Лефт.Ру |
Версия для печати |
Что означает гражданство в государстве, которое определяет себя как "еврейское" и до какой степени такое государство может быть по-настоящему демократическим?
Каковы, например, отношения между еврейским государством и семью миллионами евреев, живущих как граждане в других странах, в основном в США, России, Аргентине, Канаде, Англии и Франции? До какой степени влияние этих не граждан на управление еврейским государством подрывает его претензии на то, что оно - нормальная либеральная демократия?
Еще более серьезный вопрос - как еврейское государство относится к пятой части своего населения, 1 300 000 граждан, не евреев, а арабов-палестинцев? Эти палестинцы "оказались" в Израиле после войны 1948, которая установила еврейское государство на земле палестинцев, они - потомки небольшого числа палестинцев, не изгнанных силой из своих домов во время войны (как раз многие из них именно изгнаны из домов и со своей земли, но не с территории нынешнего Израиля -пер.) Хотя большинство из них продолжают считать себя палестинцами, и предпочитают, чтобы их называли палестинскими гражданами Израиля, государство именует их "израильскими арабами" - что для некоторых из них звучит также оскорбительно, как для нынешних черных американцев "негритос".
Официально это палестинское меньшинство в Израиле, состоящее из трех основных религиозно-этнических групп (мусульмане, христиане и друзы) пользуется теми же правами гражданства, что и израильские евреи. Их положение перед законом совершенно отлично от того, под которым находятся их палестинские родственники за пределами признанных границ Израиля - на оккупированных территориях Западного Берега и Газы - те не имеют почти никаких прав по израильским законам. Они не могут приехать в Израиль, за очень редкими исключениями, и ими управляют по правилам, навязанными израильскими военными властями.
На деле, однако, гражданство израильских арабов не то же самое, что у израильских евреев на самом основном уровне.
Израильские евреи часто готовы признать, что израильских арабов подвергают дискриминации : они обычно гораздо беднее, уровень безработицы среди них куда выше, их города и деревни получают гораздо меньше средств от правительства, и их школы находятся в ужасном состоянии. Также во многих отраслях как в частном, так и государственном секторе экономики израильских арабов не принимают на работу. Многие израильские евреи оправдывают эту дискриминацию для себя "безопасностью", объясняя, что большинство арабских граждан не служат в армии, и поэтому не могут ожидать тех же прав (ультрарелигиозные ервеи не служат в армии, но имеют все права - пер.).
Но все это касается только поверхности. Эти различия - только проявление гораздо более глубокого неравенства; и для его исправления требуется переделка самого конституционного устройства Израиля, против чего настроены почти все израильские евреи.
Проблема, вкратце, выражена в популярном выражении, которым описывают Израиль: " еврейское и демократическое государство". Мало кто (на Западе -пер.) решается лишить Израиля звания "единственной демократии на Ближнем Востоке".
Но уже защитить подобное звание куда тяжелее. Поэтому те, кто поддерживает нынешние законы Израиля о гражданстве, вместо аргументов предлагают пустые слова. Например, бывший председатель верховного суда Израиля Меир Шамгар как-то заявил : "Существование Израиля как государства еврейского народа не отменяет его сути, как, например, французскость Франции не отменяет ее демократичности".
Стоит разобрать заявление Шамгара, чтобы убедиться, на самом ли деле все так просто с Израилем - демократическим и еврейским государством.
Для начала, государство "еврейское" - не то же самое, как "французское". "Еврейский" можно понимать в смысле религиозном или этническом, но никак не в том же смысле, что "французский". Все становится ясно, как только мы спрашиваем: как стать "еврейским" гражданином без обращения в иудаизм. Ни от кого, в конце концов, не требуют смены религии для того, чтобы стать французским гражданином. Называть еврейское государство "демократическим" звучит таким же оксюмороном, как называть "католическое" или "африканерское" государство "демократическим".
Защитники Израиля, однако, прибегают к еще одному пустословию: это антисемитизм - отказываться признавать, что "еврейский" может также обозначать и гражданство, как национальность или религию. Они утверждают, что евреи - граждане государства, как и французы. Или, как в хорошо известной присказке : Израиль позволил евреям стать "народом как все прочие народы". Но значительная доля евреев отказывается считать свое еврейство гражданством - нерелигиозные евреи-антисионисты считают свое еврейство не более, чем национальной принадлежностью. Многие евреи - религиозные фундаменталисты, включая крайних ортодоксов "харедим" (буквально - "богобоязненные" на иврите -пер.) считают, что еврейство неотделимо от религии иудаизма, трудно вообразить, что многие французские граждане определяют свое французское гражданство таким образом.
Есть еще бОльшая трудность - неясно, кого считать гражданином еврейского государства. Франция - сумма всех граждан-французов. Но государство Израиль, согласно основным законам, принадлежит не тем людям, которые являются его гражданами, но евреям, независимо от того, где они живут, и гражданами какой страны они себя считают. Или, как сказал израильский социолог Барух Киммерлинг: "государство определено не как принадлежащее его гражданам, но всем евреям".
Такое туманное определение гражданства, и проблемы, которые из него вытекают, яснее всего видны в трех областях права.
Первое - использование сложной системы классификации по личному статусу для отделения гражданства от национальности, двух категорий, которые в большинстве стран неразделимы (в СССР и сейчас в РФ было/есть гражданство "гражданин СССР/России" и есть национальность - русский, татарин, еврей. однако национальность не влияет гражданство - оно едино для всех -пер.). Вместо того чтобы предложить гражданам единое название "израильтянин", власти составили список, включающий 137 возможных национальностей - все, что угодно, кроме "израильтянин". Так что израильский гражданин может быть евреем, русским, грузином, арабом, друзом, ассирийцем или самаритянином. Но не "израильтянином"
Эта странная система была необходима, по крайней мере, отчасти, потому, что руководство Израиля желало предотвратить опасность того, что неевреи (то есть арабы) исказят "еврейский характер" государства, в смысле его принадлежности всем евреям. Если бы "израильтянин" стало подлинным названием гражданства для всех - это бы означало, что израильские арабы имели бы в "еврейском государстве" права , которых были бы лишены евреи - граждане других стран, не принявших израильского гражданства.
Именно поэтому, когда один израильский еврей обратился с петицией в верховный суд в 1971 году с просьбой записать его национальность "израильтянин" вместо "еврей", председатель верховного суда Шимон Агранат отверг эту просьбу, заявив, что "такой сепаратистский подход не должен рассматриваться как законный". Это решение было подтверждено в 2004 году, когда была отклонена еще одна подобная петиция.
Подчеркивает это различие между национальностью и гражданством второй закон, принятый израильским парламентом в 1950 году, известный как "Закон о возвращении". Давая право любому еврею из какой угодно страны прибыть в Израиль и автоматически получить гражданство, этот ранний закон признает двойную разницу в правах: между евреями и арабами - гражданами Израиля, и между евреями и палестинцами вне его.
Недавние изменения - принятие закона "О национальности" запрещает израильским арабам вступать в брак с палестинцами с оккупированных территорий и привозить их в Израиль. То есть, они не могут жить вместе, если не уедут за границу. Многие критики этого закона уверены, что он придуман только для того, чтобы снизить число палестинцев, имеющих право на израильское гражданство.
Третья область законодательства относится к группе международных еврейских организаций, включая Еврейское Агентство и Еврейский Национальный Фонд (ЕНФ). Эти органы существовали до основания Израиля в 1948 году, при этом Еврейское Агентство играло роль своего рода парламента и ЕНФ занимался скупкой земли в подмандатной Англии Палестине.
Когда было создано государство Израиль, некоторые евреи предложили распустить эти организации, так они были созданы для защиты интересов евреев, поселяющихся в Палестине, против прав коренного палестинского населения. Речь шла о том, что эти сионистские организации пережили себя, когда у евреев появилось государство, чтобы их защищать. Но основатели Израиля отвергли такую позицию и дали им квазигосударственный статус в новом государстве, хотя они даже не подчиняются правилам, которым подчиняется правительство. И тому были веские причины.
Суть этих организаций требует дискриминации в пользу евреев, даже тех евреев, кто не имеет израильского гражданства, и, в то же время, дискриминации против арабских граждан Израиля. ЕНФ, например, владеет 13% земли в Израиле (70% земли, отведенной под застройку) и предоставляет ее только евреям, включая американских или английских, если те захотят эмигрировать.
В результате арабы - граждане не могут жить в сотнях мест в Израиле, включая сельскую местность - в кибуцах и мошавах, которые контролируют обширные сельскохозяйственные земли. И они даже не могут получить помощь в суде (суд однажды решил, что араб имеет право жить в еврейском поселке, но он там все равно не живет -пер). Эта система создала своего рода географическую сегрегацию между гражданами - евреями и арабами, которым осталось 120 или около того арабских населенных пунктов на менее чем 3% израильской территории, или сегрегированные районы - гетто в нескольких городах, которые лживо называют "смешанными".
Израиль запретил создание новых арабских населенных пунктов с 1948 года, и отказывается признать десятки других, основанных еще до создания Израиля. Они известны как "непризнанные деревни" и им отказано в предоставлении воды, электричества, телефонов, дорог, школ и больниц. (Недавно одна из таких деревень - бедуинский поселок Тавил в Негеве - была полностью уничтожена израильскими властями. Люди остались без крыши над головой среди зимы, которая в пустыне достаточно сурова - пер.)
Новое строительство в арабских населенных пунктах жестко контролируется правительством, так что они крайне перенаселены, практически без шансов развития промышленности или бизнеса. Разрешение на строительство получить почти невозможно, поэтому многие дома считаются "незаконными" и им угрожает разрушение (израильский министр внутренних дел заявил, что собирается разрушить 42 000 таких домов, часть из которых построены еще до 1948 года -пер.).
Хотя некоторые обвиняют Израиль в апартеиде даже внутри его границ, большинство комментаторов отказываются поддержать такое обвинение. В основном это потому, что Израиль не применяет наиболее наглядные меры, известные еще со времен апартеида в ЮАР как "очевидный" или "мелочный" апартеид. Еврейские и арабские граждане могут сидеть на одних и тех же скамейках в парке, ходить в те же общественные уборные, есть в тех же ресторанах и покупать в тех же торговых центрах. Более того, хотя арабские граждане не имеют права жить в еврейских населенных пунктах, они могут - хотя бы теоретически - туда приходить. Не существует пропускных пунктов, ограничивающих их право на свободу передвижения, как для палестинцев на оккупированных территориях.
Но хотя в Израиле нет "мелочного" апартеида, зато есть "крупноблочный". По израильским законам, евреи имеют абсолютное и исключительное право контролировать и владеть почти всей землей и ресурсами (включая воду) в Израиле. Важность такой формы дискриминации объяснил в 2002 году тогдашний премьер-министр Шарон во время дебатов в Кнессете. Он заметил, что арабские граждане Израиля имеют "права на землЕ" - права "съемщиков", в то время как "права на землЮ Израиля - права евреев".
Правительство с этой целью национализировало 93% земли (включая 13% принадлежащих ЕНФ), так что ее могут использовать только евреи, а не все граждане. Еврей в Лондоне или Бруклине имеет больше прав на землю в Израиле, чем араб, рожденный и выросший в Назарете. Израильские евреи не только имеют куда больше выбора места жительства, им еще доступны по дешевке земля и вода для бизнеса, чего лишены арабские граждане.
Бросая вызов
Это неравенство гражданства и национальности - которое фактически подчиняет израильское гражданство еврейской национальности - привело новое поколение израильских ученых к пересмотру представления о том, что это за государство - Израиль; так же, как в 80-х "новые историки" выбросили на свалку мифы о том, как было основано государство в 1948 году.
На переднем крае этой борьбы был политический географ Орен Йифтахель из университета Бен Гуриона в Негеве. Он назвал Израиль "этнократией", а не либеральной демократией, обьяснив, что узаконенная дискриминация против израильских арабов, "еврееизация" общественных мест, продолжающееся вмешательство иностранных евереев и сионистских организаций (как ЕНФ) в дела Израиля, а также отсутствие признанных границ и влияние поселенцев, живущих на оккупированных территориях, не позволяют определить Израиль как демократию.
Йифтахель признает, что Израиль имеет некоторые признаки либеральной демократии, вроде "власти закона", всеобщего избирательного права и "свободной прессы", но замечает, что более основательной проверки оно не выдерживает. "Этнократии, несмотря на наличие некоторых демократических черт, не имеют демократической структуры", -говорит он.
Сознавая, что узаконенная дискриминация - суть еврейского государства, израильские арабы начали борьбу за политические реформы в конце 90-х, под лозунгом "государство для всех граждан". Большинство израильских евреев, однако, отвергают требование политического и социального равенства. В ряде опросов общественного мнения между 1980 и 1995-ым гг., например, около 60% израильских евреев заявили, что "еврейский характер" государства важнее, чем демократия.
Все еврейские политические партии отвергают требования равноправия между евреями и арабами, так что только три маленькие партии - две арабские и еврейско-арабская компартия - призывают к государству для всех граждан.
Сейчас эта борьба в основном понимается еврейским большинством как попытка разрушить Израиль в качестве еврейского государства, и поэтому - предательская. Израильские СМИ, политики и раввины постоянно ссылаются на 1 300 000 граждан-арабов как на "пятую колонну" палестинцев с оккупированных территорий. Когда 13 безоружных арабских демонстрантов были убиты полицией в своих городах и деревнях в начале интифады в октябре 2000 года, многие решили - ошибочно, как показало дальнейшее расследование - что они пытались подорвать государство.
Израильские евреи также боятся присутствия арабских граждан в еврейском государстве по другой причине: арабское население растет быстрее, чем еврейское. Через лет 10-20 треть израильтян могут быть арабами.
Это постоянно именуется израильскими евреями "демографической бомбой замедленного действия", и приводит к дискуссиям среди политиков: как увеличить долю евреев, в основном поощряя евреев эмигрировать в Израиль, и вынуждение арабских граждан уехать из Израиля.
Недавно было предложено (и рассматривалось премьер-министрами Эхудом Бараком и потом - Ариэлем Шароном) передать небольшой район "малый треугольник", тесно населенный арабскими гражданами Израиля, в Палестинскую Автономию, возможно, в обмен на аннексию больших участков палестинской земли на оккупированных территориях, где построены крупные еврейские поселения.
Другие влиятельные политики также говорят о лишении израильских арабов права голоса, тем самым, лишив их возможности влиять на политику, если их число станет для этого достаточно большим. В сентябре Эффи Эйтам- глава Национальной Религиозной партии - сказал : "Мы должны принять другое решение - вымести израильских арабов из политической системы".
Другая популярная партия "Наш дом-Израиль", во главе с Авигдором Либерманом (бывшим молдавским евреем -пер.) предпочитает выгнать арабов из Израиля, что обычно именуется "трансфером". Недавно партия вошла в правительство Ольмерта. Вместе с партией Эйтама они составляют шестую часть депутатов Кнессета.
Но их идеи, вероятно, распространены гораздо шире. Ведущая левая депутат Кнессета и бывший министр Шуламит Алони недавно заметила; "невозможно не чувствовать, что расистские и жестокие заявления Эфии Эйтама просто выражают многолетнюю государственную политику". Явно, если только израильские руководители не решат присущие Израилю проблемы гражданства, будущее израильских граждан-арабов выглядит мрачным.
Примечание переводчика. Джонотан Кук - не "левый". Он - честный либерал. Именно поэтому он рассматривает вопрос о соответствии Израиля критериям формальной буржуазной демократии, и не больше. Но даже этим критериям Израиль не соответствует, что вызывает, между прочим, еще и такой вопрос - не есть ли так называемая либеральная демократия, существующая на Западе, своего рода отклонением от капиталистическо-империалистической нормы? События последних лет, особенно с началом так называемой "войны против террора" указывают на то, что это отклонение постепенно "выправляется" и нормальный расизм и колониализм возвращаются на Запад и в узаконенной форме.
По теме см. также
Оригинал опубликован на http://www.catalystmagazine.org/Default.aspx.LocID-0hgnew0n4.RefLocID-0hg01b00100600g003.htm?sksearchtext=jonathan%20cook
Перевод Аллы Никоновой
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |