Лефт.Ру |
Версия для печати |
Венесуэльский министр коммуникаций и информации Андрес Изарра отвёл обвинения, сделанные в газете «Вашингтон Пост» о преследовании журналистов и цензурировании прессы венесуэльским правительством.
В статье, озаглавленной «Цензура Чавеса, когда из-за «непочтительности» вы можете оказаться в тюрьме» ("Chavez's Censorship, Where ' Disrespect ' Can Land You in Jail") опубликованной 28 марта, обозреватель газеты Джексон Дил (Jackson Diehl) утверждал, что «начиная с этого месяца, журналисты и другие независимые деятели, обвинённые правительством в таких видах нарушений, как те, о наличии которых заявлял Изарра, могут быть отправлены в тюрьму без суда и приговорены на срок до 30 лет».
Изарра, отвечая на статью Дила, в письме, посланном в «Вашингтон Пост», обвинил обозревателя во лжи, а газету в том, что она плохо информирована. «Вы лжёте вашим читателям, м-р Дил, поскольку вы путаете закон, защищающий детей от непристойностей на радио и телевидении с законами о национальной безопасности и охране президента, которые в США ещё строже», сказал Изарра.
«Пресса в Венесуэле более свободна, чем в США», добавил министр.
В качестве доказательства проводимой Чавесом кампании по уничтожению «того, что было раньше самой стабильной и процветающей демократией в Латинской Америке», Джексон Дил процитировал в своей статье новый закон о содержании вещания («Закон об ответственности радио и телевидения»), который «подвергает радио и телевидение тяжелым штрафам или угрозе потери лицензий за распространение информации, считающейся «угрожающей национальной безопасности» ».
Изарра отметил, что в США имеют законы о национальной безопасности и охране президента, которые ещё строже венесуэльских. Министр процитировал Свод законов США, книга 18, раздел 871, (US Code, Title 18, Section 871), который охватывает «угрозы президенту и его преемникам» и запрещает любое посягательство на президента США или угрозу по отношению к нему.
«… Патриотический Акт [США] вместе с Указом президентадают президенту Бушу власть определять, является ли человек угрозой для США. Если этот человек – гражданин США, то он или она может содержаться под стражей неопределённо долгое время без каких либо прав, быть обьявлен врагом государства и даже лишен гражданства», сказал Изарра.
Венесуэльские СМИ подвергались критике за открытую поддержку недемократических методов свержения президента Чавеса, включая переворот 2002 г., когда коммерческие телестанции записывали и потом передавали призывы свержения правительства, которые делали офицеры и гражданские лидеры, оппозиционные президенту Чавесу. В день переворота газета El Nacional напечатала дополнительный выпуск с примечательным заголовком «Решающая битва будет в Мирафлоресе», призывая людей к противостоянию правительству в президентском дворце Мирафлорес.
Изарра, бывший журналист, отметил что, будучи директором RCTV, венесуэльской телесети, занимающей второе место по количеству зрителей, ему пришлось уйти в отставку, когда RCTV и другие сети решили подвергать цензуре информацию о восстании граждан за восстановление демократически избранного Чавеса после переворота.
СМИ также оказывали серьёзную поддержку и содействие локауту и забастовке в нефтяной промышленности с целью свержения Чавеса, которые принесли венесуэльской экономике ущерб ориентировочно в 14 миллиардов долларов. «За два месяца были переданы более 13 000 политических рекламных обьявлений, чтобы вдохнуть жизнь в разрушительную для экономики и дестабилизирующую общество всеобщую забастовку, направленную для свержения Чавеса», отметил Изарра.
В своей статье Дил поддерживает «агрессивную оппозицию» венесуэльских СМИ правительству, замечая что «Чавес идёт к тому, чтобы устранить критикующих журналистов и создать в Венесуэле некую находящуюся под контролем государства информационную среду, в которой такой министр информации, как Изарра, был бы всемогущим».
Изарра также предположил отсутствие независимости у газеты «Вашингтон Пост», цитируя среди прочего рассекреченные документы Госдепартамента относительно Управления по публичной дипломатии США (US Office of Public Diplomacy), которым в 1970-е годы руководил Отто Рейх (Otto Reich), «которые показывают, что «Вашингтон Пост» была одной из газет, использовавшейся правительством США для распространения чёрной пропаганды против правительства сандинистов». Изарра продолжил, сказав, что администрация Буша не может «контролировать глобализированный мир теми методами и теми же людьми, что и в 1970-е годы».
Негативный тон освещения Венесуэлы в СМИ усиливается
В последние месяцы статьи, критикующие венесуэльское правительство, стали более многочисленными. Негативное освещение в прессе, вместе с почти ежедневными негативными комментариями о Венесуэле от официальных лиц США, побудили венесуэльских официальных лиц, так же как нескольких журналистам и общественных деятелей, поднять тревогу о «кампании в СМИ», сходной с теми, что были ранее использованы против правительств, враждебных США, в качестве прелюдии к более крупным атакам или вооружённому вторжению США.
Два из первых семи обзоров Дила, опубликованных в «Вашингтон Пост» в 2005 г., содержали критику венесуэльского правительства. «Вашингтон Пост» в последние месяцы опубликовала также несколько редакционных статей, критикующих венесуэльского лидера, и побуждающих правительство США действовать против него.
«Уолл-Стрит Джорнел» тоже часто публикует негативные новости и мнения о Венесуэле, в то же время игнорируя беспрецедентный экономический рост, который достигал 17% в 2004 г. – наивысший показатель в мире.
В выпуске от 11 апреля 2005 г. издающегося в США журнала «Нэйшнл Ревью» была передовая статья бывшего помощника госсекретаря США по Западному полушарию Отто Рейха «Ужасная пара Латинской Америки – Фидель Кастро и Уго Чавес – создают ось зла», которая предостерегает о «возникающей подрывной оси между Кубой и Венесуэлой».
Ранее в этом году директор ЦРУ Портер Гросс охарактеризовал Венесуэлу как наиболее «потенциально нестабильную страну» в Латинской Америке, тогда как Чавес предупредил мир о намерении Вашингтона убить его.
Несколько недель назад группа из 400 венесуэльских журналистов выпустила бюллетень, осуждающий «кампанию» США против Венесуэлы. Журналисты доказывали, что негативное и частое освещение Венесуэлы в американских СМИ, так же как частые комментарии высокопоставленных чиновников Госдепартамента, ЦРУ и Белого Дома означают «кампанию», сходную с теми, которые ранее предпринимались против стран, впоследствии подвергшихся вторжению США.
На заседании Организации Американских Государств (ОАГ), проводившемся в феврале, министр иностранных дел Венесуэлы Али Родригес предупредил американские государства, что «интервенционизм» США в Венесуэле является «прелюдией к агрессии».
В прошлом феврале министр Изарра представил отчёт, детализирующий заявлявшийся «анти-чавесовский уклон» в СМИ Венесуэлы и США в последнее время. Изарра доказывал, что «в свете большого наплыва ошибочной и вырванной из контекста информации очевидно, что частные СМИ США объединили усилия с Госдепартаментами и представителями администрации Буша, стараясь развязать кампанию очернения венесуэльского правительства. Изарра напомнил, как Отто Рейх возглавлял в 1980-х годах «грязную войну», насаждая статьи и журналистов с тем, чтобы дискредитировать прогрессивные движения в Латинской Америке.
Ниже даётся неофициальный перевод письма, посланного Изаррой Джексону Дилу из «Вашингтон Пост».
Министр Изарра отвечает газете «Вашингтон Пост»: в Венесуэле нет преследования журналистов и цензуры прессы.
Переведено с испанского Филипом Стайнардом в Vheadline.com
Мистер Дил!
Невозможно поверить, что журналист такой важной газеты, как «Вашингтон Пост», является настолько плохо информированным, каким кажетесь вы в вашей статье «Цензура Чавеса, когда из-за непочтительности вы можете оказаться в тюрьме», опубликованной 28 марта.
Вы можете верить, если хотите, что Венесуэла раньше была «одной из наиболее процветающих и стабильных демократий в Латинской Америке» (с 80% населения, живущих в крайней нищете, гражданскими беспорядками и военными мятежами), но вы не можете писать, не прибегая к лжи, что в Венесуэле журналисты преследуются, а пресса подвергается цензуре, поскольку нет ни одного случая, подтверждающего то, что вы говорите.
Вы говорите правду, утверждая что «некоторые газеты и телестанции открыто встали на сторону попыток свергнуть президента путём переворота, забастовки или национального референдума». До того, как стать министром информации и коммуникаций, я работал директором новостей на RCTV, важной частной телестанции в Венесуэле. Непосредственно после путча в апреле 2002 г. против президента Уго Чавеса, когда сотни тысяч людей вышли на улицы, требуя возвращения их избранного президента, RCTV и другие частные каналы решили не давать информации об этом гражданском возмущении, предпочтя транслировать мультфильмы и старое кино. Поскольку я не мог заставить себя принять участие в этой цензуре, я ушёл в отставку.
Как сообщал журналист Дункан Кэмпбелл в лондонскую газету «Гардиан», «Пять основных телеканалов давали трибуну тем, кто созывал демонстрантов, поддерживавших переворот». Более того, владельцы основных СМИ в Венесуэле давали гарантии диктатору Кармоне: «Мы не можем гарантировать верность армии, но мы можем обещать поддержку СМИ» (см. статью "Coup and Counter-Coup," The Economist Global Agenda, April 16, 2002).
Частные СМИ поддержали все компании дискредитации президента Чавеса и его позиций. Например, в период саботажа в нефтяной промышленности в Рождество 2002-2003 г., в течение двух месяцев были переданы более 13 000 объявлений, содержавших политическую пропаганду с целью «чтобы вдохнуть жизнь в разрушительную для экономики и дестабилизирующую общество всеобщую забастовку, направленную для свержения Чавеса. В них активно поддерживались оппозиционные лидеры, и в то же время осуществлялась клевета на президента и игнорировались новости, говорящие в его пользу». (COHA Investigation Memorandum. The Venezuelan Media: More Than Words in Play," Council on Hemispheric Affairs, Press Memorandum 03.18, April 30, 2003). Но, несмотря на всё это, СМИ, открыто примкнувшие к заговорщикам, не преследовались ни тогда, ни сейчас.
Вы лжёте вашим читателям, мистер Дил, когда говорите, что «начиная с этого месяца, журналисты и другие независимые деятели, обвинённые правительством в таких видах нарушений, как те, о наличии которых заявлял Изарра, могут быть отправлены в тюрьму без суда и приговорены на срок до 30 лет», потому что вы путаете закон, защищающий детей от непристойностей на радио и телевидении с законами о национальной безопасности и охране президента, которые в США ещё строже.
Свод законов США, книга 18, раздел 1752(a)(1)(ii), (US Code, Title 18, Section 1752(a)(1)(ii)) объявляет преступлением преднамеренное проникновение в зону ограниченного доступа во время визита президента, и он был использован для ареста более 1800 демонстрантов во время съезда Республиканской партии США в августе 2004 г., несмотря на то, что демонстранты были в нескольких кварталах от места, где был президент Буш. Он также был использован 24 октября 2002 г. во время визита Буша в Огайо для ареста человека, нёсшего плакат с протестом против войны. Также была арестована мать убитого солдата за ношение майки с антивоенным лозунгом во время речи «первой леди» Лоры Буш в Нью-Джерси, и пара в Западной Виргинии во время митинга за ношение маек с анти-бушевскими лозунгами.
Вы знаете, мистер Дил, что «Патриотический Акт» вместе с Указом президента (Executive Order #13224 – прим.перев.) дают президенту Бушу власть определять, что некоторое лицо представляет угрозу для США. Если он – гражданин США, то он может удерживаться под стражей неопределённо долгое время без каких-либо прав, быть объявленным врагом государства и даже быть лишённым гражданства. Если он не гражданин США, то он может удерживаться по стражей неопределённо долгое время без каких-либо прав и предстать перед секретным военным трибуналом без того, чтобы кто-либо, даже члены его семьи, узнал об этом. Если иностранец в США скажет: «Буш – дьявол», то он может быть брошен в тюрьму и оказаться в Гуантанамо.
Ваша заинтересованность в том, чтобы люди думали, будто в Венесуэле журналисты рассматриваются как иностранные агенты, понятна, учитывая сколько агентов действуют под видом журналистов и в Венесуэле, и в США, чтобы распространять взгляды, состряпанные в Госдепартаменте США.
Рассекреченные документы Госдепартамента (опубликованные НГО National Security), касающиеся Управления по публичной дипломатии США, которым в 1970-е годы руководил Отто Рейх, показывают, что «Вашингтон Пост» была одной из газет, использовавшейся правительством США для распространения чёрной пропаганды против правительства сандинистов. Марсела Санчес (Marcela Sanchez), журналистка газеты «Вашингтон Пост», публично утверждала, что за несколько месяцев до референдума в августе 2004 г., на котором были подтверждены полномочия президента Чавеса, [Роджер] Норьега и другие в Госдепартаменте посетили редакцию «Вашингтон Пост», чтобы повлиять на репортажи газеты по этой теме.
Или вы забыли, мистер Дил, что журналистка Мэгги Галлахер (Maggie Gallagher), сотрудничавшая с «Вашингтон Пост», была обвинена в получении денег за поддержку одной из предложенных президентом Бушем конституционных поправок?
Я не могу себе представить, мистер Дил, как вы могли говорить такие слова как «без должного разбирательства» и «без долгих рассуждений», которые вы повторяете, чтобы создать ложное впечатление о диктаторской Венесуэле, которая существует только в вашем воображении, и в той дикой мешанине, которой является ваша статья. Конечно, это будет звучать для вас смешно, но сейчас пресса в Венесуэле более свободна, чем в США. Не это ли беспокоит вас, мистер Дил?
Президент Чавес не виноват в том, что администрация Буша не может контролировать глобализированный мир теми же методами и теми же людьми, что и в 1970-х годах. Я не виноват в том, что «Вашингтон Пост» [бывшей руководительницы газеты] Кэтрин Грэхем (Katherine Graham), которая была примером для всего мира в случае с «Уотергейтом» (прим. перев.: газета выступила со скандальными разоблачениями), теперь действует так, как если бы была куплена Ричардом Никсоном.
Я предпочёл бы, чтобы вместо вашего дефектного, карикатурного и злобного портрета венесуэльской прессы и законов, я увидел бы в респектабельной «независимой газете» сбалансированный анализ нашего информационной области. Но мне кажется, что более вероятно, что в не столь отдалённом будущем мы узнаем, что и вы, мистер Дил, получаете деньги от Госдепартамента.
Андрес Изарра, министр коммуникаций и информации.
http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=45&ItemID=7718
Перевод Михаила Беланова
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |