Лефт.Ру |
Версия для печати |
Сомнительное впечатление производит сейчас сайт АПН. Что-то там совсем нечего стало читать. Даже не зная местных раскладов, можно догадаться, что хозяин сайта Станислав Белковский очень не любит нынешнего президента России и всячески старается ему подгадить. Причем это не просто оплачиваемый заказ, а еще и зов души. Но при этом не надо же забывать о читателях. Им, читателям, личные чувства Белковского в большой мере до фени, все-таки они заходят просветиться насчет политической жизни России и сопредельных стран, узнать те самые расклады, пусть даже проникнуться нелюбовью к Путину, но после изучения твердых фактов. А их потчуют в лучшем случае бульварщиной на околополитические темы, сочиненной пригретыми там графоманами. В худшем же приходится продираться сквозь мутный поток словесного энуреза, вылившийся из какого-нибудь Ольшанского и застывший совершенно непроходимыми торосами на пути любой мысли.
А уж как там любят взятые с потолка метафоры! Половина статей построена по следующему принципу: берется Россия или все тот же Путин, потом пальцем наугад тыкают в словарь и пишут статью на тему: Путинская Россия как ГДР. Или: Украина как светоч демократии и образец для путинской России. Или: Россия как упаковка плантаглюцида. Или Путин как Саруман. Ой, Саруман это не с АПН, это уже какие-то последователи местного метафоризма.
Ну Путин как Навуходоносор или Попокатепетль – это еще куда ни шло, по крайней мере бывает забавно. Но на АПН же еще и о русском роке рассуждают. А вот это вовсе жуть. Хорошо, если аффтар удовлетворится рассказами, как он в босоногом детстве скрывался в подвале от всевидящего глаза КГБ, слушал там пресловутый рок и испытывал разные катарктические чувства, плавно переходящие в оргазм и восхищение западной культурой. Но ведь можно нарваться и на «типикон квазирелигиозного психоделизма», и на «фаустовский дух развоплощения болотного типа». Путин Путиным, но читателя тоже ведь надо уважать, не подсовывать ему под видом статьи о роке неудавшиеся попытки машинного сочинения стихов. А то читатель может ведь плюнуть и пойти на какой-нибудь другой сайт, где Путина, не дай бог, будут любить. И весь яд, предназначенный Белковским для вливания в уши, прокиснет.
Я, впрочем, не об АПН собирался писать, а о недавно опубликованной там статье о мариупольской империи Бойко, да вот общая атмосфера словоблудия, пардон, гуманитарного политологического дискурса, действует. Впрочем, об авторе – Максиме Жукове – я ничего плохого сказать не хочу, пишет он вполне внятно, темы обычно находит действительно полезные и актуальные. И сам факт обращения к жизни Мариуполя стоит только приветствовать. Статья написана честно, Жуков добросовестно изложил все, что увидел. В общем, человек находится на верном пути, который в конце концов уведет его с трепологического сайта АПН.
Но кое-что в его статье все-таки режет глаз и уши. Автор не только не стыдится своего провинциализма, но даже его и не замечает. Под провинциализмом я понимаю состояние, когда человек считает, что обычаи того кусочка мира, в котором он живет, и есть единственно правильные, а все остальные – сакс и мастдай, и вообще не заслуживают никакого внимания. Более мягкая форма провинциализма заключается в сужении сознания – мелкие проблемы своей среды заслоняют все остальное. Худший вид такого провинциализма – столичный, поскольку у развращенного легкими деньгами местного населения имеется еще дополнительная иллюзия, что они находятся на самом пике бытия и представляют собой следующую стадию эволюции гомо сапиенса. Даже такого талантливого человека как Тимура Шаова не обошла чаша сия. Послушайте его последний альбом – он жалуется там на московские пробки, глухо намекает на какие-то тонкие политические обстоятельства (на диктатуру Путина, что ли?), а главные стрелы его сатиры направлены на жлобов, не включающих на перекрестке указатели поворота. Это же ужас, до чего распоясались!
Максим Жуков тоже добавил в свою статью толику снобизма. Вот он описывает свои впечатления от перелета Москва – Мариуполь: «Персонал приветливый. Сервис нельзя назвать высококлассным, но бортпроводница очень старалась, напитки были охлажденными, нехитрая закуска – свежей». Читал этот пассаж, долго думал. Что же, по мнению Максима, есть высококлассный сервис? Когда в салоне дополнительно играет духовой оркестр, а стюардессы разносят бокалы с «Божоле», а потом садятся к пассажирам на колени? А не слишком ли вы, господа, зажрались там в своей Москве?
Вообще-то смысл существования транспорта состоит в безопасном и надежном обеспечении пассажирских и грузовых перевозок. Марочные вина – это потом, когда выполнена основная задача, и то, если на это останутся силы и средства. «Аэрофлот», который Жуков походя пинает, с основной задачей справлялся, а современные воздушные шакалы, разворовавшие его обломки, - нет. Вы в курсе, уважаемый автор, насколько упали в нашей стране перевозки самолетами? Как там насчет безопасности полетов? Не часто ли кувыркаются вниз аэропланы, под завязку набитые высококлассным сервисом? И сколько стоит билет по сравнению с месячной зарплатой? О перевозках грузов вообще умолчим. Система (обратите внимание: система. Все знают, что такое система и чем она отличается от одного самолета?) массового авиационного транспорта на территории бывшего СССР вообще-то полностью уничтожена и даже установка плавательного бассейна на пару самолетов, которыми обычно летает Максим Жуков, этого пошлого факта никак не отменяет. И если некий Максим Жуков, на гонорары, полученные у Белковского, может себе позволить слетать под «Божоле» и сладкий лепет мандолин, от этого никуда не деваются миллионы людей, вообще никогда не видевших самолета из-за полной недосягаемости для них авиатранспорта по причине заоблачных цен. В 1990 году аэропорт Донецка был забит как любой вокзал – плачущие дети, чемоданы, толпы пассажиров. Сейчас это стеклянный гроб, в котором остановилось время. Раньше отсюда только в Москву улетало десять рейсов в день, сейчас на стене сиротливо висит плакат, призывающий прошвырнуться в Баден-Баден. Да только вот желающих что-то совсем не видно.
А еще Максиму стоит немножко обновить свой интеллектуальный багаж, пересмотреть, нет ли там чего лишнего. Например, экономику он явно изучал по Самуэльсону, поэтому некоторых элементарных вещей не понимает. Еще, похоже, часто перечитывал триллеры Оруэлла и всерьез верит в тоталитаризм. Вот и здесь его нашел.
Суть вопроса в следующем: директор мариупольского завода имени Ильича Владимир Бойко в отличие от большинства своих коллег оказался порядочным и дальновидным человеком. С наступлением «свободы» он не стал распиливать завод на металлолом и тратить вырученные деньги на красивую жизнь, а сохранил производство, резко его диверсифицировав. Теперь в состав завода входят не только металлургические цеха, но и банки, аптечные и магазинные сети, собственные агрофирмы (оживленные бывшие колхозы), транспорт, добыча полезных ископаемых. Логотип завода Ильича – стилизованную букву «И» - в Мариуполе, Новоазовске и окрестностях встречаешь на каждом шагу. Честь и хвала человеку, тянущему на своих плечах такой груз. Достаточно посмотреть на его изможденное усталое лицо, чтобы понять, что Бойко служит идее, а не деньгам, конвертирующимся в собственные прихоти. И идея его идет вразрез со всей теорией и практикой современного колониального люмпен-капитализма – построить анклав экономики, работающий на Украину и украинцев, а не на жирных обитателей США.
Как же это видится из златобезглавой Москвы? О ужас, это же «ночной кошмар», «футуристическая социальная антиутопия». Бойко мало платит своим рабочим, основную часть благ распределяя, так сказать, натурой. Поэтому рабочие полностью зависят от всесильной корпорации, что открывает возможности для их неограниченной эксплуатации. Очень жаль, что Максим не нашел времени поговорить с самими рабочими, чтобы узнать степень их эксплуатации – так ли она невыносима и гнетуща. И заодно сравнить с положением реализатора на базаре или компьютерщика-эникейщика в какой-нибудь захудалой частной конторе, которых гнобят алчные тупые хозяева, просаживающие потом деньги где-нибудь в казино. Но это ладно, лирика. Мне же хочется передать Максиму небольшой привет и изложить банальные, общедоступные, несколько упрощенные тезисы, которые, увы, почему-то пропущены в неолиберальных святцах.
1) Экономика – это машина удовлетворения потребностей общества.
2) Независимая экономика удовлетворяет потребности своего общества, зависимая – в основном потребности ее хозяев.
3) Потребности так называемой мировой экономики есть потребности всех стран планеты, средневзвешенные по количеству денег в каждой конкретной стране.
4) В качестве денег сейчас выступает доллар и конвертируемые в него валюты стран – экономических гегемонов.
5) Благодаря собственным центрам эмиссии и неэкономическому выкручиванию рук страны-гегемоны резко увеличивают долю своих потребностей в общемировых.
6) Общемировые цены, выраженные в долларах, отражают большей частью потребности США и других стран «золотого миллиарда».
7) Украинская гривна свободно обменивается на доллар США и практически выступает в виде его ограниченного заменителя.
8) Современные бумажные и электронные деньги не являются ценностями, а служат лишь посредниками при обмене экономической информацией.
9) Настоящими ценностями являются производимые товары и услуги.
10) Движение денег, изучаемое монетаризмом, отражает лишь часть экономики.
11) Монетаристы отрицают реальность, которую не может описать теория движения денег.
12) В современных условиях России и Украины деньги очень плохо передают субъектам экономики необходимую им экономическую информацию.
13) Одной из причин является их конвертация в доллары, поэтому местные деньги отражают в основном потребности стран-гегемонов и их местных вассалов.
14) Кроме того, обмен информацией с помощью денег очень вязок, поскольку существует большое трение.
15) При каждой денежной транзакции часть денег теряется в виде официальных (налоги и доля многочисленных посредников), неофициальных (взятки, «крышевание») отчислений. Потерянные деньги в своей массе выводятся за пределы экономики или тратятся непроизводительно.
16) Экономика Украины большей частью служит удовлетворению потребностей стран-гегемонов и их местных «управляющих» и плохо отражает потребности населения Украины.
17) При исключении современных существующих гривен из системы передачи экономической информации и создании самодостаточной замкнутой экономической системы достаточно больших масштабов можно получить значительную экономию реальных ресурсов за счет сокращения «денежного трения», причем потребности людей в такой системе будут удовлетворяться ЛУЧШЕ.
18) Увеличение выплат работникам такой системы во внешних деньгах означает бесполезный вывод ресурсов из системы.
19) Два последних пункта относятся и к ММК имени Ильича, и к экономике целой страны.
20) И не надо ля-ля про Рикардо и его относительные преимущества перед Смитом. Это верный путь к консервации отсталости.
Извините за краткость, но все это слишком обширные темы, чтобы их здесь развивать. Как говорится, sapienti sat.
В заключение хочется сказать, что я никаким образом не связан с заводом Ильича, видел самого Бойко только на картинке, а его завод – из окна трамвая, когда ездил в Мариуполь купаться.
Еще хочу пожелать Максиму перестать пугаться бумажных антиутопий и обратить внимание на реальные, находящиеся у него прямо под носом (hint: денежный тоталитаризм). Ну и всяческих успехов в дальнейшем росте.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |