Лефт.Ру |
Версия для печати |
После распада Варшавского Блока и развала Советского Союза роль Организации Северо-Атлантического Договора (НАТО) фундаментальным образом не изменилось. После окончания «холодной войны» НАТО продолжала расширяться. В 1999 году перед войной НАТО в Югославии, произошло ее расширение в Восточной Европе.
НАТО готова и дальше расширять круг своих членов, а также свои полномочия. В окончательном варианте НАТО намеревается стать глобальной военной силой. Кроме того, одной из целей НАТО как глобального военного альянса является обеспечение «энергетической безопасности» своих государств-членов. Это означает милитаризацию мировых энергетических артерий, стратегических транзитных путей, морских транспортных коридоров, используемых нефтяными танкерами, и нейтральных вод.
Американский сенатор Ричард Лугар призвал НАТО прийти на помощь любому участнику военного альянса, например, Соединённым Штатам, в случае угрозы его энергетической безопасности. Подобного рода вмешательства обосновывается согласно натовскому «Положению о совместной обороне» (ст. 5). Идея сенатора Лугара была поддержана восточноевропейскими членами НАТО и ЕС, которые зависят от Российской Федерации в поставках энергетических ресурсов.
Сенатору Лугару приписывается мнение, что «(НАТО) должна признать, что в конечном итоге не существует значительного отличия между ситуацией, когда члена НАТО заставляют подчиниться принуждению путём ограничения энергетических поставок и ситуацией военной блокады или демонстрации военной силы на его границах» 1 .
Пятая статья – это натовский raison d’être (смысл существования – прим. ред.). Она объявляет любое нападение на одного члена Организации нападением на всех членов НАТО. Эта статья Устава НАТО является основой формирования организации, основой «совместной обороны». Любая интерпретация этого положения применительно к энергетической безопасности означала бы, что любой член НАТО, энергетические ресурсы которого сокращены, сможет полагаться на помощь от остальных участников договора. Пятую статью можно также интерпретировать в том духе, что сокращение поставок энергоресурсов любому члену НАТО определяется как акт агрессии или войны. Следует заметить, что почти все государства-члены НАТО испытывают недостаток в собственных энергоресурсах.
Неудивительно, что Россия была разозлена этим усилением риторики энергетической безопасности внутри НАТО. Если такая доктрина будет принята в НАТО, она может использоваться в качестве оправдания введения экономических и политических санкций в отношении России и других производящих энергоресурсы стран. Это положение также может обеспечить НАТО мандатом нападения на Россию и другие страны-экспортёры энергоресурсов, включая Иран, Туркменистан, Ливию и Венесуэлу с целью получения контроля над энергетическими и другими природными ресурсами этих стран.
Торговый Комиссар ЕС Питер Мандельсон также выступил с заявлением, в котором говорится, что «как Россия, так и ЕС считают, что противоположная сторона использует энергетическое оружие в качестве инструмента политики». Торговый Комиссар ЕС также отметил, что отношения между ЕС и Россией на данном этапе пребывают в наихудшем состоянии за период с окончания «холодной войны» и, что «Европа хочет обеспечить безопасность поставок энергоресурсов…» 2 .
По этой причине (одной из нескольких) Россия и её союзники рассматривают американский и натовский проект глобальной противоракетной обороны как инструмент получения контроля над российскими и мировыми энергетическими поставками и природными ресурсами посредством угрозы применения силы. Россия, также как Китай и Иран окружается военными кордонами, которые она считает частью действий НАТО по созданию кольца вокруг себя и своих союзников.
«…НАТО проходит трансформацию своей системы, как она существовала в годы «холодной войны» и регионального расширения в 90-ые, в трансатлантический институт с глобальной миссией, охватом и партнёрами. Эта трансформация наиболее заметна в Афганистане, где действует НАТО; таким образом, мы сумели пересечь линию спора 90-х гг. о региональном охвате деятельности НАТО, на который было затрачено столько много времени и усилий. Больше не существует противоположности между деятельностью НАТО в рамках прошлого регионального мандата и за его рамками. Весь мир потенциально находится в сфере деятельности НАТО. Это не означает, что НАТО является глобальной организацией. Это трансатлантическая организация, однако, Пятая Статья её Устава теперь имеет глобальные импликации. НАТО находится в процессе развития возможностей и политических средств по решению проблем во всём мире. Это грандиозная перемена».
Даниель Фрайд, Заместитель Государственного Секретаря по Европейским и Евразийским Делам (17 апреля 2007 года).
НАТО также намеревается развивать процесс «глобального охвата», который трансформирует её в глобальную военную силу, включающую государства-члены, находящиеся за пределами Северной Америки и европейского континента. НАТО уже инициировало, хотя и неофициально, переход к «глобализации» своих военных сил и деятельности. НАТО задействовано в Афганистане и присутствует в Центральной Азии; натовские базы размещены в Афганистане, в непосредственной близости с границами Китая и Ирана. Также НАТО расширила своё присутствие на Балканах (в бывшей Югославии). Кроме того, НАТО предвидит широкомасштабные военные операции в Судане и в целом на африканском континенте, под прикрытием того, что его оппоненты называют «маскарадом миротворчества».
НАТО задействовано в Ливане, хотя и неофициально 3 . Морская армада натовских военных кораблей размещена в водах Восточной Африки, Красном и Аравийском морях. Воздушные силы натовских стран, таких как Германия и Дания также присутствуют в Восточном Средиземноморье и готовы нанести удар по Сирии в случае войны 4 .
Военные силы НАТО формально вступили в регион Персидского залива, хотя в действительности войска нескольких государств-членов НАТО действовали там со времён «холодной войны». Заместитель Директора Национального Аппарата Безопасности Кувейта Шейх Тамер Али Сабах аль-Салем аль-Сабах объявил, что Кувейт подписал договор о безопасности с НАТО во время Конференции ССПЗ-НАТО, которая проходила с 11 по 12 декабря 2006 года. ССПЗ (Совет Сотрудничества Персидского Залива), переименованный в Совет Сотрудничества Арабских Государства Персидского Залива включает Саудовскую Аравию, Кувейт, ОАЕ, Катар, Бахрейн и Оман. В рамках ССПЗ уже заключёно военное соглашение участников – Сила Обороны Залива, а также индивидуальные двухсторонние договоры безопасности с Соединёнными Штатами и Великобританией. НАТО ведёт переговоры с Катаром, Кувейтом и другими членами ССПЗ с целью обеспечения официального присутствия в Персидском Заливе и создания нового договора безопасности, направленного против Ирана.
Новый региональный баланс в Персидском заливе является частью широкого альянса на Ближнем Востоке, связанного с НАТО. Саудовская Аравия, Иордания, Египет, Израиль, США, Великобритания и НАТО, не считая ССПЗ, составляют эту коалицию на Ближнем Востоке 5 .
Этот военный союз или коалиция представляет собой восточную экспансию «Средиземноморского Диалога» в рамках НАТО. Ближневосточные члены этой коалиции, включая Израиль и Саудовскую Аравию, называются «Коалицией умеренных», в то время как на Иран и Сирию наклеен ярлык «Коалиции радикалов/экстремистов».
Кроме возможной конфронтации с Ираном, это сотрудничество между ССПЗ и НАТО подтверждает, что НАТО готовится стать глобальным институтом и военной силой. Ближний Восток является важным геостратегическим и богатым энергоресурсами регионом натовской экспансии. Авангард НАТО в регионе – это Турция и Израиль.
Соединённые Штаты также наращивают свой ракетный арсенал в Персидском заливе и переправляют большое количество военной техники и радарных систем в этот регион. Первоначально оправданием размещения военной техники в Персидском заливе была «Глобальная война с терроризмом», потом – вторжение в Ирак в 2003 году, и, наконец, сейчас, - защита американских союзников в регионе, таких как ОАЕ, Кувейт и Саудовская Аравия, против угрозы иранских баллистических ракет.
Конференция ССПЗ-НАТО инициировалась в рамках Стамбульской Инициативы Сотрудничества и проводилась по теме «Преодоления Общих Угроз», в рамках которой Иран прямо определялся как мишень сотрудничества в военной сфере и сфере безопасности между ССПЗ и НАТО 6 .
Более того, Конференция ССПЗ-НАТО проходила после военных учений государств-членов ССПЗ, США, Великобритании, Франции и Австралии в Персидском Заливе, что также указывает на то, что сотрудничество между двумя ветвями НАТО – франко-германской Антантой и англо-американским альянсом было инициировано до исторической конференции НАТО 2006 года в Риге 7 .
Соглашения между ССПЗ и НАТО также является значимым событием, поскольку они сигнализируют о том, что Персидский залив может быть потенциально поделён между франко-германской Антантой и англо-американским альянсом.
Хотя Шейх Тамер Али Сабах аль-Салем аль-Сабах и кувейтские лидеры пытались занизить значение сотрудничества между Кувейтом и НАТО, оно указывает на дальнейшее расширение НАТО и возможную конфронтацию с Ираном. Кувейтские представители объявили, что целью конференции было использование многостороннего опыта НАТО, учитывая ее многонациональный состав.
С усилением англо-американского военного присутствия и продвижения НАТО в регион Персидского залива лидеры ССПЗ осмелели. Недавно Министр Обороны Бахрейна Шейх Халиф бин Ахмед аль-Халифа сказал, что арабские шахские государства Персидского залива имеют все «возможности ответа на любое нападение соседствующего Ирана» и «используют силу» в случае блокирования Ираном Хормузского пролива в результате американского военного удара или нападения на Иран 8 . Это не совпадение, что кувейтские лидеры также объявили, что они готовы к американскому удару по Ирану и началу войны на Ближнем Востоке 9 .
Следует отметить, что любое нападение Ирана на арабские шахские государства Персидского залива будет производиться в ответ на их сотрудничество с США и разрешение использования своего воздушного пространства, вод и территории против Ирана американскими и союзными военными силами. Лидеры этих государств также поддерживали США и Великобританию в их агрессии против Ирака и размещают на своей территории большие американские наземные, воздушные и морские военные базы.
«Первой и наиболее важной сферой, где должны произойти изменения, является дальнейшее развитие наших возможностей проецирования стабильности на Восток».
Генеральный Секретарь НАТО Манфред Вёрнер
Отчёт перед Конгрессом американского Министра Обороны Роберта Гейтса от 7 февраля 2007 года, который представлял военный бюджет Пентагона на 2008 год, подтверждает, что Соединённые Штаты кроме Ирана продолжают рассматривать Китай и Россию в качестве потенциальных противников. Министр Гейтс сообщил американскому Сенату, что Россия и Китай представляют угрозу Соединённым Штатам: «Кроме «глобальной войны с терроризмом», мы стоим перед лицом (…) неопределённой политики Китая и России, которые развивают высокотехнологические программы модернизации военных сил» 10 .
Однако, реальный вопрос следует поставить следующим образом: представляют ли Россия и Китай угрозу Соединённым Штатам или дело обстоит с точностью до наоборот? Представляют также Китай и Россия экономическую угрозу США?
Российский Министр Иностранных Дел и правительство почти сразу потребовали от Белого Дома официального объяснения этих угрожающих замечаний.
Реакция русских постоянно становится более и более отчётливой по мере того, как они осознают, что происходит их окружение. На протяжении определённого времени этот процесс окружения России, Китай и их союзников происходил довольно медленными темпами. Китай стоит перед лицом милитаризации восточного побережья Азии, в то время как Иран уже почти окружён, а на западных границах России уже присутствует НАТО.
Экспансия НАТО продолжается, несмотря на окончание «холодной войны» и все обещания военного альянса, что он не будет расширяться. Военные базы и ракетные системы окружают Китай, Иран и Российскую Федерацию.
В феврале 2007 года на Мюнхенской конференции по проблемам безопасности в Германии Президент Владимир Путин заявил, что НАТО угрожает Российской Федерации, а также напомнил, что НАТО давала гарантии того, что военный блок не будет расширяться в восточном направлении 11 . В конце своего президентского срока Борис Ельцин также выступал с подобными заявлениями в отношении расширения НАТО и вхождения в состав военного блока балтийских стран. Речь Президента Путина была наиболее значимым российским заявлением и сигнализирует о том, что Россия начинает ощущать угрозу на своих границах от Дальнего Востока до Грузии и Восточной Европы.
С российской точки зрения НАТО больше не придерживается принципа «мирного сосуществования». Генерал Юрий Балуевский, Глава Генерального Штаба российской армии и первый заместитель министра обороны предупредил россиян, что они стоят перед лицом угрозы, несравнимой по своим масштабом даже с угрозами «холодной войны». Президент России и генерал Балуевский заявили о необходимости создания новой российской военной программы для ответа на растущие и вновь появляющиеся угрозы со стороны США и НАТО 12 .
Военные проекты, раскручиваемые Соединёнными Штатами, несколько натовских союзников в Европе (Британия, Польша, Чехия) и японцы, собирающиеся создать два параллельных проекта противоракетных щитов, угрожают как России, так и Китаю. Один противоракетный щит будет размещён в Европе, а другой на Дальнем Востоке. Эти системы устанавливаются под предлогом гипотетической иранской и северокорейской угрозы Соединённым Штатам, Европе, Южной Корее и Японии.
«Это (имеется ввиду системы противоракетной обороны, которые собираются разместить на российских границах) является очень животрепещущей и важной политической проблемой и может втянуть нас в новую гонку вооружений» - комментирует генерал-полковник Юрий Соловьёв, командующий российскими вооружёнными силами по поводу установок, являющихся частью системы противоракетной обороны, которую собираются разместить рядом с российской границей в Восточной Европе 13 .
Обсуждается также возможность другой противоракетной системы на Кавказе и даже на Украине. Республики Азербайджан и Грузия являются потенциальными кандидатами на размещение противоракетной системы на Кавказе.
«Наш анализ показывает, что размещение радиолокационной станции в Чешской республике и противоракетного оборудования в Польше является реальной угрозой для нас (России)», - разъяснил Генерал-Лейтенант Владимир Поповкин, командующий российскими военно-воздушными силами и добавил к этому, что - «сомнительно то, что элементы национальной противоракетной системы США в Восточной Европы направлены против иранских ракет, как указывается (американскими представителями)» 14 .
Большинство населения Чехии выступают против американского ракетного проекта на территории страны 15 . Желания чехов игнорируются также как и желания американцев, британцев, итальянцев, канадцев и японцев постоянно игнорируются соответствующими правительствами. Другими словами, эти так называемые демократические правительства являются чрезвычайно антидемократическими, когда дело касается военного планирования и зарубежных военных кампаний.
Границы России и Китая милитаризируются НАТО и широкой сетью военный альянсов, организованных Соединёнными Штатами. Удивительно, что Турция, ближневосточный член НАТО, непосредственный сосед Ирана и страна, где было бы логично разместить любые противоракетные средства, необходимые для защиты от предполагаемой угрозы иранских баллистических ракет, не была избрана в качестве места для размещения противоракетного щита. Тот факт, что противоракетный щит размещается в Польше и Чехии, а не в Турции или на Балканах, говорит о том, что проект направлен главным образом не на Иран, а на Россию.
Другой проект противоракетной обороны на Дальнем Востоке, не имеющий отношения к Северной Корее, будет направлен на густонаселённые китайские восточные провинции и богатый ресурсами российский Дальний Восток. Этот азиатский ракетный щит, скорее всего будет размещаться в Японии и возможно в Южной Корее. Япония и Соединённые Штаты начали проводить совместный проект разработки системы противоракетной обороны в 1999 году, что совпало со временем натовского расширения и началом войны против Югославии 16 . Тайвань также является важным звеном в милитаризации границ с Китаем.
Как только формирование этой международной военной сети будет завершено, станет очевидной подлинная основа для создания двух параллельных проектов противоракетной обороны. Эти два военных проекта взаимосвязаны. Они представляют собой составляющую процесса глобализации НАТО и создания широкого военного альянса, окружающего Россию, Китай и их союзников.
Одновременно с созданием глобальной военной сети, НАТО и США начали прилагать усилия к установлению контроля за мировыми океанами. Нейтральные воды, международная торговля и движение судов также находятся в фокусе укрепления контрольного режима, возглавляемого правительством США.
Соединённые Штаты имеют тесные военные связи с Тайванем, поскольку он предоставляет условия для снабжения тыла, что важно для военного вмешательства в Китай и создание угроз китайской энергетической безопасности Китая. Тайвань является геостратегически важным пунктом, поскольку находится между Южно-Китайским и Восточно-Китайским морями. Соединённые Штаты возлагает большие надежды на положение Тайваня в связи с критически важными стратегическими морскими транспортными путями, по которым нефть и другие ресурсы доставляются в Китай.
Много раз говорилось о важности геостратегических нефтяных путей в Центральной Азии и о важных наземных коридорах, однако, также следует уделить внимание стратегическим морским нефтяным путям и международным морским направлениям. Энергетические поставки тесно связаны с китайской национальной безопасностью, развитием Китая и его военной мощью. Если нефтяные поставки Китаю будут урезаны в случае войны или, что более вероятно, задержаны их сроки, он станет уязвимым, а ключевые сферы деятельности парализованными. Морской кордон вокруг Китая может служить таким целям.
Тайванский пролив и Малаккский полуостров являются геостратегически важными для транспортировки нефти и ресурсов в Китай. Кто бы не контролировал проливы, тот в сегодняшних условиях будет контролировать поток энергоресурсов в Китай. Если пролив окажется заблокирован, движение нефтяных танкеров остановлено или замедлено, это станет грозным ударом по Китаю, также как это было бы серьёзным ударом по интересам США и ЕС, если бы Хормузский пролив был бы заблокирован Ираном. Американский военно-морской флот сохраняет контроль над этими транспортными путями. До тех пор, пока Китай не будет иметь источник поступающих энергоресурсов по коридору, не контролируемому Соединёнными Штатами, он будет оставаться уязвимым к доминированию американских военно-морских силы, которые постоянно контролируют Тайваньский и Малаккский проливы.
И Тайвань и Сингапур являются близкими союзниками США в связи с этими обстоятельствами. Помимо этого Сингапур и Тайвань милитаризируются с целью получения контроля над этими важными проливами. Если начнётся война между США и Китаем, Сингапур и Тайвань в союзе с военно-морскими силами США имеют план по блокированию поставок нефти в Китай.
Хотя Малаккский пролив находится в пределах территориальных вод Малайзии, быстрая милитаризация Сингапура направлена на контроль и в случае необходимости приостановления движения нефтяных танкеров из Малаккского пролива. Это значительно сократит поток энергоресурсов в Китай в случае войны с Соединёнными Штатами. Военно-морское оснащение Сингапура также очень подходит для обслуживания военных кораблей и подводных лодок, поэтому усиленно эксплуатируются американским военно-морским флотом.
В Китае знают, что страна уязвима к военному вмешательству, направленному против её энергетических ресурсов. Поэтому китайцы развивают свои военно-морские базы и договариваются о строительстве нефтяных терминалов и энергетических коридоров по наземным направлениям из Центральной Азии и Российской Федерации. Сотрудничество Китая с Россией, Ираном и республиками Центральной Азии направлено на создание трансазиатского энергетического коридора, который обеспечил бы постоянный поток энергоресурсов в Китай в случае американской блокады нейтральных вод. Также ведутся дискуссии о развитии газового трубопровода из Ирана в Пакистан, Индию и Китай с сотрудничеством России 17 .
Китайцы отказались от предложений и инициатив по поводу глобального потепления. Китай утверждает, что дискуссия о проблеме климата - это хорошо спланированный вызов экономическому росту Китая и развивающегося мира. Китайцы считают, что целью американской и европейской инициативы по изменению климата является давление на их страну с целью снизить выбросы углекислого газа до такой степени, что это ударит по её промышленному и экономическому росту 18 .
До сих пор происходило постепенное наращивание военно-морских сил на границах Китая. Оно включало в себя увеличение числа субмарин в азиатско-тихоокеанском регионе. В докладе, опубликованном Австралийским Институтом Стратегической Политики (АИСП) предупреждалось, что азиатская гонка вооружений идёт полным ходом. В докладе сказано: « На дуге, простирающейся от Пакистана и Индии через Юго-Восточную Азию и доходящей до Японии, происходит заметная модернизация и развитие (военного) потенциала» 19 .
Как указывает Билл Гертц из The Washington Times, Китай «согласно ранее неопубликованному докладу, подготовленному министром обороны Дональдом Рамсфельдом, наращивает военные силы и создаёт базы вдоль морских путей из Ближнего Востока, чтобы иметь возможность применять силу за рубежом и обеспечивать безопасность своих нефтяных поставок» 20 .
Китай начал проводить предохранительную морскую политику, направленную на защиту Восточно-Китайского моря, Южно-Китайского моря и Индийского океана. Эти водные артерии являются международными морскими энергетическими путями, через которые транспортируется африканская и ближневосточная нефть в Китай. Целью Китая является защита жизненно важного пути поставки энергоресурсов от американского военно-морского флота и союзников США. Пентагон называет эти военно-морские базы «жемчужными нитями», в связи с их геостратегической важностью для баланса морских сил в Индийском океане 21 .
Китайские военно-морские силы создаются вдоль этого жизненно важного морского коридора. Морской порт Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря был построен по китайскому проекту. Также Китай подписал договор с Шри-Ланкой, который предоставляет Китаю доступ к порту Хамбатота на южной оконечности острова 22 .
Китай также планирует строительство морского порта в Мьянме, которая является важным геостратегическим союзником Китая. Создание порта в Мьянме исключит какую-либо потребность или угрозу, исходящую от Тайваньского и Малаккского проливов. Китай непосредственно граничит с Мьянмой и активно использует железнодорожный и транспортный путь, идущий от побережья Мьянмы к югу Китая 23 .
Соединённые Штаты также пытались воспрепятствовать любой возможности прямых поставок нефти в Китай, которая достигалась бы путём трансазиатского сотрудничества в обход традиционных и уязвимых морских путей, которые находится под бдительным взором американского военно-морского флота. Любая трансазиатская энергетическая договорённость, подобная трубопроводу Иран-Пакистан-Индия является губительной для англо-американских и натовских планов по контролю над Евразией.
Американский тихоокеанский флот также возлагает большие надежды на стратегическую важность острова Гуам в Тихом Океане по мере того, как США углубляют своё сотрудничество с Австралией, Сингапуром, Филиппинами и Японией, направленное на военное окружение Китая 24 . Тема северо-корейских баллистических ракет и ядерного оружия в данный момент используется как идеальная основа для дальнейшего окружения Китая на Дальнем Востоке. Инициатива безопасности по борьбе с распространением (PSI), запущенная администрацией президента Буша в 2003 году сразу после вторжения в Ирак также имеет целью контроль над международными перевозками и сокращение энергетических поставок в Китай в случае эскалации агрессии против него.
Контроль над нейтральными водами и торговлей являются вспомогательной линией наступления, создаваемой для окружения евразийских гигантов – Китая и России. Именно эту цель преследуют США в рамках Инициативы по контролю за распространением оружия, и создавая «глобальные военно-морские силы» под командованием Соединённых Штатов. Китай стоит перед лицом более серьёзной морской угрозы, чем Россия.
Начинает разрастаться военно-морская сеть, которая создаётся НАТО и ее союзниками.
Более 40 стран участвовали в морских учениях в Аравийском море и Индийском Океане 25 . Это представляет угрозу китайским энергетическим поставкам и международной торговли, проходящей через Индийский океан между Африкой и Евразией.
Адмирал Майк Мюллен, Командующий штабом американских Военно-морских Операций заявил, что Соединённые Штаты собираются создать и поставить на вооружение «тысячный военно-морской флот» для того, чтобы взять под опеку международные воды 26 . Упомянутая стратегия в конечном итоге является соединением натовских и союзных морских флотов, которое Военно-морской флот США называет «глобальным морским партнёрством», «объединяющим флоты, береговую охрану, военно-морские силы, портовых операторов, коммерческих перевозчиков и многие другие правительственные и неправительственные агентства с целью решения морских проблемных вопросов» 27 .
Первыми регионами, где эта стратегия будет реализована, станут Персидский залив, акватория Восточной Африки и Аравийского Моря. Адмирал Мюллен также сообщил о существовании 45 военных кораблей, преимущественно натовских, базирующихся в Персидском заливе и являющихся частью глобальных военно-морских сил 28 . Операции в ближневосточных водах и Аравийском море проводят Многонациональные Оперативные Силы 150 и 152. Многонациональные Оперативные Силы 150 действуют в водах Оманского залива, Аденском заливе, Красном море и в северной части Аравийского моря, где базируются несколько французских морских кораблей. Многонациональные Оперативные Силы 152, в состав которых входят итальянские, французские и немецкие военные корабли действуют в Персидском заливе и имеют операционную штаб-квартиру в Бахрейне.
Важно заметить, что Многонациональные Оперативные Силы 152, являющиеся частью группы 45 военных кораблей, про которые адмирал Мюллен говорил, что они составляют часть глобальной военно-морской силы, находятся под командованием американских военно-морских сил и Центрального Командования. Это означает их участие в военно-морской деятельности в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Операция «Свобода Ирака» в Персидском заливе и «Операция устойчивая свобода» вблизи Африканского Рога – это только два примера операций, в которых участвуют эти преимущественно натовские военные корабли.
Растущая морская армада состоит из трёх главных Многонациональных Оперативных Сил и семи вспомогательных морских сил. Среди 45 кораблей, составляющих всю группировку военных кораблей, есть французские, немецкие, итальянские, голландские, канадские, австралийские, пакистанские и суда других натовских партнёров, не говоря уже об американских военно-морских силах и британских военных кораблях.
Глобальный морской флот находится под совместным управлением НАТО и крыла морских операций Центрального Командования. Формирование этой большой и мало известной армады военных кораблей возможно только с согласия франко-немецкой Антанты в рамках НАТО. Эти военные корабли собираются под предлогом ведения «глобальной войны против терроризма».
Кроме создания глобального военно-морского флота Соединёнными Штатами и НАТО разрабатывается стратегия контроля международной торговли, международных перевозок и водного пространства. Инициатива по безопасности в борьбе с распространением под прикрытием борьбы с контрабандой компонентов оружия массового уничтожения (ОМУ) или технологий и систем его доставки (ракетные технологии и их составляющие) имеет целью контроль над потоком ресурсов и международной торговлей. Это политика была сформулирована Джоном Болтоном в бытность его работы в американском госдепартаменте в должности заместителя госсекретаря по вопросом контроля за вооружениями и международной безопасности.
Стратегия была инициирована 31 мая 2003 года Белым Домом и создавала условия для открытого нарушения международного права. Согласно международному праву, американский флот и натовские военные корабли не имеют права заходить на борт и проводить обыски иностранных торговых судов, с которыми они встречаются в международных водах. В соответствие Части 7 Конвенции ООН 1982 года о Морском праве, деятельность США является незаконной, если его не уполномочило на подобные действия государство, в которой зарегистрировано торговое судно. Военные корабли могут заходить на борт, проводить обыск или задерживать только американские суда, если другое не предусмотрено двусторонним договором, подписанным с другим государством и предоставляющим право обыскивать торговые суда под флагом этой страны.
В международных водах иностранные суда могут обыскиваться, если они загрязняют воды страны, которую представляет военно-морской флот или при оправданном подозрении в пиратстве. Кроме того, в международных водах суда, которые являются собственностью национального правительства, имеют иммунитет от задержания, инспектирования и захвата со стороны судов других стран. По этим международным нормам было бы незаконным, если бы американский военно-морской флот остановил судно, принадлежащее правительству Северной Корее, Сирии или Китая в международных водах. С введением нового международного морского режима, предложенного и в настоящий момент, используемого в отношении Северной Кореи Соединёнными Штатами, все эти правила начали нарушаться, особенно в водах Индийского и Тихого океанов. Правительства нескольких азиатских государств, включая малазийское правительство, открыто критиковали и высказывали сомнения в законности таких действий 29 .
Естественно, что Китай также отнёсся с подозрением к американской инициативе по международным водам и отказался участвовать в формате, предложенном в 2003 году. Китайцы видят в нём средство, при помощи которого Соединённые Штаты и их союзники собираются и в дальнейшем контролировать международные воды и международную торговлю. С другой стороны, Россия присоединилась к инициативе, поскольку не находится в таком же положении как Китай, вся жизнедеятельность которого зависит от морского сообщения и международных вод. Кроме того, российский военно-морской флот может со своей стороны останавливать и заходить на борт американских торговых судов.
Нет совпадения в том, что Сингапур, Япония и Южно-Китайское море, находящиеся в непосредственной близости от Китая была избраны в качестве главных пунктов для морских учений под вывеской этой новой инициативы. Соединённые Штаты, Британия, Япония, Австралия, Канада, Сингапур, Франция, Италия и Германия вместе с Россией все принимали участие в морских учениях в рамках «Инициативы по безопасности в борьбе с распространением».
Многие северокорейские суда были незаконно задержаны и отбуксированы со времени инициирования этого договора, однако Китай, как и другие страны, также находится под угрозой незаконных морских операций, которые напоминают незаконные «нелётные зоны», навязанные предокупационному Ираку американским, британским и французским правительством. К тому же уже был создан прецедент в виде задержания на один день китайских кораблей и морских перевозок в Китай.
Глобальная военная позиция и геополитические амбиции НАТО бросает тень на натовские операции и военные директивы. Система военных альянсов укрепляется и направляется против евразийских гигантов – России, Китая и возможно Индии. Натовская экспансия не ограничивается Европой и бывшим Советским Союзом, а стремится стать глобальной. В Азии формируется параллельный дружественный альянс НАТО путём трансформации сети существующих военных альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе 30 . Китай, Россия и Иран находиться на передовой сопротивляющегося евразийского альянса, формирующего оппозицию НАТО и Соединённым Штатам. В конечном счёте, натовская экспансия может начаться с Ближнего Востока. Если Ближний Восток попадёт под тотальный контроль анло-американского альянса и НАТО, будет начата новая фаза «долгой войны», которая будет разворачиваться по пути к сердцу Евразии.
Оригинал статьи опубликован по адресу: http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=5677
Перевод Кирилла Гольцмана
1 Judy Dempsey, U.S. senator urges use of NATO defense clause for energy, International Herald Tribune, November 28, 2006.
2 Mu Xuequan, Mandelson: Mistrust between Russia, EU worst since Cold War ends, Xinhua News Agency, April 21, 2007.
3 Pr. Michel Chossudovsky, Debating “War and Peace” behind Closed Doors: NATO’s Riga Security Conference, Centre for Research on Globalization, November 26, 2007. Рига, столица Латвия, была местом проведения исторической конференции НАТО, на которой присутствовали крупнейшие лидеры, партии, корпорации и частные лица в рамках натовского альянса. Также была приглашена белорусская оппозиция. Статья Debating “War and Peace” behind Closed Doors: NATO's Riga Security Conference Проф. Мишеля Чоссудовски очерчивает контуры натовской программы, которая обсуждалась за закрытыми дверями и даёт полный список присутствующих и участников трансатлантического саммита в Латвии.
4 Mahdi Darius Nazemroaya, The March to War: Naval build-up in the Persian Gulf and the Eastern Mediterranean, Centre for Research on Globalization (CRG), October 1, 2006.
5 Кувейт собирается подписать договор о безопасности с НАТО на Конференции по проблемам Персидского залива на следующей неделе, Кувейтское агентство новостей (КАН), 6 декабря 2006 г.
6 Кувейт собирается подписать договор с НАТО, Op. cit.
7 Pr. Michel Chossudovsky, “Weapons of Mass Destruction:” Building a Pretext for Waging War on Iran?, Centre for Research on Globalization (CRG), November 1, 2006.
8 Gulf states ‘can respond to attack,’ Gulf Daily News, Vol. XXIX (29), No. 364, March 19, 2007.
9 B. Izzak, Kuwait prepared for any US-Iran war, Kuwait Times, May 10, 2007.
10 Robert M. Gates, Posture Statement to the Senate Armed Services Committee (Testimony, Senate Armed Services Committee, Washington, District of Columbia, February 06, 2007).
11 Vladimir Putin, Speech and the Following Discussion at the Munich Conference on Security Policy (Address, Munich Conference on Security Policy, Munich, Bavaria, February 10, 2007).
12 U.S. Anti-Missile Systems in Europe Threatens Russia — General, MoscNews, February 9, 2007.
13 U.S. Anti-missile Shield in Europe May Cause Arms Race — Russian General, MoscNews, 16 March, 2007.
14 U.S. anti-missile shield threatens Russia-general, Reuters, January 22, 2007.
15 Mark John, U.S. missile plan triggers NATO tensions, Reuters, March 5, 2007.
16 Sarah Suk, U.S. admiral confident of missile shield effectiveness, Kyodo News, May 1, 2007.
17 Atul Aneja, “Pipeline should extend to China,” The Hindu, May 7, 2007.
18 Chinese object to climate draft, British Broadcasting Corporation (BBC), May 1, 2007.
19 Andrew Davies, The enemy down below: Anti-submarine warfare in the ADF, (Barton, Australian Capital Territory: Australian Strategic Policy Institute (ASPI), February, 2007), p.1.
20 Bill Gertz, China builds up strategic sea lanes, The Washington Times, January 18, 2005. «Китай выстраивает стратегические отношения вдоль морских путей из Ближнего Востока к Южно-Китайскому морю путём наращивание оборонных и наступательных сил для защиты китайских энергетических интересов, а также для достижения более общих целей безопасности», говорится в докладе, заказанном директором Net Assessment, который возглавляет отдел г-на Рамсфельда по разработке долгосрочных стратегий.
21 Pallavi Aiyar, India to conduct naval exercises with China, The Hindu, April 12, 2007.
22 Ibid.
23 Ibid.
24 Luan Shanglin, U.S. to stage large-scale war games near Guam, Xinhua News Agency, April 11, 2007.
25 Naval chief: U.S. has no plan to attack Iran, Xinhua News Agency, April 17, 2007.
26 Thom Shanker, U.S. and Britain to Add Ships to Persian Gulf in Signal to Iran, The New York Times, December 21, 2006.
27 Ibid.
28 Ibid.
29 Malaysia in no hurry to join U.S.-led security pact, Reuters, April 17, 2007.
30 Mahdi Darius Nazemroaya, Global Military Alliance: Encircling Russia and China, Centre for Research on Globalization, May 10, 2007. (См. перевод этой статьи на Лефт.ру – прим. ред.)
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |