Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Роджер Бурбах
Зверства генерала Августо Пиночета и Соединённые Штаты

11 сентября 1973 года в Сантьяго я видел летящие над моей головой чилийские реактивные самолёты. Спустя мгновение я услышал взрывы и увидел столбы дыма в небе – это горел президентский дворец. Сальвадор Альенде, законно избранный президент Чили погиб во дворце.

Смерть Августо Пиночета навеивает мне, как американцу, воспоминания о военном перевороте и той роли, которую сыграло американское правительство в насильственном свержении Альенде. С момента избрания Альенде президентом в сентябре 1970 года, администрация Никсона начала против него тайную кампанию. Генри Киссинджер, тогдашний советник по национальной безопасности заявил: «Я не вижу причины по которой мы должны спокойно смотреть на то, как эта страна из-за безответственности своего народа становится коммунистической». Через несколько недель, поддерживающий конституционалистов глава армии, генерал Рене Шнайдер был убит во время неудачной попытки сорвать инаугурацию Альенде.

В течение последующих трёх лет поддерживаемые США террористические группы взрывали и разрушали государственные железнодорожные линии, электростанции и ключевые дорожные соединения с целью создания беспорядка и остановки нормальной жизнедеятельности государства. В соответствии с приказом Никсона цель состояла в том, чтобы «заставить экономику кричать». Американские корпорации, такие как IT &T также участвовали в дестабилизации страны.

В разгаре этой борьбы за контроль над Чили, Альенде упрямо настаивал на сохранении демократических институтов страны. Он пользовался широкой народной поддержкой даже в период угасания власти правительства, когда экономика еле волочила ноги и все считали, что конфронтация неизбежна. Я никогда не забуду последнюю крупную демонстрацию 4 сентября 1973 года, когда Аламеда, большой проспект в центре Сантьяго был заполнен десятками тысяч людей, желающих пройти к президентскому дворцу, на балконе которого, приветствуя толпу, стоял Альенде. Это не походило на митинг, на который правительство сгоняет людей из пригородов и сельской местности. Эти люди вышли на улицу из глубокого чувства долга, веры в правительство, которое они готовы защищать до конца.

Вследствие переворота было уничтожено более трёх тысяч людей, в числе которых были два моих американских друга – Чарльз Хорман и Франк Теруги. Зная об этих зверствах, Соединённые Штаты поспешили поддержать военный режим, вновь открыв кран экономической помощи, закрытый при Альенде. Когда родственники Хормана и Теруги обратились с запросом касательно их исчезнования и смерти, американское посольство и Государственный Департамент вместе с военной хунтой заблокирали расследование обстоятельств дела. Через четыре недели после переворота я бежал из Чили назад в Соединённые Штаты, чтобы сделать всё вомзожное для осуждения преступлений Пиночета и моего правительства.

В 1988 году я вернулся в Чили на выборы, в результате которых после 17 долгих и жестоких лет Пиночет был лишён власти. Но ещё в течение восьми лет его чёрная рука угрожала Чили, поскольку он продолжал оставаться главнокомандующим армии. В конце концов, в результате эффективной работы международного правозащитного движения, Пиночет был задержан в Лондоне в октябре 1998 года и обвинён в преступлениях против человечности. Спустя сто дней он был выслан в Чили якобы по причине проблем со здоровьем. Чилийский суд во главе с Хуаном Гузманом приготовился к защите от праворадикальных сторонников генерала и военных, лишив Пиночета иммунитета от судебного преследования, который обеспечивался ему статусом пожизненного сенатора, который он даровал себе после ухода из армии.

По ходу судебного разбирательства начали всплывать новые подробности о причастности США к перевороту и репрессиям. Особенно это касается расследования роли Киссинджера. Чилийские суды пытались заставить Киссинджера дать свидетельские показания, но американское Министерство Юстиции оказалось от сотрудничества. Французские суды также издали указы о допросе Киссинджера, дав ему понять, что Пиночету не удастся избежать международного судебного разбирательства. Неудивительно поэтому, что Киссинджер написал статью в Foreign Affairs, в которой порицал использования судами принципа «универсальной юрисдикции» для привлечения нарушителей прав человека к ответственности.

Президент Чили Мишель Бачелет, чей отец умер в тюрьме во время правления Пиночета, отказалась организовывать государственные похороны экс-диктатору. Во время его погребения будут играть только военный оркестр. Эдуардо Контрерас, чилийский юрист, занимающийся правами человека, заявил, что «Пиночет должен быть похоронен как обычный преступник», и добавив, - «Диктатор умер 10 декабря в Международный день защиты прав человека, как будто само человечества избрало особый момент для вынесения окончательного приговора, оно сказало диктатору «хватит».

Похороны Пиночета совпадают с расследованием преступлений против человечности, совершённых администрацией Буша, которые даже более ужасающи, чем преступления бывшего чилийского диктатора. Насмешка истории в том, что Пиночет умер в день последнего рабочего дня Дональда Рамсфельда в качестве министра обороны. Как и Киссинджер с Пиночетом, Рамсфельд может провести остаток своей жизни, пытаясь избежать преследования национальных и международных судов. Одиннадцать иракских заключённых Абу Грейба и арестованные саудовцы в Гуантанамо подают иски в немецкие суды против Рамсфельда и других американских военных и гражданских должностных лиц, включая Генерального Прокурора США Альберто Гонсалеза. В прошлую пятницу, когда Рамсфельд выступал с прощальной речью перед своими коллегами в Пентагоне, адвокаты из Американского Союза Гражданский Свобод заявили в федеральном суде Вашингтона о том, что Рамсфельд и трое высших военных должностных лиц должны быть привлечены к ответственности по делу пыток иракских и афганских заключённых.

Дело Пиночета сформировало новое поколение правозащитников и юристов. Они делают всё, чтобы остановить безнаказанность должностных лиц, включая американских гражданских и военных руководителей, замешанных в государственном терроризме и нарушениях прав человека, не соблюдающих нормы международных договоров, таких каких Женевские конвенции.

Рожер Бурбах является директором Центра исследования Америк (CENSA), а также читает лекции в Институте Международных Исследований Калифорнийского Университета, Беркли. Вместе с Джимом Тарбелом он написал книгу «Имперская заносчивость: Джордж Буш и надменность империи». Его последняя книга: «Дело Пиночета: Государственный терроризм и глобальное правосудие»

Оригинал опубликован по адресу: http://counterpunch.org/burbach12112006.html

Перевод Кирилла Гольцмана



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100