Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Покусанные локти
О чем грустил Воронин в Петербурге

Логичная последовательность событий: прежде чем ехать на очередной саммит лидеров СНГ в Петербург, Владимир Воронин подробно проконсультировался с партнерами из ЕС и США; как сказано для прессы, "обсудил приднестровский вопрос" с ними. Далее, в Баку, на встречу глав ГУАМа, Владимир Николаевич ехать раздумал – пусть там Василе Тарлев отдувается. Потом был неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербурге – после проходившего там же XI Международного экономического форума. Воронину ценой нечеловеческих усилий удалось пообщаться с Путиным, но, судя по сообщениям, – как всегда, без толку. А события шли своим чередом – на этой неделе Россия (и с ней ПМР) отметила очередной День независимости. Кое-где начался скулеж: мол, какая, к черту, независимость, от кого независимость... Да боже ж мой, неужели и теперь еще не ясно, от кого? Вот от таких лукавых "стратегических партнеров" и бывших "братских республик", как Молдова.

Об Экономическом форуме шумит весь мир; обсуждение конкретных выступлений и решений перемежается прогнозами и страшилками. "Недооценка России может затмить даже провал в Ираке" – такой заголовок появился в британской The Guardian. Надо же, дошло по длинной шее. Помнится, модный при Хрущеве лозунг "Догнать и перегнать Америку" при "зрелом социализме" перезрелого Брежнева и особенно после него плавно перетек в маниакальное стремление будущих демократов "догнить и перегнить". Но теперь Россия, похоже, стремительно идет к новой цели: "Догнуть и перегнуть Америку". Во время телерепортажа московского Первого канала мне показалось, что мелькнувшему на экране Владимиру Николаевичу изрядно взгрустнулось: пока другие хвалили Россию за успехи и прочили ей великое будущее, наш президент имел откровенно кислый вид. Не радует его это, нет, не радует. Как говорили во времена моего детства, "завидки берут, за кишки дерут".

Чуть в прошлое и немного фантазии

Я думаю, президент Воронин теперь кусает локти от досады. Немудрено: любой вменяемый человек непременно уже отгрыз бы их себе до плеч. Ведь при новом экономическом и геополитическом положении России оба президентских срока с их "евростремительными" потугами брошены псу под хвост. А хваленая в СМИ стратегия еврокоммуниста №1 – сплошной пролет, типичное не то и даже более – образец того, как нельзя было делать. Представим, что Воронин со своей партией, окружением единомышленников и подельников, взяв власть, остался верен принципам, которые провозглашал, будучи в оппозиции. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но если пофантазировать?

Февраль 2001 г. Коммунисты получают парламентское большинство. Президент страны – Владимир Воронин. Среди первых действий – принятие закона о ревизии приватизации по критериям законности. Визит в Москву и переговоры в русле стратегического партнерства. Заявка Молдовы на вхождение в российско-белорусский союз и решение о выходе из ГУУАМа. МВФ приостанавливает финансирование "молдавской демократии". В ответ – решение о выходе Молдовы из договоренностей с мировыми финансистами с представлением международной общественности документов о грабительской политике Фонда. Отказ от вступления в ВТО и принятие мер по защите внутреннего рынка и отечественных производителей. Введение госмонополии на внешнюю торговлю. Разоблачения массовых злоупотреблений при растаскивании народного хозяйства МССР. Национализация незаконно присвоенных объектов. Суды над преступниками. Проверка средств, на которые возводятся особняки чиновничества. Конфискация незаконно построенной недвижимости и распределение ее среди нуждающихся в жилье, под детские культурные, спортивные и оздоровительные учреждения.

Все эти меры встречают бешеное сопротивление ворья, чиновничества и бывших правителей страны. Готовится путч, облаченный в "национально-европейские одежды". Упреждая события, воронинцы оповещают оппозицию об ответственности за противоправные действия и производят превентивные аресты активистов заговора, включая ректоров и профессуру университетов. Несанкционированные акции жестко пресекаются. Принимается закон, объявляющий унионистскую пропаганду антигосударственной деятельностью. Закрытие прорумынских газет. Разоблачение подрывной деятельности и выдворение из страны "культурных фондов" Румынии. Дерумынизация страны. Западные филиалы предупреждаются об ответственности за подрывные действия и контакты с оппозицией в обход власти. Американскому посольству разъясняется, что оно не будет играть роль распорядителя и регулировщика в независимой стране.

Разворачивается программа возрождения реальной экономики. Частный сектор ставится в условия, в которых бизнесмены не могут иметь свехприбыли и быть богаче государственных работников. Начинается переток рабочей силы и менеджеров из частного сектора в государственный. Национализация ведущих отраслей значительно усиливает бюджетные возможности власти. Совместно с Россией и Белоруссией восстанавливаются и модернизируются ведущие предприятия: тракторный и телевизионный заводы, "Виброприбор", "Микропровод" и др.

Воссоздание коллективных хозяйств на добровольной основе, с одновременной экономической и юридической нейтрализацией кулачества. Разворованная техника и недвижимость возвращаются в ведение сельских общин на условиях совместного пользования и коллективной организации труда. Заключение прямых договоров с регионами России и Белоруссии на поставки молдавской агропродукции. Разработка перспективной программы сотрудничества с Россией и другими странами СНГ в энергетической сфере, исключающей подорожание цен и тарифов на электричество, нефтепродукты, природный газ. Активное участие Молдовы в Таможенном союзе, Евр-АзЭС, ЕЭС, ШОС.

Только не надо убеждать, что все это невозможно. Куда более радикальные меры осуществляет в Венесуэле президент Уго Чавес при потрясающей поддержке народных масс. По этому же пути идут или намерены идти другие латиноамериканские страны. Чем молдаване хуже?

Перечень принципиальных мер, присущих подлинно народной, а не лжекоммунистической власти, любой читатель может продолжить. Что это дало бы? Прежде всего – тесное единение граждан и власти, подъем экономической активности населения и развитие страны. Молдова обрела бы престиж в СНГ и в мире, став достойным государством, а не посмешищем.

Выход из ГУУАМа предопределил бы развал этого клуба провокаторов, а активная роль в интеграционных структурах СНГ обеспечила бы сцепку Молдовы с "локомотивами" Содружества – Россией, Казахстаном, Белоруссией. Надо ли говорить, что это был бы тот журавль в руках, который куда ценнее для Молдовы, нежели все евроамериканские синицы в небесах?

Два берега у одной реки

Совсем по-другому не только ставился бы, но и решался вопрос реинтеграции страны. Разве мы не знаем, в чем здесь подлинные препятствия? Население Приднестровья (население, а не только власть!) однозначно ориентировано на Россию и, соответственно, отвергает "западный вектор", который разрабатывает (без всякой пользы и с реальным вредом) Воронин. Этот вектор, ввиду известного географического расположения Молдовы, бросает нас в удушающие объятия Бухареста, вся элита которого бредит идеями "Великой Румынии". Даже если это не входит в планы Воронина, его прозападные игры могут зайти столь далеко, что unirea окажется неотвратимой.

Яснее ясного, что, отвергая "румынский зонтик", ПМР не пойдет и под "зонтик Молдовы". А будь Молдова верным союзником России и преданной идеям СНГ (которые несовместимы с идеями евроинтеграции), никаких причин уклоняться от сближения с правым берегом у левого не было бы. Не потребовалось бы ни "расширения формата переговоров" с подключением ЕС и США, ни экономического, информационного и прочих противостояний. Посреднической миссии России было бы достаточно для успешного и сравнительно быстрого воссоединения.

