Лефт.Ру |
Версия для печати |
На прошлой неделе администрация Буша приказала правительственным учреждениям игнорировать постановление начальника Главного контрольно-финансового управления США, запрещающее распространение «скрытой пропаганды».
Это выражение – обычно в связи с полицейскими государствами – было использовано Главной бухгалтерией (GAO), исследовательским подразделением Конгресса США, при описании распространения видеоновостей, выпускаемых Пентагоном, Госдепартаментом и как минимум 18-ю другими американскими правительственными учреждениями. GAO приказала прекратить распространять эти видео на основании того, что они «скрывают или неточно указывают зрителям, что именно правительственное учреждение было источником материалов».
В статье на первой полосе воскресного номера «Нью-Йорк Таймс» подробно описывалось увеличение использования правительством видео, имитирующего реальные сюжеты программ новостей. Сюда входит и использование агентов по связям с общественностью, выступающих как «репортеры с места происшествия», и «интервью» с представителями правительства, тщательно отрепетированные по сценарию.
«Таймс» процитировала отчет демократов Конгресса, где было подсчитано, что во время первого президентского срока администрация Буша потратила 254 миллиона долларов на пиар-контракты, оплачивающие выпуск этих видеороликов, почти в два раза превысив сумму, истраченную администрацией Клинтона за последние 4 года его правления.
Статья описывает систему, в которой тысячи таких видеовыпусков новостей, или VNR, выходят ежегодно. Их отправляют как в телевизионные сети, так и на местные станции, транслирующие десяткам миллионов зрителей так, как будто это независимый продукт новостных отделов станций.
В некоторых случаях телепродюcсеры редактируют титры, стирая упоминание, что сюжеты выпущены правительственным органом. В других же их собственные журналисты записывают свои голоса за кадром, начитывая прямо со сценариев правительства.
В эту мощную пропагандистскую операцию входит изготовленные Госдепартаментом и Пентагоном видеосегменты новостей, предназначенные для представления войны США в Ираке для американского народа. Различные учреждения создали телевизионные передачи, которые пытаются представить сомнительные программы, предоставленные администрацией Буша, в наилучшем свете.
Департамент обороны США открыл собственный «Канал Пентагона», выдающий фальшивые выпуски новостей, интервью и видеоклипы для американских телевизионных станций. Госдепартамент использует резко расширенную сеть трансляционных служб с той же целью.
Начальник Главного контрольно-финансового управления Дэвид Уокер выпустил 17 февраля директиву, определяющую эту практику как нарушение закона об ассигнованиях, запрещающего использование правительственных средств для оплаты скрытой пропаганды, направленной на американский народ.
В ответ отдел юрисконсульта министерства юстиции издал в пятницу собственное постановление. В нем утверждается, что администрация «не согласна с GAO, что запрет на скрытую пропаганду применим только потому, что роль госоргана в выпуске и распространении информации неясна или «скрыта», независимо от того, является ли «пропаганда» содержанием сообщения.
Заместитель министра юстиции Стивен Брэдбери написал в поддержку правительства: «Наше мнение состоит в том, что запрет неприменим там, где нет защиты специфической точки зрения, и поэтому неприменим к законному предоставлению информации относительно программ учреждения.»
На пресс-конференции в понедельник представитель Госдепартамента Ричард Буше поддакнул этой официальной линии, защищая собственные видеоролики министерства. «Во-первых, это элементарные факты и материалы о том, что происходит в Афганистане и Ираке, или часто в самих США, относящиеся к важным проблемам», заявил он. «И это не является – я не могу назвать это пропагандой. Это, как вы знаете, видеоклипы, которые собраны вместе и которые люди могут использовать для репортажей о событиях.»
На пресс-конференции в среду президент Буш высмеял вопрос журналиста о том, почему правительство не включает ясные данные об источниках в свои «готовленные к употреблению отчеты.» Передразнивая последнюю строчку объявлений своей предвыборной кампании, Буш ответил: «Вы имеете в виду признание, я Джордж Буш и я …[санкционировал это сообщение].»
Отчет «Таймс» указывает на взаимовыгодные отношения правительства и СМИ, лежащие в основе использования этих видеовыпусков новостей, указывая в то же время на причины соучастия СМИ в основном в экономике отношений с общественностью и теленовостях.
Отчет утверждает: «Местные филиалы избавлены от затрат на раскапывание оригинального материала. Пиаровские фирмы обеспечиваются правительственными контрактами на миллионы долларов. Основные сети, помогающие распространять выпуски, получают плату от правительственных учреждений, выпускающих сюжеты, и филиалов, их транслирующих. Администрация тем временем получает свое сообщение, представленное под видом обычного репортажа».
В передовице, опубликованной в среду, «Вашингтон пост» осудила правительственную практику как «незаконную и неблагоразумную», причитая в то же время: «Унизительно, что местные новостные станции, как бы ни был ограничен их штат, и как бы они не нуждались в материале, позволяют использовать себя таким образом».
Что, как ни странно, отсутствует в этих определениях, так это какой-либо анализ политических и идеологических тенденций в самих СМИ, которые сделали трансляцию скрытой правительственной пропаганды не только приемлемой, но и практически неотличимой от материала, подготовленного самими телевизионными сетями.
В долгом процессе, достигшем нового качественного уровня с приходом к власти нынешней администрации Буша и с развязкой незаконной войны в Ираке, СМИ фактически приняли на себя задачу пропаганды правительственных и корпоративных интересов. Сейчас правительство вместе с частными корпорациями систематически разрабатывают собственную скрытую пропаганду, имитируя формы теленовостей. В результате получается что-то вроде комнаты смеха, где образы, представленные американскому народу, являются грубым искажением действительности.
Споры вокруг распространения правительством пропаганды, замаскированной под новости, начались после серии скандалов, которые примечательны и тем, что разоблачают, как администрация Буша манипулирует СМИ, и относительным равнодушием самих СМИ.
Ранее в этом году было раскрыто, что министерство образования выплатило 240 тысяч долларов правому комментатору Армстронгу Уильямсу как часть « связи с меньшинствами» (Уильямс –чернокожий –ред.) в пользу программы администрации Буша «Ни один ребенок не забыт». Уильямс использовал свою авторскую колонку и свои выступления по радио и телевидению, чтоб разрекламировать программу, не указывая при этом, что ему заплатило правительство.
Подобные, хотя и менее дорогостоящие контракты с правыми обозревателями для рекламы сексуального воздержания и программы пропаганды браков администрации, были раскрыты впоследствии.
Затем был еще странный случай с Джеймсом Гакертом – также известным как Джефф Гэннон – правым политическим оперативником, которому было позволено два года притворяться членом пресс-коллектива Белого дома (получая ежедневный пропуск на свое придуманное имя). Есть достаточные причины верить, что Гакерт/Гэннон был подсажен в пресс-комнату для подбрасывания неагрессивных вопросов, рассчитанных на отражение попыток более серьезного вызова корреспондентами Белому дому.
Он был замечен после пресс-конференции 26 января, когда ему предложил задать вопрос Буш – нечто почти всегда подготовленное загодя. Он задал идеологический «невопрос», спросив президента как он может работать с демократами Сената, «которые, похоже, совершенно оторваны от действительности.»
Расследования авторов интернет-дневников и веб-сайтов обнаружили, что Гэннон был в действительности Гакертом и что он был и владельцем, и проституткой на нескольких интернет-сайтах, распространяющих мужскую проституцию с военной гей-темой – http://hotmilitarystud.com, http://militaryescort.com и других. Так называемый сайт новостей, который он представлял, был собственностью известного техасского республиканца и наперсника Буша, Бобби Эберла.
Также было раскрыто, что Гакерту/Гэннону похоже, предоставили доступ к внутренней докладной записке ЦРУ, представляющей жену посла Джо Уилсона как секретного агента ЦРУ. Администрация организовала утечку информации в отместку за разоблачение Уилсоном заявлений о том, что режим Саддама Хусейна пытался купить уран в Нигере для своей несуществующей ядерной программы. Гакерт/Гэннон признался, что его допрашивали по этому делу агенты ФБР.
Можно только догадываться, какой рев бы поднялся, если бы было доказано, что администрация Клинтона предоставляла такое же расположение – и, возможно, государственные тайны – индивидууму, подрабатывающему проституцией – независимо от его или ее пола или сексуальной ориентации.
Пока случай Гэннона – как откровения относительно распространения администрацией скрытой пропаганды и подкупа комментаторов – рассматривался корпоративными СМИ как незначительный промах. Ни одно из разоблачений вопиющих правительственных манипуляций прессой не получило и доли того внимания, которого удостоились два года назад журналистские грешки Джейсона Блэра, молодого репортера «Нью Йорк Таймс», замеченного в фабрикации цитат и плагиате в подробностях относительно незначительных статей.
Эта реакция равноценна преступному молчанию. Эти инциденты не являются исключениями, но скорее служат симптомами контроля корпораций над СМИ, которые регулярно служат проводником для правительственной пропаганды, и поздней стадии разложения, охватившего демократические процессы в Соединенных Штатах.
Вызывающее упорство администрации в отстаивании своего «права» скармливать пропаганду ни о чем не подозревающей публике сравнимо с согласием СМИ распространять статьи и транслировать видео, предназначенные скорее для обмана, чем для информирования или разоблачения. Это тайное сотрудничество нашло превосходное выражение два года назад в подготовке агрессии против Ирака, основывавшейся на лжи, которую повторяли СМИ.
Гигантских корпорации контролируют все телевизионные сети, в то время как несколько крупных конгломератов систематически сосредотачивают власть почти надо всеми газетами страны. Корпоративные интересы преобладают сверху донизу, а СМИ порождают касту мультимиллионеров, «личностей», чье богатство прямо связано с их связями с лидирующими фигурами в правительстве и большом бизнесе.
Это та же окружающая среда, содействующая применению администрацией Буша методов «скрытой пропаганды» против американского народа, которая в более раннюю эпоху была заготовлена для использования ЦРУ в дестабилизации иностранных правительств.
Администрация Буша всегда выделяла огромные ресурсы для манипуляции наглядным отображением и пропаганды политических лозунгов, разработанных для продвижения и маскировки своей хищнической политики. Однако, увеличение случаев применения вопиющих методов фальшивых выпусков новостей, оплаченных комментаторов и обозревателей, выступающих как журналисты, характерно для режима на стадии кризиса, когда он отчаянно боится, что, если станет известно о размерах его преступлений, то он предстанет перед неконтролируемым политическим потрясением.
Опубликовано http://www.wsws.org/articles/2005/mar2005/prop-m17.shtml
Перевод Сергея Машненко
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |