Лефт.Ру |
Версия для печати |
Спой, Мери, нам уныло и протяжно,
А.С. Пушкин, «Пир во время чумы»
Товарищ У в собственном живом журнале написал любопытное творение. Ознакомиться с ним можно здесь. Для тех же кому лень знакомиться с оригиналом вкратце сообщу: Товарищ У в ужасе от музыкальных вкусов советской интеллигенции, равно как и от нее самой, о чем и рассказывает подробно на двух страницах, делая окончательный и бесповоротный вывод, что... «Когда люди «интеллектуального труда», собираясь на какой-нибудь кухоньке или возле костра, распевают под гитарку «Милая моя, солнышко лесное», мне становится нестерпимо ясным, что с таким интеллектом и чувством стиля вряд ли кто-нибудь из них построит звездный корабль дальнего следования, изобретет вакцину против СПИДа, откроет альтернативный источник энергии, скрестит морковку с редиской или напишет хотя бы «Войну и мир»».
Хоть Товарищ У и не желает категорическим образом причислять себя к интеллигентам, думаю все же, что его истинное лицо (разумеется не та устрашающая маска, что взирает на читателей ЖЖ) обезображено признаками интеллекта. Потому и считаю своим долгом воззвать: поиск виноватого совсем не там Вами производится, уважаемый Товарищ У, где следовало бы. А почему? А потому.
То, что Товарищ У бардов не любит как жанр, а лучше сказать как класс, это очевидно и мы его за это не осудим. Имеет право человек на свои собственные вкусы. Для справки сообщу, что жанр этот отнюдь не отмирающий и свидетельство тому ежегодно проводимые фестивали бардовской песни. У нас на ридний неньци Украйини таковых я знаю как минимум два: знаменитый «Эсхар» и знаменитое «32 мая». Народу там собираются толпы, живут огромными палаточными городами и в общей массе это вовсе не те «кому за...», а те «кому еще нет и...». Современный бард, правда, своим внешним видом отнюдь не напоминает бородатого геолога в толстом свитере, да и зачастую гораздо более музыкальнопродвинут, чем Визбор и Окуджава. Однако, (опять таки, для справки Товарищу У) бард древний тоже разный бывал. Вышеупомянутые Визбор и Окуджава и гитару-то не всякий раз напрягались настраивать, а вот те пассажи, которые мочил и, кажется, продолжает мочить на своей двенадцатиструнке Александр Дольский дадут сто очков вперед любым Gipsy Kings и Франциско Гойе вместе взятым. А что до стихов, то у любого из них можно наскрести пяток действительно гениальных вещей, десяток добротных и целые горные массивы всякого мусора. Увы, тоже самое можно с уверенностью сказать в адрес большинства поэтов, находящихся в интервале от Пушкина до плюс бесконечности. Потому и полагаю, что удел уважающего себя ценителя – выщипывать изюм во всем этом многообразии и не сетовать на его малые объемы, ибо быть гениальным всегда и во всем дано лишь самым избранным.
А вот что до интеллигенции, то тут Товарищ У делает уже непростительный прокол. Интеллигенция, она бывает разная. А именно техническая и гуманитарная. Так вот вкусы первой и второй не то что никогда не пересекались, а являлись всегда чуть ли не антагонистическими. Барды суть удел интеллигенции технической. То есть людей, получивших серьезное высшее образование, занимавшихся зачастую наукой или какой-либо инженерной деятельностью (для справки, уже упомянутый мной бард Дольский – инженер-конструктор и специалист по математическим методам в экономике строительства) и принесших своей стране много ощутимой реальной пользы в НИИ или на заводе. Мы не осудим этих людей за то, что они сумели выучить только Am Dm E7, а понятие “малый минорный септаккорд от звука ре с добавленной повышенной секстой» так и не асилили ибо слишкам многа букв. Человеку с техническим или математическим складом ума часто и в искусстве бывает близко то, что понятно с чисто технической точки зрения. И если такому человеку стало понятно как брать простенький аккорд, то он и к музыке будет тянуться вот к такой «технически понятной». Советский технический интеллигент на ценителя высокого искусства не претендовал, как и сами барды не претендовали на его деятелей. О походах же, в которые этот интеллигент хаживал, подробно распространяться не стану. Предположу лишь, что Товарищ У никогда не брал с ледорубом в руках категорийных перевалов и не знает, что такое стоять на вершине. Кто это прочувствовал, тот будет делать это всю оставшуюся жизнь, а не отделается для галочки «парой раз» упомянутых Товарищем У.
Да, скажем честно: развал Союза техническая интеллигенция проспала праведным сном под убаюкивающее пение бардов. Прискорбный факт. Но активные пинки сапогом распадающейся стране под известное место – не на их совести. А на совести тех, кто бардами-то как раз и брезговал. О кошмарах тоталитаризма, отсутствии свободы и прочей фигне в конвульсиях вопила на всех углах другая разновидность интеллигенции – интеллигенция гуманитарная. Писатели, поэты, профессиональные музыканты, выражавшие открытое презрение бардовской простоте и незатейливости, режиссеры, актеры и прочая шушара, мнящая себя «мозгами нации». Они были куда как активнее, чем их технические собратья и куда как больше народу увлекли за собой.
А следом за ними подняла лай каноном в той же тональности та самая незамысловатая «ламца-дрица», которая «для народа». И, кстати, не могу не вспомнить, Окуджава, который к тому времени уже твердо считал себя представителем гуманитарной интеллигенции. Факт не возвышающий и не порочащий бардов в целом, а порочащий лишь одного отдельно взятого Окуджаву.
А не вспомнить ли нам, Товарищ У концерт, который чуть ли не сутки на пролет транслировался в прямом эфире по всем каналам после завершения цирка с ГКЧП? Когда каждый деятель перед тем как явить зрителям свои таланты долго и страстно проклинал со сцены «эти 70 лет» и рассказывал, как здорово и счастливо будем мы жить теперь в содружестве независимых государств. Вот мы и живем....
Пожалуй, только один из участников этого пира во время чумы Олег Газманов нашел в себе мужество признать сегодня, что скакуны-мысли тогда занесли его чуточку не в ту степь. И сейчас он не только публично раскаивается за «свежий ветер» в головах своих соотечественников и собственной, но и всячески старается поставить свое новое искусство на службу уже прямо противоположным и более достойным идеалам. И хотя, раньше мне казалось, что этот человек принес бы гораздо больше пользы обществу, занимаясь своей прямой специальностью – строительством кораблей, сегодня я хочу пожелать ему творческих успехов. Как, впрочем, и бардам при условии, что они поют хорошие и правильные песни.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |