Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
Старая евросказка на новый лад
Не пора ли в страну возвращаться?

На протяжении двух последних лет мы усердно цитировали европейских руководителей, которые внятно и недвусмысленно разъясняли, что Молдове нет и не будет места в Евросоюзе. И, как нам казалось, эта суровая истина в конце концов дошла до молдавской власти даже по ее длинной шее. Президент Воронин перестал к месту и не к месту поминать свой "абсолютный приоритет" и сменил пластинку, убеждая, что "надо строить Европу у себя дома". Это похвальное устремление, но стоит пожелать Владимиру Николаевичу успеха в двух делах сразу: он, конечно, волен строить у себя в квартире хоть Европу, хоть Африку, хоть Антарктиду, но в Молдове пусть все-таки построит нормальное государство взамен нынешнего посмешища на весь мир.

Но и этого пожелать я не могу, потому что опять у нас пересказывается на новый лад старая евросказка. Все прекрасно знают: большинство старых "еврочленов", прежде всего Англия, Франция и Германия, выступают против расширения ЕС, особенно за счет таких держав, как Украина, Грузия и Молдова. А кишиневские сказочники уверяют:

"На данный момент ни одно государство Европейского союза не выступает против европейских устремлений Молдовы, а большинство стран-членов ЕС всемерно поддерживает евроинтеграционный курс Кишинева". С таким заявлением выступил на днях заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Валерий Осталеп на прошедшем в Кишиневе заседании Национальной комиссии по европейской интеграции. И далее зам. главы МИДЕИ свел разговор к "установлению преференциальных отношений между ЕС и Молдовой", добавив все-таки: "с перспективой интеграции страны в Cоюз".

Цветущий синдром барона

Наша власть поражена тяжким недугом: иерархи и все подчиненные им службы страдают навязчивой страстью к сказкам Андерсена, переходящей в цветущий синдром барона Мюнхгаузена. Вот сообщение Национального бюро статистики: "Рост молдавской экономики по итогам первого полугодия составил 8,0%, что намного больше ожиданий аналитиков и прогнозов правительства, ожидающих в 2007 г. 5-процентного роста внутреннего валового продукта... Во втором квартале рост составил 8,5%, что больше показателя за первый квартал (7,3%). Согласно НБС, объем ВВП за шесть месяцев 2007 г. в сопоставимых ценах составил 20 млрд 942 млн леев, что на 8,0% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года". Прочтя такое, впору согласиться с мнением аналитиков, которое цитируется здесь же: "Это действительно невероятный рост...". Даже невозможный, я бы сказал. Сказочный. По Мюнхгаузену.

Обнаружив данную новость на сайте Basa-press, я вынужден был полчаса рыться в редакционной подшивке. Опровергать вранье – тяжкий труд, но дело в том, что во всех секторах экономики, исключая банковский, с начала года помесячно регистрировался либо спад, либо нулевой рост, либо мизерный, который никак не мог сложиться в 9-8,5%. Так, рост промышленного производства за семь месяцев с. г. составил 0,5% против января-июля прошлого. В комментарии "Logos-press" по итогам I полугодия сказано: "Индекс объема промышленного производства по отношению к январю-июню 2006 г. составил... 99,7%. Спад... был обусловлен снижением объема продукции предприятиями с основными видами деятельности: производство вина; дистиллированных алкогольных напитков; производство и распределение электро- и теплоэнергии; производство одежды; табачных изделий; машин и оборудования и др.". В главной аграрной отрасли – виноделии – сущий коллапс, а по большинству агрокультур – катастрофический неурожай. Во внешней торговле прогрессирует удручающий дисбаланс: в I квартале экспорт молдавских товаров и услуг возрос на 7,8%, а импорт – на 39%; дефицит увеличился в 1,7 раза против прошлогоднего, а за I полугодие возрос еще почти на 40%. Но если во всем реальном секторе из месяца в месяц – то спад, то стагнация, откуда феноменальный рост ВВП за II квартал и полугодие?

На этот вопрос ответили аналитики центра Expert-Grup. Они утверждают: методика, используемая при расчете ВВП, "арифметически раздута и противоречит сокращению объема промышленного производства, стагнации сельскохозяйственного производства, снижению объема произведенной винодельческой продукции и другим экономическим показателям".

Буйные фантазии премьера

Скоро сказка сказывается, и нам уже обещают, что в ближайшей перспективе Дюймовочка Молдова после тяжких мук среди геополитических жаб и кротов обретет идиллию там, где в кущах евросоюзных цветов порхают эльфы. А мне мерещится оловянный солдатик на одной ножке, сгорающий непонятно где, за что и почему. Я никак не возьму в толк, кого хотят очаровать фантасты из властных структур, соревнуясь с двумя баронами, Мюнхгаузеном и Врунгелем, по части прекрасных дел прекрасной маркизы.

А эти дела в интерпретации Василе Тарлева (подробно – на стр. 10) вкратце таковы: экономическая ситуация у нас-де"стабилизировалась" (тот самый стабилизец?), зарплаты "существенно подросли", а молдаване едут на заработки за рубеж, потому что это мода такая. Если верить премьеру, наши бизнесмены готовы на 40% увеличить объемы производства, не хватает малости... – рабочих. Их дефицит только в легкой промышленности – 15 тысяч. Так что пора гастарбайтерам возвращаться к родным очагам.

По данным Всемирного банка, учтенный объем денежных переводов молдавских гастарбайтеров, которые находятся на заработках в странах СНГ и ЕС, составляет свыше 20% ВВП Молдовы. Уже в 2005 г. он достиг более $900 млн. В июле с.г. молдавские гастарбайтеры перечислили на родину денег вдвое больше, чем в январе, а за январь-июль – без малого $600 млн. Значит, за этот год только легально в Молдову поступит свыше миллиарда баксов.

Осталось зарезать курицу...

Буржуазные экономисты призывают "не резать куриц, несущих золотые яйца". А Тарлев норовит зарезать. Возвращение гастарбайтеров означало бы масштабное падение ВВП Молдовы со всеми вытекающими последствиями. И представим, что будет, если все трудовые мигранты – а только учтенных нашей официальной статистикой их на чужбине около 400 тысяч – откликнутся на зов Тарлева, возвратятся на родину и попытаются трудоустроиться здесь на "подросшие зарплаты".

Премьер умолчал, что если зарплаты у нас "подросли", то цены на товары и услуги растут не по дням, а по часам, и реальный уровень жизни неуклонно падает. Он забыл оговориться, что зарплаты повышаются лишь некоторым бюджетникам, тогда как в экономике превалирует частный сектор. Ну, а сведения о дефиците рабочих рук и чуть ли не поголовной трудовой занятости требуют уточнений. Суть их в том, что в большинстве сел царит повальная безработица, отсюда их обезлюдение из-за бегства селян в города и за кордон. В городе тоже нет работы, но структура занятости иная, и сформировала ее воронинская пропаганда евроинтеграции при безмозглом умножении университетов. Выросло поколение, которое и слушать не хочет о физическом труде, да и о труде вообще; таким подавай место в доходной фирме или собственное дело, при котором хозяин бы кейфовал, а на него кто-то "пахал". Так к дефициту рабочих мест присоединяется мощный фактор, плодящий безнадежных бездельников. Эта формула "цивилизованного мира" исключает экономическое возрождение Молдовы, особенно при многочисленных начинаниях Воронина, пытающегося превратить Молдову то в "информационное общество", то в "туристический рай", а то и в сплошной "город вина".

За шесть лет "ворономики" колоссальные средства потрачены на второстепенные нужды и показуху, но так и не были восстановлены ирригационные системы, которые при советской власти и обеспечивали надежные и богатые урожаи. Только недавно Воронин вспомнил, что в нашей стране богатейшие почвы и природные условия, а это обрекает Молдову на статус аграрной страны. Но сельхозпроизводство, доведенное "красными командирами" до ручки, дает лишь 14% ВВП страны.

За подобное государственное строительство руководитель заслуживает позорной отставки. И если представить единовременный въезд в страну полумиллиона молдавских гастарбайтеров, то Воронину с Тарлевым мало не покажется.

Но тогда зачем наш премьер изложил свою, прямо скажем, глупую сказку? С какой целью?

Неслучайное совпадение интересов

Очень странно, что реплика молдавского премьера, призвавшего сбежавших соотечественников возвратиться на родину, совпала с новым активным обсуждением в России проблемы иностранных рабочих. Этот вопрос был поднят в Госдуме и предельно заострен при обсуждении кандидатуры Виктора Зубкова на пост премьер-министра. В России считают, что массовый наплыв гастарбайтеров наносит значительный ущерб национальной экономике, вызывает крупную и все возрастающую утечку валюты, усугубляет социальные проблемы, в частности, ведет к росту преступности, а также обостряет межнациональные отношения, вызывая умножающиеся конфликты, вплоть до появления маргинальных фашиствующих групп молодежи, избивающих всех иностранцев.

Думские депутаты требуют жестких подходов правительства к этому вопросу: разобраться с наличной иммиграцией, выдворить нежелательный элемент и впускать в Россию работать только по квотам, в регионы, испытывающие нехватку в рабочей силе, и только по нужным специальностям. В Москве и ряде городов идет вытеснение инстранцев из торговли, особенно с вещевых и продовольственных рынков. При всем том не похоже, что эти меры приведут к массовому выдворению иностранных рабочих из России, в частности, молдаван. Иммиграционная политика остается прежней: Россия берется оказывать активное содействие бывшим гражданам СССР, желающим поселиться в России, с предоставлением льгот и определенного количества мест, в основном, конечно, по регионам, нуждающимся в развитии. И лишь одно обязательное условие – прилично владеть русским языком.

А не дернуть ли себя за волосы?

Соответственно, у работающих в России гастарбайтеров появляются дополнительные возможности легализации и натурализации там. Так не боязнью ли Кишинева того, что многие наши соотечественники могут навсегда поселиться в России, объясняется пассаж Василе Тарлева? Ведь, вообще говоря, "возвращенцы", при нынешней ситуации в Молдове, в большинстве своем трудоустроиться здесь не смогут, и не исключено, что очередным их выбором станет отъезд на поиски работы и судьбы, но теперь уже на Запад, как минимум, – за Прут. Что, как понимает каждый, совпадает с желаниями всех евроинтеграторов – брюссельско-страсбургских, бухарестских и местных... Так что, очень возможно, налицо отнюдь не случайное совпадение интересов, но не Москвы и Кишинева, а Кишинева и Запада – от Брюсселя до Бухареста.

А может быть, боятся в Кишиневе другого? Что массовое и многолетнее пребывание молдаван в России напитает их "русским духом", в том числе бунтарским? И надо бы максимально вернуть эмигрантов на родину и, соответственно, под контроль режима? Эти опасения особенно реальны ввиду недавнего слияния единственной внутри Молдовы левой партии Союз труда "Patria-Родина" с организацией "Patria-Moldova", чье руководство дислоцируется в Подмосковье.

В любом случае, попытка через возвращение гастарбайтеров (едва ли реальное ныне) вытянуть Молдову из трясины ворономики выглядит крайне нелепо, опять же на манер Мюнхгаузена. В соответствующей байке доблестный барон, дернув себя за волосы, извлек из болота не только себя, но и коня, на котором сидел. Тарлев с Ворониным подобным приемом лишь сократят число собственных волос, которые им нужнее для того, чтобы рвать их с досады.

Гастарбайтеры всех стран...

Впрочем, к призыву Тарлева следует присоединиться, имея в виду цель, которой наши власти, вероятно, боятся более всего. Воронинский режим за шесть лет убедительно показал, что он полностью несостоятелен, более того, реально опасен для самого существования страны. Помнится, еще до прихода к власти воронинцы, пропагандируя свою доктрину "социализма для всех", старательно продвигали идею полного отсутствия рабочего класса в Молдове. Это, по их рассуждениям, должно было оправдать их стремление опереться на другую мощную силу. Крестьян, которые более всего за них ратовали и которых они в качестве гегемонов проигнорировали. Но никто не понял, в чем фишка, когда на эмблеме ПКРМ над перекрещенными Серпом и Молотом появилась Книга. Честно говоря, тогда и я наивно думал, что это – символ единения интеллигенции с трудящимися классами (одного из которых, по Воронину и Ткачуку-старшему, в Молдове нет). И только теперь я понимаю, что означает третий символ над двумя традиционными – это гроссбух. И заметьте: он помещен НАД(!) Серпом и Молотом, олицетворяя власть капитала, гегемонию бизнесменов, предпринимателей, банкиров, прочих спекулянтов и приватизаторов, с которыми так дружен Владимир Николаевич. Это исчерпывающе объясняет идеологические странности и практические новации коммуно-капиталистов от ПКРМ, ясно показывает, чьи интересы защищает государство, которое возглавляет евроинтегратор и бедоносец Молдовы.

Да, молдавский рабочий класс предшествующие демократы разогнали, развалив промышленность. Но ничто не мешало Воронину восстановить то и другое, – кроме, разумеется, Международного валютного фонда, посольства США в Кишиневе и собственных его устремлений. Но факт есть факт: у нас есть наемные и эксплуатируемые рабочие (пролетарии), не имеющие ничего, кроме цепей, но рабочего класса как социально-экономической и политической категории действительно нет. Нет и колхозно-совхозного крестьянства, зато есть батрацкое большинство, кулацкое меньшинство и отдельно взятые помещики, в изрядном числе с партбилетами ПКРМ.

Так что бессмертный марксистский лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" в Молдове временно "не пляшет". Что же тогда имеем мы, так сказать, в сухом остатке?

Еще остались вилы да топоры...

Аграрная реформа по румынскому образцу, начатая демократами, будет продолжена. 12 сентября правительство приняло "Регламент консолидации земель". Под предлогом того, что "приватизация земель в республике была скоротечной, а их использование единоличниками – неэффективно", задумано земли "консолидировать". В королевской Румынии это тоже было вторым этапом аграрной реформы: розданные крестьянам "по справедливости" парцеллы перешли в руки "умелых" и "достаточных", то есть кулаков и помещиков. Вот и воронинцы заявляют: "Единственный путь спасти и заставить «работать» знаменитые молдавские черноземы – объединить их под началом аграриев, которые желают и могут их обрабатывать". То есть крестьяне не могут и не желают, а "аграрии" хотят и смогут. Но я вам скажу, что из этого может выйти. Земля – последняя надежда народа. И когда ее станут отбирать, он возьмется за вилы и топоры. Да, в современном селе это, по сути, некому сделать. Но на зов отцов возвратятся, наконец, с чужбины дети.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100