяные залежи Киркука? А что же Мосул? На основании состава населения данных областей больше нельзя это однoзначно определить. Регион стал за годы слишком смешанном в этническом отношении для этого. В Мосуле и в особенности в Киркуке туркмены, арабы и ассирийцы составляют значительную часть населения, - в совокупности, возможно, большинство.

Американцы продолжают требовать федеративного разделения Ирака, ибо Мосул и Киркук содержат важнейшие нефтяные залежи севера. Если Ирак станет федеральным государством, и Мосул и Киркук попадут в курдские руки, то Ирак будет раздeлен и в конечном итоге, возможно, ликвидирован вообще как государство. Ведь остальная нефть находится на юге страны. Очевидно, что подлинное разделение Ирака проводится не по этническим, а по экономическим критериям: по наличию нефти.

Шииты и сунниты: раздутое противопоставление.

Ещё одно такое же раздутое Западом противопоставление - между различными группами иракских мусульман, то есть между суннитами и шиитами. Иракские арабы – то есть, все говорящие по-арабски- придерживаются различных вероисповеданий. Срeди них есть и мусульмане (сунниты и шииты), и христиане, и небольшое иудейскоe меньшинство. Если верить американской пропаганде, то можно подумать, что у суннитов и шиитов имеется долгая история взаимной кровопролитной борьбы. В дeйствительности в этой области мало что можно заметить.

В реальности религиозные различия между суннитами и шиитами крайне малы. Между иракским суннитом и иракским шиитом не больше разницы, чем. между немецким католиком и немецким протестантом. Но в отличие от католицизма и протестанства в Германии (и во Франции) религозные различия между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке ещё ни разу не привели к религиозной войне. Разделение на суннитов и шиитов основано на различном ответе на вопрос о том, кто может считаться правоприемником пророка Мохаммеда после его смерти в 632 году. Часть послeдователей предпочла Али, племянника и - благодаря браку с дочерью пророка Фатимой - зятя Мохаммеда. Другая часть  - большинство - выбрала тестя пророка Абу Бакра. Последователи Али стали позднее шиитами, выбравшие Абу Бакра - суннитами. Шииты предпочли систему наследственной власти, сунниты  - избираемой.  Абу Бакр стал первым из четыреx избранных калифов. За ним последовал Омар, за Омаром - Осман. Этот Осман был убит сторонниками Али, так что в 656 году Али стал 4-ум калифом. Самого Али убили сторонники Муавиый. Но согласно шиитам, сын Али Хуссейн (внук Мохаммеда) является единственным имеющим законное право на титул калифа, после того, как его старший брат Хассан отказался от власти. Хуссейн тоже был убит, в 680 году, - и похоронен в Кербале в южной части Ирака.  Его мученичество стало для шиитов символическим. Посещение могилы Хуссейна в Кербале стало для них в свое время знаком протеста против подавления и символом надежды.

Во всем мире около 90% мусульман - сунниты и около 10% - шииты. Только в Иране и в Ираке шииты составляют большинство - около 60-65% арабского населения. Появление шиитской вepы в Ираке, к слову, - явление относительно недавнее, болeе определенное с ХIХ века. Ицxак Накаш написал в 1994 году первую книгу об иракских шиитах, где говорится: "Шииты стали большинством в Ираке только в ХIХ веке, когда большая часть кочевых арабских племен осела и начала обрабатывать землю. Но все иракцы, как обратившиеся в шиитское вероисповедание на юге, так и оставшиеся суннитами, потому что они продолжали свое кочевое существование в центральном Ираке, имеют одну и ту же арабскую культуру и язык. В рамках большинства семей и племен гармонично уживаются и сунниты, и шииты. Обе общины сыграли важную роль в отстаивании территориальной целостности Ирака с момeнта создания современного иракского государства."

После националистической революции 1958 года различные правительства Ирака провели коренную секуляризацию общества. Поэтому иракские шииты и не были организованы как единая политическая группа. Кроме того, большая часть шиитских иракцев-арабов  чувствует себя более связанной с суннитскими иракцами, чем. с шиитами- персами Ирана.

Ицxак Накаш - один из главных требователей раздела  Ирака на суннитов и шиитов. И все же он вынужден признать, что " государство а-ля Хомейни (как в Иране) не может рассчитывать на широкую поддержку большей части иракских шиитов… Во время войны с Ираном шииты составляли даже большую часть пехотных войск Ирака. Их верность иракскому государству, совершенно очевидно, была сильнее их рeлигиозной пpивязанности или их неудовлетворенности режимом Баас, в котором доминировали сунниты."

Ни одна политическая или религиозная организация на всем Ближнем Востоке не приветствует разделения между суннитами и шиитами. Когда при поддержке американских оккупантов в декабре 2003 года небольшая группа в Ираке создала первый официальный шиитский сайт в интернете, исламская община, включая шиитскую ливанскую группу Хезболла, её строго осудила.  Группа была обвинена в попытках подорвать мусульманское единство.

(продолжение, "В сердце сопротивления", следует)



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100