Лефт.Ру |
Версия для печати |
В наше время в развитии человечества наблюдаются три основные тенденции. Одна из них направлена на социально-экономический прогресс, движение мира к социальной справедливости и гуманизму, сближение на их базе и дальнейшую интеграцию региональных цивилизаций на основе взаимного уважения духовных и культурных ценностей каждой из них, и, в конечном итоге, – формирование планетарной цивилизации как целостного человеческого сообщества, в котором разнообразие является залогом единства, а отсутствие унификации – основой целостности.
Другая, как и прежде, направлена на укрепление и развитие регионально-цивилизационной специфики. Хотя последнее не исключает прохождения определенных еще Марксом ступенек технико-технологического и, соответственно, социально-экономического прогресса. Иное дело, что конкретное проявление этих общих закономерностей в историческом восхождении человечества к обществу практического гуманизма преломляется через призму духовной и культурной специфики того или иного региона планеты. Яркий пример тому – Китай, где процесс строительства «гармоничного общества» опирается как на наследие марксизма, так и на гуманистическую нравственность конфуцианского учения в интерпретации Дэн Сяопина и его продолжателей.
Третья тенденция связана с мировым капитализмом, который пытается любой ценой, в том числе и путем уничтожения целых стран и народов, закабаления всей планеты, продлить свое существование, преодолеть отведенный ему историей лимит времени.
Поэтому, говоря о происходящем сближении регионов планеты, следует обратить внимание на то, на каких началах это происходит. Простая экстраполяция в будущее современных процессов глобализации обещает мало утешительного. Интеграция может произойти, но ее результатом окажется не только чудовищное культурное однообразие планеты, но и раздел ее на две зоны. Сравнительно небольшая по количеству населения первая может оказаться господствующей частью человечества. Громадной другой части придется играть роль резервации и удовлетворяться крохами с богатого обеденного стола первой. В том числе и крохами культуры или ее эрзацев, и минимумом научной информации. Иными словами, получим тот же «План Ост» фашистской Германии в отношении советских территорий, только в несколько смягченном виде.
Собственно, последнее уже происходит. На планете продолжается углубление экономического неравенства между развитыми странами и остальным миром. В 1995 году 80% мирового ВВП присваивалось 24 странами, в которых проживало 14,5% мирового населения; 15% - 63 странами с 31% населения мира; 5% - 45 странами с 55% мирового населения.
Венгерский ученый Михай Шимаи, приводя эти цифры, подчеркивает, что «неравенство и неблагоприятные последствия асимметрии во взаимозависимости ведут к международным конфликтам, если они запирают страны в положении постоянно проигрывающих и лишают их выгод от международной взаимосвязанности. Сопряженные с этим потери и маргинализация могут подстегивать жесткий национализм, политическую нестабильность, бунты и терроризм».
На последнее обстоятельство обращает внимание французский геополитик Пьер Галуа. Говоря об истоках терроризма, он отмечает: «Может, можно найти ему объяснение в обострённом чувстве несправедливости, обиды, глубочайшего неравенства, которое подспудно настраивает одни народы против других. Именно в этом, по моему мнению, нужно искать корни терроризма. Если бы было возможно вернуть оскорблённым народам чувство независимости и достоинство, не подвергая их пыткам и бомбардировкам, как это было в Ираке или в Афганистане! Может быть, можно обойтись без унижения или жестокой пропаганды…»
По данным академика Вячеслава Иноземцева, к началу XXI века разрыв в среднедушевом ВВП между богатой и бедной частями человечества достиг 15,4 тыс. долларов, увеличившись за последние 40 лет в три раза. Если в 1960 году 20% самых богатых людей мира получали доходов в 30 раз больше, чем 20% самых бедных людей, то к 2000-му году это соотношение увеличилось до 60 раз. Если в 1960 году 20% богатого населения имело 70% от всего мирового дохода, то сегодня эта цифра достигает 90%. Самые бедные 20% населения мира в 1960 году имели 2,3% планетарного экономического дохода, а сегодня они имеют менее чем 1,1%.
На долю стран «золотого миллиарда» приходится примерно 15% населения Земли, то есть в 7 раз меньше, чем на первые две группы стран вместе взятые. Но в обратной пропорции идет распределение мирового ВВП. Страны «золотого миллиарда» получают около 80% мирового продукта, в то время как на долю 85% населения других стран мира приходится лишь около 20% мирового ВВП. По данным ООН, 500 самых богатых людей мира, большинство которых является гражданами США, имеют такой же доход, как и 416 миллионов самых бедных. Эта цифра фигурирует в Годовом отчете по Программе развития ООН за 2006 год.
Если в 1974 году общий объем внешнего долга развивающихся стран составлял 165 млрд. долларов, то сегодня он приблизился к 3 трлн. долларов. Прогресс Запада и некоторых успешных стран Азии происходит на фоне вымирающей Африки, стагнирующей Латинской Америки, деградирующих Юго-Восточной Европы и постсоветского пространства.
Применительно к современному этапу всемирной истории, когда временно отступил реальный социализм, наиболее адекватную картину капиталистической миросистемы, как представляется, создал американский ученый Иммануил Валлерстайн. Общий смысл этого концептуального подхода состоит в следующем.
Капитализм как мировая экономическая система основан на буржуазном способе производства, но не сводится к нему. Капиталистическая миросистема состоит из стран-центра, или нескольких центров, связанных и конкурирующих между собой, и стран периферии.
Как это понимать? Во времена СССР можно было говорить только о странах центра во главе с Соединенными Штатами. Теперь можно выделить ЕС как самостоятельный центр, конкурирующий с Америкой. Возможно, следует говорить о Японии, поскольку в последние годы она преодолевает затянувшуюся рецессию. Возникающие и развивающиеся устойчивые пути и средства движения капитала от периферии к центру, связанные с его накоплением, концентрацией и централизацией, детерминируют конкретное содержание определенного этапа международного разделения труда.
Еще раньше Валлерстайна к сходным выводам пришел советский историк Борис Поршнев. В работе «О начале истории», изданной в 1974 году, уже после его ухода из жизни, Поршнев писал: «Социально-экономические системы, наблюдаемые нами на «переднем крае» человечества, существуют и развиваются лишь благодаря всасыванию дополнительных богатств и плодов труда из всего остального мира и некоторой амортизации таким способом внутреннего антагонизма. Этот всемирный процесс перекачки в эпохи рабства, феодализма и капитализма лишь иногда (при первой и третьей) выступал в виде прямого обескровливания метрополиями и империями окрестных «варваров» или далеких «туземцев» в колониях. Чаще и глубже перекачка через многие промежуточные народы и страны как через каскад ступеней, вверху которого высокоразвитые, но и высокоантагонистичные общества переднего края. Ниже разные менее развитые, отсталые, смешанные структуры. А глубоко внизу, хотя бы и взаимосвязанные с внешним миром, в том числе с соседями, самыми скудными сделками, но вычерпанные до бесконечности и бесчисленные в своем множестве народности пяти континентов почти неведомое подножие, выделяющее капельки росы или меда, чтобы великие цивилизации удерживались. Насос, который непрерывно перекачивает результаты труда со всей планеты вверх по шлюзам, это различия в уровне производительности труда и в средствах экономических сношений».
В результате, как свидетельствуют материалы Мирового социалистического веб- сайта, уже в 1985 году из каждого доллара доходов в США 52 цента были результатом неэквивалентного обмена со странами «третьего мира». То есть, установись на Земле «справедливый экономический порядок», о котором так любили рассуждать западные политические лидеры в 80-е годы, доходы американцев упали бы более чем вдвое. Но США — вовсе не лидер в этом списке: в крошечном и вроде бы незаметном Люксембурге из каждого франка доходов 86,5 (!) сантима — украдены у стран «третьего мира».
За счет неэквивалентного обмена западные страны получают доходы, позволяющие им щедро субсидировать сельское хозяйство. В результате продукция аграрного сектора развивающихся стран, которые таких субсидий позволить себе не могут, оказывается неконкурентоспособной на мировых рынках, и они лишаются внешних поступлений.
Особенность страны, представляющей собой периферию капиталистической миросистемы, состоит в том, что она зависит от центра, от создаваемой им конкретной формы мирового разделения труда. Она включается в рыночный обмен, но всегда остается зависимой и отсталой. Попытка отдельной страны преодолеть отсталость вне капиталистической миросистемы, несмотря на все ее усилия, приводит лишь к появлению новой формы зависимости.
Украина в составе Российской империи была периферией существовавшей тогда капиталистической миросистемы. После 1991 года Украина вновь стала страной, находящейся на периферии капиталистической системы. Если следовать Борису Поршневу, Украина относится к «разным менее развитым, отсталым, смешанным структурам».
Особенно тяжелое положение наблюдается в Африке. В 80-е годы прошлого века Африка вступила в жесточайший социально-экономический кризис, который после развала социалистического содружества и утраты Западом интереса к африканскому континенту перерос в затяжную депрессию. Последовал резкий спад в промышленности и сельском хозяйстве. Рост производства продовольствия оказался почти вдвое ниже темпов рождаемости и прироста численности населения.
На первый взгляд, с окончанием конфронтации по линии Запад – Восток развивающиеся страны могли бы рассчитывать на то, что их участь облегчится. Но, не тут-то было! В тамильских племенах существует беднейшая каста, название которой стало нарицательным. Ее представителей называют париями,и им отводится участь отверженных. Современный Запад определил на роль париев большую часть человечества. Неожиданно для себя развивающиеся страны оказались в намного более сложной ситуации, чем прежде: их стали цинично именовать варварами.
Что же в этой ситуации предлагает Запад? 9 октября все мы отмечали Всемирный день экологии. Разумеется, было немало выступлений СМИ по этому поводу. Вот одно их них. Британская газета Independent поместила подборку статей, в которых приходит к выводу, что 9 октября стал первым в этом году днем, когда потребляемые человечеством ресурсы превысили способность нашей природы к естественному возобновлению. Земля, как отмечает газета, просто не в состоянии прокормить 6 млрд. человек, сохраняя при этом равновесное состояние природной среды. Наиболее остро это отражается в глобальном кризисе не хватки пресной воды, от которой уже сейчас страдает 800 млн. человек.
Борьба за воду, мрачно пророчествует издание, станет основным конфликтом будущего, и ученые пока не видят способа решить эту проблему техническими методами. Пик дефицита настанет к 2050 году, после чего численность человечества начнет быстро снижаться в результате падения рождаемости и роста смертности от голода и болезней в странах Третьего мира. Только когда она достигнет устойчивого уровня в 2-3 млрд. человек, появится шанс на восстановление природной среды.
Не правда ли, все это до боли напоминает небезызвестного англичанина Мальтуса, который в начале XIX века советовал избавляться от «лишнего» населения посредством голода, эпидемий и войн!? С тех пор прошло 200 лет, а «рецепты» все те же. С одним только уточнением: население планеты должно сократиться за счет Третьего мира. «Золотой миллиард» остается в неприкосновенности. Я уж не говорю о том, что получи ученые средства на исследования, или откажись Запад от сверхпотребления, этих проблем не было бы вообще. Но они есть и будут, пока Соединенные Штаты ежегодно тратят пол-триллиона долларов на военные расходы и насаждают «умными» бомбами и ракетами «западные ценности» по всему миру.
Вопрос состоит, таким образом, в том, что надо предпринять, чтобы преодолеть унизительную для остального мира гегемонию одного, пусть и важного, цивилизационного региона планеты!? Да, монополярный мир, еще не успев сложиться, уже начинает рушиться. Растущее могущество Китая, поднимающаяся с колен Россия, процесс суверенизации «старой» Европы – это признаки того, что в мире происходят серьезные перемены, и не в пользу одного известного государства и его ближайших союзников.
Задача заключается в ускорении этого процесса, в том числе и за счет интенсификации диалога цивилизаций. Мы все разные, это правда. Но как раз понимание этих отличий помогает находить общий язык. Недавно в Гаване прошла XIV конференция стран-участниц Движения неприсоединения (ДН). Неудачи Америки в борьбе за мировую гегемонию, в частности, затянувшаяся и, об этом уже можно уверенно говорить, проигранная война в Ираке, обострение проблемы энергоресурсов и остальных глобальных проблем, в том числе «конфликта цивилизаций», открыли перед Движением новые перспективы. Особенно, с учетом того, что 118-ти странам Движения принадлежит 86% мировых запасов нефти и 44% лесов планеты. Немаловажно и то обстоятельство, что здесь проживает 51% населения планеты.
Главное место в документах конференции заняли вопросы борьбы с бедностью, нелегальной миграцией, расизмом и национализмом. Декларация ДН осуждает любые формы терроризма и отвергает использование термина «ось зла», который так часто любит повторять президент США Джордж Буш.
Нежелание некоторых государств идти на конфронтацию с Вашингтоном не позволило ряду латиноамериканских и других стран представить неприсоединение в нынешних условиях, прежде всего как альтернативу монополярному миру во главе с Соединенными Штатами. Но и без того документы получили вполне определенную направленность. Ведь каждому понятно, кто виноват в бедности целых народов или чьи непродуманные действия привели к разрастанию масштабов терроризма. Поэтому был прав Фидель Кастро, который, оценивая роль латиноамериканских стран в возрождении Движения неприсоединения, отметил, что «новые ветры дуют на этом полушарии».
Не менее важно то обстоятельство, что конференция еще раз показала: представители разных цивилизаций могут находить общий язык в том, что касается их общих интересов. В частности, в противостоянии диктату глобализма.
В отличие от прежних времен, в ДН теперь представлена и наша цивилизация в лице Белоруссии. Выступление и принципиальная позиция по всем основным вопросам президента Александра Лукашенко стали заметным событием в работе конференции.
Теперь важно, чтобы участники Движения неприсоединения столь же дружно, единым фронтом выступали в ООН и других международных организациях. Тогда мир бы скорее узнал всю правду о новейших продолжателях Мальтуса. А от нас зависит, чтобы «новые ветры» задули и в нашем полушарии.
Украина сегодня не является членом ДН. На конференции в Гаване она присутствовала в качестве наблюдателя. В стране сейчас идет острая политическая борьба за выбор внешнеполитической линии государства. Компартия и ряд других политических сил выступают за внеблоковый статус страны. Если внеблоковый статус политической реальностью, Украина сможет впоследствии войти в состав ДН.
Человечество остро нуждается в действительно справедливом миропорядке, в котором не будут места делению на «золотой» и остальные миллиарды. Но зато в этом миропорядке будет место для основанного на взаимопонимании тесного сотрудничества региональных цивилизаций, из которых состоит человечество, и сохранится возможность для движения к обществу практического гуманизма. Важно усвоить, что в мире нет развитых и отсталых наций, высших и низших цивилизаций, продуктивных и непродуктивных культур. Каждый народ занимает в современном мире свою нишу, создавая общую гармонию и внося свой неоценимый вклад в развитие всего человечества. Только на пути развития этих начал можно рассчитывать на лучшее будущее складывающейся планетарной цивилизации.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |