Лефт.Ру |
Версия для печати |
В течение года Карен Ван Оотегем и Фредерик Гейрнарт работали учителями в китайской провинции Ляонинь, давая уроки английского. Они хотели поближе познакомиться с Китаем и с китайским народом. Они жили среди студентов, посещали вместе с ними рестораны, подружились со многими рабочими. В июле этого года они снова поедут в Китай - провести там свой медовый месяц. Когда я их спрашиваю, что им так понравилось в Китае, они отвечают - открытость людей, их социальная направленность, их хорошее отношение к детям, трудолюбие и та убежденность, с которой они отстраивают свое общество… Жизнь в Китае - такая, какой её увидели 2 молодых бельгийцев…
- Почему вы решили поехать в Китай?
Карен Ван Оотегем: - Из любопытства. Когда мы побывали в России, я впервые заметила, что у меня в голове засели вещи, не соответствующие реальности. Мы приехали на главный вокзал Санкт-Петербурга. Там стоял памятник Ленину, у которого лежали свежные цветы. Но нас же учили, что социализм и Ленин - это плохо, так почему же памятник ему все ещё стоит, да ещё люди к тому же приносят ему цветы? Мы говорили со многими россиянами и практически ото всех услышали один и тот же рассказ: раньше у нас была работа, мы не голодали и не боялись за завтрашний день, а сегодня вы только посмотрите, что у нас творится! Когда ты слышишь такое, ты учишься начинать задаваться вопросами и думать. Когда мы вернулись домой, я сказала Фрередику: я больше никогда не поверю в официальную западную версию, не выслушав сначала самих людей на месте и не увидев жизнь там своими глазами. Это была первая причина, по которой я захотела побывать в Китае. Вторая причина была весьма простой: Фредерик ужасно хотел посетить эту страну, а я не хотела скучать без него целый год.
Фредерик Гейрнарт: - Китай меня всегда интриговал. Во время учебы я уже пару раз посетил эту страну. Но теперь я хотел познакомиться с ней и с её народом поближе, поработав там год.
- Так как же это было организовано? Вы проснулись в одно прекрасное утро, сказали себе: "Мы едем в Китай!" - и пошли покупать билеты на самолет?
Карен. - Нет, дело было, конечно, немножко по-другому. Когда мы приняли решение поехать в Китай, мы начали искать в интернете возможности найти там работу. Мы нашли организацию, подбиравшую по поручению администрации провинции Ляонинь учителей для работы в этой северной провинции. Мы заполнили пару анкет - и в один прекрасный день нам позвонили на английском языке - возможно, чобы проверить, насколько хорош наш английский....Через пару месяцев все было до тонкостей урегулировано; нам немедленно вернули стоимость уже оплаченных нами авиабилетов, и наше пребывание в Китае было организовано для нас совершенно бесплатно.
- Где вы проживали?
Фредерик. - В городе Шеньяне, население которого составляет около семи миллионов человек. Мы жили в студенческом городке.
- А в чем. заключалась ваша работа?
Фредерик.- Мы давали уроки английского языка студентам в возрасте 20-22 лет. Так что наши студенты были ненамного моложе нас.
- Были ли они детьми рабочих и крестьян?
Фредерик - Там были различные учебные направления. Например, у нас был "канадский" класс. Это были студенты, которых готовили к тому, чтобы получить в дальнейшем образование в области менеджмента и экономики в Канаде. Записаться в этот класс стоило дороже, потому что это было связано с организацией программы по обмену. Студенты в этой группе поэтому были в основном из более зажиточных семей. Девушки были нормальные, но ребята зачастую вели себя, как избалованные папенькины сыночки. Подавляющее большинство студентов, около 70%, были горожанами. Дети среднего класса, рабочих, чиновников. Около 30 % - выходцы из сельской местности, то есть, дети крестьян. Среди них были многие, направленные на обучение с предоставлением стипендии. Разница между горожанами и выходцами из сел была не заметна. Крестьянские дети так же одеваются, у большинства есть мобильник и стерео. Если мы хотели узнать, из города они родом или из деревни, мы должны были напрямую спрашивать об этом.
- Где проживают студенты?
Фредерик - Подавляющее большинство - в студенческом городке. Это стоит около 50 евро за весь год. Правда, там проживают по шесть человек в комнате. Питаются студенты тоже в городке, в специальном студенческом ресторане. Таком же, как у нас, только выбора там немножко меньше. Но зато на десять евроцентов можно наесться до отвала. По особым случаям студенты бывают и в других ресторанах, за пределами студгородка. Там можно вкушно поесть на 30 или 40 евроцентов. Можно в Китае и купить горячую еду на улице у разносчиков. Например, блинчики с мясом. М-м-м-м-м-м… как вкусно!
Карен. - Мы без ума от китайской кухни. Хотя… Нет такого понятия, как "китайская кухня". Междху столицей Пекином и южным городом Шанхаем расстояние составляет 1.100 км. В любом случае, где бы мы ни были, еда всегда была намного вкуснее, чем. в китайском ресторане здесь, на Западе.
- Вы работали на полную ставку?
Фредерик.- Нет, мы давали уроки 16 часов в неделю. Поэтому мы ещё подрабатывали, по просьбе родителей, в детском саду, где учили английскому детей в возрасте от четырех до шести лет.
- Прости, мы тебя правильно поняли? Английский - для четырехлетних детей?
Карен. - Да, в Китае в этом нет ничего необычного. Самому младшему ребенку было даже только три года. Учить английский очень важно, родители подталкивают детей в этом направлении. По-нашему мнению, иногда они при этом немного перебарщивают, но такова реальность.По родителям и даже по детям заметно, как они стараются достичь прогресса. Их успех и будущее Китая зависят от сегодняшней молодежи. В школах занимаются очень усердно, намного серьезнее и глубже, чем. на Западе. Занятия начинаются в восемь часов утра, а многие китайские дети приходят в школу уже к 7, чтобы сначала часок заняться спортом. В начальной школе уроки длятся до пяти часов вечера. В средней школе - до восьми часов вечера. Если учитель считает, что тебе необходимы дополнительные занятия, он может сказать тебе, чтобы ты задержался в школе ещё на часок-другой. Так что работают китайцы как следует!
Фредерик- Когда мы первый раз давали урок дошколятам, это было для нас очень необычно.Многие родители пришли на урок вместе с детьми. Они садились за задние парты в классе. Наверно, тоже для того, чтобы учить английский. Когда мы задавали вопрос детям, иногда приходилось останавливать родителей, которые стремились на него ответить.
Карен - Один из уроков был особенно смешным. Мы планировали учить английские названия самых распространенных продуктов питания, которые можно найти в магазине. Мы пошли в магазин с группой в 20 детей и несколько родителей. Я показывала на продукт, а дети должны были его называть по-английски. По мере того, как продолжался урок, число наших учеников увеличивалось за счёт покупателей и работников магазина, примкнувших к нашей группе. Они поднимали палец, если знали название того или иного продукта. Урок закончился, когда наша группа выросла до 60 человек, самых различных возрастов!
Фредерик - Они не привыкли к таким методам обучения. Китайцы обучаются традиционными методами: огромное количество материала выучивается наизусть. Мы пробовали связать наши уроки с собственным жизненным опытом учеников. Через пару месяцев на занятия к нам явились представители официальных педагогических инстанций и засняли несколько уроков, чтобы проанализировать то, как мы это делали.
- Какая у вас была зарплата?
Фредерик - В детском саду мы преподавали вместе. Мы зарабатывали пять евро в час на двоих. В институте каждый из нас получал месячную зарплату в 350 евро плюс бесплатное жилье. Китайский учитель зарабатывает около 200 евро. При этом его рабочая нагрузка составляет 10-11 часов в неделю. За каждый дополнительный урок он получает ещё пять евро. Так что в результате он получает тоже около 350 евро в месяц.
-Легко ли вам было вступить в контакт с китайцами за пределами студенческого городка?
Карен - Да, очень легко. Китайцы - очень гостеприимный народ. Там легко найти друзей. Общество китайское - очень открытое. Почти все дошколята, которым мы давали уроки, были единственными детьми в семье. Но все же у них было множество братьев и сестер - дети друзей их родителей, двоюродные братья и сестры.... Все они - как одна семья!
- Подозреваем, что вам было так легко общаться с людьми потому, что вы говорите по-китайски…
Карен. - Фредерик свободно говорит по-китайски, но я китайского не знаю.
Фредерик- Да, это, конечно, помогает. Например, когда торгуешься на рынке. Там это принято. В одном небольшом магазинчике с нами произошел забавный случай: мы хотели купить щетку для чистки одежды. Я спросил продавщицу, сколько она стоит - на английском. Она повернулась к своему мужу и спросила его по-китайски: "Сколько мне с него взять? 45 юаней? 50?" Но тут из соседнего магазинчика, где мы уже что-то купили, выбежал продавец и воскликнул:"Осторожно осторожно! Они понимают по-китайски!" Наша продавщица покраснела, как рак - и щетка досталась нам за три юаня.
- Что произвело на вас самое большое впечатление в Китае?
Фредерик - Необыкновенно общественный климат. Люди там живут вместе, а не каждый в своей отдельной норке. На улице всегда бурлит жизнь. В некоторых бельгийских городах с улиц и из парков убирают скамейки, потому что они "служат поводом для молодежного хулиганства", - в Китае такое невозможно себе преставить. В каждом районе есть свой парк. В нашем районе их было 4. Там полно скамеек, игровых площадок для детей, спортивных площадок… Матери, отцы, бабушки и дедушки с детьми и внуками приходят туда, чтобы пообщаться. Люди приносят с собой радио, слушают музыку, танцуют под нее. Вечером на таких площадках можно встретить до 200 человек. Часам к десяти все это заканчивается, и все расходятся по домам. Но рано поутру - к шести часам - все уже на ногах и делают утреннюю гимнастику.
Карен. - Там к нам все время кто-нибудь приходил в гости. В Бельгии сегодня чаще всего надо договариваться с людьми заранее, если хочешь их навестить. Но в Китае жизнь идет совершенно без формальностей. И если у тебя нет времени, или нет настроения, то можно так об этом и сказать, и никто на тебя не обидится.
- Бывали ли вы в гостях у китайцев?
Карен. - Да, конечно.
- Как выглядят их дома изнутри?
Карен. - По-другому, чем. снаружи. Снаружи они по большей части не очень ухожены, но зато изнутри - совсем другое дело. Когда входишь в дом, надо снять обувь. По бельгийским понятиям, дома у них небольшие, но во всех есть радио и телевидение. Почти все имеют мобильники, водопровод, газ, холодильник, электрическую рисоварку, стиральную машину. Я имею в воду в городах. Бывали мы и в одной из беднейших провинций. Разрыв в уровне жизни на вид составляет лет 10. Большая часть китайцев, как в городах, так и в деревне, владеют собственным домом или квартирой. В Китае до сих пор своего рода социальной нормой явлется, что можно жениться только тогда, когда ты можешь предложить своей будущей семье, где жить.
-Счастливы ли, по-вашему, китайцы?
Фредерик- В любом случае, не несчастны. Они столько всего достигли за такое короткое время. Они осознают, что они переживают переходный период, с определенными болезненными моментами. Многих людей на государственных предприятиях сокращают. Хотя большая часть их быстро находит новую работу, некоторые остаются безработными. Эта группа критикует правительство. Но большая часть китайцев говорят: с каждым днем немножко, но все- таки становится лучше. Что не означает, что в Китае нечего критиковать, и что китайцы этого не делают. Но интересно, что так же, как и у нас, самая громкая критика раздается из уст тех, кто имеет больше всех денег!
- О чем. вы скучаете из своей жизни в Китае?
Карен -Можно сказать - обо всем? Мне не хватает общения с людьми. Я скучаю по преподаванию детям. По еде. Китай- прекрасная страна, а китайцы - отличные люди. Конечно, жизнь там не идеальна, совершаются и ошибки, и иногда - грубые, но в целом Китай находится на правильном пути.
В следующий раз: "Выигрывает или проигрывает Третий Мир от эволюции в Китае?"
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |