Лефт.Ру |
Версия для печати |
В новогодние дни трудно удержаться от всеобщей страсти подводить итоги и намечать перспективы. К такого рода деятельности подталкивают и учрежденные властями длительные рождественские каникулы.
Итак, что видится с нашей коммунистической колокольни, какие события представляются наиболее важными? Наверное, особенно стоит выделить провал в прошедшем году отчаянной попытки российских властей сыграть на противоречиях Запада и занять при помощи этой игры прочное место в клубе мировых лидеров. Российские власти сделали очень выгодное предложение Германии, которая в обмен на союз с Россией могла бы стать главным распорядителем газа в Европе. Немцы демонстративно отказались, потребовав от России выполнять Энергетическую хартию, открывающую свободный доступ западного капитала к российским ресурсам и системе магистральных трубопроводов. Позже на саммите НАТО в Риге говорили уже о создании «энергетического НАТО», а сенатор Ричард Лугар прямо призвал приравнять отказ России поставлять энергетические ресурсы к объявлению войны всему блоку. Запомнилась также произнесенная в Вильнюсе резко антироссийская речь вице-президента США Чейни, которую многие сравнили с Фултонской речью Черчилля. Можно констатировать, что, несмотря на все имеющиеся противоречия, Запад все больше выступает единой силой по отношению к России. Известный и хорошо осведомленный в настроениях европейских элит немецкий политолог Александр Рар в интервью сайту Кремль.орг, касаясь российско-европейских отношений сказал:
«Сейчас для Европейского Союза более важной задачей является укрепление отношений с Америкой. С точки зрения г-жи Меркель, в отношениях Евросоюза и США появились трещины, которые нужно срочно устранить. Именно поэтому Ангела Меркель выступает за создание свободной торговой зоны ЕС - Америка. Эта идея гораздо ближе ее убеждениям, чем идея создания общей экономической зоны с Россией, которую она по-прежнему считает достаточно сложной страной. В немецкой прессе много пишут о криминальной обстановке в России, и одновременно высказывается сожаление относительно того, что у Германии с Америкой сегодня нет той дружбы, которая связывала их во время холодной войны… Я высказываю мнение элиты германского общества, где широко распространены проамериканские настроения. Поэтому элиты, и не только в Германии, но и в других странах Европы, будут стараться спасти Европу через Трансатлантический союз, а не через идею континентальной Европы».
Наивные провинциальные мечты части российской буржуазии об антиамериканском союзе России со «старой Европой» потерпели крах. Империалистическая солидарность взяла вверх. Империалистическим центрам сегодня выгоднее договариваться между собой, в том числе и по поводу России, чем заключать сомнительные союзы с хозяевами Кремля.
Таким образом, на наших глазах продолжает углубляться противоречие, способное вылиться в мощнейший мировой кризис. По сути, противоречие, о котором идет речь – это противоречие между империалистическим центром и периферией, которое, в свою очередь, является частным случаем глобального противоречия между трудом и капиталом. А раз так, то и разрешено оно может быть только переходом к основанному на общественной собственности социалистическому способу производства. Россия, стоящая в центре этого противоречия, очередной раз имеет шансы стать «слабым звеном в цепи империализма».
Самим ходом событий Россия выталкивается в лидеры периферии в ее борьбе с империалистическим центром. Ей просто некуда деваться. И вот Россия поставляет оружие Венесуэле, включая самолеты и вертолеты, чем объективно помогает латиноамериканской революции, является инициатором создания ШОС. Конечно, буржуазия окраин борется не с системой, а лишь за ее более «справедливое» устройство. Но этой борьбой она создает общий кризис империализма и дает шанс настоящим антиимпериалистическим революционным силам.
Здесь нужно заметить, что, говоря об американском, европейском, японском империализме, задаваясь вопросом: «существует ли российский империализм», нельзя забывать о том, что империализм, будучи высшей стадией развития капитализма, представляет собой единую мировую систему, где у каждого есть свое место, а не набор отдельно стоящих друг от друга империализмов разной величины, как это иногда вульгарно представляют. Из этого вульгарного представления делают вывод, что российский, иранский, иракский, сербский «империализмы» отличаются от империализма США только размером и ничуть не лучше последнего. А раз так, то почему бы не помочь американскому империализму победить российский, иранский, иракский и так далее. Количество империализмов только уменьшится, а потом на закуску, когда других империализмов уже не останется, объединенный мировой рабочий класс совершит мировую революцию и уничтожит последний - самый сильный империализм.
Такая «логика» в корне ошибочна и превращает ее носителей в предателей и наемников. На самом деле, об отдельных национальных империализмах сегодня можно говорить только в довольно узких пределах. Поэтому представляется неверным сам вопрос: «существует ли российский империализм». Правильнее говорить о месте России в мировой империалистической системе. Именно место в единой системе принципиально отличает США и Европу, от России, Индии, Бразилии или Китая. При таком взгляде все сразу же становится на свои места. Становится понятной причина раскола российской буржуазии, которую невозможно увидеть, если рассматривать Россию вне единой империалистической системы.
Центры мировой империалистической системы находятся на Западе. Как у страны, находящейся за пределами империалистического центра, буржуазия в России делится на национальную и компрадорскую. Здесь, в общем, нет ничего нового. Но в отличие от большинства стран периферии сегмент национальной буржуазии в России относительно сильнее и к тому же сливается с «великодержавной» бюрократией.
Раскол правящего класса или, как сейчас говорят, «элит» в России проходит по линии отношения к центрам империализма. Быть ли российской элите просто представительницей империалистических центров и получать свою часть дохода от совместной эксплуатации страны, либо пытаться создать свой центр влияния и конфликтовать с Западом. Первый вариант был бы всем хорош, но значительная часть нынешней российской элиты, относящаяся к бюрократии, армии, ВПК в него не вписываются, оттого им приходится идти по второму пути.
Конфликтом этих двух буржуазных группировок определялась российская политика последних лет. Есть все основания полагать, что в наступившем 2007 году эта борьба обостриться до предела.
Недвусмысленное послание российским верхам привез из США Андрей Илларионов:
«В прошедшем, уходящем году, произошел радикальный перелом, коренной перелом в отношении к России. Перелом, которого не было последние 15 лет... они приняли решение вести себя с властями России примерно так же, как они ведут себя с другими странами, лидерами других стран, где ценности и мировоззрение радикально отличаются от ценностей и мировоззрения для подавляющего большинства политических элит Европы и США… мы оказались в группе таких стран, как Ливия, Сирия, Иран, Северная Корея, и так далее… Россия, которая потенциально могло быть, была и воспринималась как член семьи цивилизованных народов, так больше этими элитами не воспринимается. Это тоже, пожалуй, один из главных итогов уходящего года».
Можно не сомневаться, что такие послания производят совершенно разрушительное действие в мозгах и душах тех, кому они адресованы. «За бугром политику Кремля не воспринимают, значит рано или поздно все кончится, спасайся, кто может» - подобные панические мысли просто не могут не посещать российскую элиту, заставляя ее тайно и открыто переходить на сторону компрадоров. А уполномоченный Западом шельмец Илларионов еще больше стращает:
«Казнь Саддама, неожиданная, и пока никем не объясненная внезапная смерть Сапармурата Туркмен-Баши - дает огромную пищу для размышлений тем лицам в России, которые энергично строят в России авторитарный режим и готовят его к переходу к диктаторскому».
Смотрите господа, как кончают диктаторы. И с вами может такое случиться. Можно ли быть уверенным, что после столь недвусмысленных угроз, кто-нибудь из высшего руководства «Газпрома» уже не ведет сепаратных переговоров на Западе, обещая вернуть компании «Шелл», отобранный у нее Сахалин и объясняя свои варварские и нецивилизованные действия на том же Сахалине приказами из Кремля? Тем более Путин уходит и более не защитник, что будет дальше - не ясно. Сам Кремль раздираем противоречиями и борьбой партий, а, вовремя предав, можно выторговать для себя лично весьма приличные условия.
Учитывая углубляющийся раскол российской элиты, мощное давление Запада, предстоящий уход Путина представляется, что покоя не будет и большой драки не избежать. Поднимет ли кто-то в этой драке красный флаг, выдвинув лозунги: Воссоединение бывших советских республик, национализация средств производства и организация единого планового хозяйства, последовательная поддержка всех прогрессивных антиимпериалистических сил во всем мире?
Россия ждет свою Наталью Михайловну Витренко.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |