Лефт.Ру |
Версия для печати |
С некоторых пор ловлю себя на том, что чувство юмора, которое помогает человеку в самых трудных ситуациях, меня покидает. Право, уже не до смеха. К примеру, недавно в солидных европейских изданиях, в том числе в британском Daily Mail, опубликованы фантасмагорические данные о нашей стране. Пишут об этом "цивилизованные СМИ" с заметной нотой паники. А суть в том, что за три недели не менее 300 тысяч граждан Молдовы подали заявления в соответствующие органы соседней страны на получение румынского гражданства.
Страхи Европы понятны: она стоит перед перспективой мощнейшей волны эмигрантов, которую сама организовала, а теперь от нее страдает. "Открытое общество" хочет стать, как в старые добрые времена, закрытым. А какова перспектива у нас, "страны перехода"?
Недавно запрутская "сестра" (которую еще называют "мамой"), выкинула очередной фокус. Открыла ударный месячник румынизации молдаван, активизировав сбор заявлений от всех желающих стать румынскими гражданами. Затеяла пиар-супермарафон, дабы продемонстрировать румынский дух бессарабцев, коими называют в Бухаресте жителей Республики Молдова, и напугать противников панрумынского единения. И вот вице-консул Румынии в Молдове Лучиан Стэника сообщил "миру и городу" (Кишиневу) результаты бухарестского эксперимента: "Мы получили приблизительно 300 тысяч конвертов. В некоторые из них вложено более одного заявления, поэтому общее число обратившихся за получением гражданства может быть гораздо выше этой цифры. И это... получено только за три недели. Несколько месяцев назад число заявлений не превышало 100 штук в месяц". Эхо от этой новости грохнуло аж в Англии.
Три недели тысячи ополоумевших людей штурмовали румынское посольство в молдавской столице, в почтовых отделениях сбивались в жуткие очереди, бланки заявлений (оказавшиеся в конечном итоге фальшивками) распродавались из-под полы, а запрутские дипломаты усиленно делали вид, что они здесь совершенно ни при чем.
Чем же объяснить эту взбухшую, как тесто на дрожжах, "охоту к перемене мест"? Очевидно же: вал заявлений объясняется стремлением их подающих не стать румынами, а как можно быстрее "свалить" из страны проживания. Родиной я ее в данном случае называть отказываюсь, потому что от родины с таким вожделением, высунув язык и задрав штаны, нормальные люди не бегут. Ведь, по сути, это – бегство кроликов в пасть европейскому удаву. В Великобритании с глубокой тревогой констатировали: "Порыв к румынским паспортам подтверждает, что очень большое число граждан Молдовы определенно намеревается мигрировать в Евросоюз". А на пути к химерическому счастью надулся, разинув алчную пасть, запрутский удав.
Одно из двух: то ли мы живем в совсем ненормальной стране, то ли подавляющая часть еще способного "дергаться" населения окончательно сбрендила. Вот еще одна новость, нас в этом смысле касающаяся, которая на прошлой неделе пришла из Румынии, примеряющей парадный мундир к торжественному приему в Евросоюз. Не успели стратеги ЕС ввести в свои стройные ряды страну, которая до евроинтеграции явно не дозрела, как и в ней вовсю проявился синдром "молодой Европы". Замечено: едва страна вступает в "свободный мир", как тотчас же все кто может, в первую очередь молодежь и все трудоспособное население, сбегают из нее на Запад. Так произошло, к примеру, в Польше и в Балтии.
И вот, оказывается, в Румынии тоже остаются без населения целые административные единицы. На минувшей неделе румынская пресса сообщила о возрастающем стремлении молдаван работать за Прутом, выдавая это за достижение страны, без пяти минут принятой в ЕС. А речь-то идет о катастрофическом обезлюдении исконного “румынского пространства”. Префект Ботошанского уезда Кристиан сообщил, что уезд оказался практически без жителей, потому что все они работают в Италии и Испании. Взамен им ввозится дешевая бессарабская рабсила. "Частные фирмы нанимают сотни рабочих из Республики Молдова в связи с тем, что они выполняют работу быстрее и за меньшую плату, – поведал префект, уточнив, что это – "самое главное".
Румыния по уровню проведения реформ бежит "впереди Европы всей", но по социально-экономическому развитию мало отличима от Молдовы. Так что молдавских гастарбайтеров ждут за Прутом работа, трудовые отношения и оплата труда, сопоставимые с таковыми в Молдове. Разница лишь в том, что за Прутом им хоть какую-то работу предлагают, а на родине ее нет ни в каком виде.
По данным 2004 г., 273 тыс. людей с молдавскими паспортами легально уехали за границу. Среди таковых более 50% – в Россию, 20% – в Италию, 3,9% – в Румынию, 3,5% – в Португалию. Теперь, по изложенным причинам, процентное соотношение меняется в пользу "запрутской сестры". Люди, обзаводясь румынскими паспортами, рассчитывают прорваться в Европу, но реально им светит только рабский труд в "братской стране", входящей в роль этакой европейской метрополии, опекающей колониальную Молдову.
Общая численность молдавских "перемещенных лиц", ищущих работы и счастья за рубежом, неведома никому. Официальные данные безбожно занижены – примерно так же, как уровень безработицы. Пожалуй, добрая половина "экономически активного населения" Пруто-Днестровского междуречья (население ПМР в эти подсчеты не входит) скитается за ближними и дальними "буграми". Косвенно масштабы "трудовой эмиграции" молдаван можно представить по легально присылаемым в страну суммам заработков за рубежом. По докладу МВФ полугодичной давности, доля денежных переводов в ВВП Молдовы возросла с 5% в 1996 г. почти до 25% в 2003 г. Такой уровень недостижим для большинства стран мира, СНГ, Центральной и Восточной Европы. В 2005 г. переводы от работающих за рубежом молдаван составили $475 млн – на 43,1% больше, чем в 2003-м. Все это показывает бешеное нарастание процесса. Эксперты называют от 0,5 млн гастарбайтеров до 2 млн и более. Предполагается, что от 0,5 до 1 млн молдаван трудятся в России и до 1-1,5 млн – в дальнем зарубежье. У нас уже есть целые села, жители которых, за исключением старых, малых и безнадежно больных, "пашут" в России, Греции, Италии, Португалии.
В докладе МВФ и других трудах "международных институтов" скитаниям гастарбайтеров придан немалый позитивный смысл. Не раз отмечалась "уникальность опыта Молдавии в области трудовой миграции", подчеркивалось, что миграция молдавской рабочей силы продолжилась и после "отмеченного в республике существенного экономического подъема,"и по сути признавалось, что пресловутый "подъем" – следствие "свободы", заставляющей людей скитаться по белу свету.
Корысть глобализаторов понятна. Им выгодно разрушение государственных границ, мешающих либеральным планам, низведение роли национальных государств к минимуму, а затем и к чистой декорации. Это называется "свободным перемещением инвестиций, товаров и рабочей силы". Они ведут мир к тому, чтобы единственным владыкой в нем стал Капитал, которому будет принадлежать реальная власть – вся и везде. А на местах должны править марионетки, послушно проводящие линию на аннигиляцию своих государств.
Судя по всему, в Молдове господа из МВФ и ВБ близки к цели. Но глобализаторы, которые пекутся, конечно, не о счастье молдавских граждан из разделенных и разрушенных "трудовой эмиграцией" семей, а об интересах "золотого миллиарда", считают недопустимым, чтобы из-за "краткосрочных выгод для молдавской экономики" от денежных перечислений с чужбины "откладывалось проведение эффективных реформ". Сказано с исчерпывающей прямотой. Прями-таки классическое: "Цели ясны, задачи определены".
А какие цели преследуют исполнители западной воли в Бухаресте? Этих целей три. Первая: войти в "свободный мир", чтобы капитализм как перспектива стал необратимым. Ведь здесь, как на всем постсоциалистическом пространстве, правят те, кто сказочно обогатился на разрушении социализма и разграблении накопленного им народного достояния. Это они, ограбившие большинство населения, стремятся выдать свой порядок за справедливый, демократический и цивилизованный, а главное, сделать его надежным и вечным. В этом реформаторы "стран перехода" находят полное понимание у еврогоспод, которые, уверяю вас, отлично сознают, что частная собственность – преступление, что капиталистический рынок – синоним несправедливости и эксплуатации, но еще лучше они понимают, что надо всеми способами добела отмывать этого "черного кобеля".
Вторая цель официального Бухареста – поправить дела страны за счет евроинтеграции. Что называется по-румынски la degeab, а по-русски – халявой. То есть на дармовщину, за счет нового "старшего брата". Иначе Румынии грозит экономическая катастрофа и социально-политический взрыв. Тогда будет сложно не то что сохранить за собой награбленное, но и спасти шкуру. Замена сбежавших из Румынии трудяг бедолагами, сбежавшими из Молдовы, – из ряда подобных забот. Заодно подтверждаются откровения запрутских унионистов о том, что им не требуются бессарабские мозги, но нужны бессарабские руки и бессарабская земля.
Это и есть третья цель. Вообще-то она первейшая в стране, "элита" которой одержима панрумынизмом. Но ныне шовинистическую суть принято маскировать под демократию и евроинтеграцию. Иначе в Европе брезгливо поморщатся и чего-нибудь не дадут. Вот почему нам так трудно отличить, где кончается агитация за демократию и, извините, гуманизм, а где начинается оголтелый унионистский арапинизм.
Тем временем в Кишиневе бойко торгуют изданием "Monitorul Oficial al Rom`niei", в котором публикуются списки тех, кто удостоен румынского гражданства. Замысел прост, как мычание: когда число молдаван, ставших по паспорту румынами, достигнет критической массы, эта цифра заменит необходимый в подобных случаях референдум. Референдумов и в Молдове, и в Румынии боятся, как огня. Знают кошки, чье мясо съели... Таким манером Молдова не просто станет румынским владением автоматически – об этом можно будет открыто и с помпой объявить. О чем пока вслух не говорится, хотя своих действий унионисты с обоих берегов Прута не скрывают. Вслух же говорится о "помощи" Бухареста в евроинтеграции Молдовы и о том, что "два румынских государства должны совместно продвигаться в ЕС".
Но что нам запрутский арапинизм, когда мы захлебываемся в собственном? Полистайте такие издания, как еженедельник "Коммунист" и подчиненный ему комсомольский "Пульс" – и перед вами откроется картина сплошной ирреальности. Такое впечатление, будто приборы типа цветосинтезаторов изо дня в день фиксируют пульсацию шизофренического сознания, окрашенного в розовые тона...
Прежде всего это, конечно, исчерпывающая правота воронинского курса в любом его направлении, проявлении и мгновении, вплоть до президентского чиха. Затем, разумеется, неуклонные успехи – экономические, социальные и все прочие – страны, которую ведет прямиком в светлое будущее президент со своей уникальной партией. Страны, из которой в панике разбегается население. Правда, об этом упомянутые издания не пишут. Колоссальное впечатление оказывает на зависть успешное соединение несоединимого пиарщиками от воронинщины. К примеру, славословия Великому Октябрю, "традиции революций" – и признательность Европарламенту, Европейскому банку, господам из МВФ, генералам НАТО. Одновременная верность социализму и капитализму. Замшелая, стократ обличенная еще при советской власти "заседательская суета" в ПКРМ, коей забиваются страницы "Коммуниста", – и яростное обличение формализма на тех же страницах. Я уж не говорю о том, как эти газеты правящей партии, "переделившей награбленное", бойко пишут насчет борьбы с коррупцией и внимания к нуждам народа... Но как ловко: комсомольская газета славит Че Гевару и Уго Чавеса, приветствует успех в Никарагуа Даниэля Ортеги, обличает Тони Блэра, радуется проигрышу Джорджа Буша, громит американских агрессоров и империалистов всего мира, – а ее шефы с коммунистическими партбилетами демонстрируют образцы подобострастия к тем и другим, сохраняя полное молчание насчет социалистических свершений Кубы и Венесуэлы, победы Ортеги и поражения Буша...
10 ноября "Пульс" поместил на первой странице сущий перл: "История циклична и революции, в новой форме, регулярно повторяются. Последние инициативы президента Владимира Воронина тоже можно квалифицировать как революционные. Переход от стабилизации в экономике и социально-политической обстановке требует радикальных, реформаторских методов. А что это, если не революция?".
Экий незамутненный наивняк. Право, жаль, что нет Книги рекордов Гиннесса, фиксирующих шедевры чуши. Вполне понятно желание юных подручных безукоризненно вылизать шефа, и тем не менее, даже выполняя свой долг, нельзя так безбожно путать все на свете. Недорабатывают товарищи коммунисты, не просвещают свою "молодую гвардию" в теории и политике. Не научилась она отделять мух от котлет и революции от реформ.
Бытие определяет сознание – эту непреложную истину словом и делом подтверждают воронинцы. Абсурд бытия ведет к абсурду в сознании, а "разруха в головах" обеспечивает плачевнейшее развертывание событий. Идеологический винегрет и безудержное вранье в псевдокоммунистических СМИ объяснимы нарастающей катастрофой страны. Всем известно, что ссора с Москвой привела к обрушению виноделия, а с ним, по сути, последних очагов реальной экономики. Остались налоги и торговля, но торговля скоро станет односторонней – полный ввоз и никакого вывоза. По итогам января-сентября с.г. дефицит внешней торговли Молдовы достиг $1,1 млрд, что на 35,8% больше, чем в прошлом году. Причем дефицит возрос в торговле не только с Россией, но и с Украиной (союзник по ГУАМу), со странами Евросоюза, Центральной и Восточной Европы.
А по уровню инфляции Молдова вышла на первое место в СНГ. Одновременно установлен еще один рекорд – в спаде транспортных перевозок. Это – последствие "приднестровской блокады", плавно переросшей в самоблокаду Молдовы. Наконец, впервые за последние три года сократился объем сельскохозяйственного производства. Я не знаю, как МВФ в будущих отчетах о состояние дел Молдовы умудрится нас хвалить, не завравшись окончательно.
Возможно, кто-то связывает с унионизацией надежды на лучшую жизнь в лоне "родины-мамы", ставшей "европейской нацией". Но это не более чем пропаганда. Кто же не знает, что Румыния способна лишь дограбить и дорушить то, что у нас еще уцелело или лежит на боку. Честно говоря, я плохо представляю себе, как может быть легитимно осуществлена уния. Евросоюз даже в отдаленной перспективе не планирует включить в себя Республику Молдова. Если Румыния решила поглотить Бессарабию, она ставит себя вне ЕС. Да и время истекает: если уния не состоится до Нового года, это будет означать, что ее не будет вообще.
Думаю, Румынию будут вытягивать из болота "демократических реформ" усилиями европейских стран, взявшихся за этот "гуж". А Молдова остается при своих интересах, голой на ветру и по-прежнему "на перекрестке всех бед". И новые беды не заставят себя ждать.
Хотел бы напомнить, что, помимо Москвы и Бухареста, интересы в нашем регионе отчетливо проявляет Анкара, у которой есть собственные исторические комплексы и амбиции. Покуда Турция стремится "всунуться" в ЕС, не будучи европейской страной во всех смыслах, она скрывает свои имперские вожделения, но не забудем о сильнейших позициях в этой стране пантюркизма, с претензиями на ведущую роль в тюркском мире и восстановление Османской державы.
Но дело не только в этом. Когда Молдова (в ее сегодняшнем жутком состоянии) станет "буферной зоной" между Евросоюзом и прочим миром, сюда, в обезлюдевшее и ослабленное пространство, хлынут те, кто стремится на Запад из современного "Дикого поля". Курды, чеченцы, азербайджанцы, афганцы, представители (не лучшие!) десятков других народов чуждой, в основном исламской, культуры очень быстро перекроят этот край по своим лекалам, радикально изменят этнодемо-графическую и финансово-экономическую ситуацию. И тогда нынешние полуфеодальные отношения на селе будут вспоминаться ностальгически, потому что им на смену придет деспотия восточного типа, чистопородное "богдыхамство". Предпосылки таких "реформ" мы давно видим, глядя на то, что происходит на рынках, кто там задает тон, кто "крышует" и кто отстегивает власти крупные куски "уторгованного" из наших нищих карманов.
А альтернативы нет. Она была и при Снегуре, и при Лучинском, но Воронин ее растоптал. Он донельзя испортил отношения с Россией, которая исторически не раз спасала этот край именно от описанной перспективы, от богдыхамства. А гуамовский статус Молдовы превращает ее в средоточие антироссийских сил, в первую очередь с Кавказа, Центральной и Передней Азии, т. е. с сильнейшей исламской составляющей.
Понять, что восстановление отношений с Россией – единственное теперь спасение, способен и дурак. Не случайно на прошлой неделе "антрополог свободы" Марк Ткачук был замечен в Москве суетливо бегающим в районе Кремля. Он даже имел встречу уровнем "ниже среднего" в МИДе. Но, как в стихотворении: "Знак ГТО на груди у него – больше не знают о нем ничего". Кто станет всерьез говорить с советником опозорившего себя и свою страну президента? Даже если Марк приедет в белокаменную со своей археологической лопатой, – то, что зарыли они вдвоем с Ворониным, теперь и целый отряд археологов не откопает. Легче закопать Бедоносца со всей его обслугой. Что, полагаю, не исключено, по крайней мере в политическом смысле.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |