Лефт.Ру |
Версия для печати |
Американское правительство и Евросоюз обьявили о принятии мер, направленных против ввоза текстильных продуктов из Китая. Американские и европейские работодатели заявили, что Китай представляет собой опасность для их экономик в недалеком будущем и готов забросать своей продукцией весь мир. Со всех сторон только и слышно: берегитесь Желтой Опасности! Что же происходит на самом деле?
С 1840 по 1949 годы Китай являлся источником богатств для Запада (в широком смысле этого понятия). Англия, Франция, Япония, Соединенные Штаты организовывали одну войну за другой, с целью подчинения себе Китая и раздела этой страны между собой. Сегодня, когда Китай оставил позади это прошлое, Запад протестует…
В 1840 году разгорается Первая Опиумная война. Она начинается когда китайское государство издает запрет на торговлю опиумом. Эта торговля контролируется англичанами. Они уже завоевали Индию и оттуда организуют торговлю опиумом, приносящую им баснословные доходы, в результате которой миллионы китайцев становятся наркоманами, что облегчает завоевание Китая. Китайские власти не выпускают английские запасы опиума из Кантона. В ответ на это англичане посылают военные корабли. Китайские правители терпят в этой войне поражение. В 1842 году следует подписание Нанкинского договора, по которому город и порт Гонконг становится английской собственностью. 5 других портов, среди которых - Шанхай, открываются для британской торговли.
В 1858 году следует Вторая Опюмная война, на этот раз с Англией и Францией. Она снова заканчивается китайским поражением и подписанием договора в Тянджине, который открывает для Запада ещё десять китайских портов.
В 1884 году Франция вторгается во Вьетнам и заодно - в юго-западные провинции Китая и на Тайвань. Это приводит к новой войне и к договору в Тенцине, который ещё больше развязывает руки французам в Китае.
В 1900 году разражается крестьянское восстание против концессий иностранным державам. США, Британия, Япония, Германия, Россия, Франция, Италия и Австрия отвечают на него войной. Новое китайское поражение приводит к подписанию Протокола 1901 года, в котором записано, что иностранные державы имеют право на открытие военных баз в и вокруг Пекина и Тенцина, а часть восточного побережья Китая к тому же должна выплатить победителям крупные репарации.
Так иностранные державы получают в собственность большие куски китайской территории. В 1911 году в порт Шанхай прибывает американский генерал-лейтенант Джозеф Стивелл. Историк Барбара Тучман написала книгу о приключениях Стивелла : "Первое, что привлекло его внимание в Шанхае, - это флот из иностранных военных кораблей: два японских, два французских, один британский, один немецкий и один американский, которые явно покачивались на коричневой как кофе воде этой гавани не в качестве гостей, а в качестве оккупантов. Эта созданная по заказу иностранных предпринимателей метрополия и деловая столица Китая управлялась как концессия в основном иностранцами. Город находится в устье реки Янцзы, - главной водной артерии страны с наиболее развитым судоходством в Азии. Половина китайской промышленности находится в её пределах, и через её набережные проходит половина китайской торговли." (1).
Иностранные державы прибирают к своим рукам главные порты Китая, они определяют уровень таможенных пошлин, наблюдают за работой таможни, котроллируют торговые пути внутри страны, как наземные, так и речные, морские и даже воздушное пространство. В главных городах и вокруг них они выстроили военные базы для защиты своей империи.
Китай практически превращен в колонию. Так же, как и другие крупные территории Азии и Африки. В 1900 году 90% Африки и 56% Азии является собственностью колонизаторов (2). Для Запада наступает золотое время. Грабеж Азии, Африки и Латинской Америки обеспечивает капитал, который делает возможным быструю индустриализацию Запада. Выход Западной Европы из средневекового феодализма в современность осуществляется за счёт финансирования Китаем и другими колониями Третьего Мира. Тем временем Запад уничтожает развивающуюся промышленность данных стран путем ввоза товаров и организацией местной промышленности под западным контролем. Запад вынуждает Китай выплачивать невероятно высокие "репарации" за различные войны. Тот немногий местный капитал, который ещё имеется, идет не на развитие собственной экономики, а на выплату этих "репараций". Экономический и финансовый базис для собственного китайского развития уничтожается.
В 1949 году китайская Революция под руководством Мао Цзедуна положила конец подобному положению вещей. Китай начинает строительство нового государства, из ничего, на руинах колониализма и феодализма. Страна ищет новый путь методом проб и ошибок, совершая большие и маленькие ошибки, но тем не менее находит собственный путь для развития.
За последние 25 лет китайская экономика росла в среднем на 9,4 %ежегодно, внешняя торговля - на 16,7%, а внутреннее потребление - на 7% в год. С начала 90х годов особенно развивается торговля с другими развивающимися странами. В 2004 году ввоз азиатских товаров в Китай производился на сумму в 254 миллиарда долларов - рост в 35% по сравнению с тем, что было за год до этого. Ввоз африканских продуктов в Китай вырос на 87% по сравнению с предыдущим годом, а латиноамериканских - на 77%.
Вы скажете : прекрасно, пусть и дальше продолжается в том же духе, ибо Третий Мир от этого только выигрывает! Но в среде многих американских и европейских капиталистов растет агрессивное отношение к Китаю. Они воочию наблюдают, как многие страны Третьего Мира благодаря Китаю получают шанс избежать их контроля. Они опасаются (и не без оснований), что потеря рынков в Африке, Азии и Латинской Америке может привести к фатальному кризису для Соединенных Штатов и Западной Европы. Агрессивность монополистов берет свои истоки в страхе перед тем, что развитие Третьего Мира с Китаем в качестве его важного мотора положит конец созданной ими эксплуатационной системе.
1 Barbara Tuchman, Stilwell en de Amerikaanse rol in China, Agon Amsterdam 1988, p. 37 · 2 Lenin, L'impérialisme, stade suprème du capitalisme, Oeuvres, Tome 22, Editions Sociales Parijs 1960, p.z. 274.
Фа Кикс является председателем бельгийской федерации работодателей в текстильной промышленности. Он говорит: "Китай - это коммунистическая диктатура, выработавшая прекрасный план для заполнения своими продуктами всего мира. Китай, безо всякого сомнения, является угрозой." Коммунистическая, диктатура, никогда ранее не виданная угроза, заполнить весь мир… Вот слова, с помощью которых капиталисты создают новый образ врага.
В середине 70-х годов, когда стало очевидным, что экономический кризис является не кратковременным явлением, козлами отпущения стали мигранты. Их обвинили в "массовом переполнении рынка рабочей силы", обьявили "ответственными за большое число безработных".
Значительное количество работодателей и политиков после этого заявили, что причины кризиса нужно искать в том факте, что "рынок труда заполнили сотни тысяч женщин", которые "отбирают работу у мужчин".
Ещё позднее прозвучало, что безработица - "вина самих безработных, ибо они недостаточно усиленно ищут работу".
Сегодня в безработице на Западе обвиняют китайцев.
Но каковы факты? В бельгийской текстильной и швейной промышленности сегодня занято 36.000 человек. Это - 1/3 того, что было в 1975 году. 30 лет назад уже начался процесс закрытия предприятий и увольнений. Тогда ещё вовсе и речи не было о китайских текстильных продуктах на европейском рынке. С 1975 по 2000 год работодатели в текстильной промышленности уничтожили 75.000 рабочих мест. Сегодня производится столько же, сколько 30 лет назад, но всего лишь 1/3 от того числа рабочих. Дополнительная прибыль на выработанный продукт, то есть то, что хозяева кладут себе в карман, выросла за это время на 50%.
Работодатели уже в течение 30 лет постоянно уничтожают рабочие места.
В Соединенных Штатах наблюдается то же самое. Американские капиталисты от текстильной промышленности требуют от своего правительства наложения ограничений на ввоз китайских текстильных продуктов, ибо "нам пришлось в одном только этом году уже ликвидировать 17.000 рабочих мест" (1). Но с 1990 по 2000 год те же самые американские текстильные магнаты уже ликвидировали более миллиона рабочих мест,- задолго до того, как речь зашла о "китайском демпинге"(2).
В Западной Европе и в США вот уже 30 лет хозяева постоянно повышают продуктивность и свои прибыли путем технологических обновлений, заменой людей машинами, созданием безработицы. Технологичексое обновление не приносит рабочим и обслуживающему персоналу каких бы то ни было облегчений, а одну лишь безработицу.Для хозяев и акционеров, напротив, технологическое обновление означает только прибыль и новое богатство. Это доказывается невероятно высокими прибылями предприятий . Неужели это является неразрешимой проблемой? Нет, конечно же, нет. С какой стати развитие науки и техники не должно бы было идти людям на пользу? Почему на первом месте должна находится прибыль, а не люди? Если бы у нас была система производства, ставящая людей во главу угла, то технологический прогресс служил бы в ней для уменьшения стресса, снижения ритма работы и длительности рабочего дня, а люди постоянно ощущали бы на себе рост благосостояния и благополучия.
1 David Barboza, West's dilemma over China textiles, The New York Times, 4 april 2005 · 2 West blocks China's cotton route, Asia Times, 7 april 2005.
…Китай, с его 22% мирового населения. Внешняя торговля Китая составляет лишь 5, 8% мировой торговли.
Германия, с её 1,4% мирового населения. Но германская доля в международной торговле - 9,2%.
Соединенные Штаты: 4,9 % населения мира. Но их доля в мировой торговле составляет 10,4% (1). Обратите внимание: никто не кричит о "заполнении наших рынков" немецкими и американскими продуктами!
Западноевропейские и американские капиталисты постоянно в течение более столетия уже наводняют рынки стран Третьего Мира своими продуктами. Они таким путем делают невозможным собственное промышленное развитие этих стран. Таким образом, они несут отвстственнось за нищету и неразвитость и за десятки миллионов людей, умерших и умирающих и по сей день в результате этого.
Сегодня, когда Китай, Индия, Бразилия освобождаются из подобной ситуации, начинают развитие собственной промышленности и воходят на мировой рынок с её продукцией, крупные капиталисты вопят что есть мочи. Эта капиталистическя система, очевидно, может существовать только при условии неравенства и угнетения.
1 Thomas Rumbaugh en Nicholas Blancher, China: international trade and WTO accession, IMF, Working Paper 04/36, Washington, maart 2004, blz. 15, Tabel: Share in world exports.
В следующий раз:В чем. заключается американская стратегия, направленная против Китая?
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |