Лефт.Ру |
Версия для печати |
В народе говорят: у лжи короткие ножки. Зато у нее, к сожалению, длинный язык, впору веревки вить. Соответственно, опровергать ложь – дело долгое и нудное. Но, увы, неизбежное. Напомню: в прошлом номере я сосредоточился на некоторых, мягко говоря, неточностях президента Воронина из его интервью "New Times" (российский журнал "Новое время"). И кое-что придется повторить. Так, он заявил: "За то время, что нам в Москве говорили о низком качестве нашей продукции, мы увеличили более чем на 10% продажи молдавского вина в страны ЕС". А теперь – свежие данные. "Экспорт винодельческой продукции из Молдавии в страны ЕС за 6 месяцев 2007 г. сократился в 1,6 раза", – сообщается в Интернете со ссылкой на агропромышленное агентство "Молдова-вин". Итак, Владимир Николаевич в очередной раз солгал. Ввел в заблуждение московское издание и читателей. По данным означенного ведомства, "в январе-июне 2007 г. крупнейшим импортером молдавской винодельческой продукции среди стран ЕС стала Польша, куда было поставлено напитков на 61% больше, чем за тот же период 2006 г. Второе и третье место по объему закупки у Молдавии алкоголя в I полугодии с. г. среди стран ЕС заняли Румыния и Латвия, куда было поставлено продукции на $1,9 млн и $1 млн, соответственно. При этом поставки молдавского алкоголя в Румынию сократились в 4,6 раза, а в Латвию – увеличились на 52%".
Однако Польша и Латвия по очевидности не могут стать емким рынком для молдавского вина. Так, может быть, мы хоть частично восстановим экспорт вина в Россию? Нас в этом не перестают уверять, но не верьте солгавшим. Тем более – после того, как Владимир Воронин посулил главному российскому санитарному врачу, что тот "получит по мозгам или по ушам". Ответ не заставил себя ждать: аккурат в это время из Москвы в Молдову направляла стопы группа экспертов Роспотребнадзора. 8-13 августа она проверила 24 наших винодельческих предприятия. "Результаты проверок показали, что предпринятые в Республике Молдова действия не могут в полной мере гарантировать качества и безопасности алкогольной продукции, – отмечается в сообщении для прессы, распространенном Роспотребнадзором. – Российские специалисты выявили ряд нарушений, которые могли бы негативно отразиться на безопасности и качестве винодельческой продукции".
Так кто же получит "по мозгам или по ушам", если не в зубы?
Инспекционный вояж российских экспертов по молдавским винзаводам обозначил продолжение позиционной войны, о которой можно сказать почти по Ремарку: на этом фронте без перемен. Упрямое, но несбыточное желание Воронина непременно кому-то "дать по ушам", а реально – подставиться под очередную зуботычину – оборачивается для Молдовы самой неприятной стороной. Катастрофическое положение в сельском хозяйстве, создавшееся из-за небывалой засухи и бездарного государственного управления, без сомнения, грозит дальнейшим обрушением экономики и усилением дисбаланса внешней торговли, который и прежде указывал на почти полную хозяйственную несостоятельность нашей страны. На носу уборка технических сортов винограда, а в Молдове нет свободных емкостей для налива нового вина, ибо некуда сбыть старое. Страна лишилась большей части урожая почти по всем культурам. Рост цен и тарифов уже начался. Свеженьким сюрпризом стало повышение на 30% цен на водку. Самые бедные и бедствующие отныне не смогут и горе-то залить. Значит, усилится потребление всевозможных суррогатов со всеми известными последствиями. Неизбежен дальнейший рост тарифов на отопление, газ, воду и т.п. Дело известное: рынок в ответ на экономические беды хватает за горло костлявой рукой голода.
Неужели дураки поумнеют?
Вы помните это, читатель?
"Мы добились невозможного!
Мы удвоили государственный бюджет.
Мы вдвое увеличили объем производства в промышленности и в полтора раза — в сельском хозяйстве.
Мы создали 100 тысяч новых рабочих мест.
Мы вдвое повысили реальную среднемесячную зарплату по стране.
Мы более чем в два раза увеличили размер пенсий и стипендий.
Мы обеспечили гарантированным медицинским обслуживанием социально уязвимые слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды, безработные), внедрили страховую медицину и восстановили больницы.
Мы добились индексаций и выплаты вкладов населения, обесцененных в начале 90-х годов.
Мы в два с половиной раза увеличили бюджетные ассигнования на образование и науку.
Мы пересмотрели Закон об административно-территориальном делении страны, восстановив статус районов.
Мы подписали стратегический документ — индивидуальный план действий Европейский Союз — Молдова.
Мы существенно, почти на 140 млн долларов США, снизили бремя внешнего государственного долга страны.
Мы добились стабильности, предотвратили социальную деградацию и восстановили уверенность в будущем".
Сейчас с горькой иронией вспоминаются все бахвальства правящей партии, все ее щедрые обещания и авансы избирателям, выданные в обмен на голоса во время парламентской выборной кампании 2005 г. В ту пору дурачков, снова поверивших лжекоммунистам, еще набралось достаточно. Но недавние всеобщие местные выборы показали весьма возросший процент поумневших. Все как будто идет к тому, что в 2009-м мы получим парламент, которым Воронин уже не будет управлять, как собственным мотоциклом. Вот только радости от этого нет, потому что на смену нынешнему Бедоносцу может прийти Бедоносец №2, и совершенно неважно, с каким партбилетом в кармане.
По свежим данным соцопросов (которым, впрочем, не стоит особо доверять), менее чем за полгода доверие к правящей ПКРМ снизилось на 10% и ее теперь поддерживает не более 35% респондентов. В доверии потеряли все высшие руководители – президент Воронин, премьер Тарлев, спикер Лупу.
Этот расклад, возможно, и не отражает реальность в полной мере, однако хорошо соотносится с данными других опросов, согласно которым лишь 47% населения удовлетворены материальным уровнем жизни, тогда как относительно довольных едва набирается 20%, и только 2% довольны полностью. Ожидания на перспективу тоже не блещут оптимизмом: 33% опрошенных полагают, что уровень жизни не изменится и через год, а 30% боятся, что жизнь ухудшится. 59% респондентов негативно оценивают экономическое состояние страны. При таких данных неудивительно, что свыше 60% населения готовы уехать на заработки за рубеж (31% – даже нелегально), причем 20% – навсегда.
"Чемодан – вокзал – чужбина", – модернизировав в этом духе старый фронтистский лозунг, Воронин преуспел в его реализации. Это надо очень постараться в самом худшем смысле, чтобы загнать граждан своей страны в такую конфигурацию мнений и предпочтений, не оставляющую места ни оптимизму, ни патриотизму. "Пропади оно всё пропадом", – говорит изрядное большинство населения, сидя на чемоданах. Естественно, при таких настроениях нечего и думать о созидательных устремлениях, которым осталось место разве что на страницах еженедельника "Коммунист", и недаром он стал таким непопулярным даже среди членов ПКРМ. Но при всем том еще и выясняется: властвующая камарилья нимало не удосужилась изучить процессы миграции, их причины и уж тем более – принять меры против бегства населения с родины. Воронинцы целиком пребывают под воздействием либерального штампа о том, что брожение молдаван по планете – это показатель свободы и дело благое.
В конце июля с. г. в Кишиневе прошел круглый стол по проблемам молдавских общин за рубежом. В нем участвовали представители правительственных структур, уполномоченные зарубежных организаций, представляющие молдавские диаспоры в Италии и России, члены дипкорпуса, журналисты, представители неправительственного сектора.
Прежде всего выяснилось: в Молдове ни власть, ни кто-либо еще не в курсе, сколько именно молдаван уехало за рубеж в поисках работы и лучшей доли. Условно принято считать, что легально выехали примерно 800 тыс. человек. Но никому не известно, уехали ли они навсегда, или какая-то часть вернется. Кое-какие исследования провели представители Международной организации по миграции в Риме. Они полагают, что большинство известных эмигрантов проживает в России (60%), Италии (16%), Португалии (5%), Греции (2,5%) и Украине (2%). Вот вам и евроинтеграция, и румынская паспортизация (Румыния пока в списке мест наибольшей миграции даже не фигурирует). Реальные показатели, конечно, гораздо выше данных, которые выявлены. Так, в Италии легально проживает более 40 тыс. молдаван, но еще больше их проникли туда нелегально.
В самой же Республике Молдова, отмечалось на встрече, государственной политики в области миграции вообще нет. Причины бегства людей не обсуждаются ни с эмигрантами, ни с оставшимися в стране гражданами. В Национальном плане развития нет раздела, посвященного миграции; похоже, судьба наших соотечественников за рубежом не имеет для государства никакого значения. Учитывая, что деньги, которые гастарбайтеры присылают своим семьям в Молдове, в полном смысле спасают бюджет и экономику страны, – отношение нашей власти к трудовым скитальцам сложно назвать иначе, нежели свинским.
За круглым столом участники пустились в досужие рассуждения: следует ли зарубежные скопления молдаван называть в целом "диаспорой" или пока только "молдавскими общинами за рубежом". Получилась мрачная аббревиатура: МОР. Думается, ее стоит присвоить государственной политике президента Воронина. Кстати вспомнить, что и само слово "диаспора" означает "распыление". Это неудивительно, когда для правителей собственный народ – не более, чем пыль.
Воронинский курс, последовательно осуществляющийся с 2001 г., загнал страну в ужасающие ножницы, зажав ее между прогрессирующим распадом экономики и постоянно ухудшающимися внешнеполитическими отношениями со всеми соседями и стратегическими партнерами как на Востоке, так и на Западе. Массы, лишенные какой бы то ни было возможности влиять на власть, могли бы простить воронинское клятвопреступление и подмену обещанного им "возрожденного социализма" "продолжением реформ", кабы из антироссийских маневров и евроинтеграционных усилий официального Кишинева вышел бы хоть какой-то прок. Но в "абсолютный приоритет" уже не верит никто, включая автора этой параноидальной идеи. С другой стороны, теперь совершенно невозможно рассчитывать на благосклонность и тем более помощь России.
Конечно, злословить и обличать куда легче, чем хотя бы представить, что можно сделать в сложившейся ситуации – крайне трагичной и смертельно опасной для молдавской государственности. Совершенно очевидно, что изначально, с приходом к власти, правящая команда во главе с президентом Ворониным избрала совершенно неверные ориентиры и приоритеты. Это касается как внутренней политики, так и внешней. Даже на фоне полного политического, экономического и социального хаоса при Снегуре или в сравнении с бесплодными лавированиями и стагнацией при Лучинском, курс Воронина выглядит во всех отношениях бездарным, плачевным и совершенно бесперспективным.
Тогда, начиная с 2001-го, требовался решительный прорыв – хотя бы для завоевания доверия масс, ибо без этого никакого "возрождения" не получится, – и твердый выбор геополитических предпочтений при опоре на стратегическое партнерство с Россией и СНГ в целом. Надлежало в первую очередь покончить с унизительной зависимостью от МВФ, тем более что фонд именно тогда надолго прервал свою грабительскую "помощь", и войти в российско-белорусский союз. Соответственно, такой курс исключал низкопоклонство перед "вашингтонским политбюро" и американским посольством в Кишиневе, перед многочисленными евроструктурами с их эмиссарами, привыкшими выкручивать руки бездарным правителям. Престиж Молдовы как государства, оказавшегося самым бедным в Европе, можно было повысить и укрепить через активную роль в СНГ (пример дали Казахстан и Белоруссия), интеграцию в евразийские структуры; но, как известно, "двуликий Янус" воронинской геостратегии упрямо глядел на Запад, рассчитывая получить вознаграждение, которое в народе называют халявой. Между тем страна, расчитывающая на халяву и готовая ради нее на любое вероломство и предательство, не может вызвать уважения и доверия к себе ни у друзей, ни у врагов.
Поразительно, что когда всевозможные СМИ преподносят нам свежие "географические новости" о выделении очередного гранта, кредита, транша от "стран-доноров", – никому и в голову не приходит, насколько это позорно и пагубно для страны. Прокладка дорог, строительство водопроводов, газовых веток, обновление медицинской аппаратуры, модернизация прочей инфраструктуры давно и прочно связывается у нас с западным "давальчеством". И все эти "дары данайцев" подаются как манна небесная. А между тем, по данным Национального банка Молдовы, за шесть лет, то есть за время правления псевдокоммунистов, внешний долг страны возрос на $756,61 млн или на 43,8%, достигнув к концу прошлого года $2 млрд 482,07 млн. При этом наибольший рост внешнего долга произошел в 2006 г., – он увеличился по сравнению с предыдущим годом на $402 млн (более 19%).
Поистине, нами правят бесшабашно смелые люди, не только не боящиеся принимать дары данайцев, но и не задумывающиеся о страшных последствиях такой "халявы". А ведь не надо других данных, достаточно означенной цифры долга, чтобы ужаснуться, посыпать голову пеплом и уйти с президентского поста куда глаза глядят – в трудовую эмиграцию или хотя бы в монастырь, благо, Владимир Николаевич их немало отстроил. Возможно, там, в тиши прохладной кельи, он мог бы укрыться от презрения и гнева своего народа. Какие великие лжецы умирают...
Бесшабашность воронинцев основана на их глубочайшем и ничем не обоснованном оптимизме, который резко контрастирует с пессимизмом большинства молдаван. В конце июля на заключительном заседании весенне-летней сессии молдавского законодательного органа лидер фракции правящей ПКРМ Евгения Остапчук самонадеянно объявила: "Молдавские коммунисты уверены, что в 2009 году избиратели снова проголосуют за них". Представляется, что достаточными основаниями для такого прогноза могут быть глубокое презрение к избирателям и полная уверенность в том, что и в 2009-м удастся их обмануть. Высокопоставленная партдама выразила точку зрения воронинцев: они считают "глубоко ошибочным" мнение о том, что после прошедших в июне местных выборов поражение коммунистов на парламентских выборах 2009 г. можно считать предопределенным. И добавила: "Если выборы будут корректными и справедливыми, то избиратели снова проголосуют за коммунистов – единственную политическую силу, которая продемонстрировала способность решать проблемы людей на благо страны". Как будто в Молдове бывают корректные выборы или воронинцы хоть раз показали на них пример справедливости.
Когда бывшие лакеи добивали поверженного императора Нерона, он воскликнул: "Какой великий артист умирает!". Да простится мне такое неправомерное сравнение: придет время, и мы отметим по сходному поводу, какие чудовищные лжецы нами правили. И подчинимся новым негодяям.
При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна |