Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Бремя нашей глупости

За последние недели, пока стойкие остатки зимы боролись с запоздалыми ростками весны, люди гадали, какие еще невзгоды принесет им Бедоносец Всея Молдовы (включая Приднестровье, имею я в виду). А ведь за самый краткий хронологический отрезок наш государственный глава в благоприятной ему окружающей политической и антропологической среде продвинул страну еще на два-три решительных шага вперед - от здравого смысла к абсурду и, извините, идиотизму. Я постараюсь сей тезис показать на ряде примеров. Скажу для зачина, что, с невероятным апломбом провозгласив где-то к началу 2002 г. "абсолютный приоритет евроинтеграции" и вплоть до недавних дней мороча этой пошлой химерой публику, воронинский режим добился радикального сдвига по крайней мере в одном: вместо того, чтобы прорваться на европейский рынок, как мечталось молдавским бизнесменам, чиновникам и прочим буржуа еще при Снегуре, мы потеряли почти весь российский рынок, за счет которого только и жили.

Обретя потерю суверенитета

Эти весенние дни непременно войдут в молдавскую историю. И весь остальной мир уже может поздравлять нас со знаковым событием. На днях мы сами признались в том, что утратили государственный суверенитет. Сенсацию озвучил лично премьер Василе Тарлев. Лучше бы он промолчал – слово, как известно, не воробей. Перл неизменного воронинского исполнителя настолько характерен для режима, что достоит пространной цитаты. Как сообщило белорусское новостное агентство “БелаПАН”, на встрече с группой европейских журналистов в Кишиневе Василе Тарлев так прокомментировал присоединение Молдовы к декларации ЕС о непризнании итогов президентских выборов в Беларуси 19 марта:

"Молдова подписала план действий с Европейским союзом. Там имеется статья, что Молдова присоединится ко всем декларациям Европейского союза. Мы будем и впредь присоединяться к декларациям, к позиции Европейского союза по тем или иным вопросам. Молдова поддержала выводы наблюдателей ОБСЕ о нарушениях на выборах. Я лично в Беларуси на выборах не был, но там работали эксперты ОБСЕ".

Затем премьер призвал отделять мух от котлет, заявив, что "между Молдовой и Беларусью должны быть только хорошие взаимоотношения... У нас довольно неплохие показатели торгово-экономического сотрудничества. Мы будем и в дальнейшем делать все возможное, чтобы сохранить дружбу между молдавским и белорусским народами. У нас есть очень много общего", – сказал он, добавив, что посещал Беларусь осенью 2005 г. и был "довольно приятно удивлен ростом промышленности, экономики в целом". "Экономика и политические вопросы – это разные вещи", – просветил он журналистов.

Итак, глава правительства расписался в полной зависимости государства от Евросоюза, в котором мы не состоим и состоять не будем. То есть об отсутствии государственного суверенитета и, соответственно, своей точки зрения. Глупее положения не бывает. Теперь нашу позицию будут выражать ЕС и ОБСЕ. Важно еще, что, как говорится, "знает кошка, чье сало съела": с опаской предвидя более чем вероятную реакцию Минска, Тарлев уговаривал белорусов не брать в голову нанесенное им оскорбление. Но демонстративный политический плевок едва ли останется без экономических последствий.

Непонятно, как наши правители могут рассчитывать на добрые отношениях со страной, в которой они не признали легитимными президентские выборы, то есть главу государста, а значит, и государство. В Минске Палата представителей приняла жесткое  заявление: "В связи с позицией некоторых государств и международных организаций относительно итогов выборов Президента Республики Беларусь". В общем, мы в очередной раз вляпались – поступили так, как поступать ни в коем случае нельзя. Теряя российский рынок, Молдова рискует потерять и белорусский – тоже весьма емкий и насущный для нас. А заодно и некоторые льготные, по стандартам СНГ, поставки, к примеру, сельхозтехники.

Буйный рост двойных стандартов

После пяти лет воронинского правления следует отметить еще одно весомое обретение Молдовы. Знаменитые двойные стандарты Запада не просто прижились у нас, а дали буйные ростки. Так, во дворе у иных хозяев бурьян вымахивает выше хаты. Отказав белорусским выборам в легитимности, молдавский бомонд тут же аттестовал украинский избирательный бардак как "отвечающий международным стандартам", хотя нарушений при подготовке и проведении выборов в незалежной хватило бы на три Белоруссии и дюжину африканских стран впридачу. Правда, одобряя украинские выборы, официальный Кишинев сделал хорошую мину при плохой игре: их итоги для "оранжевых" оказались разгромными. Это был, можно сказать, "четвертый тур" электоральных схваток 2004-го, с лихвой подтвердивший победу Януковича над Ющенко и Тимошенко.

Теперь вспомним, как президент Воронин сделал свой "оранжевый" выбор, поспешив признать беззаконное восшествие на украинский престол Виктора Ющенко. Не тогда ли был совершен Ворониным непоправимый шаг, с точки зрения неустанных поисков им выгоды? Или это было лишь очередное, так сказать, обострение хронической болезни неразумия, начавшейся значительно раньше? Вспомним еще, как в 2002г., накануне отъезда на саммит НАТО в Прагу, Воронин разразился эксклюзивным интервью ИТАР-ТАСС по поводу годовщины договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Молдовой. Интервью называлось: "Стратегическое партнерство с Россией необходимо прежде всего во имя благополучия молдавского народа". А взобравшись на пражский амвон, наш президент расточал комплименты блоку НАТО и, как оказалось, не случайно. С тех пор и он лично, и вся его внешнеполитическая обслуга со всех европейских трибун назойливо требует вывести российские войска из Приднестровья и науськивает Запад на Россию. Скажите, мыслима ли такая линия государственного поведения по отношению к стратегическому партнеру?

Недавно, после длительной череды истерических нападок на Москву, которые, к слову, в правительственных СМИ продолжаются и в данный момент, Воронин вдруг резко изменил тон и начал признаваться в своих добрых и искренних чувствах к стратегическому партнеру. При этом он повел себя на манер Хлестакова, пообещав в самое ближайшее время встретиться с Владимиром Путиным и открыть ему глаза на все истины в последней инстанции. И тогда, мол, все наладится. Словом, "курьеры, курьеры, десять тысяч одних курьеров"... Тут же вся Молдова заговорила о скором визите российского президента в Кишинев.

Этот забубенный треп вынужден был разоблачить посол России в Молдове  Николай Рябов. На пресс-конференции, проведенной в связи с молдо-украинской блокадой Приднестровья, он разъяснил: для встречи двух президентов, в частности, для приезда Путина в Молдову нужны "предпосылки или условия". Он подчеркнул: у Москвы и Кишинева есть груда вопросов и противоречий, и только через их разрешение можно "создать условия для того, чтобы говорить о визите первого лица государства". А поскольку вопросы не решаются, противоречия накапливаются, предпосылок и условий нет, – постольку ответ посла прозвучал, по сути, как уличение Воронина во лжи. И тотчас правительственные, проправительственные и оппозиционные СМИ Кишинева начали изощряться в нападках на российскую дипломатию, а МИДЕИ Молдовы сочинило нервическую ноту протеста.

Когда эпилептик нервничает...

За рекордно короткий срок нашу страну посетили главы сразу трех стран, знаменитых своим успешным сочетанием национал-фашизоидной идеологии с членством в Евросоюзе и НАТО. Честно говоря, даже не представить, чем таким существенным помогут нам визиты президентов Литвы, Эстонии и Латвии; их демонстративно-ритуальный смысл очевиден. Странно вели себя в Кишиневе высокие прибалтийские гости: раздавали обещания отчетливо провокационного характера, например, о бесценной помощи, которую они готовы оказать для вступления нейтральной Молдовы в НАТО, или насчет своего подключения к решительным действиям на приднестровском направлении. Все трое, как сговорившись, перемежали назидательные лекции прямым инструктажем. Подозрительно пылкими, суетными и пространными были иные их высказывания, учитывая природную сдержанность прибалтов. По сходному поводу метко выразился российский политолог Глеб Павловский: "Эпилептик нервничает, глядя на паралитика". Интересно, отчего так нервничают прибалты – не оттого ли, что дела в их странах идут отнюдь не так, как они тщатся представить?

Как бы подводя итоги трем визитам, президент Воронин упрямо подчеркнул, что "интеграция в ЕС – выбор и национальная стратегия, пересмотреть которые уже невозможно, особенно если учесть опыт последнего времени, который показал, что это единственный путь развития Молдовы и ее преобразования в демократическое государство по подобию других европейских стран". И это при том, что руководящие евросоюзные структуры только что с исчерпывающей ясностью изложили свое окончательное решение, в соответствии с которым Молдову в ЕС не примут, что называется, никогда и ни за что! Какова же цена всей этой дипломатической болтовни и политической демагогии? И что за ней может реально стоять? Только одно: как раз три рекомендации, от трех стран, требуются для того, чтобы четвертая страна была принята в НАТО.

Жареный петух клюет больно

Когда вокруг весна, пробуждающая радость и возрождающая надежды, тогда особенно удручает безрадостная реальность и безнадежная перспектива. Вместе с бурными всходами ростков из земли и развертыванием почек на деревьях растут цены на рынке и в магазинах. А в это время по всей России происходит изъятие молдавских вин, коньяков и шампанского с прилавков и из торговых складов. О новых поставках молдавского вина и мечтать не приходится. Растениеводческую продукцию от нас Россия тоже не принимает. Как, впрочем, и мясо. Если к этой недвусмысленной блокаде присоединится и Белоруссия, тогда нам станет вовсе худо.

Показательна та бурная "пена", которая поднялась в кулуарах молдавской власти по поводу отказа России от молдавского вина. Кишиневская "элита" принялась разглагольствовать о политической ангажированности российской санитарной службы, о несправедливости подобных мер и об ущербе, который непременно понесут сами россияне. В Москву ушла пространная депеша, составленная молдавскими парламентариями и подписанная спикером М. Лупу, некоторые абзацы которой напоминают арию из оперы о вечной и нерушимой дружбе: "Многогранность молдавско-российских отношений, основанная на таких важных составляющих, как экономическая, социальная, гуманитарная, культурная, представляет собой непреходящую ценность для народов обеих стран, которая не может и не должна зависеть от временных политических разногласий".

Надо же, какая трогательная забота о "непреходящих ценностях"! И как было бы хорошо, если бы ее проявляли не только лишь тогда, когда жареный петух пребольно клюет в то место, которым думает молдавская власть! Если бы Молдова действительно блюла "непреходящую ценность" стратегического партнерства с Россией, от которой так жизненно зависима на протяжении всей обозримой истории вплоть до текущего момента, – нам с вами жилось бы сегодня не в пример легче. Но тогда невозможными были бы ни заигрывание с НАТО, ни лизоблюдство у запертых дверей Евросоюза, ни "союз оранжевых", ни подлейшая антиприднестровская кампания, ни участие в раскольническом ГУАМе, ни провокационные контакты с прибалтийскими "злобными карликами", ни вся воронинская внешнеполитическая кривая, безуспешно торпедирующая геополитические интересы России и выстраиваемая явно, демонстративно назло Москве.

О каких же "непреходящих ценностях" напоминают Москве молдавские парламентарии, провозгласив для себя главной ценностью евроинтеграцию? Разве не логично гнать молдавские вина туда, на Запад, по евроинтеграционным каналам, если они, конечно, есть? И разве не абсурд и верх глупости такое двурушничество, которое видно всему миру и ложится на нашу страну сущим позором? Наконец, какие могут быть претензии к России в ситуации, когда мил все равно не будешь, даже если молдавское вино – всё отменного качества? А наш министр экономики и торговли Валериу Лазэр договорился до того, что  молдавские виноделы могут подать в суд на российскую инспекцию Роспотребнадзор за “дискредитацию имиджа молдавских вин”.  Между тем мы все отлично знаем, каким плохим у нас стало вино в сравнении с прежними временами.

У каждого своя игра...

Присутствует ли в отказе России от молдавских вин политическая игра? Безусловно! А почему продувшиеся в пух и прах кишиневские игроки отказывают московским оппонентам в праве сыграть по-своему? Только потому, что в Москве играют успешнее? Это еще не причина. Скорее всего, в результате "винного эмбарго" хорошо погреют руки и высокопоставленные московские лоббисты, и производители винной продукции из третьих стран. Но это нормальная рыночная демократия. Так поступают на Западе повсюду, и сама Молдова тоже лихорадочно ищет, кто бы мог пролоббировать продвижение наших товаров или хотя бы имиджа на Западе. Впрочем, тщетно: европейские рынки успешно осваивают только молдавские проститутки. Может, это и есть "белая сторона" (в смысле положительного аспекта), которую Владимир Воронин усмотрел в лавиноподобной трудовой эмиграции из Молдовы?

Но приходится признать, что у "винного эмбарго" есть объективная подоплека. Московские экономисты подсчитали, что Молдова не может производить такое количество вина на виноградниках, которыми располагает, и значит, под маркой молдавской продукции в Россию ввозятся вина неизвестного происхождения из третьих стран: марка члена СНГ позволяет уйти от таможенного сбора, взимаемого с товаров из дальнего зарубежья. Кроме того, в поступающем из Молдовы вине обнаружены в недопустимых количествах вредные компоненты, в том числе пестициды. Словом, смерть причину найдет. Производители вин могут сколько угодно называть решение Москвы политическим, но их компании тем временем терпят убытки и готовятся к худшему.

Десять фунтов бекона на три месяца

И во всем этом свинстве, как выражаются немцы, нашлось фунтов десять бекона: вопреки худшим ожиданиям, в Москве молдавской стороне удалось отстоять тариф в $110 за тысячу кубов поставляемого  газа. РАО "Газпром" будет вести поставки в Молдову на прежних условиях и во втором квартале. Поставщик объясняет это решение тем, что "молдавская сторона сделала новые предложения по расширению сотрудничества в энергетической сфере". Уточняется, что "достигнута договоренность в течение следующего квартала реализовать план совместных действий и на это время сохранить условия поставок российского газа в Молдавию, действовавшие в первом квартале".

Интересно, что подробности сделанных Кишиневом предложений не раскрываются. На сей момент "Газ-пром" владеет контрольным пакетом акций компании "Молдовагаз". Чем еще таким ценным можем мы поступиться, чтобы оттянуть неизбежный скачок тарифа на три месяца? Странно, что даже оппозиционная печать хранит загадочное молчание на сей счет. Хотя, казалось бы, есть все основания поднять очередной вой по поводу российского империализма.

А мы в чем повинны?

Да, воронинский режим – это тяжкое бремя нашей глупости. Не знаю, станет ли сей факт еще яснее завтра, но уже сейчас пора его признать. Эта глупость не отдельно Воронина или его антропологических подручных, а наша общая: мы этого монстра породили, взлелеяли, ввели во власть, отдав уйму голосов и вручив ему свои жизненные надежды и судьбы. И хотя даже самые высокие рейтинги Владимира Николаевича и его монолитной партии соглашателей-приспособленцев никогда не поднимались хотя бы наполовину выше тех, каковы они у Игоря Смирнова или Александра Лукашенко, – надо учесть еще, что на выборах 2001-го за воронинщину проголосовала лучшая часть молдавского общества. Ну, а на выборах 2005-го граждане голосовали по инерции, из-за отсутствия выбора и из-за того еще, что соперники ПКРМ могли оказаться не лучше или еще хуже... Вот такая безнадега, такое политическое безрыбье, что даже раков наощупь ни в одном омуте не сыскать.

Теперь, за пять лет руления этих ловких неумех, дошло до того, что Молдова превратилась в "спальный район" престарелых, чьи дети скитаются по ближнему и дальнему зарубежью, а вся экономика страны сведена к фискальным сборам и монопольно действующему министерству генерала Моложена, накрывшему нас весьма дорогостоящим колпаком тотального "документирования". Да еще разве что к винно-похмельным проектам Владимира Воронина: то фестивали, то караваны, то сельский туризм, то монумент виноградной лозе, то просто пошлое вранье на грани словесного расстройства – о евроинтеграции, о стратегическом партнерстве с Россией, о "черной дыре" и "сепаратистском режиме", о "социализме" с уклоном в либерализм и о рыночной экономике напополам с государственным рэкетом...

Дурак, он и в США дурак...

Да что это я, однако, все о грустном да о грустном. Только что мир с ликованием справил Первое апреля: в ряде стран как День смеха, а в некоторых – как День дураков. Последний праздник характерен для США, – надо полагать, там эта проблема не менее актуальна, нежели массовое ожирение. К празднованию названной даты в Штатах подходят всерьез – проводится специальное исследование и 1 апреля оглашаются его результаты, причем они – не обман, не прикол, а святая правда. Американцы сами определяют своих главных дураков. Корпорация исследования общественного мнения задает тысяче жителей США неизменный вопрос: «Кого можно считать самым большим глупцом прошедшего года?». 

Так вот, по мнению 57% опрошенных, третье место среди самых глупых людей страны занял президент Джордж Буш. С чем я американцев и поздравляю. Но и молдавских граждан тоже. Во-первых, достойного себе главу государства избрали американцы, а во-вторых, и сим выбором, и итогами опроса морально поддержали нас, молдаван. Значит, не только мы такие глупые, что избираем не самых мудрых правителей. Ну, а серьезный урок из этого рейтинга тоже извлечь можно: как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. И я бы никому, включая нашего президента, не посоветовал восхищаться американским лидером, брать с него пример и дружить с ним.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100