А что мы имеем? То, что имеем

Воронинское "возрождение" пошло по совершенно иному сценарию, и это изначально подорвало все потенциальные возможности. Отказ от предвыборных обязательств – обман избирателей – исключает возможность заручиться поддержкой большинства граждан. Эта вопиющая измена делает иллюзорной само намерение пробудить творческие силы и экономическую активность народа. Что подрывает все планы "возрождения". Если народ не доверяет власти, которая изначально его "кинула", то не могут быть реализованы самые идеальные экономические и социальные проекты, не говоря уже о бездарных потугах воронинцев.

И теперь мы имеем в чистом виде то, что имеем, – что заслужили. В этом смысле поистине символическим было поведение президента Воронина в Петербурге, которое дотошно и едко отслеживали российские телевизионщики. Он обреченно вращался вокруг Путина по замысловатым параболам и эллипсам, то и дело пытаясь попасться ему на глаза и заступить дорогу, но российский президент, виртуозно владеющий дзюдо, изящно уклонялся от контактов. Воронину все же удалось в момент коллективной съемки участников неформального саммита притиснуться к Путину, и получился довольно комичный снимок: новый Туркменбаши, Путин и Молдаванбаши. Картинка, которая попала на молдавские сайты, демонстрирует именно это "тройственное согласие" – остальных лидеров СНГ безжалостно "обрезали".

Как на Международном экономическом форуме, так и на последующей неформальной встрече наш президент оказался в полной изоляции. И на этот раз он, видимо, это понял. Характерно, что, вращаясь вокруг Путина, он не делал попыток контактировать с Бушем. И другая показательная деталь: многочисленные европейские политики, еще вчера певшие дифирамбы "молдавской демократии", не обращали внимания на нашего президента. Как, впрочем, и лидеры стран СНГ. Это говорит о том, что миру, начиная с постсоветского пространства и кончая США, Молдова и ее президент нимало не интересны.

Коренные изменения под Луной

Зря говорят, что, мол, ничто не ново под Луной. Не скажите. На наших глазах в подлунном мире разворачивается такая панорама новизны, что дух захватывает. У Европы, США и, судя по всему, даже у молдавского президента. Обращу внимание на "мертвую сцепку" таких свежих событий, как инициатива Путина на саммите G-8 в ФРГ, мощное эхо петербургского Экономического форума – и интересное положение, в которое попал Воронин.

Возможно, глупее всех в Петербурге, не считая молдавского президента, выглядел американский лидер. Старая Европа, где большинство настроено против американской затеи с размещением на территории ЕС элементов ПРО, злорадно ликовала, обсуждая предложение Путина Штатам: взамен планов относительно Балтии, Польши и Чехии – сотрудничество по той же ПРО в Азербайджане, где есть радиолокационная станция, не имеющая аналогов в мире. Это был тяжелейший нокдаун для Буша, и выглядел он соответствующим образом. Может, потому Воронин и не искал общения с ним, что не знал, как сочувствовать и чем утешить? К тому же Владимир Николаевич отчаянно боролся с собственным состоянием брошенного всеми, никому не нужного и осознавшего свое абсолютное фиаско.

Думается, Госдеп будет долго переваривать новую ситуацию. У Буша осталось очень мало союзников: Балтия, Польша, Молдова, чьи "элиты" восторженно, но тщетно лижут спину западным VIP-персонам. Ну, еще Грузия, никчемная, как и Молдова, и наконец, Украина, ситуацию в которой просто не расшифровать – сплошной хаос. При этом настроения среди прибалтов и поляков весьма неоднозначны, а в Чехии большинство населения – против американских локаторов и антиракет. И лишь Румыния, по текущей информации, с восторгом встречает американо-натовских вояк. А те по-хозяйски устраиваются среди римских потомков и посматривают на наш берег Прута, где их ждет, стараниями президентов Лучинского и Воронина, реставрированный скромненько, но со вкусом, аэродром подскока в Маркулештах.

Это самое позорное: устремившись "по западному пути", экономически, социально и духовно разоренная Молдова поставлена в безысходное положение, при котором впору продать последнее – свою территорию под те же американо-натовские базы. Так становятся бомжами запойные пьяницы, распродав все имущество вплоть до крыши над головой. Так в древности разоренные люди продавали не только землю, но и детей в рабство. Судя по непроходимой тупости официального Кишинева, с какой он муссирует приднестровскую тематику, это и есть затаенная мечта Воронина и его западных хозяев: выдавить Россию, открыть путь НАТО, его оружием подавить в крови сопротивление приднестровцев и захватить ПМР. Западу этот геополитический плацдарм весьма важен для замыкания кольца вокруг России, а для воронинщины – богатая экономическая зона грабежа и обогащения.

"Перезагрузка": "кина не будет"

Все это было хотя теоретически несомненным и возможным, однако практически очень сложным и сомнительным, – но только до недавних дней. Как развернется дальнейшая перспектива - неясно никому. Мощный российский прорыв спутал все карты не только тов. Воронину, но и всему Западу - от Брюсселя и Страсбурга до Вашингтона. На Экономическом форуме в Петербурге прозвучало, по крайней мере, два показательных мотива. Первый: западный капитал, которому в современном глобализированном мире так трудно искать новые ниши, увидел неисчерпаемое пространство для инвестирования и извлечения прибыли. Это пространство было закрыто не Россией, а политиками США и ЕС, пытавшимися навязать России свои исключительно грабительские условия. Но этот план лопнул, и бизнесмены больше не хотят идти на поводу у политиков, зная: чтобы получить прибыль, надо потратиться; и они согласны играть по правилам России. Вынужденно согласны с этим и политики.

И второй: не России нужны западные инвестиции и "западная помощь", а Западу – Россия, ее инвестиции и интеллектуальный капитал. Из уст европейских лидеров прозвучало даже такое откровение: через сотрудничество с Россией мы сможем справиться со своими сложными проблемами. Во как! А ведь всегда считалось, что западная экономика недосягаемо эффективна по сравнению с Россией, что Россия "отстала навсегда" и т.д и т.п.

Именно под воздействием этих гипнотических химер продажная молдавская политика и повернулась "к Европе передом, к России задом". И получила дважды: пинок под зад от России и плевок в лицо от Европы. Поделом: не надо было подличать и искать выгоду там, где ее не было, нет и не будет. А что же теперь? Впереди – тотальная "перезагрузка", но при любом повороте в захудалом клубе с вывеской "Молдова", как говаривал пьяный киномеханик, "кина не будет"...

Конечно, будь Владимир Николаевич помоложе, расторопнее, прозорливее и, что еще важнее, будь он озабочен судьбой страны (вот чего нет, того нет), – он, вернувшись с берегов Невы, еще мог бы исправить положение. Ведь ясно же, кто его так подставил, кто не смог просчитать перспективу, вернее, просчитал ее с точностью до наоборот. Представляете: входит гневный президент в свой дворец, а вскоре оттуда с жалобным воем выкатывается вся его фронтистско-антропологическая обслуга, сопровождаемая оплеухами охранников. А далее – чрезвычайный съезд ПКРМ и ряд ультимативных инициатив Председателя. Полный перевод стрелок. Увы, это опять сослагательное наклонение. Все шансы, связанные с такой радикальной "сменой вех", были утрачены еще в 2001 г.

Нам, гражданам, остается только ждать, когда уйдет главный банкрот государства молдавского, и со страхом гадать, что будет после него. А опыт подсказывает, что хорошего не стоит ждать и далее. Воронин уже пообещал, "уйдя, остаться", как некий молдавский Дэн Сяопин. Но даже если он в конце концов и окончательно уйдет, воронинщина-то останется! Это чисто локальное явление: десятки оппозиционных политиков, тупо разыгрывающих в Кишиневе засаленную европейскую карту, сотни их поддерживающих ремесленников пиара, тысячи и тысячи избирателей, ни бельмеса не способных понять, но тоже жующих эту жвачку в надежде на то, что и им что-то обломится от щедрот Европы, – вот воронинщина в незамутненном виде. Одолеть воронинщину – в этом задача. Вопрос, конечно, интересный...



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100