Лефт.Ру |
Версия для печати |
…Cобственно говоря, я не собиралась писать рецензию на этот фильм.
Честно говоря, я ожидала от него, что он будет совсем другим. В аннотации к фильму сказано, что это «медитация на тему исторической амнезии, ностальгии и фабрикации и «расфабрикации» политических врагов, где переплетены воедино рассказ об исторической поездке Саманты Смит в СССР... с параллельным личным рассказом о путешествиии в Россию 15 лет спустя после крушения СССР».
Я ожидала, что в фильме будет достаточно много хроники - записей пребывания Саманты в СССР, ведь они сохранились, а «личныи рассказ», вероятно, будет связан с посещением тех мест, где когда-то побывала Саманта, в постсоветское время, с интервью с теми, кто ее знал в нашей стране (благо материалы такие тоже имеются и даже недавно вновь были опубликованы- в интернете, к 20-летию со дня гибели Саманты).
Ничего подобного. Саманту вы в фильме американки Айрин (или Ирины, как она сама себя называет) Люстиг «Проект «Саманта Смит», почти не увидите. Зато автор долго и упорно демонстрирует нам с экрана саму себя, любимую (пожалуй, чуть ли не половину фильма, если не больше) и свое умение говорить по-русски: то и дело нам показывают, как она названивает, будучи в Москве, своим российским знакомым, которых не видела уже около 15 лет, с тех пор, как они принимали участие в программе по обмену с американскими студентами. Лицо Айрин находится до такой степени близко от камеры, что со временем начинает напоминать вам вытянутую мордочку какого-то испуганного зверька...
Стали бы вы смотреть фильм, в котором каждые 10 минут возобновляется нудное: «Алло, это Паша (Саша, Даша, Марь Иванна)? А это Ирина из Америки, вы меня, наверно, не помните, я жила у Ани Шейниной...» - и так раз, раз, еще раз, еще много много раз...? Особенно если вас интересует Саманта Смит, а не личная трагедия автора (уже к середине фильма становится ясно, что подавляющее большинство знакомых ей россиян почему-то ну никак не проявляет желания с ней встретиться! Это нам становится ясно, а бедняжка упорно продолжает свои звонки до тех пор, пока до нее это, наконец, тоже доходит, и она чуть не разражается слезами).
О чем хотела снять фильм эта странная девушка, которая на 2 года моложе Саманты (мне действительно под конец стало ее по-человечески жалко!)?
Почему он получился с такими сильными «нарциссовскими» нотками? Сравнивает себя с Самантой? Миль пардон, это, мягко говоря, нескромно: сравнивать наивную, чистую девочку, которую действительно волновала судьба мира на нашей планете, и которая осмелилась «поплыть против течения» в Америке в годы бешеной антисоветчины, рассказав американцам, каким был на самом деле Советский Союз - с теми, кто ездил по обмену в Америку или Россию в годы перестройки и после нее, когда это было уже не только не «против течения», а самым что ни на есть «последним писком», - причем осуществлялось НА ЗАПАДНЫЕ ГРАНТЫ, выделенные специально для того, чтобы «ослепить магазинами» (ведь больше-то нечем!) нашу молодежь и подготовить будущее поколение «молодых компрадоров» внутри нашей страны, а своим собственным ребятам - дать возможность попрактиковаться в языках будущих вассалов американской империи и «завязать полезные контакты». Хорошо, конечно, после этого рассуждать о том, что бедняжку Саманту «использовали для пропаганды»... Кстати, а почему бы хоть с Катей Лычевой было не встретиться?
Произведение Айрин напоминает мне западную систему образования - не стройное здание, возводимое по кирпичику, как наше советское отечественное, а хаос, набор из отдельных, плохо связанных друг с другом элементов. Кусочек того, кусочек другого - а что человек в целом хотел сказать, не только непонятно зрителю, а кажется, не очень ясно и ей самой. С одной стороны, у Айрин наблюдается явная ностальгия по Восточной Европе социалистической эпохи (недаром ее компания именуется «Комсомол филмс»), с другой - по всему очевидно, что это совершенно неведомый и непонятный ей мир, судить который она, естественно, пытается по единственно ей известным западным канонам. Родившишь в семье румынских иммигрантов (убежавших от социализма?) в Англии, конечно, трудно и вырасти другой; даже интерес к данной тематике с ее стороны - это уже почти подвиг..
Айрин пытается пуститься в классические западные высокопарные рассуждения о «двух равных злах» - двух сверхдержавах, которые обе создавали для своего населения «образ врага». В качестве примеров она приводит американские фильмы типа «Рокки» и «Рэмбо» и даже демонстрирует нам различные кинофрагменты. В одном из них показана советская интервенция в Америке: высадка садистского десанта, расстреливающего направо и налево местных мирных жителей. Честно говоря, я, выросшая в годы «холодной войны», не припомню, чтобы в СССР даже в самый ее разгар показывали такие фильмы об американцах. И Айрин тоже, видно, не смогла найти подобного советского примера, как ни старалась. Ведь смешно же сравнивать с примитивнейшим «Рокки», где американский «герой» мордует «плохого русского», единственный приведенный ею советский фильм - интеллектуальный политический детектив «ТАСС уполномочен заявить», где, кстати, плохими показаны не ВСЕ АМЕРИКАНЦЫ, а агенты ЦРУ. Есть разница, знаете ли. Но американцы, видимо, этой разницы не почувствовали. «Об Америке русским показывали только плохое! Почему бы им не показать своим людям наши магазины?», - возмущаются они. Правда, они не учли, что не все у нас в стране такие, как мама Ирины Родниной, и что есть достаточно большое количество людей, которые от вида прилавка с колбасой в обморок не падают. Что вы им-то сможете показать хорошего, господа? Лагерь в Гуантанамо Бэй? Или, может быть, продемонстрируете нам, за чей счет у вас такие полные желудки? Англичане вот признались наконец почти честно: за счет всего остального мира.
У нас в СССР в годы «холодной войны» не издавали ксенофобских параноидальных книжоночек вроде «Что делать, когда придут русские?» и вообще, при чем тут пропаганда? Сегодня американские дела говорят за себя громче всяких слов. Никакая советская коммунистическая пропаганда не смогла бы так открыть глаза всему миру на то, что в действительности представляет из себя Америка, как это сделали ее собственные действия во всем мире. Даже туристов своих она рассматривает в качестве “армии гражданских послов США”, что уж говорить обо всех остальных...
Российские собеседники Айрин в фильме - те немногие ее знакомые, которые согласились все-таки дать ей интервью,... не хотят в Америку. Магазины им уже неинтересны. Насмотрелись. «В мире столько стран!»- говорит один из них, по имени Рустам, - «Я хотел бы побывать в Австралии, в Африке, в Латинской Америке... А в Америке - извините, там нет никаких сюрпризов» (Правда, мне не понравилось, как они высказываются за все наше поколение, рассказывая о том, почему так любили Америку в прошлом: я, например, никогда ею не интересовалась и никогда не горела желанием там побывать, - ни в 10, ни в 15, ни в 20 лет, ни позже, так что не надо всех равнять по себе. «Мы думали, что там такие люди!» - какие такие? Такие, как Линди Ингланд? Или Дик Чейни?).
Не добившись желаемого от знакомых россиян, Айрин решила поснимать на улице незнакомых: надо же как-то доказать, что от демократии и рынка людям стало лучше, и они не страдают больше предрассудками в отношении других стран. Объектом ее камеры стали молодые пьяные девки на московской улице, нападающие на пенсионеров с красными флагами 7 ноября со словами: «В морду им, в морду!» и «Вы нам завидуете, вы завидуете нашей молодости»- и еще каким-то бредом на английском про наркотики. Пенсионеры, к слову, их не трогали. Когда дылды великовозрастные стали на них нападать, попытались использовать испытанное оружие нашего старшего поколения - пристыдить. Дорогие вы наши бабушки и дедушки, таких не пристыдишь, таких - только дихлофосом! Или водометом с улицы - другого они не поймут, у них соответствующая часть головного мозга атрофирована.
Такие наглые пьяные уличные девки, умеющие болтать по-английски, по мнению автора фильма, представляют собой будущее России |
Свинья грязи, как говорится, всегда найдет. Конечно, разыскивать в России и на Украине тех, кто лично был знаком с Самантой Смит, кто мог бы рассказать о ней и о ее путешествии, - это дело гораздо более трудоемкое, чем заснять на улице первую попавшуюся пьянь…
Периодически в фильм врываются кадры с американскими девочками от 9 до 12 лет, пробующимися на роль Саманты в этот фильм (точнее, прочитать за кадром отрывки из ее воспоминаний об СССР). Поражает их глубокое невежество: они не только понятия не имеют о том, на чью именно роль они пробуются (только одна из девочек сделала небольшое усилие и поискала информацию о Саманте в интернете перед тем, как прийти на пробы), но и о других странах вообще имеют понятия весьма и весьма смутные. «Коммунизм - это когда надо жить так, как тебе велят. Коммунистические страны - такие, как например, Ирак и... нет, больше не знаю.», «Мы свободны, а другие, которые не могут быть свободны, ненавидят нас за это», «Россия - хорошая страна, такая же хорошая, как Америка. Плохие страны находятся в основном в Азии», - такое простительно из уст дошкольников, но не здоровых акселераток, которые захотели сняться в роли Саманты «просто потому, что любят выступать на сцене».Тут же в фильме показывают российскую девочку, которая в свои 3 года уже немного говорит по-английски. Контраст, как говорится, непередаваемый. Не думаю, что сама Айрин это вообще заметила. Сравнение явно не в американскую пользу (хотя сама Айрин и очень образованная девушка и полиглотка, не будем забывать, что родилась и воспитывалась она не в американской семье...)
Так зря ли жила Саманта Смит? Глядя на пьяных хамок на московских улицах и на «МакДоналдсы» и рекламу «Кока-Колы», можно подумать, что зря... Может, именно это Айрин и хотела сказать своим фильмом? Но скорее получается, что зря потратили гранты те, кто этот фильм профинансировал - судя по реакции на проект Айрин наших соотечественников. Да, кто-то один из них уехал во Францию, - что Айрин сочла таким важным, что непременно решила вставить упоминание об этом в свой фильм , - ну и что? Зато все остальные живут своими жизнями и не горят желанием принимать участие в американских проектах... Такое чувство, словно Айрин ужасно ОБИДНО ОТ ТОГО, ЧТО ЕЕ РОССИЙСКИЕ ЗНАКОМЫЕ НЕ ЗАХОТЕЛИ СТАТЬ ТАКОЙ, КАК ОНА САМА - космополитичными «послами демократии во всем мире». Какой, кстати, вовсе не была и Саманта Смит.
...Зря ли жил Женька Столетов, если «героями нашего времени» стали сегодня братан Данила и «менты»?
Героя повести «И это все о нем» Виля Липатова сейчас помнят так же мало людей, как и Саманту,- хотя когда-то мы писали сочинения на тему «Комсомолец Евгений Столетов - герой нашего времени» . Я недавно перечитала эту повесть и с сожалением поняла, что многие современные молодые люди, не заставшие того времени, ее просто не поймут. «Таких вообще не бывает!»- скажут они. Им покажется дикой сама мысль о том, что молодому человеку было не все равно, когда другие рядом с ним даже не то, чтобы нарушали закон, а просто работали не в полную силу и получали за это премии....
Бывали, да еще как. «Не бывает» - для таких, как та пьяная девка, которая всерьез верит, что ей кто-то по какой бы то ни было вообще причине может еще и завидовать. Для таких, как она, конечно, не существует и не может существовать ничего, выходящего за пределы их ограниченного воображения. Увы, кажется, то же самое можно сказать и об американской документалистке, которая хотела снять фильм о Саманте Смит, а вместо того сняла его о себе....
Саманта, как и Женька , пролетела по горизонту нашей жизни как маленькая чистая звездочка, сгоревшая в полете. Но помнить мы будем именно их, а не тех, кто нахамил нам когда-то где-то на улице. Помнить - и улыбаться при звуке их имени.
...В российской глубинке один наш российский человек 20 лет назад посадил целую аллею деревьев, назвав ее аллеей Саманты, и собственноручно поставил ей памятник. Ему никто за это не платил. У него не было спонсоров. Или вы таких вещей тоже не в состоянии понять, госпожа Люстиг?
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |