Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Рука рынка на нашем горле

"Не должно быть ни тяжкой бедности среди некоторых граждан, ни, в свою очередь, чрезмерного богатства, ибо бедность и богатство взаимно порождают друг друга". Так сказал в V веке до нашей эры Платон – личность, которую, надеюсь, представлять не надо. Античный мыслитель посчитал нужным донести до сограждан элементарную истину, которая по сей день оказывается недоступной иным умам. Помнится, коммунист-оппозиционер Владимир Воронин, зовя очарованную публику "вперед, в социализм", приводил в пример китайскую компартию, которая внесла в свою программу цель "построить общество богатых людей". Прошло время, и именно на примере Китая стало видно, как богатство порождает бедность и наоборот. В Поднебесной появился класс скоробогатых и очень скоробогатых, однако бедность не снизилась, а лишь приобрела уродливые формы: чуть не каждый бедняк хочет стать богатым собственником. А богатые собственники рвутся во властелины мира. Всю страну охватила жажда владеть и потреблять... Партбонзы перераспределили между собой так называемые госпредприятия, а простых китайцев иностранные инвесторы эксплуатируют не хуже средневековых мандаринов. Даже публичные расстрелы не помогают в борьбе с коррупцией, которая разъедает "социалистическое общество" Китая с неменьшей силой, чем эпидемия "шикарной жизни", которую, увы, не запретить...

Модерн, пропахший нафталином

Ныне в воронинской партии власти стало модным рассуждать о европейских левых идеях. Этот "винегрет коровы с редькой" был внедрен в "красную" пропаганду как составная часть евроинтегральной идеи. Недавно было объявлено о вступлении ПКРМ в Левую европейскую партию. Я уже писал как-то, что западные левые –  хуже правых, среди них обретаются такие вурдалаки, как Хавьер Солана и Тони Блэр. Понятно, что, якшаясь с "леваками" из ПАСЕ, хорошему не научиться. Это просто физически ощутимо по отвратительному лицемерию и примитивной лжи, которой пропитаны нынешние еженедельник "Коммунист" и квазикомсомольский "Пульс".

Молдавским коммунистам, беззаветно верившим Владимиру Николаевичу, под маркой "обновления" теории и практики грубо навязали изъеденные молью образцы реформизма и ренегатства, осужденные еще основоположниками научного коммунизма и последующими поколениями марксистов.

Что такое "друзья народа"

Кому же не известно, что революционный марксизм, определяющий доктринальную суть любой компартии, – он в том, чтобы переустроить жизнь на справедливых, разумных, нравственных началах, устранив эксплуатацию одними людьми других и, соответственно, классовые антагонизмы. Ренегаты типа эсдеков и прочих "друзей народа" от переустройства мира отказались, они хотят лишь "улучшить мир", не затрагивая того, что и определяет несправедливость, эксплуатацию и прочие мерзости "рынка". То есть не обижая мироедов, эксплуататоров и грабителей, превращающих жизнь большинства людей в несчастье. Но такое "улучшение" в принципе невозможно, а оппортунистам остается лишь лгать и фарисействовать, служа тем, кто платит. Вот эту "обновленную" доктрину с подачи антропологических советников навязал президент Воронин своей партии и всей стране.

Что касается экономического уклада и социального бытия, которые под лозунгами "вхождения в цивилизованный мир" спроворили Владимир Николаевич и другие наши "друзья народа", то они идеально подпадают под  определение Карла Маркса: "Абсолютное лицемерие и варварство, присущие буржуазной цивилизации, остаются скрытыми от наших глаз, перемещаясь со своей родины, где они предстают в респектабельном виде, в колонии, где разоблачают себя".

Преданная очевидность

О колониях, может быть, в другой раз, а сейчас следует разобраться в тех основах, от которых отказались "друзья народа". Поражает, как демократы, а теперь вот и воронинцы, называющие себя коммунистами, злобно открещиваются от подлинных, а не мнимых, не выдуманных "общечеловеками", а извечных и универсальных ценностей. Требование справедливости, стремление устроить жизнь на братских, разумных и нравственных началах никогда и нигде злом не считались, пока не появилось клеймо "коммунизма", якобы олицетворяющего это самое зло. Возьмем ли мировые религии, включая учение Христа, или заглянем в эпос и сказки любого народа, или переберем мировое литературное наследие – повсюду найдем единый взгляд, включающий осуждение несправедливости и требование жить по совести.

Что же считать справедливым и что – несправедливым? И на этот счет расхождений в глобальной духовной культуре нет. Богач повсюду выступает эксплуататором, каков он и есть, а тот, кто в поте лица добывает хлеб свой, – несправедливо притесненным, "униженным и оскорбленным". Легко понять, что править миром должен труд, а не капитал, не мошна, не финансовые комбинации. Гегемоном, как и требует марксизм, положено быть тому, кто создает основные средства для существования общества – пахарь, горняк, лесоруб, металлург, строитель. Неправильно это, когда условия жизни диктует тот, кто торгует готовым продуктом, присваивая львиную долю прибыли, произведенную не им; кто спекулирует товарами, сколачивая капитал, по сути, из ничего, из мошеннических правил игры;  кто считает деньги и пускает их в рост, наживаясь за счет других, опутывая их долгами; кто продавливает задом кресло, командует, часто не разбираясь в том, чем командует, и при этом живет лучше, чем тот, за счет пота которого он живет. И так далее.

Кто должен быть "равнее"

Конечно, торговля, банковское дело, управление – полезные и почетные занятия, но кто сказал, что они главнее производства? Или всякий труд почетен – и должен достойно вознаграждаться, – или, если есть более почетные виды труда, то это не торговля, не банки и не бюрократическая машинерия. Банкир или торговец в роли хозяев жизни, пользующихся львиной долей добытых всем обществом благ, – это примерно то же, что, скажем, сантехник или подметала, распоряжающийся огромным цехом, в котором трудится масса людей, а он присваивает результат и решает, кому сколько заплатить. Так что одно из двух: либо надо организовать жизнь – через производство, обмен и обслуживание – так, чтобы не было ни богатых, ни бедных, ни тех, кто "выше", ни тех, кто "ниже" по законам курятника. Либо, если это невозможно, то главнее должен быть тот, кто, трудясь, производит, а те, кто обслуживает производство, должны знать свое подчиненное место.

Любой, кто в здравом уме, должен согласиться, что жизнь устроена совершенно несправедливо и ее порядок надо радикально менять. Иное дело – далеко не каждый согласится что-то менять, потому что есть много любителей ловить крупную рыбу в мутной воде нынешнего жизнеустройства – и мало охотников бороться с обстоятельствами, к которым они стремятся приспособиться. Это и есть оппортунизм.

Кто хочет крови

Но время от времени жизнь заставляет взяться за ее переустройство, иначе она принимает совершенно идиотские, жестокие, подлые и нетерпимые формы. Эти преобразования не под силу никаким реформаторам и реформистам. Когда чаша терпения переполняется, происходят революции, подымается угнетенная, голодная и оскорбленная несправедливостью масса. И тогда, как правило, обильно льется кровь, – порой лишь для того, чтобы лжецы и фарисеи всего мира в очередной раз повесили вину на коммунистов, будто бы устроивших революцию. В то время как ее организовали эксплуататоры – незаконные "хозяева жизни". Это их "незримая рука рынка" схватила нас за горло и не только не отпускает, но и сжимает все сильнее. Так что выхода нет – или быть задушенным, или попытаться задушить душителя.

Теперь перейдем от общих рассуждений к тому, какова наша жизнь – здесь и сейчас, на шестом году правления якобы коммунистов во главе с якобы лидером коммунистов – словом, власти "друзей народа", которые "развивают рыночные отношения".

Что написано пером

Что Воронин обещал избирателям возродить социализм (общество социальной справедливости), при этом не обидев ни крестьянина, ни рабочего, ни пенсионера, ни безработного, ни даже бизнесмена, – хорошо известно, как бы правящая партия от своего наследия ни открещивалась. Начиная с создания ПКРМ ее лидер все увереннее и убедительнее распинался на сей счет. Кроме газеты "Коммунист", которая существует в подшивках 1996-2001 гг. и далее, кое у кого из веривших воронинцам сохранились агитационные листовки тех лет. Наконец, есть бессмертный труд В. Воронина, названный "Прорыв", – хотя в нем была максимально приглушена радикальная составляющая программы ПКРМ и ее дел, все-таки, как говорится, что написано пером – не вырубишь топором.

История ренегатства ПКРМ, инициированного ее лидером, банальна донельзя. Такими идейными предательствами и обманами граждан полным-полна мировая история. Став президентом, Воронин заявил, что строить социализм в Молдове "уже поздно" и "невозможно". Но сначала, будучи на политических смотринах в США, он уверил "товарищей из вашингтонского Политбюро", что возрождать социализм не будет и не собирался. Даже, дескать, поддержавшие ПКРМ избиратели "голосовали не за социализм, а за стабильность". Есть пословица о том, что нет веры единожды солгавшему. Воронин тогда солгал дважды – избирателям, в том числе из своей партии,  и западным боссам. Или, если он действительно затеял "социалистический проект" ради власти, заведомо "кидая" граждан, как наперсточник или как "друзья народа", – тогда весь его путь к ней был цепью массовых и чудовищных обманов. Впрочем, теперь это уже неважно.

Авторитарный либерализм

Воронинцы – большие доки по части изобретения всяких нелепостей и новаторских уродств, каждое из которых – мертворожденное дитя. Характерно, что, отказавшись от программных установок на социализм, Воронин тотчас же впал в другую крайность – в либерализацию экономики и госуправления. Последнее означает уход государства от управления страной, от ответственности за страну и сосредоточение всех усилий власти на выбивании налогов из населения. Это называется "минимум государства". Только позже появился демагогический тезис о построении "социального государства" по рецептам "друзей народа", эсдеков и прочих оппортунистов. Но даже такой куцый "социализм" предполагает сильное госрегулирование и важную роль государства в жизни общества. А у нас эту роль играют толстосумы с более чем сомнительными источниками капиталов да купленные ими чиновники, начиная от парламентских законодателей и кончая последним полицаем. Поэтому правят в Молдове не законы, а понятия воронинцев и тех, кто с ними, как говорится, "вась-вась". Всем остальным либо худо, либо совсем худо. Вот что такое "социальное государство" либерального пошиба на авторитарной подкладке, которая последовательно превращается в тоталитарную.

Не идут дела

Было бы удивительно, чтобы в стране, где правители заняты личным обогащением и устройством семейных и корпоративных дел, при этом давя все разумное и более или менее толковое, поскольку оно им сопротивляется, – чтобы в этой стране дела шли хорошо и нормально развивалась экономика. Воронинцы пришли во власть в начале некоторого подъема, когда Молдова оправлялась от шока, связанного с российским дефолтом 1998 г. Если бы они воспользовались этим благоприятным моментом и повели страну дальше, прочь от разрухи "перестройки и реформ", как обещали, – цены бы им не было. Но по уже описанным обстоятельствам президентская команда последовательно обрушивала и то, что уже, так сказать, самовозрождалось.

Это вело к усиливающемуся ступору в реальном секторе и массированному бегству рабочей силы за рубеж. Паралич индустрии, вывести из которого новые правители ее не могли, заставил их действовать, причем топорно и бездарно, на трех направлениях воронинского "прорыва". Во-первых, усилилось ограбление села. Во-вторых, активизировалась законотворческая и нормативная деятельность, опустошающая карманы граждан через всякого рода поборы. В-третьих, в поисках "иностранной помощи" Воронин развернул внешнеполитический вектор на 180 градусов – от России и СНГ на ГУАМ, "евроатлантические структуры" и США.

В результате Молдова превратилась в бедствующую зону, типичный "Остров невезения", на котором, что бы аборигены ни делали, – "не идут дела".

Псевдоаграрное село

 Многие годы Молдова имела репутацию аграрной страны. Агроиндустриальный облик, который она обрела при советской власти, давно потерян. Но, похоже, что и аграрной страной нас уже не назвать. Данные, которые опубликовал в начале ноября Business Consulting Institute (BCI) по итогам 2005 г., таковы. В исследованный период уровень бедности на селе возрос и достиг 36%. "Помимо роста уровня бедности, увеличилась ее глубина и тяжесть", – отмечают эксперты BCI. Доля сельского хозяйства составила лишь 14% от ВВП страны. Воронин обещал восстановить сельскую кооперацию, создавал хитроумную схему МТС, а в итоге за деколлективизацией последовало раскрестьянивание села. Какая же это аграрная страна? Поскольку промышленности у нас практически нет, а аграрная сфера дает мизер, вообще непонятно, из каких источников формируется госбюджет и за счет чего мы выживаем. Неужели только благодаря денежным переводам гастарбайтеров и феодальному налоговому бремени? Но ведь нельзя жить за счет того, что у тебя из кармана вытаскивают и даже частично не возвращают через фонды общественного потребления?

Гвозди в гроб

На селе уровень занятости составил 44,5% (в городах – 46,6%) и продолжает падать. Отмечается, что там "жители хуже едят, лечатся и учатся". Села пустеют, трудоспособное население устремляется за кордон или в города. Все больше сельхозплощадей, распределенных как квоты "фермеров", не обрабатываются. И здесь мы видим предлагаемую правительством меру, которая как нельзя краше показывает, что у нас государство. Пустующие земли будут изыматься у "нерадивых хозяев" и передаваться тем, кто в состоянии их обрабатывать, то есть отбираться у бедноты в пользу кулаков и помещиков. А предварительно власть сделала все, чтобы организовать это массовое разорение, лишив селян дешевого горючего, обложив массой налогов и не позволяя выйти на сельхозрынок без перекупщиков. При усиливающейся парцелляции земли, формировании слоя батраков и обогащении нуворишей названная мера правительства – как гвоздь в гроб. С какой стороны сию политику ни оценивай, не тянет она ни на "красные декреты", ни даже на паллиативы "социального государства". Положение молдавского села отчасти напоминает то, что было в период 1918-1940 гг. при румынской оккупации, а еще больше – уродливый гибрид пиночетовского либерализма в банановой республике, где правят коррумпированные "гориллы", которых с потрохами купили гринго.

Между Минском и Ригой

Даже когда положение безвыходно, человек думает, как бы выкрутиться. Президент Воронин в этом смысле не исключение. Загнав страну в тупик, он, как китайский комсомолец из старого анекдота, зовет преодолевать трудности и клянется сделать так, что все будет тип-топ. В частности, восстановить отношения с Россией, им лично густо опоганенные. Но поистине удивительно, каким манером он действует.

Эта неделя была насыщена политическими событиями мирового масштаба. Во-первых, в Латвии состоялся саммит стран НАТО, а это первая такая встреча на территории бывшей советской республики. Во-вторых, в Минске прошла встреча глав стран СНГ. В-третьих, в связи с первым событием президент США Джордж Буш нанес официальный визит в Эстонию. Ну, а "в-четвертых", лидер ПКРМ и президент Молдовы Владимир Воронин вволю поохотился на румынских угодьях. И хотя это не стало событием мирового масштаба, но все же привлекло внимание прессы. Бухарестские газеты сообщили: по приглашению руководства компании "Лукойл" глава нашего государства нанес частный визит в Бистрицу-Нэсэуд под Карпатами. При этом они отметили, что и Николае Чаушеску очень любил охотиться именно там.

Вряд ли случайно это было накануне минского саммита СНГ. Кто палил из ружья вместе с молдавским президентом, осталось тайной,  но просочилась информация о том, что этот некто обещал организовать молдавскому президенту встречу с российским коллегой, так сказать, тет-а-тет. Возможно, в ситуации, когда Запад явно списал молдавского президента со счетов, а в его окружении усиливается тайное брожение, Воронин в очередной раз хочет заручиться поддержкой России. Хотеть не вредно, однако...

Саммит СНГ прошел за один день, и не верится, что на нем были решены все вопросы Содружества и отношений между партнерами. И все же. Скажем, встреча совпала с полным поражением Кишинева в "железнодорожной блокаде": московские поезда будут ходить по прежнему маршруту, через Приднестровье, на что наши власти до последнего момента не соглашались. Прошло сообщение, что Путин пообещал Воронину возобновить закупки мясной и алкогольной продукции из Молдовы. Это было бы спасением для утопающей молдавской экономики и для поддержки штанов режима, совсем уж упавших. Да вот беда – не знаем мы, что взамен потребовала Россия. И что опять обещал Воронин, не единожды солгавший. Одно ясно: торговое эмбарго, назначенное Россией Молдове за ее лукавого правителя, может быть отменено только ценой крупных, принципиальных уступок. К слову, при том уровне отношений, которые наладил с НАТО наш президент, ему полагалось побывать на рижском саммите альянса. Вспомним пражский саммит, на котором Владимир Николаевич выступил с антироссийской речью. А он предпочел (или вынужден был) смотаться на охоту в Румынию, чтобы договориться там об условиях встречи с Путиным, в которой тот ему упорно отказывал. Это хороший знак. Но не надо забывать, как было сорвано, к вящему удовольствию Воронина, подписание "меморандума Козака", – в самый последний момент и якобы под напором хорошо управляемой прозападно-унионистской оппозиции. Нет, все-таки иметь такого правителя, как Воронин, – это подлинное стихийное бедствие для страны. И мы вернемся к нормальной жизни, только избавившись от него.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100