Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Утраченные иллюзии Запада и перспективы обретения независимости

Вся европейская архитектура двух последних десятилетий базируется на одном ложном устремлении во что бы то ни стало разрушить сначала Советский Союз, а затем и Россию. Первая часть марлезонского балета, можно сказать удалась. А вот со второй сначала выходила заминка, а потом и вовсе появился повод говорить об утраченных иллюзиях. Приходит осознание того, что нельзя объять необъятное.

Развалив Советский Союз, США и Европа очень рассчитывали на то, что вдоль Уральского хребта удастся создать цепь суверенных стран с выходом к границам Казахстана и побережью Северного Ледовитого океана из числа российских автономий, которые расчленили бы Россию надвое и тем самым облегчили в дальнейшем ее полный распад.

Сигналом к тому, что Россия вот-вот начнет неконтролируемо разваливаться на куски, стали события 1994-1996 годов в Чечне. Фактически эта северокавказская республика находилась в состоянии вооруженного мятежа - с массовыми этническими чистками, разгулом терроризма во всем закавказском регионе, жестокими публичными казнями и произволом органов шариатского правосудия и шариатской безопасности. Здесь безжалостно казнили даже иностранцев, работавших по приглашению "суверенного" правительства, похищали и пытали сотрудников Красного Креста и Красного Полумесяца, других международных гуманитарных организаций. Но Запад взирал на все эти "шалости" народных повстанцев сквозь пальцы, не заботясь особо о правах человека, а лишь рассчитывая на то, что с помощью разгула насилия в Чечне удастся, наконец, спровоцировать распад России.

А потом в стране сменилась власть. И все пошло не по западному сценарию. Если первые четыре года президентства Владимира Путина ушли на работу над ошибками, то вторые уже стали приносить реальные позитивные плоды. В стране начались мощные процессы централизации власти. Западные эксперты вынуждены были тут же свернуть разговоры о распаде Российской Федерации, исключив таковой из своих прогнозов. Зато появились неутешительные предположения относительно территориальной целостности ряда стран, входящих в Европейский союз.

Сегодня озабоченная Европа стоит на пороге признания независимости двух последних югославских осколков - Черногории и Косово с последующей перспективой членства в ЕС. Для первой процесс уже фактически стартовал. Косовары, в свою очередь, торопят мировое сообщество, с тем чтобы процедура полноправного вхождения их провинции в мировое сообщество также не затягивалась. Основные дипломатические мероприятия для бывшего сербского автономного края проходят сейчас и завершатся ближе к началу зимы, но нетерпеливые албанцы уже сегодня поторапливают экспертную группу, заседающую в Лондоне, чтобы та не затягивала, поскольку срок пребывания миротворческих сил KFOR в Косово на днях истек, а полноценных органов государственного управления подмандатной территории сформировать на легитимной основе не представляется возможным. Провинцию, без пяти минут суверенное государство, может поразить анархия. Это, собственно, происходит постоянно. Косово и Метохия охвачены массовыми акциями протеста представителей албанского меньшинства, требующих немедленного независимого статуса. Запад пребывает в состоянии некоего замешательства. Ему пока не удалось добиться от албанцев согласия на возвращение в край представителей сербского меньшинства. В настоящее время славянские беженцы квартируют в лагерях для перемещенных лиц на территории Сербии и Черногории, но из последней их, скорее всего, попросят в самое ближайшее время. Сербия вынуждена была согласиться на референдум в Черногории под сильным международным давлением. Если этот шаг не был бы ей предпринят, то, возможно, дело вновь дошло бы до артиллерийских канонад и воздушных бомбардировок.

Мало того, Европейский союз прекратил с Сербией всяческие контакты по вопросам евроинтеграции, после того как Белград не сумел выдать Международному трибуналу по бывшей Югославии бывшего командующего войсками боснийских сербов Радко Младича, которому инкриминирован геноцид мусульманского населения анклава Сребреница. После таинственной смерти главного обвиняемого, бывшего президента Сербии Слободана Милошевича, позорное судилище в Гааге не горит, а тлеет и вот-вот сойдет на нет. Необходимо подбросить в огонь еще одного международного "преступника" и "террориста", чье имя известно всему миру, и тем самым оживить процесс "отправления справедливости" в погрязшей в трясине двойных стандартов старушке-Европе. Но легендарного генерала, у которого много сторонников как в самой Сербии, так и за ее пределами, не так-то легко поймать. Поэтому взамен возобновления переговоров по евроинтеграции поставленная на колени страна расплачивается своими последними исконными территориями, лишая себя тем самым выхода к морю. Но, похоже, злосчастная Сербия еще долгие годы будет оставаться в Европе изгоем - со своими неизбывными социальными проблемами, беженцами и т.п. Такова цена ошибки, допущенной в 1999 году.

Военные наблюдатели уверены, что тогда правительство Югославии капитулировало перед лицом агрессии НАТО буквально за месяц до того, как альянс, признав неэффективность воздушных ударов, начал бы наземную операцию против ее войск. И это вполне могло стать поворотным пунктом в кампании. Ресурс сопротивления сербов был достаточно велик. Бесперспективная для Запада война продолжалась бы и по сей день, но до этого однозначно не дошло бы, как только оккупационные войска столкнулись бы с сильным сопротивлением регулярной армии и партизанских сил. Но что сделано, то сделано. Тогда, семь лет назад, Белград не только капитулировал и вывел свои войска из Косово, но и решился на выдачу Гаагскому трибуналу президента Милошевича, но при этом не получил ни единого цента из обещанного США и Евросоюзом одного миллиарда американских долларов на восстановление разрушенной национальной экономики. Сейчас, когда Сербия фактически отказалась от своих притязаний на Черногорию и Косово, ей опять-таки вряд ли что-то светит.

Кстати, процесс расчленения Югославии, по мнению независимых наблюдателей, пока не завершен. Осталось предпринять последний шаг. Как только обретут независимость Черногория и Косово, мировое сообщество вплотную займется Воеводиной - остающимся автономным краем в составе Сербии. Здесь проживает порядка 500 тысяч венгров и 200 тысяч румын. Западным политтехнологам ничего не стоит спровоцировать новый этнический конфликт в среднем Подунавье, чтобы во всеуслышание заявить, что сербы не могут управлять этой территорией, чтобы создать здесь еще одно карликовое государство, из которого славянское население будет изгнано, а два оставшихся этноса сформируют что-то вроде федерации с весьма размытыми очертаниями суверенного государства, но, тем не менее, независимого от бывшей метрополии.

А вот потом начнется самое интересное. Долго и мучительно Запад будет увиливать от признания самопровозглашенных государственных образований на территории бывшего СССР. Сегодня в США и Европе свято уверены, что мятежные регионы Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии должны вернуться в лоно бывших союзных республик, в состав которых они входили в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Если бы эти непризнанные республики были бы настроены против Москвы, то тогда этот процесс, несомненно, шел бы быстрее. Но они, а главное - народы, их населяющие, не только последовательные друзья России, но и рассчитывают на вхождение в ее состав в качестве отдельных федеральных единиц. Что же это такое? Гигантское евразийское пространство, вопреки ожиданиям, не только не разваливается, а в перспективе намерено прирастать новыми территориями. Это недопустимо, считают в Вашингтоне и Брюсселе, но чувствуют, что при этом теряют инициативу. Созданные ими "беспрецедентные прецеденты" с Черногорией и Косово, чей опыт якобы нельзя экстраполировать на постсоветские "замороженные конфликты" - это, скорее, сказки для таких "последовательных прозападных политиков", как Владимир Воронин и Михаил Саакашвили, но не для лидеров мятежных территорий. И тем более не для России, которая явственно дала понять американским и европейским политикам, что на самом деле "беспрецедентных прецедентов" не бывает.

В Старом Свете слишком много территорий, где сильны сепаратистские тенденции и где они обязательно проявятся во всей своей мощи благодаря как раз созданным "беспрецедентным прецедентам". Можно перечислять по странам. Испания к 2020 году вынуждена будет признать независимость Страны басков и Каталонии с центром в Барселоне. Премьер-министр этой страны Хосе Луис Родригес Сапатеро, несомненно, мужественный человек, поскольку, пребывая на посту главы королевского правительства немногим более двух лет, высказался за расширение автономии Каталонии и начало диалога с руководством баскской сепаратистской группировки ЭТА. У него много критиков в стране, но большинство сограждан все же поддержало его устремление. Однако такая политика через пятнадцать лет приведет к тому, что Испания переживет территориальный распад. Причем воинственные баски сформируют свое государство, прихватив кусок южной Франции, когда-то являвшийся частью средневекового королевства Наварра. В Италии, к примеру, есть еще Падания и Сицилия, которые не преминут возможностью развиваться самостоятельно. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, понятное дело, превратится в Англию, Шотландию, Уэльс, Ольстер и Нормандские острова. По территории Бельгии пройдет что-то вроде геологического разлома, который станет границей между двумя враждующими и по сей день лингво-этно-религиозными общинами - северной фламандской, разговаривающей исключительно на нидерландском языке, и франкофонской валлонской при вольном городе-космополите Брюсселе, где в самый раз будет сохранять штаб-квартиры двух крупнейших в мире интеграционных центров, если они, конечно, к тому времени выживут - ЕС и НАТО.

Словом, карта субконтинента будет перекроена до неузнаваемости. Кто-то из аналитиков сегодня, используя известный мифологический сюжет, говорит о том, что Европа сама себя похитила (как известная гоголевская унтер-офицерша, которая сама себя высекла). Нет, конечно, старушка останется на прежнем месте: ее не поглотят волны взбушевавшего океана, не опрокинет в бездну землетрясение, не разрушит падение метеорных тел. Она останется на прежнем месте, в прежнем, что называется, периметре, но это будет уже не та Европа.

Но прежде Западу придется признать один очевидный факт. Желание народов Приднестровья, Абхазии жить вне "маленьких империй" в двух случаях подтверждено референдумами, которые пока не признаются международным сообществом. Однако Тирасполь и Сухуми настаивают на своем. Цхинвали, в свою очередь, готовится не только к плебисциту, но и войне с Грузией. Итоги всеобщего волеизъявления здесь не вызывают никакого сомнения, но para bellum - держат порох сухим. Возврата к прежнему состоянию в столицах "замороженных конфликтов" на территории СНГ себе не мыслят.

Коммерсант PLUS, Молдова



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100