Лефт.Ру |
Версия для печати |
Британским “мудрецам” от политики и СМИ никогда еще так не везло, как с нынешним “чадро-гейтом” (имеется в виду высказывание министра Джека Строу о том, что он хотел бы снять чадру с обращающихся к нему за помощью мусульманских избирательниц). Тысячи дюймов печатных колонок были возложены на алтарь шести квадратных дюймов ткани. Если учитывать, что все остальные новости такие скучные - катастрофические войны в Афганистане и Ираке, катастрофические эффекты всемирного потепления и все ухудшающееся состояние основных услуг, предоставляемых населению государством, - то комментарии Джека Строу о чадре наконец-то позволили многим “акулам пера” заработать себе на хлеб.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Особенно когда с трудом скрываемое презрение трясущихся от ненависти журналистов и самозваных политиков выливается на улицы. Председатель Комиссии то Расовому Равноправию Тревор Филипс хотел бы, чтобы мы поверили, что это мусульмане представляют собой бомбу замедленного действия, готовую взорваться, предупреждая о возможности повторения уличных беспорядков 2001 года, но вот вам небольшое обозрение того, как “толерантная” Британия ведет себя, когда можно снять свои бархатные перчатки:
В тот день, когда Строу изъявил свое болезненное желание посмотреть на лица закрытых чадрой мусульманских женщин, в восточном Лондоне на мусульманку напали и сорвали с нее чадру. С жительницы Ливерпуля на автобусной остановке пожилой белый мужчина сорвал головной платок, а молодая мусульманка в платке в районе, избравшем мистерса Строу своим парламентарием, подверглась словесным оскорблениям группой молодых людей. 15 октября имам Мохаммед Шамсуддин из Глазго, 53 лет, был жестоко избит людьми, ворвавшимися в его мечеть. Десятки подобных инциндентов происходят ежедневно по всей стране.
Так напомните нам, Тревор и Джек, кому это у нас трудно вести себя нормально при столкновении с чем.-то слегка другим? Несмотря на весь треп о недостатке интеграции, эти женщины в чадре шли на встречу со своим политическим представителем. Многие ли из нас знают даже имена своих депутатов, не говоря уже о том, чтобы обращаться к ним за помощью?
Мы не равны в этой дискуссии. Мистер Строу выступает с позиции власти и должен принять на себя ответственность, которую эта власть с собой несет. Даже если он “не имел в виду ничего плохого”, неужели он всерьез ожидал, что подобный “дебат” останется цивилизованным, опустившись до примитивнейших мещанских мерил? Как молодаыа мусульманка, могу отметить, что мусульмане очень любят хорошую дискуссию – но с сохранением уважения и терпения. Истеричный цирк в СМИ только лишь возвращает нас в исходную точку.
Мистер Строу имеет право на свои личные взгляды, но когда он входит к себе в офис, он становится слугой народа, который обязан отвечать на нужды своего электората. И это не его дело, считают ли они нужным закрывать свои лица.
А пока нас занимали навязчивые идеи о чадре, бывшему члену Британской Национальной партии были предъяавлены официальные обвинения в суде – у него было обнаружено самое большое количество химикатов, предназначенных для изготовлениыа взрывчатки, которое когда-либо было найдено в Британии. В новостях мы этого почти не увидели.
Так почему же дома этого “террориста”, Роберта Коттаджа и его подручного, Дэвида Болуса Джексона не были штурмованы сотнями вооруженных до зубов полицейских? Почему в суде против них применили старый закон времен королевы Виктории, а не наши хваленые “необходимые”, с иголочки новые антитеррористические акты? Почему этот заговор отечественного Тимоти Маквея не получил заслуженного им освещения в британской и международной прессе? Слишком много вопросов. Слишком много очевидных ответов.
В октябре я побывала на демонстрации фильма «Бамако» замечательного африканского режиссера Абдеррахмана Сиссако.Фильм этот снят в скромном дворе малийской семьи, где представители африканского гражданского общества выносят свой приговор Всемирному Банку и грабежу Африки МВФ. Сиссако в течение 9 дней снимал “судебный процесс”, различные роли в фильме – импровизированном, без сценария – играли адвокаты обеих сторон и африканцы, ведущие кампании протеста. Они дали свидетельские показания о разрушительных эффектах глобализации, приватизации их природных ресурсов, таких, как вода, нагнетании страха “войной с террором”, которая используется как предлог для доминирования в мире; о господстве кучки над большинством, о том, как богатые нации уничтожают бедных, заявляя одновременно о том, что они делают добро, и о жестоком замкнутом круге международных долгов.
Во время увлекательной дискуссии после просмотра фильма- с Сиссако, с драматургом и критиком Бонни Грир и с радиоведущим Кваме-Квеи Арма- из аудитории поднялся красноречивый ганец и сказал (я пересказываю своими словами): “Давно пора обратить внимание на страдания Африки, потому что если вы думаете, что террористическая угроза сегодня велика, то вы даже не представляете себе, что вас ждет. Целое поколение молодых разочарованных африканцев ощущают, что мир ограбил их и выбросил на обочину, и они готовы восстать”.
Ежедневно один только СПИД уносит в Африке столько жизней, как в 2 “11 сентября”. Ничто не является таким превосходным горючим для «насилия и террора», как бедность и несправедливость. Если проблемы Африки сегодня кажутся многим из нас не касающимися нас, удаленной от нас реальностью, то слова этого джентльмена из Ганы должны послужить для нас сигналом для пробуждения.
Оригинал опубликован в журнале "Catalyst" (November - December 2006, p.3)
Перевод Ирины Маленко
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |