Лефт.Ру |
Версия для печати |
Полемика относительно войны и милитаризации затронула более широкую проблему - вопрос о национальном суверенитете. Как экономисту мне особенно приятно участвовать в этом важном форум в столице Малайзии, стране, которая в критический момент ее истории, а именно, в самый разгар азиатского кризиса 1997-го года, заняла отважную позицию сопротивления диктату международной финансовой элиты, возглавляемой Вашингтоном.
Под управлением доктора Махатира Мохамада были тщательно разработаны финансовые меры, позволившие избежать краха малайзийского ринггита (денежная единица Малайзии), таким образом сценарий экономической дезорганизации, банкротств и обнищания, прошедший в Таиланде, Индонезии и Южной Корее, был предотвращен в Малайзии.
Эта экономическая политика шла резко в разрез с господствующей неолиберальной практикой. Оглядываясь назад, начинаешь понимать, что это было важнейшие решение, которое займет достойное место в истории этого народа. Это и составляет основу для понимания того, что лучше всего описано как "экономическая и финансовая война".
Сегодня мы пришли к пониманию переплетения между военными и макроэкономическими махинациями. Милитаризация поддерживает экономическую войну. Наоборот, что касается эвфемизма "экономическая реформа", то он поддерживает военную и стратегическую политику.
Мир - на грани самого серьезного кризиса в современной истории. Обладая наибольшей вооруженной мощью со времен Второй Мировой войны, Соединенные Штаты и их безупречный британский союзник ввязались в военную авантюру, которая угрожает будущему всего человечества.
Понимание лежащих в основе этих событий исторических закономерностей имеет ключевое значение. Эта авантюра не является порождением какой-то особой неоконсервативной программы. С начала эры Холодной войны через военную доктрину США проходит связующая нить: от Доктрины Трумана до войны с терроризмом Буша-мл.
Советник по внешней политике Джордж Ф. Кеннан изложил в общих чертах в сводке Госдепа (1948 год) то, что позже будет названо "Доктирной Трумэна".
Этот документ отражает целостность американской внешней политик: от "сдерживания" до "превентивной" войны. В этом отношении, неоконсервативная политика администрации Буша должна быть рассмотрена как кульминация развития всей внешнеполитической системы США после Второй мировой войны.
Идеи этого документа были практически реализованы последовательностью финансируемых США войн и военных вмешательств во многих важных областях мира. От Кореи, Вьетнама и Афганистана, до организованных ЦРУ военных переворотов в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии - везде цель состояла в том, чтобы гарантировать американскую военную гегемонию и глобальное экономическое доминирование, как это было первоначально сформулировано в "доктрине Трумэна" в начале Холодной войны.
Несмотря на существенные различия, последовательно сменяющие друг друга демократическая и республиканская администрации, от Гарри Трумэна до Джорджу Буша-мл. реализовывали одну и ту же программу глобального военного господства.
Кроме того, письма Кеннана указали на формирование англо-американского союза, который в настоящее время характеризует близкие отношения между Вашингтоном и Лондоном. Этот союз основан на мощных экономических интересах в нефтедобывающей промышленности, ВПК и международном банковском деле. В некотором смысле это союз - англо-американское расширение Британской империи, которая распалась сразу же после Второй Мировой войны.
Доктрина Трумэна также указывает на включение Канады в англо-американскую военную ось. Кроме того, Кеннан также подчеркнул важность предотвращения развития мощи континентальной Европы, которая могла бы конкурировать с США.
Относительно Азии, точнее Китая и Индии, Кеннан намекнул на важность военных решений: "недалек тот день, когда мы окажемся перед необходимостью договариваться с прямым применением силы. Чем меньше нам тогда будут препятствовать идеалистические лозунги, тем лучше"
С начала Холодной войны, цель состояла в том, чтобы подорвать и в конечном счете разрушить Советский Союз. Вашингтон был также полон решимости ослабить ООН как подлинную международную организацию, цель, которая была в значительной степени достигнута администрацией Буша-мл.
Само создание ООН рассматривалось в американском общественном мнении как событие, имеющее настолько огромное значение, что у нас не было никакого выбора, кроме как сделать работу в ООН краеугольным камнем нашей политики в послевоенный период.
Иногда, такая политика приносила огромную пользу. Но вообще говоря, появилось больше новых проблем, чем было решено старых - в итоге все это привело к значительному рассеиванию наших дипломатических усилий. Пытаясь использовать большинство ООН в наших политических целях, мы играем с опасным оружием, которое может однажды повернуться против нас. В этой ситуация с нашей стороны оправдано самое осторожное исследование и прогнозирование. (Кеннан, 1948 год)
Войны в Югославии, Афганистане и Ираке - часть той же самой "военной дорожной карты". Основываясь на документах Пентагона, на повестка дня не только Иран, Сирия и Северная Корея, но также и прежние враги по Холодной войне: Россия и Китай.
Мы имеем дело с глобальной военной стратегией, для которой характерны различные формы интервенции. Последние включают в себя секретные военные и разведывательные операции в поддержку внутренних военизированных групп и так называемых освободительных армий. Эти операции в значительной степени разработаны в целях разобщения нации по социальным, этническим и политическим признакам, в конечном счете именно они вносят существенный вклад в разрушение страны, например как это произошло в Югославии.
Тем временем, финансируемая США политика "демократизации" состоит во вмешательстве во внутренние дела стран, часто в целях дестабилизации национальных правительств и проведения широких реформ "свободного рынка". В этом смысле, незаконное вторжение в Гаити после военного переворота, оплаченного США, поддержанного Канадой и Францией, является неотъемлемой частью глобальной военной стратегии Вашингтона.
Война и глобализация - глубоко связанные процессы. Военные и разведывательные операции помогают взламывать новые экономические границы и менять структуру народного хозяйства. Хозяева Уолл-Стрит, англо-американских нефтяных гигантов и подрядчиков военной машины США и Великобритании - постоянные заказчики экономической интервенции.
В конечном счете, цель "войны Америки с терроризмом" состоит в том, чтобы преобразовать суверенные государства в открытые территории (или "зоны свободной торговли"), с помощью ли "военных средств", или путем навязывания смертоносных макроэкономических реформ. Осуществляемые под покровительством МВФ-МБ-ВТО реформы часто служат подрыву и разрушению народных хозяйств, ввергая миллионы людей в крайнюю нищету. В свою очередь, так называемые "программы реконструкции", навязанные вслед за войной "спонсорами" и кредиторами вносят свой вклад в раскручивание внешнего долга.
По этой извращенной логике получается, что "военные репарации" выплачиваются американским агрессорам за счет внешнего долга, полученного от них же. Миллиарды долларов текут к западным строительным концернам, типа Bechtel и Halliburton, находящимся в замечательных отношениях с руководством Пентагона.
Документы военных ведомств США подтверждают, что стратегическая цель этой войны - завоевание и экспроприация нефтяного богатства Ближнего Востока. В этом смысле широкий Ближний Восток - это вся Центральная Азия, на которую приходится около 70 % мировых запасов нефти и газа, что более чем в 30 раз превышает таковые в США.
Союз англо-американских нефтяных гигантов, военнопромышленных концернов и спекулянтов с Уолл-Стрит стоит за военными планами Америки.
Следующий этап этой войны - Иран и Сирия, на которых уже поставили крест.
Иран - занимает 3-е место по объему нефтяных и газовых запасов (10 %) после Саудовской Аравии (25 %) и Ирака (11 %). При соучастии Совета Безопасности ООН США пытаются выдвинуть предлог для бомбардировки Ирана, который представляется как всеобщая угроза миру.
В качестве козла отпущения Израилю придется играть ключевую роль в развязывании войны против Ирана.
Эта операция находится в состоянии готовности. В случае её начала, война распространится на весь Ближний Восток и даже за его пределы. Это будет символом того, что сам Израиль превратиться в официального члена англо-американской военной оси.
В начале 2005 года в восточном Средиземноморье было проведено несколько масштабных учебных операций вооруженных сил, включая военное развертывание и испытание систем оружия. Между США, Израилем и Турцией состоялись встречи по военному планированию. На них присутствовала масса военных и гражданских правительственных чиновников из Вашингтона, Тель-Авива и Анкары.
На международном уровне проводятся интенсивные дипломатические переговоры по военному сотрудничеству и/или поддержке американо-израильской военной операции, направленной против Ирана. Решение Совета Безопасности ООН относительно ядерной программы Ирана создаст предлог, с помощью которого США планируют юридически оправдать военное вмешательство.
Заслуживает внимания соглашение о военном сотрудничестве между НАТО и Израилем (ноябрь 2004 года). Несколько месяцев спустя, Израиль впервые принял участие в учениях НАТО, наряду с несколькими арабскими странами.
Происходит широкомасштабное наращивание вооружений, необходимых для возможного нападения на Иран. Из США Израиль получил поставку около 5 000 единиц "самонаводящихся ракет", в том числе приблизительно 500 противобункерных бомб (bunker-buster bomb) BLU 109.
Ядерное оружие в зонах применения обычных вооружений: "Безопасно для мирных жителей"
Вариант нападения на Иран с применением тактического ядерного оружия (mini-nukes - с обедненным ураном) был также рассмотрен. Одобрено применение в обычных боевых условиях тактического ядерного оружия со взрывной мощностью эквивалентной 1/3 - 6 бомб, сброшенных на Хиросиму.
Заряды с обедненным ураном теперь считаются оборонительным видом оружия, которое является "безопасным для мирных жителей", "потому что взрыв происходит под землей". Решением Сенат в декабре 2003 их использование в обычных военных действиях было разрешено.
Воздушные удары по Ирану могут спровоцировать распространение военных действий в более обширном регионе: по всему Ближнему Востоку и Центральной Азии. Тегеран подтвердил свою готовность к ответным мерам в случае начала войны с помощью баллистических ракет, направленных против Израиля (CNN, 8 февраля 2005 года). Целями иранцев также могут стать американские военные объекты в Персидском заливе, что немедленно приведет к эскалации боевых действий.
В конце 2005 года вооруженные силы Израиля получили приказ премьер-министра Ариэля Шарона, "находиться в готовности для нанесения возможного удара к концу марта 2006 года" по иранским ядерным объектам (по обогащению урана) (The Sunday Times, 11 декабря 2005 года).
Тем временем Иран усиливает свои ПВО. Россия недавно объявила, что планирует продать Ирану около 29 противоракетных систем Tor M-1.
Запланированное нападение на Иран находится в тесной связи с временным выводом сирийских войск из Ливана, создающим новый плацдарм для развертывания израильских сил. Достигнутые договоренности между Анкарой и Тель-Авивом гарантируют также участие Турции в англо-американо-израильской военной операции.
Война на Ближнем Востоке - часть тщательно разработанной военной стратегии. Сформулированный в сентябре 2000 года за несколько месяцев до вступления в должность Буша-мл. проект "Новое американское столетие" (The Project for a New American Century, PNAC) выпустил свою программу достижения мирового господства под названием: "Восстановление обороноспособности Америки".
PNAC - мозговой центр неоконсерваторов, связанный с военной разведкой (Defense-Intelligence establishment), республиканской партией и влиятельным Советом по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR), участвующим в закулисной разработке американской внешней политики.
Объявленные PNAC цели:
1)"защита отечества";
2)одержание убедительных побед одновременно в многочисленных войнах;
3)принятие обязанностей мирового жандарма, отвечающего за безопасность в критических регионах;
4)преобразование американской армии, основанное на использовании "революции в военной сфере".
Бывший заместитель министра обороны Пол Вулфовиц, возглавляющий ныне Мировой банк, глава Пентагона Дональд Рамсфелд и вице-президент Дик Чейни поручили PNAC подготовить свою программу к президентским выборам 2000 года.
PNAC указывает регионы, которые необходимо завоевать. Эта организация призывает "к созданию американских военных баз по всей территории Средней Азии и Ближнего Востока" в целях обеспечения экономического доминирования во всем мире, давя любого потенциального "конкурента" или любую жизнеспособную альтернативу американскому пониманию экономики 'свободного рынка' " (Chris Floyd, Bush's Crusade for Empire, Global Outlook, No. 6, 2003).
В отличии от ведения крупномасштабных военных действий, функции так называемого "мирового жандарма" подразумевают форму глобального военного контроля с использованием различных средств военного вмешательства: карательные бомбардировки, разведывательные операции, военные операции спецназа и т.д.
Пункт программы PNAC о "революции в военной сфере" (развитие новых оружейных систем) основан на "Стратегической оборонной инициативе", т.е. на милитаризации космоса и разработках нового поколения ядерного оружия.
"Долгое время США придерживались только политики ядерного сдерживания... новая политика позволяет США использовать ядерное оружие против государств, которые не имеют такового, в различных целях, включая быстрое завершение конфликта на американских условиях или гарантирование успеха военных действий американских сил" (Jorge Hirsh).
С 2000 года основное пункты программы PNAC повторно декларируются во множестве документов, касающихся национальной безопасности. В марте 2005 года Пентагон опубликовал "Национальную оборонную стратегию" (National Defense Strategy document). В то время как последняя следует "преимущественной" военной доктрине Белого Дома, программа уточненная PNAC идет гораздо дальше в установлении принципов глобальной военной тактики Вашингтона.
Согласно этой программе необходим более активный подход к применению военной машины, необходимо прекратить использование ограниченных понятий "преимущественных" и оборонительных действий, согласно которым война начинается только с "явным врагом" в целях "сохранения мира" и "защиты Америки".
За США недвусмысленно признается обладание глобальным военным мандатом, вне каких-либо региональных рамок. Этот мандат также дает право и на проведение военных действий не против враждебных стран, а против всех стран, считающихся связанными со стратегическими интересами США. Тогда как, "преимущественная" военная доктрина рассматривает военные действия как средство "самообороны" против стран, классифицированных как "враждебные" к США, новая доктрина Пентагона предусматривает возможность нападения на страны, которые ничем явно не угрожают безопасности США
Определены "4 главных угрозы Соединенным Штатам":
1)"Традиционные вызовы" представленные известными и признанными военными державами, использующие "хорошо понятые" формы войны".
2)"Нерегулярные угрозы" исходят от сил, использующих так называемые "нетрадиционные" методы против более сильной страны".
3)"Катастрофический вызов" относится к "использованию врагом оружия массового поражения".
4)"Подрывные вызовы" принадлежат "потенциальным противникам, использующим новые технологии в целях их противопоставления преимуществам США".
(Michel Chossudovsky, From "Rogue States" to "Unstable Nations": America's New National Security Doctrine).
В документах Пентагона отображены контуры проекта глобальной военной гегемонии США. Он основан на масштабном увеличении военных расходов. Основная цель этого увеличения - затмить по размеру военного бюджета любую страну мира, включая европейских союзников Америки.
"Вооруженные силы Соединенных Штатов в 2005 году будут больше, чем следующие по списку 25 стран вместе взятые... Так, Вы знаете, если принципы формирования военного бюджета не изменятся, и к тому же, европейские расходы на оборону будут уменьшаться, Америка будет усиливаться, и приблизительно через пять лет, США будут тратить больше денег на "оборону", чем все страны мир вместе взятые" (Council on Foreign Relations, Annual Corporate conference, 10 March 2005).
Военный бюджет, оцененный в 401,7 млрд. долларов (FY 2005) не включает "чрезвычайный дополнительный военный бюджет", предназначенный для продолжающихся военных операций в Ираке и Афганистане. В этот бюджет также не входят ни участие Пентагона (Department of Defense, DoD) в "войне с терроризмом", ни 40 млрд. долларов, ассигнованных разведывательному аппарату США, возглавляемому Джоном Негропонте. Приблизительно 80% бюджета разведывательных организаций, включая американскую систему спутников-шпионов, непосредственно работают на военные инициативы США.
(Продолжение в следующем номере)
Мишель Чоссудовски - автор международного бестселлера "Глобализация бедности" ("Globalization of Poverty"), изданного на 11 языках. Профессор экономики в Университете Оттавы и Директор Центра исследований глобализации, которому принадлежит критически настроенный сайт: www.globalresearch.ca. Он также сотрудничает с энциклопедией Britannica. "Глобализация бедности" заняла 2-ое место в списке 10 лучших книг (научная литература) в Германии (июль 2002 года), составленного группой писателей, журналистов и ученых.
Оригинал текста опубликован по адресу: http://globalresearch.ca/index.php?context=viewArticle&code=CHO20051221&articleId=1576
Перевод Fred'а
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |