Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Приямвада Гопал
История от апологетов империализма – это опасная сказка

По британским СМИ ходит призрак «великодушной империи». Он принимает форму документальных фильмов и дискуссий, приводящих к выводу, что колониализм был, в конечном счете, не столь уж и плохой штукой и заслуживает доброго слова. Проблема в том, что для этого вывода нужна весьма творческая переоценка фактов. После недавней шумихи вокруг британской имперской истории на программе Start the Week, выходящей на Radio 4, в которой я принимал участие, присутствовавший там Эндрю Марр выразил озабоченность тем, что дебаты были «крайне предвзяты» в отношении империи, и добавил затем в телефонном интервью: а ведь империя вызывает немало энтузиазма и «теплой ностальгии», даже в бывших колониях «до сих пор, несомненно».

Только стремление вновь извлечь некое воображаемое добро из трагедии, которой была империя, может объяснить возвышение неоконсервативного идеолога Нейла Фергюсона в качестве имперского историка на BBC и теперь Channel 4. Его агрессивное переписывание истории, движимое мессианскими фантазиями американской правой, представляют как новое откровение. На самом деле, «история» от Фергюсона – это сказка нашего времени, возвращающая белого человека и его бремя в центр героических деяний. Колониализм – сказание о рабстве, грабеже, войне, коррупции, изъятии земли, голоде, эксплуатации, несвободном труде, обнищании, убийствах, геноцидах и принудительном переселении – переписывается с точки зрения милостивой миссии развития, омраченной некоторыми несчастными случаями.

Для культуры телевизионных цитат это упрощенный большой нарратив – огромный подарок. Полуправда и причудливые спекуляции, дополненные академическими атрибутами, вроде ссылок, могут звучать чрезвычайно авторитетно. Похоже, что и расизм, институционализированный империей, возвращается в моду. Книга, сопровождающая нынешнюю серию Фергюсона об истории ХХ века на Channel 4, «Война мира», говорит нам, что люди «предрасположены верить представителям их собственной расы», «те, кого описывают, как «Другие» могут… быть нетипичными в своих сексуальных предпочтениях», «когда китайская женщина выходит замуж за европейца, вполне вероятно, …что лишь первый их ребенок будет жизнеспособным». Не столь уж и далеко от псевдонаучной чуши, на основании которой наказывали за межрасовые взаимодействия.

За этими разговорами и дикторскими приемами стоит утверждение, что именно и такой и является бесстрашная правда, которую хочет скрыть «политически корректный» истеблишмент. Неоконсерватор выступает как отважный бунтарь против либеральной тирании. Но Фергюсон лишь торгует вразнос наиболее избитыми и раздутыми мифами империи, «утками», однажды провозглашенными старыми империалистами, вроде Маккалея или Милля, и вновь поднятыми на щит администрацией Буша: что западный империализм несет свободу, демократию и процветание примитивным культурам. Миф, украшающий американскую и британскую внешнюю политику находится в обращении, хотя появились и современные версии, такие как Юстонский манифест (манифест проимпериалистической американской «левой», сгруппировавшейся вокруг либерального журнала The Nation – прим. пер). Помазание Фергюсона и его сотоварища по имперской апологетике Эндрю Робертса в качестве полуофициальных историков британскими СМИ приводит к опасному отрицанию прошлого и придает силы современной американской имперской пропаганде.

Доказательства, приведенные такими историками, как Амартья Сен (нобелевский лауреат в области экономики за исследование политической экономии голода – прим. пер.) и Николас Диркс, Майк Дэвис и Махмуд Мамдани, Каролин Элкинс и Уолтер Родни, показывают, что европейский колониализм принес с собой не хорошее управление и свободу, но обнищание, кровопролитие, репрессии и бедность. Джозеф Конрад, сосем не радикал, описал его как «вялого, притворного, близорукого дьявола алчных и жестоких причуд». Хорошее управление? За первое столетие британского владычества (в Индии – прим. пер.) было больше случаев голода, чем за предыдущие две тысячи лет, включая 17 – 20 млн. смертей только с 1896 по 1900 гг. В то время как миллион индийцев умирал каждый год от голода, которого можно было избежать, налоги питали колониальные войны, а подкрепление к ним, часто сознательно описывавшееся, как излишки зерна, уходило в Англию.

Терпимость? Британская империя усилила четкие этнорелигиозные идентичности и управляла посредством этих различий. Как и в случае с Индией, где 10 млн. были переселены, деспотически проведенные границы между различными «племенами» Африки привели к выселению и кровопролитию. Свобода и честная игра? В Кении горстка белых поселенцев присвоила 12 тыс. кв. миль и вытеснила 1,25 млн. кикуйю на отведенные им 2 тыс. кв. миль. Сопротивление было жестоко подавлено помещением в концентрационные лагеря, пытками и убийствами. Около 50 тыс. кикуйю были убиты и 300 тыс. интернированы, чтобы положить конец восстанию Мау-Мау, в котором участвовали крестьяне, которые лишь хотели обрабатывать собственную землю. Тысяча участников мирных протестов была убита в амритсарской бойне 1919 г.

Коллективная несостоятельность воображения сейчас не позволяет нам думать о мире, каким он был до европейского и американского господства. Вряд ли жадность и насилие могут быть особенностью какой-то одной культуры. Но колониализм задушил возможности и потенциал прогресса, вроде «всеобщего блага» императора Моголов Акбара, служившего опорой его правлению. Масштаб европейского империализма открыл новую главу в истории алчности, которая до сих пор определяет наши жизни. Природные ресурсы – хлопок, сахар, тик, каучук, минералы – разграблялись в огромных размерах. Индийская текстильная промышленность была наиболее развитой в мире до того, как пришли британцы; за полвека она была разрушена. Порабощенные и проданные люди (как минимум 20 млн. африканцев и 1,5 млн. индийцев) были вывезены по всему миру для работы на плантациях, шахтах и железных дорогах. Огромные прибыли, извлеченные из этих предприятий, позволили сегодняшнему развитому миру процветать.

Вопрос не в том, чтобы европейцы чувствовали вину, а в серьезных размышлениях на тему исторической ответственности, что совсем не то же самое, что игра в обвинения. Заманчиво забыть историю, но это подрывает способность общества к изменению.

Среди многих поверхностных утверждений апологетов империализма можно выделить то, что критики колониализма оправдывают тиранов и фанатиков Азии и Африки, снимая с них ответственность за их преступления. Конечно, возможно и необходимо обвинять и тех, и других. Индийцы должны, например, осознавать вину за зверства периода разделения. Но это ни в коей мере не снимает с британского владычества его вины за центральную роль в трагедии, приведшей к миллионам смертей.

Упрямое игнорирование других народов, их культур и истории, приводит к утверждениям, что свобода, демократия и терпимость являются по сути западными явлениями. Как показал Амартья Сен, у субконтинента была долгая история собственных традиций свободомыслия и полемики. Управление при участии граждан было не подарком британцев (вспомните крестьянские республики Ганди), даже если парламентская демократия, как институциональная форма была принята в некоторых бывших колониях. Свободная торговля – это другой мифический вклад Запада в мировую историю. Амитав Гхош реконструировал забытую историю культуры торговли между средневековой Индией и Африкой. Когда пришли португальцы, они потребовали, чтобы индусский правитель Калькутты изгнал мусульман, «врагов святой веры», из его королевства. Он отказался был подвергнут двухдневному обстрелу.

Наконец, наследие европейского колониализма, наказывающее нас, - это самоисполняющееся пророчество «столкновения цивилизаций». Утверждение, что Запад и Восток должны находиться в конфликте – это расширение империалистической практики, загоняющей неоднородные культуры в рамки четких категорий. Эта трагическая «ложь колониальной ситуации», как назвал ее Франц Фанон, трагически возвращается к нам террором во имя ислама и бушевской «войной с терроризмом». Если мы должны уничтожить разрушительное наследие империи, не стоит утверждать правдоподобность прославленных фальсификаций. Чтобы наделить смыслом наше общее настоящее и смотреть в более гуманное будущее, мы должны начать с честности о нашем прошлом.

Оригинал текста опубликован по адресу: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/story/0,,1807649,00.html

Перевод Юрия Дергунова



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100