Лефт.Ру |
Версия для печати |
Дни бурных выступлений и протестов на улицах Каракаса напомнили более ранние попытки опрокинуть боливарианскую революцию Чавеса, идущую вот уже 9 лет. Уличные демонстрации, кульминацией которых стали попытка переворота в 2002 году и продолжительный локаут нефтяной промышленности, когда-то казались последним убежищем оппозиции, неспособной добиться своего демократическим путем. И все же, нынешние волнения – лишь слабое эхо тех драматических событий. Сегодняшняя политическая борьба происходит в совсем иных масштабах. Сегодня борьба идет за умы и сердца молодого поколения, сбитого с толку бурными перипетиями революционного процесса.
Привилегированные студенты университетов столкнулись с ощутившими собственную силу молодыми людьми из задавленных нищетой трущоб – существенно выигравшими от нефтяных прибылей, пошедших на образовательные проекты для бедных. Эти разные социальные группы никогда не встречаются друг с другом, но обе они занимают своё хорошо знакомое поле боя внутри города: одна в зеленых районах восточного Каракаса, другая – на узких и тесных улочках западной части города. Эта символическая битва должна стать реальностью ближайшего будущего Латинской Америки: богатые против бедных, белые против цветных, иммигранты-поселенцы против коренных жителей, привилегированные меньшинства против обездоленного большинства. История, возможно, закончилась в других уголках планеты, но на этом континенте исторические процессы идут полным ходом.
На первый взгляд, спор идет о СМИ, о правительственном решении не возобновлять лицензию популярного канала Radio Caracas Television (RCTV) и передать его частоты новой государственной телестанции. Каковы права коммерческих телеканалов? Какова ответственность каналов, которые содержит государство? Каким образом сохранять баланс между ними? В Европе и США эти вопросы считаются академическими, в Латинской Америке они вызывают громкие и ожесточенные дебаты. Здесь отсутствует долгая традиция общественного теле- и радиовещания, а коммерческие СМИ часто получали лицензии во времена военного правления.
Споры в Венесуэле меньше всего связаны с предполагаемым отсутствием свободы выражения, но куда больше с вечной и сложной проблемой, которую в этом регионе принято определять как «исключение» – особый термин для таких понятий, как «раса» и «расизм». RCTV – это не просто реакционная политическая организация, поддержавшая попытку путча против демократически избранного правительства, но это также и канал белых супрематистов. Его персонал и ведущие дикторы, в стране с преимущественно темнокожим и индейским населением - все были белыми, как и герои транслируемых этим каналом мыльных опер и рекламных клипов. Это было колониальное телевидение, отражающее желания и устремления внешней силы.
В заключительной трансляции RCTV в прошлом месяце, на экране чаще всего мелькали длинноволосые миловидные блондинки. Такие образы больше подходят для европейских и североамериканских мужчин, и эти томные блондинки действительно часто фигурируют на конкурсах Мисс Вселенная и Мисс мира – где дети недавних иммигрантов из Европы обычно представляют Венесуэлу. И, тем не менее, их частое присутствие на экране не давало каналу возможность представить адекватную картину венесуэльской действительности. Когда смотришь венесуэльское коммерческое телевидение (а несколько коммерческих каналов все ещё функционируют), то создается впечатление, будто попал в США. Все основано на образах, взятых из индустриального, урбанизированного современного общества, далекого от повседневного опыта большинства венесуэльцев. Их программы, говорит Аристобуло Истуриз, человек афро-венесуэльского происхождения, до недавнего времени служивший министром образования у Чавеса, разжигают расизм, утверждают дискриминацию и исключение.
Новые государственные каналы (а также множество общественных радиостанций) делают совершенно иную работу – что-то абсолютно непривычное дл современного коммерческого телевидения. Их программы смотрятся так, как будто они сделаны в Венесуэле, они представляют тот сектор населения, который можно увидеть в автобусах, пересекающих страну, и в метро Каракаса. Как и в любой стране мира, далеко не каждый человек в Венесуэле является писаным красавцем. Есть много толстых, некрасивых и пожилых. Сегодня им предоставлен голос на радио, их показывают по телевизору. Есть много людей с проблемами слуха, а то и совсем глухих. Теперь они могут читать субтитры, сопровождающие телепрограммы. Много малограмотных, не умеющих четко и красиво говорить крестьян. И им нашлось место на экране. Их ежеминутная и опасная борьба за свою землю не просто стала очередной интересной темой для городского кинодокументалиста. Их учат как самим снимать фильмы о себе.
Бланка Экоут, директор Vive TV, правительственного культурного канала, запущенного два года назад, выдвинула лозунг: «Не надо смотреть телевидение, надо его делать!». Классы по изучению режиссуры фильмов открылись по всей стране. Лиль Родригес, темнокожий журналист и директор TVES, канала, созданного вместо RCTV, утверждает, что новый канал станет «полезным местом для спасения ценностей, которые другие модели телевидения всегда игнорировали – в особенности культурного наследия выходцев из Африки». Со временем исключенные и дискриминируемые обретут свой полноценный голос в мейнстриме СМИ.
Эти проблемы мало обсуждаются в диалоге глухих на улицах Каракаса. Для протестующих студентов университета тема СМИ – просто ещё одна палка, которой можно бить популярного Чавеса. Оплакивая потерю своих любимых мыльных опер, они уже осознают, что в самом скором времени могут потерять существенно больше. Дети олигархов – они готовились вскоре взять в свои руки бразды правления страной. Но вот уже новые лица возникают из трущоб и готовы бросить им вызов, новый класс учится, созревает политически и готовится отнять у них первородство.
Всего лишь несколько недель тому назад Чавес озвучил свои планы университетской реформы. Её цель – расширение доступа к высшему образованию и изменение учебных программ. Новые колледжи и технические институты по всей стране понизят престиж старых учреждений – по прежнему служащих богатым – и битва за СМИ станет частью более широкой борьбы за образовательную реформу. Чавес не обращает внимания на жалобы, он решительно движется вперед, напоминая евангелистского проповедника: призывает людей следовать морали, жить просто и не поддаваться искусу потребительства. Он смело бросил вызов порядку, с давних пор установившемуся в Венесуэле и в других странах Латинской Америки. Он надеется, что послание его культурной революции дойдет до всех уголков континента.
Оригинал находится на: http://counterpunch.com/gott06132007.html
Перевод Ильи Иоффе
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |