Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Федор Зуев
По поводу трансбайкальского нефтепровода
Вопрос о транссибирском нефтепроводе на самом деле не экологический, а экономический.

Декорации и действующие лица

Всего нарисовано три варианта прокладки нефтепровода.

Из длительного чтения прессы я так и не понял, какой является на данный момент рабочим. Вроде бы второй, Северный.

Действующие лица конфликта, актуальные и предполагаемые: компания “Транснефть”, руководство Иркутской области, федеральные чиновники, ВСЖД, иностранные нефтяные компании, местные жители.

Многие сибиряки против строительства какого-либо нефтепровода вообще. Нечего, дескать, им тянуть нашу нефть. Такая позиция может показаться ребяческой, но на самом деле у нее есть вполне рациональные основания. Сколь бы прибыльной ни была продажа сырой нефти, ни копейки этой прибыли не достанется сибирякам. Вся маржа уйдет к хозяевам нефтяных компаний в Москву, где будет разделена между ними и московскими чиновниками. В лучшем случае, пара-тройка тысяч человек будет задействована на обслуживании трубы. В то же время при нынешнем дорогом железнодорожном пути перевозки нефти сохраняется и даже получает шанс на развитиt нефтехимическая промышленность области, водители области получают относительно дешевый бензин и так далее. Суммарная прибыль и норма прибыли будет меньше, зато они останутся в области, а не будут разграблены Москвой.

Также против нефтепровода как такового выступают разнообразные игроки из зарубежной Европы, которые заинтересованы в продажу нефти в Европу задешево, а в Азию - задорого: европейские потребители нефти, транзитные страны, вроде прибалтийских карликов и Польши, конкуренты-нефтепроизводители на азиатском рынке. Представителем этих картелей в российской политике выступает WWF. Характерно, например, выступление директора российского WWF Евгения Шварца, весьма напоминающее ультиматум западных нефтекартелей.

Да, и железная дорога (а стало быть и выходец из ВСЖД губернатор Тишанин лично), вероятно, не сильно обрадуется потере платы за перевозку нефти, которая сейчас составляет, кажется, до половины всех доходов железнодорожников.

Транснефть наиболее заинтересована в южном варианте нефтепровода. При этом она практически не несет расходов ни на разворачивание и поддержание инфраструктуры, ни на геофизическую разведку трассы - практически все, все кроме, собственно, трубы используется существующее. Не надо строить дома - трасса идет по населенной местности. Не надо прокладывать дороги - их проложили и содержат в рабочем состоянии областные железнодорожные службы. Впрочем, этот вариант, кажется, сейчас уже не рассматривается. Вторым про предпочтительности является вариант с прокладкой нефтепровода вдоль трассы БАМа. Ввиду недоразвитости региона, заметную часть инфраструктуры Транснефти придется взять на себя, но таки кое-что там уже построено. Самый невыгодный для Транснефти вариант - Крайний Северный, при котором ей придется полторы тысячи километров трубопровода прокладывать по целине, таща за собой всю инфраструктуру.

Ровно по тем же причинам руководство Иркутской области наиболее заинтересовано в крайнем северном варианте, и наименее - в южном. Оно бы хотело, чтобы Транснефть не только не паразитировала на региональном хозяйстве, но и вносила какой-никакой вклад в развитие региона. Неизвестно, правда, осилит ли Транснефть вообще крайний северный маршрут, но попытка - не пытка, тем более что, как уже упоминалось, отсутствие какого-либо нефтепровода тоже не так плохо.

Правительство хочет иметь свой процент от продажи нефти и больше ничего это правительство не волнует.

Сейсмичность и прочие опасности

Подавляющее большинство чисто-географических аргументов, которыми непринужденно размахивают “экологи”, представляется мне малоубедительными. То есть не то чтобы они вообще ничего не стоят, но читателю нужно делать изрядную поправку на то, что их нужно рассматривать в экономическом (дороже-дешевле и кто-будет-платить) а не в непосредственно политическом ключе. Проблема-то не в том, что какие-то ЧП вообще возможны, а в том что, как это водится в новорусской экономике, прибыли приватизируются, а убытки национализируются. Прибыли от трубопровода получат чиновники в Москве, а терпеть неудобства, нести убытки и расходы по ликвидации ЧП, когда оно случится, будут жители области. Если из чиновных коммерсантов сейчас не выбить максимум гарантий и максимум средств - то потом, когда грянет гром, фиг мы от них чего получим.

Вообще говоря, всякие аварии возможны. Однако в этом отношении трубопровод ничем не отличается от сотен других промышленных предприятий, расположенных вокруг Байкала. Представление, что любая и каждая авария на нефтепроводе автоматически ведет к катастрофе масштаба Бхопала - представляется мне совершенно фантастичным. Так что теперь нам - вообще не жить?

Таки да Прибайкалье - сейсмически активная зона. Это означает, что крупные землетрясения не только теоретически возможны, но и фактически происходят, каждые 2-3 года. “Экологи” выложили на своем сайте список крупных землетрясений, начиная ажно c восемнадцатого века. Но благоразумно довели его только до 1967 года. С тех пор землетрясения с аналогичной силой происходили в 1989 году (два раза), 1991, 1994, 1995, 1999. И я как-то не слышал, чтобы от этих землетрясений в городах Прибайкалья разрушались водопровод или канализация. А уж нефтепровод, наверное, попрочнее будет.

Остается, конечно, вероятность чего-то совсем уж катастрофического, вроде опускания берега, подобного тому, что вызвало образование залива Провал после Цаганского землетрясения 1862 года. Но тогда, ей-ей, разлив сотни кубометров нефти мало что добавит к нашим проблемам. И нефти (бензина, солярки, удобрений, навоза) будет полно и без трубопровода.

Значительный психологический эффект достигается употреблением в одном предложении слов “берег Байкала” и “девятибалльная зона”. Если речь идет о южном варианте, то да - зона наибольшей сейсмичности на трассе нефтепровода находится как раз на берегу Байкала. Однако в северном варианте область наибольшей сейсмичности находится к востоку от Байкала. На побережье ожидаемая сейсмичность (= ожидаемое максимальное сотрясение за тысячелетие) меньше.

Вообще, надо понимать так, что ссылки на сейсмическую опасность могут быть аргументом против строительства нефтепровода как такового, но не того или иного его маршрута. Нефтепровод так или иначе должен пересечь полуторатысячекилометровую рифтовую зону. Если, конечно, действительно, не вести его по кромке Ледовитого Океана.

Таким образом, выступления против трубопровода, во всяком случае, против южной его трассы, есть вещь объективно полезная для Сибири. А уж если удастся раскрутить Транснефть на крайний северный вариант - будет хорошо. Однако, меня тошнит от обилия тщательно культивируемых истерик, подтасовок, умолчаний и даже как бы непрямой лжи, продуцируемых вождями движения.

“Экологическая” тема в 80-е годы была одним из основных “двигателей перестройки” в Сибири, играя ту же роль, которую в союзных республиках играли националистические “народные фронты”, а в Москве и окрестностях - демшиза. Поэтому контингент “экологов” (не путать с учеными-экологами, изучающими взаимодействие различных биологических видов) эдесь соответствующий. В последние годы, впрочем, их было почти не слышно.

Вообще, все это внезапно возродившееся “экологическое” движение против трубы обладает всеми ярко выраженными чертами “оранжевого” проекта. Неизвестно откуда внезапно взявшиеся деньги на массированную пропаганду. Двусмысленное “полусочувствие” местных чиновников. Отсутствие какой-либо серьезной аналитики и серьезных аналитиков в “ядре” движения - всем заправляют журналисты и мелкотравчатые политики-грантососы. Пропаганда, обращенная не к рассудку а к инстинктам, чувствам. Организованная персональная травля врагов народа, виновных в том, что имеют иные взгляды. Дурного вкуса шутовство, призванное удовлетворить страсть к сенсациям зарубежной прессы. Непрерывное восхищение духовной крутостью участников как пропагандистский инструмент.

Вопрос о союзах с людьми, заведомо непорядочными, но имеющими сходные с твоими интересы, всегда сложен. С одной стороны а) опозоришься и б) кинут. С другой - если ждать, пока тебя пригласят выступить на сцену в белом фраке и в перчатках - скорее всего состаришься и умрешь, так ничего и не сделав. Но уж во всяком случае, не стоит подписываться под лозунгами и брать на себя ответственность за действия таких союзничков.

http://lj.rossia.org/users/lqp/47684.html#cutid1



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100