Лефт.Ру |
Версия для печати |
Эль Диарио, «Ла Пренса», Нью-Йорк
Правозащитные, а также политические и социальные организации, осуждают то, что они именуют новой формой бесчеловечной эксплуатации в Соединенных Штатах, где, по их данным, население тюрем, перевалившее за 2 миллиона человек- в большинстве своем чернокожих и латиноамериканцев - вклалывает за жалкие гроши на различные корпорации. Для олигархов, инвестировавших в тюремную индустрию, это было равносильно нахождению горшка с золотом. Им не нужно теперь беспокоится о работниках, которые могут забастовать или о том, чтобы платить им страховку по безработице, отпускные или пособие по утрате трудоспособности. Все их работники вкалывают на полной ставке, никогда не опаздывают и не берут отгулов по семейным причинам: больше того, если им не нравится работать за 25 центов в час, их запирают в наказание в камеры-одиночки.
В этой стране примерно 2 миллиона заключенных - в государственных, федеральных и частных тюрьмах по всей ее территории. Согласно California Prison Focus, «ни одно другое общество за всю историю человечества не держало в заключении такое огромное количество своих собственных граждан» Цифры показывают, что Соединенные Штаты содержат в заключении больше своих граждан, чем. любая другая страна мира: на полмиллиона больше, чем. в Китае, население которого в 5 раз превышает американское. Статистика показывает, что в Соединенных Штатах находится 25% всех заключенных мира, в то время, как население этой страны составляет лишь 5% мирового населения. Если в 1972 году заключенных в Америке было меньше 300.000, то к 2000 году население тюрем выросло до 2 миллионов. В 1990 году оно составляло 1 миллион. Десять лет назад существовало только 5 частных тюрем во всей Америке, в них находилось в заключении 2000 арестантов, а сегодня их уже 100, а арестантов в них - 62.000. Ожидается, что к концу нынешнего десятилетия их число возрастет до 360.000.
Что же произошло за последние 10 лет? Почему в тюрьмах находится столько людей?
«Частные контракты на труд заключенных создают стимули к тому, чтобы людей сажали в тюрьмы. Тюрьмы зависят от этих своих доходов. Корпоративные акционеры, наживающиеся на труде заключенных, лоббируют власти за более длительные сроки тюремного заключения, с целью увеличения своей рабочей силы. Эта система сама себя питает,»- говорится в исследовании Прогрессивной Лейбористской партии, обвиняющей тюремную индустрию в «имитации нацистской Германии в отношении принудительного рабского труда и концентрационных лагерей».
Отрасль тюремной индустрии являетя одной из наиболее быстро растущих американских отраслей промышленности, а ее инвесторы находятся на Уолл стрит. «Эта многомиллионная индустрия имеет свои собственные торговые выставки, конвенции, сайты в интернете и даже каталоги почтовых заказов и заказов через интернет. Она также имеет в своем наличии кампании, занимающиеся маркетингом, рекламой, архитектурные и строительные кампании, инвестиционные фирмы на Уолл- стрит, компании, занимающиеся поставками обедов, починкой водопроводов, поставляющие охранников»
Согласно Left Business Observer, федеральная тюремная индустрия производит в США 100% всех военных шлемов, патронажей, бронежилетов, маек, брюк, палаток и столовых для армии. Кроме военных поставок, заключенные в Америке выпускают 98% всех поставок на рынок конвейерного оборудования; 93% красок и кисточек, 92% кухонных плит, 46% защитной одежды, 36% кухонного оборудования, 30% наушников, микрофонов, звуковых колонок; 21% офисной мебели. Запасные части к самолетам, медицинское оборудование и многое другое: заключенные даже выращивают собак-поводырей для слепых!
Согласно данным пртавозащитных организаций, сушцествуют факторы, усиливающие потенциальную прибыль для инвестирующих в тюремную индустрию:
- тюремные заключения для приговоренных за преступления, не связанные с насилием, и длительные тюремные заключения за обладание микроскопическим количеством незаконных наркотиков. Федеральное законодательство предполагает «5 лет тюремного заключения без возможности досрочного освобождения» за обладание 5 граммами «крека» или 3,5 унциями героина и 10 лет - за менее 2 унций «каменного» кокаина или крека. Заключение на 5 лет за порошок кокаина назначается за 500 грамм его - в 100 раз больше, чем. количество «каменного» кокаина для получения точно такого же тюремного срока. Большинство употребляющих кокаиновый порошок - белые, из среднего класса либо богатые, в то время как большинство употребляющих «каменный» кокаин - чернокожие и латиноамериканцы. В Техасе человека могут приговорить к сроку до 2 лет за 4 унции марихуаны. В Нью- Йорке закон Нельсона Рокфеллера 1973 года гласит, что за 4 унции любого наркотика полагается обязательное тюремное заключение в 15 лет или даже пожизненное.
- принятие в 13 штатах закона “three strikes”(пожизненное заключение для тех кто 3 раза был приговорен в суде, неважно за какого рода и тяжести преступления) сделало необходимым построение новых 20 федеральных тюрем. Одним из наиболее вопиющих примеров дел, ставших результатом принятия этого закона, был приговор к 3 25-летним тюремным заключениям для укравшего машину и 2 велосипеда.
- Более длительные тюремные заключения
- Принятие законов, требующих минимального количества приговоров, не учитывая обстоятельств.
- Огромное расширение сферы труда заключенных, создающего прибыли, что мотивирует бросать за решетку все большее количество людей и на все более длительные сроки.
- Больше наказаний для заключенных, с тем, чтобы продлить срок их пребывания в тюрьме
Труд заключенных ведет свое происхождение из рабства. После Гражданской войны 1861-1865 годов была введена система «сдачи заключенных напрокат» - для продолжения традиций рабовладения. Освободившихся от рабства рабов бросали в тюрьмы по приговорам за «невыполнение их обязанностей по разделу урожая» (по обработке земли, принадлежавшей другому лицу в обмен на часть урожая) или за мелкое воровство - которое практически никогда не было доказано - и после этого их «сдавали напрокат» на сбор хлопка, работу на шахтах и строительство дорог. С 1870 года до 1910 в штате Джорджия 88% «сданных напрокат» заключенных были чернокожими, в Алабаме 93% «сданных напрокат» шахтеров тоже были бывшими рабами. В Миссисипи огромные фермы-тюрьмы, похожие на старые рабовладельческие плантации, заменили систему сдачи заключенных напрокат. Печально известная плантация Парчмана просуществовала до 1972 года!
В период после Гражданской войны радикальные сегрегационные законы Джима Кроу, которые были приняты в каждом штате, узаконили сегрегацию школ, жилья, запреты межрасовых браков, а также охватывали и многие другие аспекты посвседневной жизни. «Сегодня новая серия расистских рыночных законов навязывает рабский труд в потогонных мастерских уголовной юридической системе, которая ныне известна под названием «тюремный промышленный комплекс», - так комментирует это Left Business Observer.
Кто же инвестирует в тюрьмы? По меньшей мере 37 штатов узаконили контракты на работу заключенных частным корпорациям, оперирующим внутри государственных тюрем. Список этих компаний включает в себя сливки американского корпоративного общества: IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, AT&T, Wireless, Texas Instrument, Dell, Compaq, Honeywell, Hewlett-Packard, Nortel, Lucent Technologies, 3Com, Intel, Northern Telecom, TWA, Nordstrom's, Revlon, Macy's, Pierre Cardin, Target Stores и многие другие.
Все эти бизнесмены возбуждены экономическим подьемом, обеспеченным трудом заключенных.Всего лишь с 1980 по 1994 годы прибыли, полученные за его счет возросли с 392 миллионов долларов до 1,31 миллиарда долларов. Заключенные в государственных тюрьмах обычно получают за свою работу минимальную заработную плату, но не везде: в Колорадо, например, им платят лишь около 2 долларов в час, что гораздо ниже законодательного минимума. А в частных тюрьмах заключенным платят вообще по 17 центов в час, за 6-часовой рабочий день,что означает месячную зарпату в 20 долларов. Наиболее высокооплачиваемый тюремный труд - в частной тюрьме CCA в штате Теннесси, где заключенным платят по 50 центов в час за то, что именуется «высоко квалифицированным трудом». При таких расценках неудивительно, что заключенные считают оплату в федеральных тюрьмах гораздо более щедрой. Там они могут получать по 1,25 доллара в час и работать по 8 часов в день, а иногда и сверхурочно. И могут посылать домой по 200-300 долларов в месяц.
Благодаря труду заключенных Соединенные Штаты сегодня вновь превратились в привлекательное место для инвестиций - для фирм, намеревавшихся переместить свое производство в страны Третьего Мира. Компания, имевшая в своем распоряжении «макиладору» (завод по сборке в Мексике неподалеку от границы), прекратила свои операции там и перебазировалась в государственную тюрьму Сан Квентин в Калифорнии. В Техасе с фабрики были уволены 150 рабочих, а производство перенесено с нее в частную тюрьму Лохарт, где теперь производятся материнские платы для компьютеров таких фирм, как IBM и Compaq.
Представитель штата Орегон Кевин Манникс недавно призвал Nike сократить свое производство в Индонезии и перенести часть его в его штат, рассказывая производителю обуви о том, как «не будет никаких расходов на транспортировку, плюс мы предлагаем вам выгодные расценки на труд заключенных (здесь)».
Приватизация тюрем в массовом масштабе началась в 1980х годах, при правительствах Рейгана и Буша-старшего, но своего полного расцвета достигла в 1990 годах при Клинтоне, когда акции на них расходились на бирже, как горячие пирожки с прилавка. Программа Клинтона по урезанию федеральной рабочей силы привела к тому, что департамент юстиции начал заключать контракты с частными фирмами, передавая в их руки заключенных рабочих-нелегалов и особо опасных преступников. Частные тюрьмы являются самым крупным бизнесом в комплексе тюремной индустрии. Около 18 корпораций охраняют 10.000 заключенных в 27 штатах. Две самые крупные из них - Correctional Corporation of America (ССА) и Wackenhut, на долю которых в общей сложности приходится 75% рынка. Частные тюрьмы получают гарантированную сумму денег на каждого заключенного, в независимости от того, во сколько обходится его содержание. Соогласно Расселлу Бораасу, администратору частной тюрьмы в Вирджинии, «секрет того, как понизить операционные расходы - в том, чтобы иметь как можно меньшее число охранников на как можно большее число заключенных». ССА имеет ультрасовременную тюрьму в Лауренсвилле, Вирджиния, где на дневной смене 5 охранников, а в ночную смену -2 охраняют 750 заключенных. В этих тюрьмах заключенные могут получить преждевременное освобождение «за хорошее поведение», но за любое нарушение к их сроку добавляется 30 дней - что означает еще большие прибыли для ССА. Согласно исследованию тюрьм в Нью- Мексико, заключенные в ССА получают дополнительные сроки темпами в 8 раз выше, чем. в государственных тюрьмах!
Прибыли настолько хороши, что появился новый бизнес: импорт заключенных с длительными сроками заключения, то есть, самых опасных преступников. Когда федеральныи судья вынес решение о том, что переполненные тюрьмы в Техасе являются жестоким и антигуманным наказанием, ССА подписала контракт с шерифами в наиболее бедных графствах на строительство новых тюрьм и управление ими, а доходы от этого предполагалось поделить. Согласно статье в журнале Atlantic Monthly за декабрь 1998 года, эта программа получила поддержку инвесторов из Merrill-Lynch, Shearson-Lehman, American Express и Allstate, и вскоре эта операция распространилась на весь сельский Техас. Губернатор штата Энн Ричардс последовала примеру Марио Куомо в Нью- Йорке и построила так много федеральных тюрем, что рынок оказался переполнен, что в свою очередь привело к урезанию прибыли частных тюрем.
После принятия закона, подписанного Клинтоном в 1996 году, по которому был положен конец наблюдению и решениям суда по тому, как содержатся заключенные в тюрьмах, началось их переполнение, а условия содержания в федеральных тюрьмах становятся все более полными насилия и опасными для жизни. В этих условиях частные тюремные корпорации в Техасе начали заключать контракты с другими штатами, тюрьмы которых были переполнены, предлагая им услуги типа «сними камеру напрокат» в тюрьмах ССА, расположенных в небольших техасских городках. Комиссионные для торговца «камерами напрокат» - от 2,50 доллара до 5, 50 доллара за койку в день. Местные власти получают 1,50 доллара за каждого заключенного в день.
97% из 125.000 федеральных заключенных получили приговоры за преступления, не связанные с применением насилия. По оценкам, более половины 623.000 заключенных в муниципальных тюрьмах и в тюрьмах графств, не виновны в преступлениях, в которых их обвиняют. Конечно, большая часть из них ожидает разбора дела в суде. 2/3 из 1 миллиона государственных заключенных совершили преступления ненасильственного характера. 16% из 2 миллионов американских заключенных страдают психическими заболеваниями.
Оригинал текста опубликован по адресу: http://www.granma.cu/ingles/2005/octubre/juev13/42carceles.html
Перевод Ирины Маленко
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |