Лефт.Ру |
Версия для печати |
Шпигель, 22 марта 2005 года
Гитлер не только ублажал обожающий его «фольк» рабочими местами и низкими налогами, он также заправлял свою военную машину за счет грабежей и убийств, пишет немецкий историк в потрясающей новой книге. Большинство немцев не только не считали нацизм угнетающим, для них он был добросердечным, утверждает Гец Али. Книга нашумела в Германии, и может оказаться началом нового уровня осмысления Холокоста.
Уважаемый немецкий историк создал радикально новую теорию для ответа на назойливый вопрос: почему средний немец так горячо поддерживал нацистов и Третий Рейх? Гитлер, говорит Гец Али, был «диктатором-душкой», который не только помог немцам почувствовать себя важными птицами, но и обеспечил их государственным попечением.
Для этого он дал им серьезные скидки с налогов и ввел в действие социальные блага, которые по сей день служат опорой общества. Он также до самого последнего дня войны обеспечивал, что ни один немец не голодал. Несмотря на почти непрерывные войны, ни разу за 12 лет своей власти Гитлер не повысил налоги на рабочих. Он также – в противоположность Первой Мировой войне, особенно заботился о солдатах и их семьях, выплачивая им вдвое большие зарплаты и пособия, чем получали английские и американские семьи. Так что большинство немцев считали нацизм «добросердечным защитником», говорит Гец Али, автор книги «Гитлеровское народное государство: грабеж, расовая война и национал-социализм» и лектор Франкфуртского университета. Они были более чем готовы не обращать внимания на другую, гнусную сторону Третьего Рейха.
Оплачивать такое «счастье» на внутреннем фронте было не просто, и Гитлер достиг этого грабя и убивая всех прочих, утверждает Али. Евреи, славянские рабы, завоеванные земли. Все это открывало потрясающие возможности для грабежа, и нацисты воспользовались ими на полную катушку.
Как только грабеж начался, возник «эффект снежного кома» и, дабы удержаться на плаву, Германия должна была завоевывать и грабить новые земли с новыми жертвами. «Именно поэтому Гитлер не мог остановиться и почивать на лаврах после сдачи Франции в 1940 году». Мир означал конец хищничества и сулил «неизбежное банкротство Рейха».
Вместо этого Гитлер продолжал движение по натоптанной дороге самообмана, подстегивая войну своей жадностью. И немцы – разъевшиеся от добычи – продолжали помалкивать о том, откуда все это взялось. Была ли это достойная сожаления слабость человеческой природы или ненасытная немецкая алчность? Трудно сказать, но представьте себе, что нынешний канцлер Герман Шредер, находящийся в трудном положении, может предложить рабочие места и повысить пособия для широких масс (на деле, он их урезает, и весьма существенно – пер.) «Никто бы не спросил, откуда деньги, и он немедленно бы выиграл следующие выборы».
Нацисты поживились еврейским имуществом и использовали его для приведения в действия военной машины. Точно так же в 1940 солдаты на фронте получали приказ захватывать сырье, товары и продовольствие на завоеванных землях для немцев. Али цитирует секретные нацистские документы, показывающие, что с 1941 по 1943 немцы награбили достаточно продовольствия и других ресурсов в СССР, что хватило на обеспечение 21 миллиона человек. В то же время советских военнопленных систематически морили голодом. Немецких солдат также поощряли посылать посылки домой, дабы поднять дух своих жен и детей. За первые 3 месяца 1943 года немецкие солдаты с ленинградского фронта послали домой более 3 миллионов посылок, набитых произведениями искусства, ценностями и едой. (Об этом см. замечательное стихотворение военных лет «Фашистская посылка» С. Михалкова – пер.)
«Около 95 % немецкого населения получило финансовые выгоды от национал-социалистической системы. Невиданная прежде нацистская машина убийств двигалась за счет грабежа всех остальных... Миллионы были убиты – евреи отравлены газом, 2 миллиона советских военнопленных заморены голодом насмерть... чтобы немцы могли пребывать в хорошем настроении.» В противоположность этому английский премьер-министр Уинстон Черчилль призвал свой народ в 1940 году, как раз перед падением Парижа, «укрепиться духом для выполнения долга», дабы и через тысячу лет, «люди говорили, это был их великий час».
Нацистский военный грабеж создавал «эффект снежного кома». Если бы Гитлер остановил его, Рейх тут же бы обанкротился. Теория Али не только восхищает своей смелостью, но и тем шумом, который она вызвала в Германии, где в последнее время наметилась тенденция утверждать, что и немцы страдали при Гитлере и под бомбежками союзников в конце войны. Али утверждает, что большая часть из этих страданий не важна, настаивая на том, что каждый немец получал выгоду от гитлеровских убийств. Культурные страницы немецких газет – которые совсем недавно были полны описаниями празднования 60-летия освобождения Освенцима – наполнились статьями против Али, с тех пор как его книга вышла в свет 10 марта. На страницах левой газеты «Тагесцайтунг» он вступил в полемику с экономическим историком из Кэмбриджа Адамом Тузом, критикующим его математические методы. Книга продается куда бойчее, чем автор и издатель предполагали. «Я не писал эту книгу для неспециалиста», - говорит он. «Она набита фактами, сухими экономическими и историческими данными и в ней почти тысяча примечаний.» Но если люди хотят читать ее, говорит он, он не собирается жаловаться. Осенью выйдет французский перевод и в 2006 – английский.
Время публикации книги на немецком, как хорошо знал издатель, не могло бы быть более подходящим. Германия проведет следующие 6 недель отмечая всевозможные годовщины Второй Мировой войны, пока не начнется празднование 8 и 9 мая. Это также, говорит Али, не случайно, что книга вышла спустя три поколения после самоубийства Гитлера.
«Эта книга могла бы быть написана 10, или даже 20 лет назад. Все документы были на месте. Мы просто не были готовы к ним».
Документы включают горы сложных экономических, банковых и налоговых отчетов, как и тысячи вырезок из местных газет, которые Али изучал последние 4 года. В книге он использует их для подкрепления своей теории, что война велась наполовину на государственный кредит и около 70% остального добывалось грабежом. «Я не пытаюсь поставить историю национал-социализма на голову», - настаивает он. «Но я считаю – несмотря на все прошедшее время – до сих пор важно задавать самые основные вопросы, а именно – как все это произошло? Какие наиболее важные подробности позволили преступному режиму процветать? По большей части это был немецкий средний класс. Это одна из наиболее удручающих сторон истории.»
На этой почве уже было кое-что сделано и раньше. В бестселлере 1996 года «Добровольные палачи Гитлера: Рядовые немцы и Холокост» профессор Гарварда Даниэль Гольдхаген (американский еврей) осмелился показать пальцем на среднего немца и настаивать, что они не только знали о жестокостях Третьего Рейха, но в своем яром антисемитизме были более чем готовы соучаствовать. Десятилетия историки описывают Гитлера как популярного политика, сумевшего победить безработицу и обновить обветшавшую инфраструктуру Германии. В самом деле, знаменитые «автобаны» (шоссе) иногда называются «гитлербанами» потому, что были проложены нацистами. Его школы прославлены тем, что, несмотря на классовое происхождение, принимали бедных и богатых для обучения нацизму. Однако, до сих пор, экономисты не могли доказать, что именно на грабеже двигалась военная машина.
Возможно, говорит Али, это потому, что немецкие историки не были готовы изучать вопросы, которые он называет «второстепенными» о структуре и финансовых основах нацистской военной машины. «Писать об этом значило бы затмить человеческую цену трагедии». Кроме того, настаивает он, всегда «гораздо легче сказать, что виновата небольшая кучка правителей, опьяненных властью эсэсовцев или даже большой бизнес», чем указать на свою собственную жадность. Немецкое общество потратило десятилетия переваривая это и, «возможно, сейчас мы вышли на новый уровень».
Нынешняя политика как будто соответствует этому настроению. Сегодня, используя словесные извивы и скачки, немцы начали настаивать, что они – как и остальная Европа – были также освобождены 8 мая 1945 года. Они говорят, что этот день отмечает их, и их детей освобождение от нацистского угнетения. Однако, замечает Али, в 1945 году немцы не думали, что их освободили. «Их надо было освободить от них самих, в том вся проблема.»
По правде, немцы сделали крупные шаги в признании своей вины и даже «освободили себя» настолько, что ныне политически возможно для немецких политиков участвовать в праздновании годовщин Второй Мировой войны в других странах. В мае Герхард Шредер будет первым германским канцлером, участвующим в праздновании открытия второго фронта. В январе президент Германии Хорст Кехлер склонил голову в Освенциме в память полутора миллионов убитых, прежде чем Красная Армия освободила лагерь. Планируется также путешествие в Москву на май.
Наука и даже более деликатный момент – немецкая чувствительность к Холокосту – также продвинулись в последние годы. Немцы также начали говорить о своих страданиях, особенно во время бесконечных бомбардировок союзников, в том числе Дрездена. Али признает, что эти страдания – подлинные, и говорит, что упоминания о них показывают, что немцы продвинулись вперед со времен, когда ни один немецкий историк не мог смотреть на войну объективно. Вопрос, говорит он: «кого вы обвиняете? Мы были также жертвами своей собственной агрессии».
Важно, сказал он, чтобы точка зрения немцев продолжала меняться. Он считает свою книгу важной частью этого процесса. «Я думаю, через десять лет, наше понимание сильно изменится по сравнению с тем, что было меньше года назад. Это потому, что в моей книге масса коротких описаний и набросков, и я уверен, что коллеги продолжат мои изыскания. Это даст нам еще больше информации. Я уже заметил реакцию на мою книгу. Я получаю письма от семей, подтверждающих то, что я написал. Я уверен, что это только начало.»
Примечание переводчика: для меня эти «открытия» прозвучали как-то знакомо. В самом деле, разве не был весь западный (и японский тоже) капитализм построен на грабеже захваченных земель «недочеловеков», только не в Европе? Западная цивилизация породила Ньютона, но многим ли известно, что этот гений недурно нажился, вложив деньги в работорговую «Компанию Южных Морей», поставлявшую африканских рабов в американские колонии?
Перевод Аллы Никоновой
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |