Лефт.Ру |
Версия для печати |
5 июля 2007 года.
В маленьком городке в штате Луизиана, где все еще достаточно сегрегации, белые присяжные выслушали показания белых свидетелей, вызванных белым прокурором в зале суда с белым судьей. Дело о драке в местной школе, где белого старшеклассника, расистски издевавшегося, побили черные соученики. Драка была результатом ряда расистских действий, начавшихся с ответа белых на то, что черные ученики сели под «деревом для белых» на школьном дворе – ответа в виде трех висельных петель. Белые присяжные и белый прокурор и белые сторонники белого пострадавшего были на одной стороне зала суда. Черный подзащитный 17-ти лет Михаль Белл и его сторонники были на другой стороне. Присяжные быстро осудили Белла по двум серьезным статьям – избиение при отягчающих обстоятельствах и заговор с целью совершить избиение при отягчающих обстоятельствах. Белл, которому было 16 лет в момент ареста, футболист школьной команды, может быть приговорен к 22 годам заключения. Еще пять черных подростков ожидают суда по обвинению в попытке убийства при смягчающих обстоятельствах и заговоре.
Да-да, вы прочли правильно. Остальная часть этой истории, о которой напечатали в Китае, Франции и Англии, не менее ужасна.
Все началось с дерева «только для белых» перед школой в Джене. Это дерево, под которым белые школьники (около 80% учеников) обычно сидели на переменах.
В сентябре 2006 года черный старшеклассник попросил разрешения у школьного начальства сидеть под деревом «только для белых». Начальство сказало – сиди где хочешь. Так он и сделал.
На следующий день три петли цветов школы (в США у школ есть «свои цвета» -пер.) висели на дереве. Все было ясно. «Эти петли значат Ку-Клукс-Клан, они значат «черномазые, мы вас убьем, мы вас повесим», - сказала мать одного из черных старшеклассников Кастептла Бэйли лондонской газете «Обзевер».
Директор школы обнаружил, что три белых старшеклассника были виноваты и порекомендовал их исключить. Белый смотритель учебных заведений отменил это решение и запретил виновным приходить в школу на три дня, сказав, что петли – детская выходка. «Подростки выкидывают штуки», - сказал смотритель «Чикаго Трибьюн». - «Я не думаю, что они кому-то угрожали».
Черная община была взбудоражена. «Эти петли – преступление на расовой почве», - сказала Трэйси Боуэнс, чьи дети учатся в этой школе.
Но черные в Луизиане не имеют политической силы. Из десяти представителей местной власти – 9 белых. В школьном совете из 9 – 1 черный. В Джене один черный полицейский и 2 черных учителя.
В Джене 3000 населения, это крупнейший населенный центр в округе ЛаСаль в Луизиане. В городе около 350 чернокожих. В округе 14 000 жителей, и 12% - черные.
Этот округ голосует за Буша и Дэвида Дьюка (известный белый расист – пер.), Буш получил на двух последний выборах 80%, и Дьюк – большинство белых голосов на выборах губернатора. Средний заработок – около 60% от американского. Менее 10% бизнесменов в округе – черные.
В Джене также находится недоброй славы тюрьма для несовершеннолетних, закрытая в 2000 году через 2 года после начала работы из-за повседневного расизма и жестокости, например – охранники душили заключенных после того, как они встречались с адвокатами. Министерство юстиции предъявило иск этой частной (приватизированной, отданной на откуп частной фирме – пер.)тюрьме после жалоб, что охранники платили заключенным, чтобы те дрались друг с другом, и смеялись, когда подростки пытались совершить самоубийство.
Черные школьники решили протестовать против потакания расистским действиям и начали сидячую забастовку под деревом «только для белых».
Белый окружной прокурор явился в школу с полицией и выступил на общем собрании. Согласно показаниям в суде, прокурор угрожал черным протестующим школьникам, сказав, что если те не перестанут поднимать шум из-за «невинной проделки... я могу быть вашим лучшим другом и или худшим врагом. Я могу изуродовать вам жизнь». Школу закрыли до конца недели.
Всю осень расовые отношения оставались напряженными.
В ночь на 30 ноября 2006 года в главном здании школы произошел пожар – причины не раскрыты до сих пор.
Вечером 1 декабря в пятницу черный старшеклассник, пришедший на белую вечеринку, был избит белыми. В субботу 2 декабря молодой белый мужчина угрожал ружьем в споре черному в магазине рядом с Дженой, пока у него не отобрали оружие. Чернокожий, отобравший ружье, был арестован, белому не предьявили никаких обвинений.
В понедельник 4 декабря в школе белый старшеклассник – который, как полагают, отпускал расистские издевки, в том числе называл черных школьников «ниггерами» и поддерживал тех, кто вешали петли и избил черного школьника на вечеринке – сбили с ног, били кулаками и пинали черные школьники. Его отвезли в больницу, оказали ему помощь и отпустили. В тот же вечер он отправился на вечеринку.
Шестеро черных старшеклассников были арестованы и обвинены в попытке убийства при смягчающих обстоятельствах. Всех шестерых исключили из школы.
Их зовут Роберт Бэйли (17 лет, назначенный залог 138 000 долларов), Тео Шоу (17, 130 000), Карвин Джонс (18, 100 000), Брайант Первис (17, 70 000), 16-тилетний Михаль Белл, которого обвинили как совершеннолетнего (90 000) и еще один несовершеннолетний.
Многие из них, известные как шестеро из Джены, провели в тюрьме месяцы потому, что у их семей не было денег на залог или частного адвоката.
Белл оставался в тюрьме с декабря 2006, у его семьи не было 90 000 долларов. Тео Шоу также оставался в тюрьме.
Газета «Чикаго Трибьюн» опубликовала волнующую статью под названием «Демоны расизма поднимают головы». Лондонский «Обзевер» написал: «Джена стала известна по всем США как пример нового расизма «украдкой», показывая, как легко пробуждаются демоны расовых предрассудков на американском юге, даже в тот год, когда чернокожий Барак Обама считается серьезным кандидатом на пост президента». ВВС показала специальную телепрограмму «Расизм в Луизиане в 2007 году».
На шестерых из Джены и их семьи оказывали мощное давление, чтобы вынудить их признать себя виновными. Белл, как сообщают, склонялся к этому, но на суде решил не признавать себя виновным. Суд над ним был скорым. Его представлял назначенный судом адвокат.
Утром в день суда прокурор снизил обвинение с попытки убийства при смягчающих обстоятельствах до избиения при отягчающих обстоятельствах
и заговора. Избиение при отягчающих обстоятельствах по законам Луизианы предполагает использование опасного оружия. Опасное оружие? Судья позволил прокурору объяснить присяжным, что теннисные туфли Белла можно рассматривать как опасное оружие, использованное «бандой черных парней», которые избили белого потерпевшего.
Что потрясает больше всего, когда вызвали всех кандидатов в присяжные, явились 50 человек – все белые.
Чиновник округа объяснил, что кандидатов в присяжные выбирал компьютер. Было заявлено, что вызвали 150 человек, но явились только эти 50.
Так что были отобраны только белые присяжные, из них двое – приятели прокурора, родственник одного из свидетелей и еще несколько друзей свидетелей обвинения.
Родителей Белла, Мелиссу Белл и Маркуса Джонса, даже не пустили в зал суда, потому, что они были названы «возможными свидетелями». Белому потерпевшему, хотя он был свидетелем, позволили находится в зале суда. Родителям, которые рассказали СМИ, что они недовольны судом, объявили также, что они не могут разговаривать с прессой на протяжении суда. Маркус Джонс сказал СМИ, что «все дело в этих петлях» и заявил, что обвинения основаны на расизме.
Тем, кто собирались провести демонстрацию в поддержку обвиняемого, суд запретил делать это вблизи здания суда и где-либо, где судья может их видеть.
Прокурор вызвал 17 свидетелей – 11 белых старшеклассников, трех белых учителей и двух белых медсестер. Некоторые скзази, что Белл пнул жертву, другие сказали, что не видели, чтобы он что-то сделал. Белый потерпевший показал, что не знает, бил его Белл или нет.
«Чикаго Трибьюн» сообщила, что назначенный адвокат не опротестовал состав суда из только белых присяжных, не предъявил вещественных доказательств и не вызвал свидетелей. Он сказал прессе, что знает, что его будут обвинять, но что он уверен, что присяжные признают его подзащитного не виновным. «Я не верю, что суд имеет отношения к расовым вопросам...Я думаю, что присяжные беспристрастны».
Присяжные совещались меньше трех часов и нашли Белла виновным в максимально возможном обвинении, что грозит ему 22 годами заключения.
После приговора адвокат сказал СМИ: «Я обеспечил наилучшую защиту, которая в моих силах». В ответ на критику за то, что он не вызвал никаких свидетелей, он сказал: «зачем допускать новые обвинения. Я сделал все, что мог, для моего клиента».
На митинге перед зданием суда на следующий день, Алан Бин, техасский священник и глава группы «Друзья правосудия», сказал: «Я видел много судебных процессов. И никогда я не был на таком вопиющем нарушении правосудия, как вчера». Хаджия Рашад назвал суд «современным линчеванием».
Тони Пеграм из Американского Объединения за Гражданские Права, помогавший родителям обвиняемых, сказал: «Мы знаем, что если не потребовать равноправия сейчас, мы никогда его не получим. Людям, помогавшим защищать шестерых из Джены, угрожали потерей работы, но они были готовы рисковать. Один сказал мне: «Мы должны убедить больше людей поддержать нас...Что они могут с нами сделать? Уволить нас? У нас все равно самые худшие рабочие места в городе. Они сожгут крест перед нашим домом или мой дом? Все это случалось и раньше. Мы должны протестовать, чтобы не позволить этому произойти снова, иначе наши дети никогда не будут в безопасности».
Белые жители Джены твердо уверены, что расизм тут не при чем. «У нас с этим нет проблем», - сказал один. Другие сказали СМИ: «Мы все отлично ладим» и «Большая часть черных довольны тем, как обстоят дела». Один даже сказал: «У нас мало проблем с нашими черными».
Мелвин Уорсингтон, единственный черный в школьном совете, сказал, что всего этого можно было избежать. «Нет сомнения», - сказал он «Чикаго Трибьюн», - «с черными и белыми здесь обращаются по-разному. Былых школьников должны были наказать строже за эти петли. Если бы это сделали, можно было бы избежать того, что случилось потом».
Херберт МакКой, родственник одного из обвиняемых, пытался собрать деньги на залог и адвокатов. Он сказал в конце митинга: «Кончайте сидеть по домам. Приходите защищать ваших детей...потому, что они сажают их тысячами. Джена – не первый случай, но то, что произошло в Джене, переполнило чашу. Это не правосудие, когда ложно обвиняют и осуждают. Я верю в правосудие. Я верю в закон. Я верю в наказание для виновных. Если я виновен, осудите меня и накажите, но если я невиновен, нет правосудия» ... и собравшиеся присоединились к нем – «нет мира!»
Что случилось с белыми? Белый потерпевший позднее был арестован за то, что принес заряженное ружье в школу, и был отпущен под залог в 5000. Белый, избивший чернокожего подростка на вечеринке, был арестован и обвинен в избиении без отягчающих обстоятельств. Белых школьников, повесивших петли, не обвинили ни в чем.
Оригинал опубликован по адресу: http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=30&ItemID=13218
Перевод с английского Аллы Никоновой
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |