Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Марк Вандепитте, Фредди Меркс, Пол Де Вос, Дирк ван Дюппен.
НПО: миссионеры новой колонизации?

Продолжаем сокращенную публикацию книги, начало см. в шестом, восьмом, девятом и десятом номерах за 2005 г.

Глава 3.

«Долг гуманитарного вмешательства»: защита прав человека или предлог для новой колонизации?

Акции помощи Руанде, без сомнения, являются вершиной гуманитарной манипуляции: врачи и полевые госпитали (и в особенности бешенство кружащихся вокруг них СМИ) подозрительно похожи на службу поддержки торговцев оружием и тех, кто является подлинной причиной экономического и политического подчинения Черной Африки

Колетт Бракман, «Де Морген», 8 августа 1994

История

На наших глазах ускоренными темпами развертывается дискуссия о «праве на гуманитарное вмешательство». События, связанные с этой темой, следуют друг за другом с головокружительной быстротой. На эту тему интенсивно пишут, и точки зрения часто являются взаимоисключающими. В наши намерения не входит детальное освещение каждой из ситуаций в отношении которой высказываются соображения об «интервенции». Цель данной главы - выработка рамок для анализа.

Понятие «долг гуманитарного вмешательства» снова вышло на первый план при образовании того, что бывший президент Буш (старший) именовал «Новым мировым порядком».

Что же именно нового в этом мировом порядке? С исчезновением социалистического блока один только империализм доминирует в международных отношениях. Над миром, над ООН давлеют одни только группы интересов богатого Севера, и именно они определяют важнейшие решения международных организаций, которые влияют на политику и идеологию большинства НПО и держат в своих руках средства массовой информации. В данном смысле ситиация в международных отношениях на сегодняшний день - такая же, как накануне первой мировой войны. В ту пору тоже доминировал один только империализм и противоречия между интересами различных империалистических держав. Тогда не шло еще речи о блоке неприсоединившихся стран или о социалистическом блоке. И не случайно тогда тоже происходили интервенции, которые в международной политике преобладали именно под гуманитарным флагом.

Назад, к старому колониальному мировому порядку

До начала ХIХ века Африка в основном использовалась в качестве резервуара рабоской рабочей силы. Миллионы африканцев перевозились западными державами в нечеловеческих условиях через океан, в обе Америки, чтобы работать на плантациях и в шахтах на белых колонистов, будучи их полной собственностью 1 . Ведь коренное индейское население к тому времени уже было большей частью уничтожено 2 . Когда в начале ХIХ века в повестку дня вошел вопрос о колонизации самой Африки, этому процессу мешала работорговля из Африки. До той поры богатства самой Африки оставались «неразработанными», и теперь чернокожая рабочая сила понадобилась в самой Африке, для эксплуатации самого этого континента 3 . Борьба с работорговлей стала гуманитарным алиби для интервенций в самой Африке, ее завоевания и колонизации. Западные державы, которые в течение столетий сами вооружали, пощряли, науськивали и даже принуждали африканских царьков и арабских торговцев начинать войны ради охоты за рабами, в конце концов отправились в Африку для ее колонизации сами - под знаменем «борьбы с работорговлей» 4 .

Британия как самая развитая в ту пору индустриальная держава, в первую очередь нуждалась в захвате и разработке природных богатств Африканского континента. Неудивительно, что именно она стала первой европейской державой, запретившей в 1807 году работорговлю. В ту пору для Англии являлось совершенно необходимым, - если она хотела продолжать свою экономическую экспансию в Африке, - чтобы все другие европейские державы прекратили экспорт рабов. Под британским спонсорством всю Европу охватила кампания по борьбе с работорговлей. Бывшим рабам было позволено записать свои ужасные истории и поведать о них широкой публике. А сами британцы даже играли роль международного полицейского агента, посылая свои корабли в плавания вдоль западного Африканского побережья с тем, чтобы насильственно останавливать корабли конкурирующих держав, перевозившие рабов 5 .

«Гуманитарый долг» бельгийского короля Леопольда II

С целью опередить англичан в колонизации Центральной Африки бельгийский король Леопольд в 1885 году сформировал Независимое Государство Конго, которое до 1908 года оставалось личным патримониумом монарха 6 . На Берлинской конференции в феврале 1885 года Африка была официально поделена между западными европейскими державами, а патримониум Леопольда был официально признан.

«Целью конференции является размещение флага цивилизации на центральноафриканской земле и борьба с работорговлей ... Это наш гуманитарный долг. Местные жители поймут, что цивилизация и белое правительство будут означать для них мир и свободу.... Наше высокоцивилизованное общество придает человеческой жизни ценность, которой не знают варварские общины», 7 - согласно бельгийскому монарху.

Первоначально эксплуатация Конго базировалась на добыче каучука. Развитие автомобильной промышленности вызвало большую потребность в резине. Частные армии наемников бывших работорговцев жестоким насилием принуждали местное население заниматься сбором каучука. Тем, кто отказывался принимать участие в этой новой форме принудительного труда, отрубали левую руку или расстреливали их вместе с женой и детьми. «Освобожденные» рабы по-прежнему оставались неравными, не имеющими прав, угнетаемыми и эксплуатируемыми - путем поголовного налога, навязывания чуждой им культуры, принудительного труда, обязательных бесплатных «общественных работ», насилия и депортаций 8 .

Жестокость бельгийских колонизаторов была такой безграничной, что журналисты и миссионеры в Евопе начали собирать свидетельства о ней 9 .

Англия, которая сама намеревалась колонизировать Конго, создала первую Комиссию для расследования нарушений прав человека - чтобы подорвать почву под ногами у Леопольда II! Но Леопольд продолжал оправдываться: «Единственной целью, я повторяю, остается наша работа по моральному и материальному улучшению положения местного населения» 10 . Уже тогда «права человека» были идеологическим оружием для борьбы между крупными державами за их экономические интересы.

Но и сами британцы были ничуть не лучше. В 1873 году в британской прессе была опубликована масса рассказов о человеческих жертвоприношениях среди африканских ашанти на тогдашем Золотом Берегу (Гана) - с иллюстрациями. Жестокие ритуалы, таинственные зловещие колдуны, изображения дома, полного человеческих черепов, красивая темнокожая женщина с европейскими чертами лица (узнаваемыми широкой английской публикой и симпатичными ей), привязанная «дикарями» к столбу в реке, к которому подбирается крокодил, - такие образы использовались для «разогрева» британской публики, с тем, чтобы она одобрила вторжение в Африку. Менее года спустя после этого начинаются британские походы против Ашанти. Армия Ашанти была разгромлена, а их столица Кумаси - сравняна с землей британскими солдатами 11 . Чем более развитым и хорошо организованным было каждое последующее африканское государство, на которое нападали англичане, тем более «дикими» рисовались данные народы в образе врага, создаваемом для оправдания колониальной агрессии. В высокоразвитых обществах, таких, как Ашанти, Нигерия, Бенин британцы столкнулись с сильным сопротивлением. Завоевание Бенина в 1897 году проходило поэтому под девизом: «Остановим африканскую дикость! Прекратим человеческие жертвоприношения!». Когда город Бенин был захвачен англичанами, его самым варварским образом разграбили и уночтожили 12 . Та же участь постигла в Конго высокоразвитую Касонго, которую сравняли с землей наемники Леопольда II.

Но, скажут нам некоторые, разве все это не осталось в далеком прошлом, и не будет ли преувеличением считать, что подобные колониальные идеи живы еще и сегодня? Давайте возьмем одну актуальную иллюстрацию с тем, чтобы лишить подобные аргументы почвы.

В 1993 году, когда гуманитарные интервенции снова вошли в моду, а бельгийская армия снова начала принимать в них самое непосредственное участие, журналисты Мон Вандеростейн и Роже Росар из газет «Де Стандаард» и «Ля Либр Бельжик» были наняты министерством обороны для написания книги под названием «Голубые береты мира». Оба журналиста следовали за бельгийской армией и Врачами Без Границ. Книга, вышедшая с подзаголовком «От борьбы с работорговлей до борьбы с голодом: более 30 лет гуманитарных операций» , в которой говорится:»Бельгийская армия может гордиться тем, что она никогда не участвовала в агрессиях, а только лишь занималась самозащитой, либо защитой людей и товаров, например, под эгидой ООН. Даже интервенции в Конго в прошлом веке были всего лишь направлены на борьбу с работорговлей...» 13 .

Сопротивление Третьего Мира интервенциям

В первой главе нашеы книги мы описали, как Третий Мир постоянно сталкивался с интервенциями со стороны богатого Севера, начиная с колониальных времен и по сей день. Эти интервенции принимали различные формы: военные, экономические, политические, культурно-идеологические.... -но все они преследовали одни и те же цели: обеспечение интересов крупного капитала.

Исходя из этого опыта, в период деколонизации 60х годов ХХ века Третий Мир боролся за третье поколение прав человека - или права народов, включающие в себя право на развитие, на самоопределение, на суверенитет, за принципы невмешательства и запрета на интервенции. К первому поколению прав человека относятся индивидуальные политические буржуазные свободы, провозглашенные Французской революцией. Второе поколение - то, что было записано во Всеобщую Декларацию Прав Человека в 1948 году под давлением Советского Союза и рабочего движения. К этому относятся социально-экономические и коллективные права: ст. 22- право на социальное обеспечение, ст. 23 - право на труд, ст. 24 - право на ограничение продолжительности рабочего времени, ст. 25 - право на достойные жизненные условия и социальную защиту, ст. 26 - право на бесплатное образование. И хотя правозащитные организации постоянно ссылаются на данную Декларацию, они практически не пользуются ссылками на данные статьи, являющиеся ее составной частью.

Уже в Уставе Организации Обьединенных Наций (1945) записан принцип невмешательства во внутренние дела других стран: ст. 2, пар.4: «В международных отношениях все страны-члены ООН обязуются воздерживаться от использования насилия или угрозы его использования против территориальной целостности или политической независимости другого государства», пар.7 «Ни одно из положений данного Устава не позволяет Организации Обьединенных Наций вмешиваться в дела, входящие в компетенцию органов власти того или иного государства» 14 .

Борьба за независимость во многих африкансих и азиатских странах - война в Алжире, во Вьетнаме и тп. - привела в 60-е годы к волне освободительного движения. Для защиты от многочисленных попыток неоколонизации так называемая Группа 77 (движение неприсоединения внутри ООН) добилась принятия документов о запрете на вмешательства и интервенции 15 .

Но и в западных странах в 70-е годы сложилось движение солидарности, которое, руководствуясь теми же мотивами, добивалось создания своего рода защитной дамбы - против любого вмешательства и интервенции со стороны богатого Севера в странах Третьего Мира. Хотя эти интервенции по-прежнему прикрывались гуманитарными мотивами, такими как «защита свободных (западных) ценностей» или «защита соотечественников за рубежом». Этой защитной дамбе пришел окончательный конец когда многие НПО стали поддерживать «долг гуманитарного вмешательства».

Гуманитарные вмешательства при Новом Мировом Порядке

Тяга к гуманитарным вмешательствам впервые снова сильно проявила себя во время событий в Румынии в конце 1989 года. Французский министр иностранных дел Дюма и его коллега, Госсекретарь по гуманитарным акциям Бернард Кушнер, додумались до идеи, называемой «долг встать между двумя сторонами» (конфликта).

Сравнение событий в Румынии с событиями в Панаме, которые происходили почти одновременно с ними, показывают, насколько избирательно применяются так называемые «гуманитарные» вмешательства - в целях служения интересам империализма. Ксавье Эммануэлли, один из создателей французских Врачей Без Границ, выразил негодование в газете «Ле Монд» 4 апреля 1990 года по поводу того, что «русские не вмешались немедленно в Румынии, чтобы устранить Чаушеску», в то время как американцы, как он утверждал, хотя бы нашли храбрость на то, чтобы вмешаться в Панаме, исполняя свой интервенционный долг для ареста торговца наркотиками Норьеги.

Окончательное число жертв событий в Румынии официально составляет, по данным новых румынских властей, 736 человек 16 . Число убитых американцами панамцев, по оценке комиссии , возглавляемой бывшим американским Генеральным Прокурором Весли Кларком, - не менее 3000 человек 17 . Панамская церковь и правозащитные организации считают даже, что эта цифра - заниженная 18 . Действия Врачей Без Границ в Румынии описаны в бельгийской прессе в 530 специальных статьях, в то время, как их же действия в тот же самый период в Палестине, где в это время был один из самых кровавых периодов Интифады, описаны всего лишь 5 строчками в 1 бельгийской газете 19 . К Панаме вообще никто не проявил никакого интереса. Срежиссированная «массовая могила» в Тимишоаре демонстрировалась по телевидению часами 20 , в то время как подлинные массовые захоронения в Панаме, которые были обнаружены одно за другим только уже после интервенции, в СМИ практически не освещались. Американские войска разработали утонченную стратегию с целью сокрытия от глаз мира драматических человеческих последствий своих вторжений 21 . Ни гуманитарные и правозащитные организации, ни журналисты не получили разрешения побеседовать с тысячами панамских беженцев 22 .

Корни такой массовой, открытой, наглой интервенции в суверенную страну, - такую как Панама, - уходят в 70 е годы, годы американской войны во Вьетнаме После поражения во Вьетнаме американцы на долгое время перешли к тому, что они называли «конфликты низкой интенсивности» (КНИ) для интервенций в другие страны и контроля над ними. Они заключаются в том, что американцы берегут собственную живую силу и платят местным наемникам, которые выполняют за них всю грязную работу. Все это происходит тайно. Но в документах Пентагона о КНИ уже за 1981 год мы можем найти основные положения, предполагающие в будущем интевенции под гуманитарным флагом, - в качестве особого продолжения стратегии КНИ. В «Полевом руководстве к КНИ»(1981) читаем: «Хотя данное руководство дает указания в основном для проведения операций, в которых Соединенные Штаты оказывают помощь безопасности дружественных нам стран, столкнувшихся с внутренними проблемами, многие его принципы могут быть применены и в различных других ситуациях, требующих восстановления мира и порядка.

Внутренний конфликт. Соединенные Штаты можно попросить о военной поддержке ООН либо другим международным органозациям, которых, в свою очередь, о помощи попросило правительство соответствующей страны о помощи с целью восстановления порядка, - либо же они могут вмешаться в стране, в которой более не существует эффективного правительства.

Миротворческие силы. Помощи у США могут запросить ООН или другая международная опрганизация, в ее усилиях по созданию региональных миротворческих сил в неспокойных регионах, в которых замешаны две (или более) различные страны.

Односторонние операции. США могут прибегнуть к односторонним действиям в случае, если оказываются затронутыми их жизненные интересы, а ни ООН, ни другие международные организации не готовы вмешаться» 23 .

Сегодня мы на практике наблюдаем, что «гуманитарные интервенции» на деле являются фактическим воплощением в жизнь данной части стратегии КНИ, которая была разработана с целью продолжения эксплуатации Третьего Мира и господства над ним. Стратегия, описанная в данном руководстве от 1981 года как «Внутренний конфликт» была применена на практике 11 лет спустя в Сомали, «миротворческие силы» - в Югославии, а третья стратегия - односторонняя агрессия со стороны НАТО или той или иной крупной империалистической державы - тоже вот-вот будет применена (книга была написана в 1994 году - прим перев)

Селективная либо односторонняя кампания в СМИ, призванная сопровождать подобные интервенции, как в Румынии или Панаме, тоже не нова. Военные специалисты написали десятки книг о доктрине НАТО, в которых подчеркивается, что дезинформация в войне так же важна, как и ведение ее с помощью оружия 24 . «Врачи Без Границ» также вынуждены признать в своей книге «Народы в нужде: международные интервенции в кризисных ситуациях» наличие селективной манипуляции в СМИ: «Как могли СМИ так «предать» румынскую революцию своими вымышленными массовыми могилами, придуманными «ливийскими милициями», фальшивым геноцидом, большим гуманитарным парадом, мнимыми демократами, - причем все это было показано напрямую по телевидению?» 25 . Но НПО нигде не упоминает о том, что она сама была использована в качестве одного из главных редакторов этого безвкусного спектакля.

Перевод Ирины Маленко

Примечания

1  Shillington K. History of Africa. London, 1991, p.178

2  Galeano E. De aderlating van een continent. Amsterdam, 1991, p. 29, 54

3  Rodney W. How Europe Underdeveloped Africa. Washington, 1982, p. 98

4  Ibidem, p. 136-138

5  Shillington K. Op.cit., p. 234-236

6  Rodney W, op. cit., p. 153

7  “Centenaire de la conference de Berlin”, in Aujourd’hui l’ Afrique, 1986, p.4-5

8  Shillington K. Op. cit., p.353

9  Ibidem, p.334-337, Delathuy AM, ED.Morel tegen Leopold II en de Kongostaat, EPO, 1985; Delathuy AM, De geheime documentatie van de Onderzoekskomissie in de Kongostaat, EPO, 1988

10  Aujourd’hui l’ Afrique, 1986, p.61

11  Shillington K., Op cit., p. 310

12  Nederveen Pieterse, J. Wit over zwart, Novib, Den Haag, 1990, p.80-81

13  Rosart R. en Vanderostyne M. Helmen voor vrede. Tielt, 1993, p.13

14  Prisma van de mensenrechten, Utrecht, 1992

15  Vincineau M. “Niet inmenging, het zelfbeschikkingsrecht van het Zairese volk”, in Zaire, buitenlandse belangen, binnenlandse pijnbank, NCOS, 1982

16  Kouchner B. Le malheur des autres. 1991, p.204

17  The Lancet, vol. 335, 28 april 1990, p.1025

18  Report of Joint CODEHUCA-CONADEHUPA delegation, jan.-feb. 1990, san Jose, in Chomsky, N. De verdorven democratie, EPO, 1992, p.70-71

19  Artsen zonder grenzen Contract, jan. 1990

20  Ramonet I. Television necrofile… In Le Monde Diplomatique, march 1990, p.3

21  Ibidem

22  Collon M, Attention medias! EPO, 1992, p.47-54

23  Low Intensity Conflict – Field Manual. Washington DC, 16/01/1981, P.15

24  Agee P. Inside the company: CIA diary. 1975; Colby M. 30 ans de CIA, 1978; Blum W. The CIA a forgotten history, London, 1986

25  Artsen zonder grenzen. Volken in nood: internationale interventies in crisissituaties. 1993, p.125



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100