Лефт.Ру |
Версия для печати |
Невозможно не обратить внимание на распространение в нашей стране (особенно в последнее время) различных организаций радикального толка. Особое место среди них занимают, так называемые, «skinheadы» или, как теперь стало модно говорить «неонацисты». Всем хорошо известна их атрибутика: бритые головы, черные куртки, синие подвернутые джинсы, «берцы» на ногах и т.д.. Так же все знают, что они не любят «нерусских», однако мало кто действительно видел представителей этого движения в действии, хотя мнения здесь расходятся и невозможно не согласиться с тем, что так или иначе практически каждый житель нашей страны пересекался с ними (также интересно а кого вообще следует считать русским, а кого нет?). Поэтому стоит разобраться, действительно ли они представляют сколь-либо серьезную силу, и откуда данная организация берет свои истоки.
Следует сразу сказать, что NaziSkinhead движение ни в коей мере нельзя считать типичным националистическим движением в полном смысле этого слова. Оно скорее является исключением из правил традиционного национализма, однако представляет огромный интерес ввиду своей исключительной массовости и жизнеспособности, а также ввиду парадоксальности своей идеологии.
Сперва надо начать с появления самого SkinHead-движения. Истоки свои оно берет с конца 60х годов в Англии, причем сам термин «бритоголовые» произошел, как ни странно из группировок ямайцев «Rude», состригавших волосы, для удобства в драках. Также именно они дали sh-движению практически всю стратегию уличного боя и музыкальные предпочтения, такие, как СКА, рэггей, а позднее панк и Oi(одно из направлений панка, немного отличное в своей смысловой нагрузке и по звучанию сродни раннему панку).
Нельзя точно сказать откуда именно возникло само sh-движение, сам sh-имидж и идеология, однако, по одной из «легенд» произошло это в результате одной из многочисленных стычек портовой молодежи с матросами
Политические пристрастия были различны и неоднозначны, как и сама молодежь. Среди черных попадались любители поговорить о чернокожем братстве и национальном самоопределении, а у белых попадались сочувствующие правым партиям, но открытого расизма и шовинизма тогда не существовало. Черные и белые скинхеды и рудебойс частенько атаковали представителей upper middle class (высшая прослойка среднего класса), называвших себя teddy boys, это были в основном рокеры-расисты, охранявшие митинги правых партий.
Помимо драк они также просиживали в пабах свои кровно заработанный фунты, танцевали в данс-холлах под музыку ска, которая с черного континета практически полностью интегрировалась в их жизнь, в жизнь простых белых парней. Также как и у первых скинхедов, их одеждой были куртки без воротников, рабочие ботинки, джинсы, у только входившие в моду подтяжки. Вечером же скинхеды одевались в строгие черные костюмы и туфли, что позаимствовали у руде-бойс.
Однако, несмотря на это, основным объектом агрессии скинхедов становились хиппи. Ненависть скинхедов к ним объяснялась просто - хиппи были представители среднего класса, и часто имея богатых родителей всегда могли уйти от грязных джинс и просаленных волос в мир власти и бизнеса, при том, что скинхед был сыном рабочего класса, у него не было возможности поступить в университет, получить хорошее образование. Таким образом, можно сделать вывод, что здесь имела место быть классовая вражда.
В конце концов движение скинхедов к 1972 году скинхеды стали редкостью , произошел спад, многие отрастили волосы и закинули ботинки на чердак. Прошли годы... Бум панк-pока конца 70-х поpодил новую музыку, которой журналист знаменитого британского журнала "Sun" Гарри Бушелл дал название Ой!. Это был тот же самый панк-рок, но тексты песен были уже не о девушках, выпивке (хотя и эта тема была не последней в ой!-музыке), а о проблематика рабочего класса, о продажных политиках, о любви к своей стране. "Люблю страну, ненавижу правительство" был девиз вновь поднимающего свою бритую голову движения скинхедов! Ой!-гpуппы пели о настоящих проблемах, стоящих перед молодёжью в Англии: о безработице, тюрьме, о власти и т.п., и многие группы имели явный уклон "влево" (напpимеp, SHAM 69, THE BUSINESS и THE ANGELIC UPSTARTS).
В тоже время движение скинхедов начало набирать популярность не только среди рабочей молодежи, но так же и среди студентов, и панков, о чем нельзя было и подумать всего 5-8 лет назад. Видимо это и стало привлекать членов правых партий, особенно National Front (Национальный Фронт) к движению, который начал влиять на критически мыслящую молодежь, коими в принципе и были панки и скинхеды, ненавидевшие правительство, законы, и недальновидное общество потребителей.
В это же вpемя, с подачи Hационального Фpонта (ультра правой политической паpтии, котоpая тогда была в самом pасцвете в Бpитании), начали появляться скинхеды - pасисты и неофашисты. Извpащая изначальное интеpнациональное движение скинхедов, они искали козлов отпущения за безpаботицу и увольнения, обвиняя иммигpантов, чернокожих и дpугие меньшинства вместо консеpвативного пpавительства Бpитании (тогда возглавляемого Мэгги Тэтчеp, пpозванной "вампиpом")
Hаци-скинхедские гpуппы, такие, как SKREWDRIVER и BRUTAL ATTACK, и оpганизациии типа Blood&Honour (Кpовь и Честь) сделали идею популяpной в субкультуpе скинхедов.
В середине 80-х годов, когда слово скинхед, ассоциировалось с неонацист или фашист, была создана новая сильная группировка скинхедов, взявшая название SHARP (Skinhead Against Racial Prejudices). Это были, как молодые скинхеды, так и скинхеды из тех далеких 60-х. Всех их объединило одно - сильное желание очистить свою скинхед-сцену от расистов и ультраправых. Выступление по телевизору, интервью газетам, сотни устроенных концертов, митингов, радикальных акций прямого действия - все это наверное и стало показателем, что SHARP достаточно известны в Европе и на Западе, как альтернатива наци-скинхедам.
В то же время, когда правые партии начали влиять на молодежь многие скинхеды начали вступать в социалистические, коммунистические партии, некоторые стали сотрудничать с анархистскими организациями. Их стали называть redskins, т.е. red skinheads, красные скинхеды. Они выступали против рассовых предрасудков, так же как и SHARP скинхеды. Но не все было так гладко во взаимотношениях среди SHARP скинхедов и редскинс. Первые обвиняли вторых в излишней политической сознательности, вторые считали первых скинхедами без какой-либо социальной позиции. Хотя в разного рода столкновениях они часто помогали и помогают друг другу.
В 1993 г. в Нью-Йорке было создано движение RASH (Red & Anarchist Skinheads). Из названия ясно, что эти скинхеды стояли на коммунистических анархистских позициях, но помимо тех же редскинс они стали более позитивным движением, кроме антирасизма и классовой войны, они определили себя, как сторонники феминизма, анти-гомофобии (противники дискриминации по сексуальной ориентации) и противники глобализации.
Следует отметить, что наци-скинхеды являются неким обновленным профашистским движением. По сути они, как и традиционные скинхеды, в большинстве своем – представители рабочей молодежи, носящие довольно агрессивный характер. К тому же практически сохранившие внешнюю атрибутику. Но основная эволюция взглядов состоит в замене их основополагающей идеологии, замене её на националистические идеи, основанные на расовой нетерпимости. Если провести параллель с фашистской рабочей партией, то можно наблюдать много общего, все отличие заключается лишь в вытеснении аполитичных взглядов радикально-экстремистскими, как более заманчивыми. В общем, это не удивительно ввиду хорошей агитации со стороны правых политических организаций, а также призыва к действию, что довольно привлекательно для молодых людей возможностью влиять на политическую обстановку, то есть по сути – возможностью воплощения своих амбиций. Такое сочетание, казалось бы, несочетаемых факторов делает данную субкультуру очень привлекательной для рассмотрения, и просто преступно, на мой взгляд, оставить его без внимания.
Что же касается русского sh-движения, то как и все остальные субкультуры, оно пришло к нам несколько позже, и не в первоначальном виде. Хотя зародившись в 80х в среде неформалов оно сперва и носило традиционный характер, но свой размах к концу 90х оно уже встретило под фашистскими знаменами и салютуя «Hail Hitler!». Казалось бы парадоксально – появление фашизма в России, издревле многонациональном государстве, более всего пострадавшего в годы Второй мировой войны. Однако если разобраться, то все становится на свои места. Следует выделить несколько факторов позволившим возникновение и развитие данной субкультуры:
1. Приток незаконной эмиграции и беженцев в период экономического упадка. Это обстоятельство просто очень сильно усугубило печальные последствия распада СССР. Поскольку приток эмигрантов при снижении производства и постоянно растущей безработице, с одной стороны, вызвал увеличение количества оказавшихся за чертой бедности и, соответственно, рост недовольства, а с другой, сгладил экономический кризис за счет постоянного притока дешевой рабочей силы, что вкупе дало, своего рода, бомбу замедленного действия. Таким образом, работодатели практически не ощутили никакого ущерба, поскольку при отсутствии производства квалифицированные кадры, требующие достойной оплаты труда, оказались невостребованными. Зато эмигранты полностью удовлетворили потребность в практически бесплатной рабочей силе, в сочетании с отсутствием нормальных условий труда (последствия разрухи, застоя и полного передела собственности, носящего скачкообразный характер). Все это усилило появившуюся после распада СССР национальную нетерпимость.
2. Внутренняя политика Советского государства носила явно интернациональный характер, космополитизм был ее неотъемлемой частью. Однако экономический упадок последних лет, вызванный необдуманно резким переходом от плановости с рынку, привел к массовому гражданскому недовольству. На его фоне развился антикоммунистический реакционизм (позднее названный демократией) низвергающий все старые идеалы, на которых выросли предыдущие поколения, и объявивший их главными причинами всех бедствий русского народа. Среди них основной акцент делался преимущественно на усиление ксенофобии, так как массам нужна живая потенциальная угроза (постсоветский атавизм). Поскольку запад официально из врага нашего народа стал другом, даже более того – старшим братом, примером для подражания, а нового врага, кроме Марксизма-Ленинизма объявлено не было, то в нем появилась острейшая необходимость. Так же падение социалистического строя является одной из главных причин развития фашизма в России (в данном случае Русский фашизм нельзя назвать явлением интернациональным, он, что удивительно, носит явно пронемецкий характер с чертами панславянизма (!?)).
3. Немалую часть национально нетерпимого населения России составляют участники боевых действий в Афганистане и Чечне, что само по себе и не удивительно. В данном случае можно смело проводить параллель с развитием национализма в США, связанного с войной во Вьетнаме. Дело даже не в довольно большом количестве ведущих пропаганду вернувшихся после боевых действий людей, а в создании некоторыми из них профашистских организаций военного толка (РНЕ).
Таким образом, русский национализм, с главным своим проявлением ксенофобии – антисемитизмом, на фоне экономической и социальной нестабильности перерос в фашизм. Это явление неизбежно, так как сам по себе национализм невозможен без национального самосознания, которое, в свою очередь, нежизнеспособно без национальной идеи. Сама по себе «национальная идея» - довольно размытое, чисто русское понятие, сочетающее в себе национальные идеалы, морально-этические нормы и стремления, так и не родившееся в постсоветской России. Однако его образ, так и не обозначившийся, стал знаменем для всех националистических организаций, появившихся после 1993 года. То есть, конечно национальная идея была изложена всеми этими организациями, но предполагала лишь полное соответствие расовой теории «на русский лад», различные проявления ксенофобии и полное возвращение к славянско-языческой культуре. Сразу бросается в глаза вся парадоксальность этих стремлений. Поскольку все эти организации радикального толка с четкой иерархией, и создававшиеся как военизированные формирования. Очень хорошо данное обстоятельство сочетается с пантеоном славянских богов, особенно с отсутствием в нем всякого подчинения. Если вспомнить, то сразу всплывает пример с крещением Руси, а точнее с главными причинами сего действа. Известно, что совершалось это именно для укрепления власти. Теперь вполне видна причина недолговечности этих организаций. Такое сочетание несочетаемого могло быть воспринято и «проглочено» народом, особенно реакционной молодежью, представителями неформального движения, «политически сознательными» гражданами.
Особняком среди всех этих новообразований стоит sh-движение, так как это явление международное, то развитие его в России испытало на себе немалую поддержку запада, как идеологическую, так и материальную. Залогом его успешного развития в нашей стране можно считать совершенно готовую идеологическую базу (немало основанную на учении третьего рейха), а так же тесную связь данной субкультуры с довольно хорошо сформировавшимся и укрепившимся у нас движением футбольных фанатов. Известно, что вначале именно футбольные фанаты составляли боевую основу sh-движения. Именно довольно быстрый рост и успешность «акций прямого воздействия» предопределили начальную популярность этой идеологии, несмотря на явные ее недостатки и промахи неумелого переноса немецкого фашизма на «русские просторы».
Еще одной интересной особенностью российского sh-движения является «переменность его состава». По сути, все движение составляют несколько организованных группировок в различных городах. Но они безусловно не являются многочисленными. Для массовых акций (различные беспорядки, марши и др.) приглашаются люди «со стороны». Это, как правило, «сочувствующая» молодежь 14-18 лет официально не состоящая ни в одной из подобного рода организации, но так или иначе причисляющая себя к ним. Грубо говоря, это «массовка» - так называемые «карлики» не признается ни одной из серьезных группировок, однако, они вполне подходят для решения разного рода «задач». Особенно широко они используются в уличных драках. Это, своего рода, «личиночная стадия», которая возможно никогда не пойдет дальше, поскольку им далека «правая идеология», они являются самыми низами наци-sh-движения. Зато такое положение вещей сказывается очень благоприятно, поскольку номинально малочисленные группировки неонацистов при необходимости могут увеличивать свою численность в несколько раз. Еще одно преимущество заключается в невозможности отследить реальную численность лиц входящих в ряды skinheadов.
Российское наци-sh-движение довольно ярко показывает влияние западной культуры на российское общество постсоветского периода, в том числе и деструктивное. Отсутствие «национальной идеи» в данном случае полностью компенсируется догмами расовой теории, а также ее дополнениями. Большая роль здесь отводится, так называемой, «волне патриотизма», появившейся после продолжительной пропаганды капиталистических и рыночных порядков и благ, в сочетании с иллюзорной свободой взрослеющей демократии. То есть, эта как бы естественная ответная реакция отторжения обществом, выросшим и сформированным по совсем другим законам, всего инородного. Однако начало 90х не прошло бесследно для нашей страны, sh-движение является ярчайшим тому примером. Являясь радикально патриотическим (фашистским с панславянским уклоном) оно является носителем западной культуры, проявляющейся во внешнем облике представителей данной субкультуры, а также стоящей у самых ее истоков.
Фактически, феномен этого явления состоит в конвульсивных попытках агонизирующего зверя утолить свой голод, сожрав самого себя. Вся фатальность в том, что нельзя напиться собственной кровью, ей можно только умыться. Практически отвергая породившую его культуру, этот зверь обрекает себя на неминуемые муки и столь же неминуемую смерть. В данном случае речь идет о новом поколении, а точнее о преисполненной патриотизма ее части.
В заключение хотелось бы рассмотреть причины возможности функционирования столь долгий срок данного явления в центральной части Российской Федерации. Главной причиной жизнеспособности этой парадоксальной при детальном рассмотрении социальной формации следует считать прежде всего умелое использование реакционных настроений идеологической верхушкой. Цели же преследуемые ей (верхушкой), как правило, - довольно банальное воплощение собственных амбиций. Хотя следует заметить, что данная субкультура в России во многом опирается на опыт более ранних организаций (в том числе и отечественных) таких как «Память», «РНЕ» и самой первой организации националистического характера – Казачества. Все эти образования накопили немало опыта в ведении «национальной борьбы», а также подготовили множество исполнительных и руководящих кадров, в том числе и для предмета нашего обсуждения. Всю опасность этого явления составляет практически полный подлог истинно патриотических и националистических ценностей ксенофобией в разных ее проявлениях. Также немного настораживает нарочитое попустительство со стороны силовых структур и неясность источников финансирования этого довольно затратного проекта. Ведь не секрет, что «бойцы» силовых звеньев некоторых группировок проходят весьма серьезную подготовку, а все акции прямого воздействия финансируются (подготовка, исполнение, прикрытие).
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |