Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Петер Франссен
Отбирают ли китайцы у нас наши рабочие места?

Профсоюзный деятель Люк С. из бельгийского Антверпена написал письмо в редакцию журнала "Solidair" : "По радио и телевидению мы все время слышим все больше и больше о Китае. Иногда- что-нибудь позитивное, но чаще всего - негативное. Так, например, нам регулярно рассказывают, что китайская экономика быстро растет. Но одновременно - и что китайские дешевые  продукты наводняют Европу, и из-за этого в опасности сегодня наших рабочие места. Не могли бы вы обьяснить подробнее, как здесь обстоят дела?"  Многие профсоюзные активисты задают подобный вопрос. Ну что ж…

Быстрый экономический рост Китая, в противоположность тому, что говорят некоторые, - настоящее благословление для мировой экономики. Китайская экономика толкает вверх экономику других стран. В нижеприведенной таблице вы видите цифры роста ВВП в Китае, Европе, Японии, США и Латинской Америке ( в процентах) 1

 

2002

2003

США

2,4

3,0

Европа

1,0

0,8

Япония

- 0,3

2,4

Латинская Америка

- 0,2

1,3

Китай

8,3

9,3

Китай здесь на голову выше других. Вся мировая экономика равняется на китайский рост. Исследователь из МВФ приходит в своем толстом труде, посвященном китайской экономике, к следующему заключению: "В 2001-2003 годах рост мировой экономики на 24% осуществлялся за счёт Китая"2

Быстрый рост китайской экономики обеспечивает и все возрастающий китайский импорт продуктов из других стран, и все возрастающий экспорт собственных продуктов в другие страны. Вот данные об импорте и экспорте Китая за последние шесть лет (в миллиардах долларов)::3

 

Экспорт из Китая

Импорт в Китай

1999

194

158

2000

249

214

2001

266

232

2002

325

281

2003

438

394

2004

593

561

В октябре 2004 года МВФ провел форум, посвященный эволюции китайской экономики и торговли. Вице-директор МВФ Стивен Данавэй там заявил: "В Китае растет не только экспорт, но и импорт. Это имеет важное значение для всей мировой экономики". 4

Рубенс Рикуперо, генеральный секретарь Unctad (торговой организации ООН) говорит: "Китай явлается становящимся все сильнее мотором мировой экономики."."5

Другими словами: Китай закупает все большее количество товаров и услуг в других странах. Стивен Роч, занимающий высокий пост в известном инвестиционном банке  Морган и Стэнли, приводит следующие данные: "В 2003 году Китай составляла 43%  для японского экспорта. Рост экспорта Германии на 28% - за счёт Китая. В 2003 году Китай потребил 25-30% мировых промышленных материалов, таких, как алюминий, сталь, железо, уголь. Китай использует 40% мирового цемента."."6 90 % всех китайских самолетов построены американским Боингом или европейским Airbus. Все это обеспечивает миллионы рабочих мест во всем мире.

Китай затопляет Европу товарами?

Да-да, говорят некоторые политики Евросоюза, это правда, что Китай много всего закупает за границей, "но Китай все-таки больше вывозит. Эти китайские продукты затопляют наши рынки и уничтожают наши рабочие места."

Те, кто так говорит, далеки от истины. Ибо Китай остается, несмотря на удивительный рост экономики за последние десять лет, довольно слабым игроком на сцене мировой торговли. Более маленькие страны, такие, как Германия и США, намного сильнее. Вот место нескольких стран в мировой торговле (в %) на 2003 год.7

Китай

5,8

Германия

9,2

Япония

6,4

США

10,4

Германия, где насчитывается 82 миллиона жителей, составляет 9,2% мировой торговли. Значительно больше Китая, где проживают 1,3 миллаирда человек.

От "затопления" китайскими товарами Европы вообще ничего не остается, если мы примем во внимание процентное содержание импорта из Китая в структуре европейского импорта. В 2000 году китайские продукты составляли всего лишь 6,2% европейского импорта, в 2003 - лишь 6,9%.8 Вряд ли это можно назвать "демпингом".

1 Stephen Roache, Global rebalancing: implications for China, Morgan Stanley, New York, oktober 2004, blz. 8 · 2 Eswar Prasad, China's growth and integration into the world economy, International Monetary Fund, Occasional Paper, Washington, 2004, blz. 1 · 3 David Burton en Anthony Boote, Staff Report for the 2004 Article IV Consultation, IMF, Washington, blz. 31, Tabel: China, balance of payments · 4 Steven Dunaway, Toespraak op het forum China in the global economy, prospects and challenges, IMF, Washington, 19 oktober 2004 · 5 Geciteerd in Yu Shujun, State of the market, Beijing Review, 40/2004 · 6 Stephen Roache, Toespraak op het forum China in the global economy, prospects and challenges, IMF, Washington, 19 oktober 2004 ·7 Thomas Rumbaugh en Nicholas Blancher, China: international trade and WTO accession, IMF, Working Paper 04/36, Washington, maart 2004, blz. 15, Tabel: Share in world exports · 8 Ibidem, Tabel: Market share in major export markets.

Хозяева европейских текстильных предприятий ведут раздутую кампанию против Kитая.

Европейские производители текстиля ведут настоящую пропагандистскую войну против Китая. Они ведут речь о "желтой опасности". Как это, к слову говоря, на них непохоже: неожиданно они вдруг беспокоятся как раз о создании новых рабочих мест! Китайские текстильные продукты уничтoжают рабочие места в Европе, утверждают они...

...И на одном дыхании они добавляют при этом: "Китайцы субсидируют свой экспорт в Европу и одновременно защищают собственный рынок от наших продуктов, это нечестно!"

Давайте начнем с субсидий. Многие европейские хозяева говорят, что китайское государство субсидирует текстильные предприятия этой страны, беря на себя часть их производственных расходов.Это субсидирование якобы осуществляется в различных формах: прерприятиям приходится меньше платить за электроенергию, они платят меньше налогов, получают премию за каждые 100.000, полученные за вывезенную продукцию, и так далее. Стефаан Вайенберге работает в китайском Вахи, на дочернем предприятии бельгийской Bekaert Textiles. Он разьясняет, какую чепуху несут его коллеги. "Мы никак не можем убедить бельгийцев, что китайские субсидии текстильной промышленности не существуют в природе. Китайские экспортеры уплачивают 17% налога на добавочную стоимость. Из этой суммы 13% они могут получить обратно, то есть, на деле они уплачивают лишь 4%. Но в Европе предпочитают сохранять мифы о субсидиях."."1

Так что на деле вместо получения государственных субсидий китайские предприниматели должны уплачивать налог на вывоз товара этому самому государству!

Европейские хозяева придумали и ещё одни сказку. Они твердят, что китайское государство накладывает высокие налоги на продукты, которые они хотят ввезти в Китай. Такой налог называется ввозной пошлиной. Это тоже всего лишь их фантазия. В 1982 Китай ввел ввозные пошлины в 55 % в среднем. С тех пор эта сумма постоянно снижалась. В 2000 году она составляла лишь 16%, в 2004 - 10,4%. А на 1 января 2005 года китайцы снизили эту пошлину до 9,9%.2 Это крайне низкий процент. В Индии ввозные пошлины составляют 21%.

Ограничения на китайский экспорт.

Китай защищает свой собственный рынок? Вовсе нет. Европейские и американские хозяева выдумали эту сказку потому, что они сами защищают свои рынки. В октябре 2004 года правительство Буша подняло ввозные пошлины на носки, халаты и ещё ряд текстильных продуктов из Китая. Европейский Союз делает это по-своему: создавая технические препятствия и препятствия связанные с "охраной окружающей среды". Европа требует, чтобы ввозимые в нее продукты имели ту или иную форму этикетки, или же были произведены тем или иным способом, или же упакованы так или этак. Европа не применяет те же самые нормы к другим членам Евросоюза. Если они хотят чтo-то вывезти в одну из стран Союза, то их подобные ограничения вовсе не касаются! Цель подобных норм, таким образом, совершенно ясна: защита европейского рынка от продуктов из Китая и других стран Третьего Мира.

Какой эволюции следует ожидать?

1 января этого года были сняты квоты на ввоз одежды и текстильных изделий. Эти квоты определяли их количества для Европы, с целью защиты собственного рынка. Европейцы говорили: столько-то и столько-то можно ввозить, и ни на ниточку или кнопочку больше, если будет угроза большего количества, мы просто-напросто закроем границу. В 1993 году был заключен Всемирный Торговый договор, так называемый Уругвайский. Третьему Миру по нему удалось добиться ликвидации квот к 1 января 2005 года, хотя и в обмен на тяжелые уступки в других секторах.

Вот и кричат сегодня криком европейские предприниматели: мы не выживем наплыва китайского текстиля! Европейские хозяева текстильной промышленности, однако, вряд ли могут похвалиться собственной честностью. Для начала: 35% ввоза в Европу из Китая осуществляется не китайцами, а западными ТНК. Таким образом, в значительной мере "угрожают" европейским хозяевам … европейские же хозяева!

Насколько же велика доля Китая и других стран Третьего Мира в Европе после ликвидации квот?  ВТО исследовало эту проблему. Она пишет, что доля Китая поднялась до 10% европейского текстильного рынка, и что за предстоящие несколько лет она возрастет до 12%.5Доля китайского государства в рынке одежды в Европе вoзрастет с 18% до 29%.6

В текстильном секторе рост доли Китая минимален. В секторе готовой одежды прогресс Китая заметнее, но все же далеко уступает "предсказаниям", например, бельгийского союза работодателей Febeltex, который предсказывает "обреченность" нашей экономики.

За прошедшие годы Китай закупил в других странах более 50.000 текстильных станков. Многие из них были собраны на заводе Picanol в бельгийском Ипре. Во время продажи этих станков хозяева потирали руки от радости,а сегодня, когда Китай их использует, они протестуют? Они повторяют при этом, что в опасности европейские рабочие места. Ирония судьбы - в том, что Picanol выплатил своему топ-менеджеру Яну Куне 880 миллионов франков за всего лишь три года работы. Почему же тогда они не беспокоились о том, хватит ли средств на сохранение рабочих мест?

Да, китайцы производят конкурентоспособные продукты, этого нельзя отрицать. Но происходит ли это впервую очередь из-за низких зарплат в Китае? Стефаан Вайенберге, работающий в Китае, так не думает: "Заработные платы в китайской текстильной промышленности составляют не более 10% себестоимости." Тогда как же это можно обьяснить? Вайенберге считает так: "Китайские предприятия не требуют прибыли в 15%".(7)

Европейские хозяева и инвесторы в настоящее время действительно требуют ежегодной прибыли в 15 евро на каждые 100 евро инвестированного капитала. Если китайцы удовлетворены прибылью в 4 или 5%, они могут продавать продукты на рынке по более низким ценам. Так что проблема в  европейской текстильной и швейной промышленности является в первую очередь следствием жажды наживы европейских хозяев. А антикитайская кампания имеет своей целью скрывание этой простой правды….

1 Geciteerd in Eric Bruyland, Neen, ze worden niet gesubsidieerd, Trends, 25 november 2004, blz. 69 · 2. Thomas Rumbaugh en Nicholas Blancher, China: international trade and WTO accession, IMF, Working Paper 04/36, Washington, maart 2004, blz. 18, Tabel: China, tariffs · 3 Wu Zongzhi, Le dйsйquilibre commercial entre la Chine et ses grands partenaires commerciaux, Beijing Information, 46/2004 · 4 Ibidem · 5. Hildegunn Kyvik Nordas, The global textile and clothing industry post the agreement on textiles and clothing, World Trade Organisation, Discussion Paper 5, Genиve, 2004, blz. 27, Figure 7 · 6. Ibidem, blz. 28, Figure 8 · 7. Geciteerd in Eric Bruyland, a.w., blz. 68-69.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100