Лефт.Ру |
Версия для печати |
СМИ прославляют администрацию Буша за переговоры с Ираном и стимулирующие предложения, включающие строительство легководяного ядерного реактора, что представляется, как дипломатический прорыв. Кажется, что угроза войны ушла с горизонта ближайшего будущего.
На самом деле, это затишье перед бурей. Как госсекретарь Кондолиза Райс сказала 2 июня: «Мы не можем ждать месяцами… Они должны сделать выбор, и международное сообщество должно знать, действительно ли реальны переговоры, или нет» 1 . Новое стремление Буша к переговорам и интенсивные предложения со стороны правящих классов США, Германии, Франции и Британии вызваны стремлением изолировать Иран от его ближайших союзников по Совету безопасности ООН, Китаю и России, которое достигло успеха, поскольку обе эти страны поддерживают нынешнюю политику кнута и пряника.
С точки зрения администрации Буша, США сейчас в любом случае находятся в выигрышной ситуации. Если Иран отклонит предложение, США и их союзники перенаправят иранский вопрос в Совет безопасности ООН, что может привести к экономическим санкциям и решению, провозглашающему Иран угрозой международному миру и безопасности, таким образом, создавая юридическую и дипломатическую основу для американских (и израильских) воздушных атак.
Если Иран примет предложение, США будут затягивать со строительством легководяного ядерного реактора, в то время как иранцам запретят обогащать уран, что позволит Дяде Сэму воспользоваться положением. Это будет уже не первый раз, когда США провалили выполнение ядерных договоренностей. В 1994 г. США, вместе с Японией и Южной Кореей, согласились профинансировать и построить два легководяных реактора для Северной Кореи в обмен на ее обещание поставить свои ядерные мощности под контроль МАГАТЭ. США и их союзники не довели этот проект до конца, что привело к кризису, в ходе которого Северная Корея заявила в 2003 г. об обладании ядерным оружием 2 . Более того, США могут манипулировать МАГАТЭ, которое будет ответственно за контроль иранских ядерных мощностей, как, например, было в 1998 г., когда инспекторы ООН установили оборудование слежения в ключевые правительственные сооружения, что было важным источником информации для бомбардировок 3 .
В любом случае, иранский правящий класс находится в проигрыше. Принятие предложения положит конец обогащению урана и поставит страну в зависимость от благосклонности Вашингтона в деле строительства легководяных ядерных реакторов. Такое развитие событий лишь отложит конфликт между США и Ираном, поскольку США смогут использовать согласие Ирана, чтобы заставить его пойти на еще большее число уступок. Если Иран отвергнет предложение, это приведет к направлению дела в Совет безопасности ООН, возможным санкциям и реальной угрозе войны.
В любом случае, Иран постарается расколоть навязываемый США фронт, принимая одни части соглашения и отрицая другие, выигрывая время для переговоров. Россия и Китай, видимо, поддержат продолжение переговоров, поскольку им не нужна еще одна война на Ближнем Востоке, укрепляющая американскую гегемонию, в то время как администрация Буша и ее европейские союзники будут утверждать, что их предложение было «разумным», и что у них «нет другого выбора», кроме как направить этот вопрос в Совет безопасности ООН, подготавливая сцену для войны.
Полемика вокруг иранской ядерной программы касается не ядерного оружия, что бы там не говорили администрация Буша и ее медиа-мегафоны. Сейчас у Ирана есть 164 центрифуги для очистки урана, но ему понадобится 16 тысяч центрифуг для производства достаточного количества урана, подходящего по качеству для ядерного оружия 4 . Более того, значительная часть иранского урана содержит значительные примеси молибдена. У иранцев нет технологии для его очистки, и это делает этот уран негодным для производства ядерной энергии. На самом деле, апрельское заявление президента Ахмадинеджада о том, что Иран присоединился к ядерному клубу очень сильно вводит в заблуждение, поскольку уран, используемые в цикле обогащения, был импортирован из Китая в 1991 г. из-за сложностей иранцев с очисткой их собственного урана 5 . Огромные технические препятствия объясняют то, что по оценке Национальной Разведки США, Ирану нужно как минимум 10 лет для начала производства ядерного оружия 6 .
В сердце кризиса лежит неустранимый конфликт интересов между правящими классами США и Ирана по поводу растущей силы Ирана на Ближнем Востоке и в Средней Азии. У правителей Ирана нет другого выбора, кроме как развивать ядерную программу для производства электроэнергии, потому что при нынешних тенденциях потребления Иран станет импортером нефти через 15 лет 7 , что лишит иранское правительство главного источника доходов от экспорта нефти. Для американских правителей обуздание Ирана – необходимая составляющая сохранения полного господства на Ближнем Востоке, что является ключом к поддержанию первенства в империалистическом порядке XXI века.
Оригинал текста опубликован по адресу: http://mrzine.monthlyreview.org/pham130606.html
Перевод Юрия Дергунова
1 David Shelby, "Rice Gives Iran Weeks, Not Months, to Decide on Talks,"Washington File, June 2, 2006.
2 See Pham Binh, "Background to the Crisis in North Korea" and "The North Korea Crisis: the Dragon Falters, the Eagle Steps In," December 14, 2005.
3 Sharon Smith, "Targeting Iraq: U.S. Hypocrisy and Media Lies,"International Socialist Review 4, Spring 1998.
4 Eric Ruder, "The Nuclear Hypocrites: World's Biggest Nuclear Power Demands Disarmament by Iran,"Socialist Worker, May 12, 2006. For more on the technical difficulties that Iran's nuclear program is facing, see Jeffrey Lewis, "Iran and the Bomb: How Close Is Iran?"ArmsControlWonk.com, January 19, 2006.
5 Jonathan Marcus, "Iran Enrichment: a Chinese Puzzle?"BBC News, May 18, 2006.
6 Ruder, op. cit.
7 Pham Binh, "The Coming War with Iran,"MRZine, April 22, 2006.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |