Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Юрий Дергунов
Резолюция ПАСЕ: империализм на тропе войны

Принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы резолюция с осуждением преступлений «тоталитарных коммунистических режимов» всколыхнула нашу левую, приведя к появлению немалого количества возмущенных статей. Красной нитью через них проходят два мотива: абсурдность осуждения коммунизма как преступного явления и преступность самого капитализма. Все это хорошо суммировал Валерий Косарев в свой статье в этом номере Лефт.ру, поэтому к данной теме я обращаться не буду.

На мой взгляд, в данной резолюции главный интерес представляет совсем не ее содержание, и даже не ее «официальный» статус. Все-таки Совет Европы – это второстепенный орган в структуре европейской бюрократии, имеющий довольно ограниченное влияние на реальную политику европейского империализма. Гораздо более опасной выглядит тенденция, или скорее тенденции, в которые, к сожалению, очень хорошо ложится это решение ПАСЕ.

Соучастники

Начну издалека, с Латинской Америки. События последних двух месяцев показывают, что для Вашингтона все более актуальной становится борьба против «левого поворота» в своем латиноамериканском подбрюшье. Это видно, например, по активизации массированной кампании по демонизации Боливарианской революции и Уго Чавеса. На этом фоне вполне логично выглядят откровенно провокационные и лживые заявления секретаря Департамента обороны Рамсфельда, сравнившего Чавеса с Гитлером, и директора Национальных разведывательных служб Джона Негропонте, поведавшего о несуществующем ущемлении венесуэльской оппозиции и СМИ и поставившего Венесуэлу в один ряд с Северной Кореей и Ираном (абстрактно говоря, в таком сравнении, несмотря на преувеличения не было бы ничего страшного для Венесуэлы, если бы не достойная доктора Йозефа Геббельса кампания по дискредитации антиимпериалистической политики этих стран, так что подобные сравнения – это, прежде всего оправдание любой дальнейшей недружественной империалистической политики в отношении Венесуэлы).

Ужесточается и политика в отношении Кубы. Новый глава Отдела североамериканских интересов Майкл Пармли активно приступил к финансовой подпитке кубинской «демократической оппозиции» и ее «раскрутке» в мировых СМИ. Чего стоит хотя бы сбор кубинской «оппозиции» в его личной резиденции в Гаване (поразителен тоталитаризм кубинского режима, позволяющего империалистической агентуре открыто делать это в собственной столице, воистину диктаторские замашки и дьявольское коварство Фиделя Кастро не знают границ!). Кондолиза Райс, тем временем, на встрече с созданной Бушем Комиссией в поддержку свободной Кубы заявила о необходимости ужесточения экономических санкций, которые и без того наносят кубинской экономике значительный ущеб, и несправедливость которых в очередной раз подтвердило большинство стран мира, которое – и только которое – достойно называться «приватизированным» империализмом именем «международного сообщества», в голосовании на Генеральной Ассамблее ООН.

И нужно быть слепым, чтобы не видеть соучастия европейского империализма в этом натиске США на поднимающую голову Латинскую Америку. В этой пропагандистской кампании в ход идут и заявления евробюрократов Кристиана Руска и Бениты Ферреро-Вальднер, осудивших выбор народов Венесуэлы и Боливии как популистский и таящий в себе угрозы для демократии и рыночной экономики, и «документальный» фильм Вильфрида Хуизманна, вновь приковавший внимание обывателей к лживым утверждениям о роли Кастро в убийстве Кеннеди, и активизация подрывной деятельности империалистических и социал-империалистических фондов FAES (Испания) и Фондов Конрада Адэнауэра и Фридриха Нойманна (Германия).

Но наиболее вопиющей в данном случае является деятельность официальных органов Евросоюза. Здесь во всей своей неприглядной красе проявил себя Европарламент. В конце октября 2005 г. он присудил позорную уже одним только своим названием Премию Сахарова кубинской «правозащитной» организации «Дамы в белом», борющейся за свободу якобы несправедливо осужденных за свои оппозиционные взгляды кубинских «диссидентов» (на самом деле, они осуждены не за свои взгляды, а за финансирование из США, которого там никто и не скрывает), и «Репортерам без границ», специализирующимся, в частности, и на очернении Кубы. В случае «Дам в белом» очень характерной идеологической подтасовкой со стороны Европарламента было их сравнение с прославленными «Женщинами в белом» из Аргентины, которых оно просто возмутило.

А в начале февраля этого года была принята резолюция Европарламента с осуждением кубинской «диктатуры» и ситуации с правами человека. Поразительная избирательность на фоне откровенно плачевной и гораздо более тяжелой ситуации с правами человека в буржуазных режимах Латинской Америки.

Так что если учитывать эти факты, резолюция ПАСЕ вполне органично смотрится на фоне политики, проводимой ЕС. Тем более, что детище Горана Линдблада, благодаря своему антикоммунистическому докладу покрывшему свое имя несмываемым позором, упоминает не только ностальгию в Восточной Европе, но и Китай, Северную Корею, Лаос и Кубу.

Впрочем, понятно, что Кубой дело не исчерпывается…

Drang nach Osten

Было бы странно не заметить, что антикоммунистическая истерия захлестнула Европу гораздо раньше принятия злополучной резолюции. Ее очередное обострение (то есть превышение стандартного уровня антикоммунизма, неизбежно присущего господствующей неолиберальной идеологии) можно датировать примерно началом 2005 г. Особенно отличились страны так называемой «Новой Европы».

В Чехии с начала февраля 2005 г. идет кампания по запрету Коммунистической партии Чехии и Моравии. Особенно много шума наделал скандал вокруг чешского комсомола.

В Польше под флагом антикоммунизма прошел весь политический сезон, с периодическим открытием архивов ПНР с очередной порцией страшилок для мещан. А чего стоит музей советской истории в Варшаве, где полом служит советский флаг, дабы каждый желающий мог попрать своими ногами проклятое тоталитарное прошлое, нанеся таким образом очередной удар по советскому империализму.

Апогеем европейского антикоммунизма стала идеологическая кампания по фактической ревизии результатов Второй Мировой войны.

Сначала Александр Квасьневский призвал Россию осудить пакт Молотова – Риббентропа и итоги Ялтинской конференции. Затем верхняя палата Сейма призвала российское руководство признать факт «геноцида» в Катыни.

Словацкий министр культуры Душан Слободник обвинил советский режим в преступлениях НКВД, злодейски замучившего более тысячи словацких коллаборационистов из националистических организаций.

Отметилась и Латвия, Сейм которой принял декларацию с осуждением советской оккупации. На всю Европу прогремела выпущенная латвийским правительством совместно с американским посольством книга «История Латвии: ХХ век», которую на своей пресс-конференции представлял сам президент этой страны. В ней, среди прочего, говорится о том, что лагерь Саласпилс, где нацисты уничтожили более девяноста тысяч людей, был всего-навсего «исправительно-трудовым лагерем».

Кульминацией этого процесса стала майская резолюция Европарламента, в которой освобождение Восточной Европы от нацизма названо «оккупацией и советским господством» и «коммунистической диктатурой».

Отдельно следует сказать об Украине. В 2005 г., пожалуй, впервые на настолько официальном уровне, отмечалась годовщина так называемого «Голодомора», то есть «геноцида», якобы специально организованного советскими властями для борьбы со свободолюбивым украинским народом. Идеология «Голодомора», уходящая своими корнями в нацистские публикации и агитационные материалы украинских коллаборационистов, позднее поднятые на щит во время рейгановского «крестового похода» против СССР, играет важную роль в современном украинском национализме, объединяя все его спектры, от радикального этнического до бюрократического и «левого», в том виде, в каком он представлен у «оранжевой» СПУ.

Этот пример, как и пример прибалтийских режимов апартеида, позволяет понять роль, которую играет антикоммунизм на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. В данных условиях он несет не только прямую функцию борьбы с коммунизмом, пока далеко не столь актуальную в виду слабости и апатии коммунистического движения, но и косвенную, но от того не менее важную, функцию легитимации прозападного курса этих режимов, их вовлечения в орбиту империализма. Наблюдая сегодняшнюю антикоммунистическую истерию в Европе, просто не получается не совместить ее с экспансией НАТОвских баз (и, если уж на то пошло, и тюрем ЦРУ) на восток, украинской «оранжевой революцией», борьбой против Лукашенко, «оранжевыми» перспективами в России. Как отмечал Исраэль Шамир: «Одно время миф о «красных зверствах» был подзабыт, но – по мере того, как в России стали прижимать олигархов, ограничивать привилегии западных компаний, его живо вспомнили. Снова посыпались безумные преувеличения – кто и кого убил в товарных количествах».

Что ж, пока европейская и американская буржуазия на восточном направлении использует антикоммунизм, в основном, против нынешнего российского руководства. И в этом вина, прежде всего, самих коммунистов, которые пока не способны напугать ее, осуществляя последовательную революционную политику.

Надеюсь, что пока



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100