Лефт.Ру |
Версия для печати |
Партия коммунистов Республики Молдова, если верить ее Программе, "настойчиво борется за возвращение республики на социалистический путь развития, имея конечной целью построение коммунистического общества". В Программе подчеркивается, что партия "развивается на основе творческого марксистско-ленинского учения". Документ утверждает, что, "как бы ни реформировался капитализм, его сутью остается эксплуатация наемного труда", и в качестве примера указывает на "стремление западных стран во что бы то ни стало проникнуть в экономику нашей республики, завладеть ее рынком и собственностью, навязать неравноправные контракты, предоставить кредиты на кабальных условиях" и т. п.
В соответствии с этими констатациями программный документ молдавских коммунистов содержит весьма здравые выводы:
1. "В результате перераспределения собственности на основные средства производства, осуществленного правящим режимом вопреки воле народа, экономический базис страны перестал быть социалистическим".
2. "Насильственное внедрение рыночных отношений привело к резкому размежеванию общества на кучку богатых и на бедных, составляющих подавляющее большинство населения".
3. "Кризис, охвативший Молдову, есть следствие слома социалистического строя...".
В органической связи с "констатирующей частью" состоит "постановляющая часть" Программы. "Возвращение республики на социалистический путь развития" планируется провести в два этапа. На первом, общедемократическом, "коммунисты в союзе с прогрессивными силами добиваются устранения последствий реформ, прекращения грабительской приватизации общенародной собственности", при этом, естественно, "восстанавливается общественная собственность на средства производства как фундамент экономики". На втором этапе восстанавливается сам социализм, "осуществляется переход к преобладанию социалистического уклада в многоукладной экономике". При этом отмечается, что параллельно социалистическим производственным отношениям "может развиваться частное предпринимательство в мелкотоварном промышленном производстве, сельском хозяйстве, в сфере торговли и обслуживания".
К радикальным положениям Программы ПКРМ следует отнести два императива: во-первых, "земля не может быть объектом купли-продажи, находиться в частной собственности", во-вторых, говорится о создании "на добровольной и обновленной основе федерации равноправных суверенных республик", т. е. восстановление Великой союзной страны, исторической преемницы СССР.
Не будем сейчас говорить о слабостях, двусмысленностях, расплывчатости некоторых положений Программы. Борясь за власть, ведя предвыборную агитацию, воронинцы вразрез с классовым подходом стремились угодить всем слоям населения, грешили широким популизмом, лавировали, раздавая разным социальным группам порой взаимоисключающие обещания. Все это понятно и, как говорят, в политике даже простительно. Главное – взять власть, а там... победителей не судят. Но вот в феврале 2001 г. правящий режим, осуществивший "перераспределение собственности вопреки воле народа", пал, к власти пришли молдавские коммунисты. Прошло пять лет, воронинцы и Воронин правят уже второй парламентский и президентский срок.
Что произошло, что изменилось? Весьма поучительно рассмотреть этот вопрос сквозь призму программных обязательств ПКРМ.
Представьте, что вам под некую важную услугу пообещали дать... мотоцикл. Да не старой марки, а продвинутый, с наворотами, этакую модель будущего. Услуга – ваш голос в пользу ПКРМ. Обещанный мотоцикл – это социализм по Воронину, в который он звал избирателей: не "назад", а "вперед". Если же посмотреть на зачин воронинской партийной программы, то в перспективе мотоцикл социализма должен быть заменен на автомобиль коммунизма. Ну, коммунизм и раньше маячил на горизонте: мы к нему – он от нас. А вот социализм, уверяли воронинские пропагаторы, – дело реальное: мы, мол, знаем, как это сделать, и у нас есть для этого всё: идеи, кадры, средства.
Услуга была оказана: под обещание социализма большинство избирателей проголосовало за ПКРМ. Она пришла к власти, воронинское большинство в парламенте под злобный вой оппозиции и ликующие крики народа избрало своего лидера главой государства. Воронин, получив, по сути, "пост английской королевы" (чисто представительные функции президента в парламентской республике), оперативно сгреб всю полноту государственной власти. Левые силы Молдовы и ее окрестностей (да что там СНГ - Европы и мира!) ликовали: в кои-то веки к власти в целой стране законным путем пришли коммунисты! Слава ПКРМ! Открывались сияющие перспективы. Что было дальше?
Дальше оказалось, что воронинские бонзы обещали избирателям, а с ними и рядовым партийцам, вовсе не мотоцикл, а лишь мотороллер. Не социализм, который в Молдове, как определил Воронин, "строить уже поздно" (к тому же и кадров, которые раньше как будто были, оказывается, нет), а "социальное государство". Оппозиция, которая, независимо от партийных брэндов, вся состоит из круто правых ребят (причем справа у них Румыния), продолжала злобствовать, а желавшая социализма публика начала поскуливать и робко интересоваться, в чем тут фишка, что это за новость – "социальное государство" вместо социализма?
В отличие от своих сторонников, Воронин – человек не робкий. Пока всякие "леваки" обвиняли его в оппортунизме и ренегатстве, он озвучивал фразы, одна забубеннее другой. Сперва лидер заверил нацию, что молдавские коммунисты "продолжат реформы" – те самые, последствия которых, по Программе ПКРМ, они намеревались устранить "в союзе с прогрессивными силами". Видать, прогрессивных сил не нашлось, что похоже на правду. Параллельно оказалось, что новая власть не только не будет пересматривать итоги "грабительской приватизации", но и продолжит ее, как велит МВФ. Если помните, уже при коммунистах был пущен с молотка весь винно-коньячный комплекс. В стране химерического социализма главную стратегическую отрасль отдали "хозяевам". Последствия уже известны: на международные конкурсы и выставки-продажи поступают образцы высококачественного товара (хоть сейчас торгуй с Европой, правда, она не хочет), зато массовым числом в Россию и другие республики СНГ гонится откровенное пойло, полученное неизвестно из чего, неизвестно из какой страны взявшегося. И общий результат: легендарное молдавское виноделие безнадежно погублено, причем этот трагический акт уже не списать на "грабительские реформы" и "правящий режим демократов". Выяснилось, что грабительские реформы успешно продолжены, а правят снова реформаторы, хотя с красными партбилетами.
В Программе ПКРМ справедливо указывалось на "стремление западных стран во что бы то ни стало проникнуть в экономику нашей республики, завладеть ее рынком и собственностью, навязать неравноправные контракты, предоставить кредиты на кабальных условиях". И что же? Сформированные воронинцами структуры власти развели бурную деятельность по созданию наилучших условий для этой экспансии. Сколько усилий, пусть и зряшных, потрачено на то, чтобы сделать благоприятным "инвестиционный климат" в Молдове, привлечь "иностранных инвесторов" и угодить экспертам и благодетелям из Мирового банка и МВФ!
Вы не забыли еще о социалистическом мотоцикле, превратившемся в мотороллер "социального государства"? Как видно, Владимир Николаевич не силен по теоретической и доктринально-политической части, а его советники то ли лукавят, то ли еще темнее, чем босс. Как бы то ни было, уже признавшись, что молдавские коммунисты – это суть социал-демократы, Воронин вдруг заявил, что Молдове требуется "больше либерализма". И стал энергично восполнять сей дефицит. И вот оказалось, что мотороллер тоже "не рулит" и что это всего лишь самокат либеральной экономики. Да и то он вам вряд ли достанется, потому что Воронин с подручными молодцами мастерят в Молдове этакое "общество равных возможностей", о котором на примере Америки хорошо высказался Марк Твен: мол, и у бедняка, и у миллионера есть право ночевать под мостом, только миллионер этим правом не пользуется. Словом, программно-воронинский "коммунизм на горизонте" оказался не мотоциклом, не мотороллером и даже не самокатом, а шикарным западным автомобилем, подлинным "чудом завтрашнего дня" – и даже сегодняшнего! Но – для кучки богатых, а никак не для "бедных, составляющих подавляющее большинство населения" (см. выше, Программу ПКРМ).
Итак, не прошло и двух лет после "триумфального февраля 2001-го", как коммунист №1 и президент Молдовы ловко провернул две фундаментальные подмены: перво-наперво превратил обещанный и всем знакомый социализм в неизвестное и непонятное "социальное государство", но и его тут же начал менять на "либерализм". Между тем "социальное государство" и "либеральная экономика" – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И одно из двух: или мы строим то, или это, а не скрещиваем ужа с ежом, чтобы получить полметра колючей проволоки. Кстати, на этот счет любого коммуниста воронинского разлива могут просветить европейские левые, с которыми подружились бонзы ПКРМ.
Вы, конечно, можете мне возразить. Дескать, нет в Молдове никакой либеральной экономики. Верно, нет ее, как нет и социализма, и "социального государства". Это и есть третья подмена Воронина: под маркой "социального государства", которому "требуется больше либерализма", правящая камарилья за пять лет лихого руления сварганила самый несуразный и уродливый гибрид – сродни тому псевдовинному пойлу, которое сейчас в массовом порядке изымают из российских магазинов и складов. У нас возникла чудовищная модель авторитарно-полицейского, грабительского и компрадорского капитализма по образцу латиноамериканских "банановых республик" начала-середины прошлого века.
Уточним некоторые элементарные положения, чтобы не оставалось сомнений в сказанном. Общеизвестны существенные отличия между либеральной и социал-демократической (или социалистической в западном смысле) моделями государства с его социально-экономической системой и, соответственно, способами государственного и хозяйственного управления. Лозунг "Больше либерализма" подразумевает освобождение бизнеса от налогов, государства от забот о народе, урезание статей госбюджета на социальные нужды, ликвидацию социальных программ, разгосударствление, замену бесплатных услуг платными и т. п. Как заявила баронесса Маргарет Тэтчер в бытность свою премьером Великобритании, следует "восстановить право на неравенство" - это и есть либерализм. Пусть бедные беднеют, а богатые богатеют, слабые гибнут, сильные выживают; пусть, в соответствии с постулатами основоположников либеральной теории, будет война всех против всех; неограниченная конкуренция и "свободный рынок" – вот что такое демократия.
В чистом виде такая модель в странах "золотого миллиарда" (развитых государствах) не существовала никогда и нигде, и именно поэтому идеологи либерализма (в частности, "гарвардские мальчики") стремятся навязать ее самым слабым и зависимым народам. В свое время эту модель деятельно внедрял в Чили генерал Пиночет; так деятельно, что только преклонный возраст спас его от уголовного приговора за массовые убийства, кровавые репрессии и чудовищную коррупцию. После перестройки в бывшем СССР прозападные реформаторы пытались создать нечто подобное в России; устроенные ими руины сейчас разгребает команда президента Путина. В Молдове до прихода к власти Воронина тоже много говорили о либерализме, но поскольку у нас вообще мало кто знает, что это такое, то дальше воровского капитализма дело не шло. Смутно суть либеральной экономики представляет молдавская "элита" и ныне, что видно как по высказываниям иерархов власти, так и по общей линии ворономики.
А что такое социальное государство? Это подмена революционно-социалистической идеи, "альтернатива" советскому социализму, западный его суррогат, защитная реакция Европы и Америки на Великую Октябрьскую революцию. Но у них есть средства на социальные программы. "Золотой миллиард" накопил колоссальные богатства и развил производительные силы преимущественно за счет ограбления колоний, а когда их не стало – за счет, мягко говоря, неэквивалентных экономических и финансовых отношений со всем остальным миром. Подлинным клондайком для Запада стало пространство разрушенного СССР и распавшегося "социалистического лагеря". Поэтому тот, кто восхищается западноевропейской системой социальных гарантий, должен понять, что в ее основе лежат не созидательный труд и внутренние резервы данных стран, а грабеж других стран и народов. Молдова подобную социальную систему создать на базе капитализма по определению не может, ибо у нее не было колоний и грабить ей некого. Для внедрения у нас хотя бы "социального государства" надо развить производительные силы, а это возможно только путем мобилизации масс на созидательный труд, что не удастся без проведения социалистических мер, в частности, восстановления хотя бы элементарной социальной справедливости. А это, в свою очередь, абсолютно неосуществимо без деприватизации и наказания преступников, разрушивших и растащивших народное хозяйство. Таким образом, построение "социального государства" нам не светит, а от восстановления социализма воронинцы отказались.
Отвлечемся от идей социализма и вкратце рассмотрим, в чем суть "социального государства", о котором так много говорят воронинцы. Главный его признак – защита населения от обнищания, падения уровня жизни, обеспечение массам доступности образования, медицины, жилья. Смею утверждать, что ничего этого у нас сегодня нет, а то, что еще было и остаточно сохраняется от советского социализма, – последовательно и намеренно уничтожается режимом лжекоммунистов.
В частности, "социальное государство" предполагает не столько повышение зарплат и пенсий (это как раз признак социализма советского типа), сколько в первую очередь меры по недопущению роста цен и стоимости жизни (что тоже было функцией советского социализма). Именно против роста цен, падения жизненного уровня и урезания социальных программ постоянно борются профсоюзные и левые политические и общественно-политические силы в Евросоюзе и США. Но и этим воронинщина не занимается; напротив, все делается так, чтобы, с одной стороны, цены на товары и услуги неуклонно росли, а с другой – мотивация безудержной купли-продажи, потребительства, раскручивания торговли постоянно расширялась. К примеру, зарплаты и пенсии повышаются, но абсолютное большинство людей от этого не богатеет: регулируемая инфляция (официально многократно заниженная) и монетарная политика ворономики в целом загодя пожирает все прибавки к доходам населения. Это типичная забота не о Труде, как трактуют западные социал-демократы и социалисты, а о Капитале, то есть действия по логике либерализма. Но при этом практика управления ворономикой обнаруживает, наряду с советско-номенклатурными привычками бюрократии, родовые черты махрового грабительского капитализма, который контролируют всевозможные генералы латиноамериканского типа.
Думаю, воронинское окружение и он сам осуществляли три упомянутые подмены отнюдь не по строгому и единому плану. Их вела, наряду с властолюбием и корыстолюбием, присущим правителям такого пошиба, потрясающая "разруха в головах", когда изрядно верным оказывается библейское "не ведают, что творят". Налицо, я бы сказал, не биение, а этакое мельтешение мысли в перенапряженных мозгах. Множественные зигзаги Воронина от пророссийских позиций к антироссийским и от прокоммунистических предпочтений к "абсолютному приоритету евроинтеграции", компрадорство, западное лизоблюдство с постоянной необходимостью маскироваться и выдавать желаемое для масс за действительное у правителей – все это неизбежно должно было отразиться на особенностях (и способностях) мышления.
В известной антиутопии Джорджа Оруэлла описан "английский социализм" (ангсоц) с его двойным мышлением и "новоязом". Псевдокоммунизм, сдвинутый на "европейских ценностях," в сочетании с полюбившейся практикой "хапающего", "подгребающего под себя" уродливого капитализма вызвали лично у Воронина, у его подчиненных и даже у многих рядовых членов ПКРМ не только стойкие привычки лукавить на инстинктивном уровне, но и явное "расщепление" интеллекта. Раздвоение сознания есть шизофрения, но в данном случае налицо, так сказать, мультишизоидное состояние, когда в голове "варится каша" из малосовместимых понятий и реалий.
Массу образцов воронинского "новояза" можно обнаружить в любом номере еженедельника "Коммунист", пропагандирующего мультишизоидность партийных хозяев. Так, накануне 1 мая "Коммунист" вышел особенно ярко-красным. Если судить по его первой странице, на этот раз дату собрались отметить в Молдове особенно торжественно и массово. На самом деле нынешний День международной солидарности трудящихся Партия коммунистов вообще проигнорировала. Так что же это за компартия, отменившая Первомай, который отмечает весь мир, в том числе и путинская Россия?
"Коммунисту" все труднее находить аргументы, чтобы не то что восславить, а хотя бы оправдать партийных хозяев. И немудрено при их линии поведения и высказываниях. Вот Воронин заявляет 22 апреля: "Ленину в Молдове ничто не угрожает". А в это время "Коммунист", "Пульс" и "Независимая Молдова" наперегонки пропагандируют сближение ПКРМ с "евролевыми", которые тут же печатно заявляют, что в Евросоюзе коммунисты давно покончили с ленинизмом. Каково?
Судя по партийной программе, ПКРМ "развивается на основе творческого марксистско-ленинского учения". А раз так, воронинцам должно быть ясно: в какую бы нарядную упаковку ни были уложены евроидеи, Евросоюз, евро-структуры и вся западная демократия - это все тот же капитализм. Так что двигаться туда – значит, пятиться назад, предавая учение, в верности которому поклялись на программе, как на Библии. И все, что говорит и делает Воронин, смахивает на дурацкие приказы короля из одного сатирического фильма, где тот, как шут гороховый, водит свиту туда-сюда, восклицая: "Вперед назад! А теперь – назад вперед" и т.д. Единственное, что изобрел нового Владимир Николаевич, так это примерно такие максимы: "Мы зовем не назад в социализм, а вперед в социализм. Мы – левые, но по-европейски, то есть правые. Ведь правое – это и есть левое, то есть я хочу сказать, евролевое – это на самом деле правое, вернее, правое – это теперь евролевое". А далее, как и положено бравому генералу: "Напра.., нале.., на пле... Отставить!" – и: "В Европу кругом марш!"...
Представьте сценку на вокзале:
– Господа, по вагонам! Поезд отходит!
– Владимир Николаевич, так ведь билетов нет...
– Как нет? Мне лично герр Швиммер обещал. И сеньор Солана! И мистер Хилл! И эта, как ее, мадам Ферреро...
– А в кассе говорят: для вас брони нет, билеты вам продавать не велено и в поезд мы вас не пустим!
– Что значит “не велено”, у нас же с ними План совместных действий!
– Да, но... они говорят, мол, ваш поезд уже ушел!
– А... тот, который на запасном пути?
– Так тот бронепоезд давно на металлолом отправили, а другого нет.
– Что же делать, может, сядем на московский поезд, пока не поздно?
– Ну так... вроде как поздно уже...
На этом прерываю по причине иссякшей фантазии. Но, боюсь, продолжение следует.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |